В наш бурный и стремительно развивающийся век состояние и развитие нашего российского современного общества на данном этапе развития характеризуется резко возросшим влиянием средств массовой коммуникации и информационных технологий во всех сферах общественного бытия: экономической сферы, социальной сферы, политической сферы, духовной сферы и экологической сферы и т. д.
Грандиозный и невиданный до настоящего времени качественный скачок научных достижений привел к массовому и эффективному использованию коммуникационных технологий, резкому увеличению их роли в жизни нашего современного российского общества. В настоящий момент времени решающее значение приобретают процессы, происходящие в созданной человечеством искусственной среде – в так называемом «Информационном поле» (далее – ИП).
Особенно важным здесь представляется роль информационно-коммуникационных технологий в грядущем общественном устройстве, так называемом, современном постиндустриальном обществе. С этой точки зрения нам необходимо рассмотреть следующие очень важные вопросы: что есть современное постиндустриальное общество; тенденции, определяющие его образование и развитие; роль и влияние информационных технологий и коммуникационных процессов на жизнь этого современного общества в целом и духовную сферу людей в частности.
В современном западном мире (в социологии и социальной философии) принят, в отличие от марксистского формационного подхода иной, классификационный подход – цивилизационный подход, согласно которому любое общество в своем стремительном развитии проходит 3-и этапа:
– традиционное (доиндустриальное) развитие;
– современное (индустриальное) развитие;
– постсовременное (постиндустриальное) развитие общества.
Важными критериями определения здесь служат тип экономического уклада и связанные с ним стиль жизни и культура самого общества.
Во-первых, традиционное общество характеризуется как общество аграрного типа, отношения в котором определяются через призму земельной собственности. Общественное устройство является статичным, ригидно-сословным (т. е. малоподвижным и жестко закрепленным в нормах права на данном этапе развития этого общества).
Во-вторых, современное общество характеризуется как общество промышленного (а именно рыночного) типа, отношения в котором определяются через призму свободного частного предпринимательства и крупного машинного производства в данном обществе. Само по себе общественное устройство является динамичным, мобильно-классовым (т. е. максимально свободным, подвижным, взаимопроникающим, разнообразным, четко структурированным по отношению к частной собственности и роду занятий). Главенствующим и определяющим становится не сельское хозяйство, а развитая промышленность и торговля, бурно развиваются национальные рынки, транснациональные рынки, компании, монополии и т. д.
Человеческий труд из низко квалифицированного и подневольного (рабство, крепостничество) превращается в высоко квалифицированный и наемный труд – эффективный труд. В последующем окончательно формируются национальные государственные образования, наиболее развитые из которых в последующем претендуют на высокий статус – империю. Сам по себе прогресс общественно-экономических отношений в обществе определяется самим ходом научно-технического прогресса (далее — НТП).
Из этого следует, что традиционном (доиндустриальном) типе общества традиция является основным средством общественного воспроизводства, а общественная жизнь людей основывается на личной связи, где преобладает общность (коллективность) и соответствие социальной роли над индивидуальностью. А в современном же (индустриальном) обществе главным становится примат частной жизни человека и ценности индивидуальности. Можно даже утверждать, что родиной данного общества являются западные страны. Личность в данном случае стремится в перспективное и развитое будущее, время приобретает иную качественную характеристику «деньги – это время». Постепенно происходит секуляризация (процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни людей из-под жесткого и тотального контроля религии (от латинского «Saeculum» – срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с великого Августина «секулярный» – это мирской, светский)) традиционных духовных ценностей.
Каждая личность, порывая с традиционными связями (семья, родство, клан, община и т. д.), осмысливает себя как индивидуальный и качественный новых и перспективный проект, основанный на свободе выбора самой личности. В это время связи личного типа заменяются качественно иной по свой сути связью – универсально-абстрактными связями (различными социально-политическими институтами, серьезным финансовым капиталом, глубоким экспертным знанием и т. д.). Личность имеет возможность качественно и эффективно развиваться, значительно повышать свой уровень, интеллектуальные способности и эффективно двигаться дальше вперед, имеет возможность достигнуть высокого положения в обществе и добиться высоких успехов в своей личной жизни и на трудовом поприще.