Демократия или анархия в США. Существует миф: США ‒ самое демократическое государство в мире? Внешняя политика США, согласно теории демократического мира (90-е гг. ХХ века США) направлена на внедрение во всех странах мира определённой модели демократии. В таком случае можно было бы предположить, что в США с демократией всё в порядке и внутренние проблемы общества решены. Однако такие события в США в 2017 году, как демонстрации протеста против избранного президента Трампа, снос в ряде штатов памятников сторонникам Конфедерации, участникам Гражданской войны 1861–1865 годов на стороне Юга, которые сопровождались беспорядками, актами вандализма, столкновениями ультраправых с их противниками, и другие события; свидетельствуют о том, что хвалёной американской демократии не существует! Наоборот, наблюдается в США патология общества и общественного сознания: агрессия граждан, разрушение государственности, несоблюдение законов гражданами и политическими деятелями страны, государственными структурами и спецслужбами.
Демократия – одно из самых неоднозначных и мифологических явлений науки и философии. Считается, что демократия одно из великих достижений западной цивилизации, а потому она должна получить распространение во всех странах мира.
Миф: демократия – власть народа! Большинство стран мира декларируют демократическую форму правления, среди них западные развитые и восточные развивающие страны, теократические и тоталитарные. Так, в Пакистане, в процессе голосования граждане вместо росписи ставят отпечаток пальца. В науке существуют многочисленные модели демократии: демократия классического либерализма, коллективистская демократия, элитарная демократия, плюралистическая демократия, социалистическая демократия и др.
Распространено в политике и отрицание демократии. Негативистский подход рассматривает демократию как оклохратию – власть черни и толпы, людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (Платон, Аристотель).
Как считает О.А. Омельченко [Омельченко, с.457], тоталитарное государство – это организация, в несколько деформированном виде, но созданная интересам народной массы.
49. Омельченко О.А. Всемирная история государства и права: учебник. В 2 т. Т 2. Москва: Эксмо, 2007. С. 457.
Великая Французская революция впервые обозначила две концепции демократии: власть собственников и власть народа. Народ – в обычном понимании – это все население, все жители того или иного государства, страны; в историческом материализме эта часть населения, которая в данный исторический период заинтересована в поступательном развитии общества, играет решающую роль в установлении нового, прогрессивного строя. До возникновения антагонистических классов к народу относилось все население данной страны, территории. В рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах народ – прежде всего трудящиеся массы, создатели материальных благ.
Как можно объяснить многовековому сохранению ложных представлений о демократии, роли народных масс в истории, в современной науке? Только преобладанием иррациональности в культуре человека, полным отсутствием критики в науке, существованием мифа о преемственности в гуманитарных науках! Кроме того, учёные явно противоречат сами себе. С одной стороны, они заявляют, что демократия власть народа, с другой, что творцом тоталитаризма являются народные массы. Как можно утверждать, что народная культура способствует прогрессу? – Народная культура, включающая традиции и обычаи, которые отрицают право и мораль, являются консервативными и враждебными прогрессу. В ней отсутствует главный аспект – социализация. Народная культура – культура рабов. Фридрих Ницше считал, что мораль рабов претендует на абсолютность, последнюю истину, проповедует добро и справедливость. Но в то же время рабская мораль стадная, ее сущность выражается в лицемерии. Нравственный идеализм опасен, поскольку приверженность к идеалу чревата ненавистью к реальной жизни, в которой добро и зло шагают рядом, либо нигилизмом к самой морали, либо отрицанием всякой морали.
С. Хоффман [Цит. По: Иногучи, с.133] как-то задал риторический вопрос: являются ли
международные исследования американской социальной наукой? Обычно на него отвечают следующим образом: «Да, по крайней мере – последние пятьдесят лет». Аналогичный вопрос напрашивается и в отношении политической науки. Доминируют ли американцы в этой отрасли знания? И ответ на него будет тем же: «Да, по крайней мере – последние пятьдесят лет». С точки зрения количества, разнообразия, а, по мнению некоторых исследователей – и качества работ, американские учёные, безусловно, определяли и определяют состояние политической науки во всём мире.
4. Цит. по: Иногучи Т. Политическая наука в трёх демократиях: «Нелояльной» (Япония), демократии «Третьей волны» (Южная Корея) и «зарождающейся» (Китай)// Полис. Политические исследования. 2004. №5. С.131.
По мнению Э.Я. Баталова [Баталов, с.9], на протяжении нескольких последних десятилетий после окончания Второй мировой войны Соёдиненные Штаты являли собой одну из главных точек роста мировой политической мысли и центр развития мировой политической науки.
3.Баталов Э.Я. Американская политическая мысль ХХ века. Москва: Прогресс-Традиция, 2014.
Т. Иногучи [Иногучи, C.131-133,138], проводя исследования демократии в Японии, Южной Корее и Китая, отметил влияние американской политической науки на развитие политической науки этих трёх стран. Во-первых, он характеризовал демократию в Японии как «нелояльную». По его мнению, «к категории «нелояльных» принято относить давно укоренившиеся и устоявшие демократии, для которых характерно недоверие граждан к политикам и индифферентное отношение к политике как таковой. Эти черты присущи и американской демократии. Уважение к политическим институтам упало в США до предельно низкой отметки», аналогично в Японии «доверие к политическим партиям, парламенту, государственным чиновникам, политическим лидерам и правительству находится там, на очень низком уровне». Во-вторых, Т.Иногучи относит Южную Корею к демократиям «третьей волны», поскольку «демократизация Кореи пришлась на то время, когда аналогичные процессы охватили Южную Европу, Латинскую Америку, Южную и Юго-Восточную Азию. В режимах подобного типа делается акцент на процедурных и электоральных аспектах демократии. Такие режимы носят манипулятивный характер и не опираются на сколько-нибудь устойчивые демократические убеждения граждан. Конечно, демократию принято определять не по процедурным, а по содержательным критериям – как власть народа, от народа и для народа. Однако в случае «третьей волны» под демократией подразумевается лишь избрание руководства страны в ходе свободных, честных и конкурентных выборов, зачастую проводящихся под наблюдением ООН. В-третьих, Т.Иногучи определил демократию в Китае как зарождающуюся. «Зарождающиеся демократии можно иначе назвать полудемократиями или демократиями, находящимися в процессе становления. Хотя по своей природе подобные режимы, безусловно, остаются авторитарными, им присущи и некоторые черты, которые со временем могут способствовать появлению демократических форм. Речь идёт, в частности, обо всё большей открытости номенклатуры, о проведении демократических выборов на уровне деревень, об усилении прозрачности и подотчётности власти. Так, доктрина «трёх представительств партии» Цзянь Цземина нацелена на расширение состава коммунистической партии за счёт включения в неё предпринимателей, специалистов в области фундаментальных и прикладных наук и просто граждан, лояльно относящихся к этой организации». В заключении, Т.Иногучи подчеркнул, что «все три страны, вне зависимости от специфики сложившегося в каждой из них политического режима, движутся по пути демократического строительства, проложенному американской демократией. Аналогичным образом можно говорить о том, что на их политическую науку, так или иначе, повлияла американская политология. Однако это отнюдь не означает, что последняя заняла там доминирующее место. Восточноазиатские исследователи обращаются к концептам и методологиям, разработанным в США, дабы найти ответы на вопросы, которые ставит перед ними эмпирическая реальность их стран. В случае Японии это вопрос: почему политические лидеры и институты пользуются столь слабым уважением граждан? В случае Кореи: почему после 15 лет демократического транзита в обществе так сильны антиамериканские настроения? В случае Китая: почему народ не доверяет чиновникам, почему политическая система страны остаётся закрытой и неподотчётной? Эти и подобные им ключевые вопросы задают направление развития политической науки соответствующих стран. В настоящее время правительства большинства стран мира декларируют себя демократическими, в противном случае они становятся изгоями в глазах остального мира и могут быть подвергнуты военной интервенции со стороны США».
9.Иногучи Т. Политическая наука в трех демократиях: «Нелояльной (Япония), демократии «третьей волны» (Южная Корея), и «зарождающейся» (Китай)// Полис. Политические исследования. 2004. №5.
Как считает Мюллерсон Рейн [Мюллерсон Рейн. От теории демократического мира к насильственной смене режима / Интернет-журнал «Гефтер» 12.09.2019. URL:http://gefter.ru/archive/], теория демократического мира оправдывает политику, движимую экономическими или стратегическими интересами, которая подталкивает, воздействует или поддерживает смену режима. Однако «при продаже на экспорт у мягкого и человеческого лица наследия Просвещения обнаруживается серьёзная проблема. Несмотря на то, что во многих незападных странах существуют довольно много западных образованных или влиятельных людей, которые призывают к свободе и демократии, на практике такие революции часто заканчиваются хаосом, разочарованием, возвратом к диктатуре или проявлением несостоятельных государств. Почему так происходит? Даже если бы западные ценности в принципе могли стать универсальными, не все общества готовы к их немедленному внедрению. Иногда лекарство слишком сильно и может убить пациента, вместо того чтобы излечить его». Современные смены режима (Арабская весна и более ранние цветные революции в некоторых бывших советских республиках) поднимают взаимосвязанные вопросы теории международных отношений и международного права. Среди них теория демократического мира и её роль в поддержании или оправдании политик, движимых экономическими или стратегическими интересами, а также подталкивание, содействие и поддержка смены режима. «В экспортно-импортном деле демократии необходимо всегда помнить, что демократизация должна вызываться спросом, а не стимулироваться предложением. Только в случае, если имеется сильное желание народа построить демократические институты, а также при наличии, по меньшей мере минимальных материальных и культурных предпосылок, сторона спроса может сыграть положительную роль. В противном случае её роль будет разрушительна, и, при всём уважении к теории «созидательного разрушения» Джозефа Шумпетера, в этом разрушении не будет созидания», полагает Рейн Мюллерсон.
15.Мюллерсон Рейн. От теории демократического мира к насильственной смене режима/ Интернет-журнал «Гефтер» 12.09.2019. URL:http://gefter.ru/archive/ (обращения 30.04.2018)
Цветные революции [Цветные революции] – это проекты по свержению легитимной власти в странах второго мира и третьего мира, организованные США и Великобританией. Характерным признаком цветной революции является декларируемое отсутствие использования насилия – начинается такая революция всегда с мирных протестов, если не будет вовремя подавлена. Другим признаком является скрытая, на активная денежная поддержка революционеров со стороны различных специальных фондов, посольств и спецслужб США, и прочих западных стран. Декларируемой целью цветной революции является смена «авторитарных» и «тиранических» политических режимов на «демократические» и «либеральные», а также «осуществление» права народа на самоопределение. Мадсен приводит список стран, в которых проходили госперевороты при участии и поддержке США: «революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» и «Евромайдан» на Украине, ливанская «революция кедров», «оливковая революция в Палестине», «тюльпановая революция» в Киргизии, государственные перевороты в Югославии, Кувейте, Ливии, Бирме, Тибете, Иране и в других странах.
25. Цветные революции URL:http://ruxpert.ru/Цветные_революции (дата обращения 30.04.2018)
Считается, что демократия возникла в Древнем Риме. Однако у автора возникает сомнение: была ли демократия в Древнем Риме? Великая Римская империя, основанная на рабовладельческом строе, доказала свою неэффективность и рухнула под натиском варваров, эволюция общества сопровождалась поисками новых путей развития, организации социально-политической системы. В самом деле, можно ли говорить о демократии как народовластия, если одно из его слагаемых – «народ» в условиях рабовладельческого строя «исключал», согласно официальному представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? Действительно, в Древнем Риме были заложены основы демократии: институт частной собственности, институт выборов и представительства слоёв общества в органах власти. Развитие Древнего Рима продемонстрировало эволюцию общественного развития Запада: непрерывные войны способствовали стремительному взлёту Древнего Рима, мировому господству и накоплению несметных богатств, паразитическому образу жизни патрициев и плебеев и кризису рабовладельческого общества, как неэффективного и неспособного к развитию.
Миф: Средние века были самыми мрачными временами застоя в истории человечества!
Эпоха Средневековья считается мрачным и жестоким временем, не иначе как эпоха мракобесия. Религия в эпоху Средневековья зомбировала людей и пыталась контролировать их жизнь путём насилия и средневековыми пытками. Религия обещаниями райской жизни оправдывало существование на Земле социального неравенства, помогало власть имущим в управлении крепостными (бывшими рабами). Роль религии неоднозначна: с одной стороны, она способствовала стабильности общества и созданию государства, с другой, она тормозила общественный прогресс путём контроля жизни людей и подавления инакомыслия. Тем не менее, церковь была необходимым социальным институтом, который способствовал развитию и укреплению феодального государства.
Как сказано выше, религия была мощным регулятором древних государств, и задачей церкви, как института государства, была защита власти короля и контроль духовной жизни миллионов людей. Отношения между верховной властью и церковью были сложными во все времена, и роль служанки не устраивала иерархов церкви. Стремление церкви узурпировать власть в государстве проявлялись в контроле не только жизни людей, но и верховной власти. Поэтому в истории цивилизаций остро стоял вопрос: церковь для государства или государство для церкви? Церковь стала реакционным государственным институтом: она проповедовала Абсолютные неизменные ценности, была противником любых реформаций, подавляла инакомыслие и тормозила общественный прогресс путём контроля духовной жизни людей и подавления у них желания участвовать в общественной жизни. Дальнейшее развитие государства вызывало необходимость признания верховенства короля над церковью, реформации церкви, создание светского государства. Таким образом, важными историческими событиями в Средние века стали церковная Реформация и Инквизиция.
По мнению автора, в Средние века развитие общества в Западной Европе происходило стихийно, независимо от человеческого сознания. Средние века ознаменовались созданием светских, централизованных государств в Западной Европе. Важной особенностью в Средние века является зарождение демократии и правового государства: ограничение абсолютной власти короля и предоставление свобод феодалам; создание парламентов в Англии и Франции и феодального права. Заключительным этапом эволюции общества в Средние века на Западе явилась борьба короля с церковью. Наиболее успешно он проходил в Англии, где Реформация не только способствовала ускорению процессов создания светского государства, но и созданию буржуазного общества.
Эпоха Возрождения представляла собой новый образ жизни, новое мировоззрение и антипод средневековой культуры. В Новое время совершился революционный переворот в естественных науках: открытие гелиоцентрической системы, значительных успехи математики и физики. Ученые Нового времени перенесли научные методы из естественных наук в социально-гуманитарные и взяли на вооружение рационализм времен Античности как основной «научный метод», утверждающий, что научные теории могут создаваться умозрительным путем, не обращаясь к опыту. Таким образом, наука Нового времени игнорировала достижения тысячелетней человеческой культуры в эволюции общества. Если в Средние века основой развития общества были частная собственность и неравенство, в то время как ученые Нового времени отдали свое предпочтение утопическим идеям Т. Мора и Т. Кампанелла: коллективной собственности и равенству.
В исследованиях причин Великой Французской революции отмечался противоречивый характер, однако, главный итог революции следующий: в истории были обозначены два противоположных направления развития общества, две революции: буржуазная и социалистическая. Буржуазная революция являлась одним из этапов стихийного развития общества и была вызвана объективными причинами: значительным ростом производительных сил, появлением класса буржуазии, отсутствием свободы предпринимательства и устаревшими производственными отношениями феодального государства, тормозящими дальнейшее развитие общества. Причинами социалистической революции было бурное развитие науки в эпохи Возрождения и Просвещения, в основе которых были гуманизм, естественные права человека и концепция общественного договора, и была попытка науки вмешаться в стихийный процесс. Конечно, социальные революции как катастрофы, происходящие в обществе, зависят от многих экономических, социальных и политических факторов, но хотелось бы выделить главный – кризис общественного сознания. Благие намерения ученых: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо; и писателей: Вольтера и Дидро; воссоздать в обществе всеобщую справедливость и абсолютное равенство довели до кризиса общественное сознание («раскачали лодку до критической отметки»).
Французская революция проходила в несколько этапов, в процессе которых власть переходила от буржуазии к народу и наоборот. Особо можно отметить режим правления якобинцев, который превратился в диктаторский, и борьба с противниками революции стала политикой открытого террора. Революционный трибунал осуществлял борьбу со всеми, кто покушался на свободу, равенство, единство и неделимость республики. Развернулись массовые репрессии, и трибунал применял только одну меру наказания – смертную казнь. К врагам были отнесены все, кто призывал к восстановлению королевской власти, поддерживал сношения с врагами республики. Хочется отметить, что достижениями Французской революции были гильотина и марсельеза. Гильотина – «самое гуманное приспособление», позволяющее убивать человека. Марсельеза становится государственным гимном Франции, олицетворяя ложные идеи демократии Запада. В результате государственного переворота Наполеон стал правителем Франции, и в 1802 году Бонапарт объявлен пожизненным консулом, и Франция была преобразована в империю.
В XIX веке произошло формирование трех различных идеологий: либерализма, консерватизма, социализма. Если либерализм был идеологией буржуазных кругов, то консерватизм стал оплотом аристократии, которая вела борьбу с буржуазными порядками. Однако с появлением на политическом фронте народных масс, рабочего класса и появлением идеологии социализма, либеральная и консервативная идеологии превратились в идеологию буржуазных партий. Причины создания идеологии социализма были вызваны обнищанием народных масс в начальный период формирования капитализма и крушение традиционной культуры. Именно отсутствие общественного сознания народных масс способствовало возрождению утопических идей построения справедливого общества и ликвидации частной собственности. Возрождение утопических идей Кампанелла и началом формирования идеологии социализма стал 1848 год, когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы, и опубликование «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, создание международных организации (I и II интернационал). В XIX веке достижением общественной науки стало открытие законов развития общества К. Марксом и Ф. Энгельсом, очередная утопия, которая оказала влияние на процесс развития всех стран мира в ХХ веке. Согласно теории К. Марса и Ф. Энгельса поступательное развитие общества осуществляется через общественно-экономические формации, а движущим фактором является классовая борьба. Капитализм создает предпосылки для создания социалистического общества, и итогом развития капитализма будет пролетарская революция, власть рабочих.
В 1954 году в СССР опубликованы труды К. Маркса и Ф. Энгельса в 39 томах, впоследствии было издано еще 11 томов, итого 50 томов. В 1867 году в типографии была опубликована книга К. Маркса «Капитал. Критика политической экономии». Успех книги «Капитал» впечатляет. Его перевели на 50 языков, а совокупный тираж составил около 50 миллионов. Популярность книги в ХХ веке сравнима с библией. Некоторые историки считают, что влияние К. Маркса и Ф. Энгельса на исторические процессы были негативными, и именно марксизм послужил теоретическим обоснованием тоталитарных коммунистических режимов ХХ века.
ХХ век – век тоталитаризма. Проблемы демократии, впрочем, и всей общественной науки особенно выявились в ХХ веке. Наука стала (или не стала?) производительной силой общества, однако прогресс общества даже в развитых странах Европы и Америки не наблюдался. И хотя развитие капитализма в этих странах способствовало подъему экономики, но по-прежнему в Европе сохранялись империи: Британская, Австрийская и Испанская.
Первая мировая война положила конец национальным империям – России и Австро-Венгрии, и было создано до десятка новых самостоятельных государств. Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, а в некоторых – милитаризацию всего право-государственного уклада. Военное управление начинало доминировать в общеполитической и общегосударственной сферах; это сопровождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод, даже исходя из принятых конституционных рамок.
Главным событием ХХ века стала Великая Октябрьская революция в октябре 1917 года, завершившаяся созданием социалистического государства, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Волна революций прокатилась по странам центральной Европы. Теоретики марксизма прогнозировали мировую революцию, победу классовых интересов рабочих и рабочих партий.
Ведущей идеологией в ХХ веке стал социализм, который нашел поддержку у миллионов людей. Вначале ХХ века был создан Социнтерн, в состав которого вошли более 100 партий со всего мира. К концу 20 века социалистические и социал-демократические партии заняли ведущие позиции в управлении государством. Социал-демократы выдвинули идею о мирном сосуществовании стран капитализма и социализма. Идеи социал-демократии стали основой создания Организации Объединенных Наций.
Авторитарные режимы в 20-30-х гг. ХХ века существовали в большинстве стран Европы, Латинской Америки и Азии. Для преодоления кризисных явлений после Первой мировой войны требовалась мобилизация всех ресурсов, которой могла добиться только сильная власть, осуществляющая государственное регулирование экономики. В 40-х годах была опубликована книга Ф. Хайека «Дорога к рабству» [Хайек], в которой он предупреждал об опасности планирования экономики развитых государств, последствием которого может быть превращение этих государств в тоталитарные. Он критикует кейнсианство, неограниченную демократию и «государства благосостояния».
24. Хайек. Дорога к рабству/Пер. с англ. Москва: Новое издательство, 2005.
В Италии и Германии к власти пришли нацисты во главе с Муссолини и Гитлером. Диктаторские режимы были установлены в Польше, Португалии, Эстонии, Латвии, Югославии, Болгарии, Албании. К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Во время Второй мировой войны все государства – участники имели тоталитарный характер: государственное регулирование экономики, ограничение прав и свобод, запрет на забастовки и демонстрации, шпиономания.
Распад колониальной системы. Миф: В результате национально-освободительного движения бывшие колонии получили независимость и возможность модернизации экономики. Распад колониальной системы империализма происходил в несколько этапов в период XVIII – XX веков. Задачами национально-освободительного движения были: политическое освобождение народа и создание национального государства; выбор общественного строя и определение направления экономического и социального развития. Распад колониальной системы начался во времена Великой Французской революции. На основе научных теорий ученых Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. во Франции были предприняты попытки построить рай на Земле. В 1793 году якобинцы отменили рабство в колониях. Это яркий пример вмешательства науки в стихийный процесс, однако волюнтаризм якобинцев, их благие намерения воссоздать в обществе всеобщую справедливость не способствовали общественному прогрессу. Произошел распад Британской, Французской и Португальской колониальных империй. Получив независимость, бывшие колонии не стали независимыми в плане экономическом. Бывшие метрополии по-прежнему определяли пути развития освободившихся стран. Но зависимость была теперь следствием не политического давления, а отсталости. Многие страны Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны оставались аграрно-сырьевыми. Отсталость закреплялась господством традиционных укладов жизни, неграмотностью большей части населения.
Государственные перевороты, гражданские войны и межгосударственные конфликты стали характерной чертой развития многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отсюда распространено название таких государств – развивающиеся в отличие от уже относительно развитых стран Запада. В этом смысле применяют для их обозначения и термин «третий мир». Наиболее привлекательным выбором для развивающихся стран оказался пример развития социалистической демократии. Хочу напомнить, что наука способствовала фальсификации мировой истории развития общества, в частности национально-освободительного движения колоний Запада. Все они в середине ХХ века получили независимость, которая отбросила их в экономическом, политическом и социальном на сотню лет назад.
По мнению А. Никонова [Аргументы и Факты, с.6], после того как британцы ушли из Индии, уровень жизни в стране резко упал. До ухода «проклятые эксплуататоры» построили в Индии больше железных дорог, чем у себя дома, в Англии. В начале ХХ века 42 процента британских внутренних накоплений инвестировалось в Индию. Британцы расширили площади орошаемых земель в Индии в 8 раз. То же самое происходило с другими колониями европейских стран. Заметьте, везде, где цивилизаторская миссия европейца не прервалась в результате национально-освободительных революций, теперь нормальная жизнь – в Австралии, Канаде, Новой Зеландии. А там, где аборигены добились независимости, дела обстоят гораздо хуже. Наиболее красноречивый пример здесь, конечно Африка. Получив независимость, африканцы за последние 40 лет перебили больше своих соплеменников, чем погибло народа за всю Первую мировую войну.
1.Аргументы и Факты. 2005. №5. (Газета)
В результате национально-освободительных революций в бывших колониях народ получил не освобождение, как хотели уверить нас советские ученые, а рабство, поскольку к власти пришли местная элита, пытающаяся повернуть историю вспять. Идеология социализма представляла угрозу для буржуазного общества, и, чтобы нейтрализовать идеологию социализма, некоторые социалистические требования находят отражение в социальном законодательстве Англии, Франции, Германии, а также зарождается христианско-социалистическое движение как эклектизм консерватизма и социализма. В послевоенные годы в странах Европы распространение получают христианско-демократические партии. Они считают, что общее благо является целью политической системы и государственной власти, и выступают за социальную справедливость и социальное государство. В 1961 году был основан Всемирный христианско-демократический союз. В 1982 году организация была переименована в Интернационал христианской демократии, а в 1999 году в Центристский демократический интернационал, чтобы отразить растущее участие различных религий.
Социализм в Европе 21 века [Социализм в Европе 21 века URL: https://energa.livejournal.
com/175600.html]. Из 39 независимых государств Европы в 35 действуют социалистические и социал-демократические партии. Социал-демократические партии имеются в 29 странах, социалистические ‒ в 19, хотя не всегда под такими названиями ‒ в Великобритании, например, носителем социал-демократических идей является лейбористская партия, в Италии – левые демократы, в Норвегии – рабочая партия. Выразителем социалистических идей в Греции выступает Всегреческое социалистическое движение, в Польше ‒ Союз демократических левых сил.
19. Социализм в Европе 21 века URL: https://energa.livejournal.com/175600.html
(дата обращения 30.08.2018)
Международные организации – угроза цивилизации.
Объединенных Наций была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 года. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействию обеспечения всеобщего мира и международной безопасности. Действуют международные организации по защите прав человека и в других регионах. В Африке – Африканская комиссия по правам человека и народов. В Америке – Межамериканская комиссия по правам человека и Международный суд (по аналогии с Европейским Судом в рамках Совета Европы), который является юридическим контрольным органом по пресечению нарушений прав человека.
Тинберген [Тинберген] придерживался взгляда, согласно которому социальные структуры Востока и Запада изменяются и сближаются в направлении оптимума. Классический либеральный капитализм может стать социалистическим, восприняв элементы государственного планирования, а марксистский социализм может стать более капиталистическим, вобрав элементы рыночной экономики. В докладе сформулированы предложения «справедливого» и «эффективного» решения актуальных проблем, установления равноправных экономических отношений между «богатыми и бедными странами». Эти изменения приведут к установлению «справедливого общественного строя».
22.Тинберген Ян. Пересмотр международного порядка. Москва. 1980.
Психоанализ дилетанта:
1. Налицо очередная попытка создания утопии «социального рая» и неадекватное мировоззрение ученых, причиной которого является непонимание различной природы развития традиционного и демократического обществ.
2. Управление мировым сообществом и занятие нейтральной позиции является абсурдом. Желание выжить в условиях холодной войны можно объяснить только тем, что ООН является бюрократической организацией, никем не контролируемой, которая работает сама на себя и решает свои финансовые проблемы.
3. После распада СССР и окончания холодной войны соперничество между Востоком и Западом не закончилось, в условиях глобализации общества оно усилилось. В этих условиях нейтральная позиция и миротворческая миссия ООН может привести человеческое общество к катастрофе. Главной задачей ООН должен стать прогресс человеческого общества, поскольку поддержание стабильности и прогресс общества – не одно и то же.
4. Адекватная оценка происходящих событий, выработка нового знания о человеческом обществе являются необходимыми условиями ускоренного развития цивилизации. Международные организации являются бюрократическими организациями, которые ставят ложные цели и погрязли в коррупции и шпионаже, ведут к деградации человеческого общества. По сути, это еще одна попытка править миром с помощью Разума. Причем, если ООН и ЮНЕСКО делают упор на общечеловеческие ценности, то такие организации, как ВТО, Международный валютный фонд и Всемирный банк – на коммерческую сторону решения проблем. Так, например, Россия и другие страны видели разрешение военного конфликта в Ираке путем передачи власти национальному правительству и осуществление контроля войсками ООН. ООН неадекватно оценивает проблемы конфликта Востока и Запада, в ООН отсутствуют план и исторический опыт экономических, политических и социальных преобразований в отдельно взятой стране, будь то Афганистан или Ирак!
5. Международные организации, призванные регулировать глобальные процессы, порождение Воспаленного Разума бредовыми идеями установления равноправных экономических отношений между «богатыми и бедными странами» и «справедливого общественного строя».
6. Кризис глобального общества – зеркальное отражение кризиса науки. В основе кризиса современной науки лежит фальсификация истории, демократии, национально-освободительного движения, естественного права и общественного договора, естественноисторического процесса развития общества. Мировоззрение ученых является архаичным: метафизическим и религиозным; и ведет к возрождению ложных теорий Средневековья и Нового Времени.
Идеологическим фундаментом создания ООН и других международных организации послужила модная в 50-60-х гг. ХХ века теория конвергенции, прогнозирующая тенденцию сближения двух социальных систем – капитализма и социализма. Именно на основе теории конвергенции были заложены основы политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, которую стали рассматривать ее как средство устранения острых международных конфликтов. Несмотря на то, что эта очередная утопия, которая игнорировала различие политических, социальных и культурных различий капиталистического и социалистического обществ и которая лопнула как мыльный пузырь, ООН и другие международные организации здравствуют и ныне.
В настоящее время общечеловеческие ценности являются основой государственной политики США и Западной Европы, а также ООН. По мнению автора, именно общечеловеческие ценности явились причиной деградацией Запада: работорговля и терроризм, наркомания и преступность, пропаганда гомосексуализма, заключение однополых браков. Большинство сторонников концепции общечеловеческих ценностей относят к ним следующие:
общность исторической судьбы и наследия Запада;
право на самоопределение;
парламентаризм, демократическое устройство государства и общества, включающее соблюдение прав меньшинства;
верховенство права, правовую культуру;
рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности;
социальную справедливость, опирающуюся на социальное партнерство;
приоритет прав человека, суверенитета личности над государственным суверенитетом, либеральный индивидуализм;
светскость общества и культуры, во многом основанную на христианском наследии;
толерантность и мультикультурализм.
Психоанализ дилетанта:
1.Однако, приведенные выше безумные события в глобальном обществе, вызывают сомнения в их положительном влиянии. Больше того, могут ли существовать общечеловеческие ценности вообще. Если предположить, что общество эволюционирует, и по мере его развития должны меняться ценности, которые являются основой его культуры, то, поскольку общества в мире развиваются неравномерно и находятся на разной стадии эволюции, не может существовать единых ценностей для различных государств в глобальном мире.
2.Общечеловеческие ценности Запада и реальность расходятся. Если предположить, мигранты вдруг покинут США и страны Западной Европы, то экономика их моментально рухнет, поскольку значительную долю рабочей силы, причем не только низкоквалифицированной, но и высококвалифицированной, составляют мигранты.
3.В результате многолетней психоманипуляции общечеловеческие ценности Запада стали убеждением элиты, которая считает их главным достижением современной цивилизации.
Опыт государственного регулирования не мог не повлиять на капиталистические страны, особенно в период «демократического движения» после Второй мировой войны. В Западной Европе появились социалистические правительства, отвергавшие политику экономического либерализма. Именно тогда стала формироваться современная концепция социального государства, называвшегося первоначально государством благоденствия. В настоящее время Китай демонстрирует стремительное развитие, каждые десять лет в Китае происходит удвоение ВВП. Это означает не только то, что в Китае наблюдается общественный прогресс, а также и то, что деградирует Запад. Именно Китай больше подходит к определению социального государства, демонстрируя стремительный экономический рост, в соответствии с которым каждые десять лет увеличиваются заработная плата, расходы на образование, культуру и социальные нужды.
Международное право – путь к деградации общества. Как считает И.В. Гетьман-Павлова [Гетьман-Павлова, с.18], в доктрине международного права, в международной политике и международных отношениях точка зрения о существовании общего (универсального) международного права является общепризнанной. Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его общечеловеческую ценность. Общепризнанные нормы-принципы представляют собой ядро современного международного права.
7. Гетьмен-Павлова И.В. Международное право: учебник. Москва: Юристъ, 2013.
Для развивающихся стран вопрос приоритета международного права является проблематичным вследствие возникновения противоречий международного права Конституции страны. Как считает К. Султанбеков [Султанбеков, c.170], в качестве наглядного примера вспомним резонансный сегодня вопрос о правах секс-меньшинств, в частности принятие в Российской Федерации в 2013 году так называемого «антигейского» закона, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вызвавшее ажиотаж в определенных международных кругах, которые обвинили Россию в недопустимой дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества. Однако этим политическим актом Россия заявила о себе не как об автократическом государстве, ограничивающим права и свободы отдельных своих граждан, противопоставляя себя Западу и с его индивидуализмом и атомизацией. Как по этому поводу заметил президент РФ В. В. Путин, между Россией и странами Запада существуют «фундаментальные, культурологические противоречия», и их разделяют «немного разные философии жизни», вследствие чего «понять друг друга довольно сложно».
20. Султанбеков К. Размышления о критериях дифференциации демократии и недемократий в свете разделения мира на Восток и Запад// Власть. 2017. №1.
Психоанализ дилетанта:
1.Задачи международного права, как и ООН, является общественный прогресс, как в странах Запада, так и в странах Востока.
2.Возникает вопрос: что является двигателем прогресса: экономическое развитие и рост благосостояние граждан или развитие демократии и расширение круга индивидуальных прав и свобод граждан?
3.И возникает другой вопрос: ООН является созидательной или разрушительной силой, т.е. способствует прогрессу или деградации общества?
Принцип равноправия и самоопределения наций и народов закреплен в уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа зафиксирована в Декларации 1970 г., в Хельсинском акте 1975 г., в Международных актах о правах человека 1966 г.:
1.Все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
2.Все государства обязаны уважать это право.
3.Все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение.
4.Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и справедливость.
5.В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.
6.Запрещено подчинение народов иностранному государству.
Международное право, как порождение РАЗУМА, противоречиво и не способствует разрешению конфликтов между государствами и внутренних проблем государств, поскольку в основе его фальсификация истории.
Распад колониальной системы. Миф: В результате национально-освободительного движения бывшие колонии получили независимость и возможность модернизации экономики.
Принцип права наций на самоопределение порождает проблемы «двойных стандартов». В связи с этим в настоящее время особой остротой отличаются проблемы Палестины, Турецкого Курдистана, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха. Право использовать в борьбе за независимость все необходимые средства – это санкция на терроризм. Кстати, моральным оправданием терроризма является борьба за справедливость, равенство и свободу! В общественном сознании жителей стран Третьего мира причины экономической отсталости и бедности их стран виноваты страны Запада.
В конце ХХ века мировое общество в полной мере осознало опасность терроризма для всего мира. Первым универсальным соглашением по борьбе с терроризмом явилась Конвенция Лиги Наций о предупреждении и пресечении терроризма 1937 года. В 1977 году была принята Европейская (Страсбургская) конвенция по борьбе с международным терроризмом в рамках Совета Европы. Как считает И. В. Гетьман-Павлова [Гетьман-Павлова, с.469], практически до конца 80-х годов ХХ века в советской литературе эта Конвенция объявлялась недействующей и считалась орудием реакции. С точки зрения СССР, основным недостатком Конвенции являлось отсутствие разграничения между террористическими акциями и национально-освободительной борьбой. В этом отношении позиция СССР была близка позиции Ирландии, которая отказалась подписать Конвенцию, поскольку под ее действие попадала деятельность ИРА (Ирландской республиканской армии). Ирландия не считала возможность рассматривать деятельность ИРА как неполитическую, поскольку эта деятельность – составная часть национально-освободительной борьбы Северной Ирландии.
6. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: учебник. Москва: Юристь, 2006.
Психоанализ дилетанта:
1. Во-первых, ограничение государственного суверенитета должно касаться стран, которые неспособны самостоятельно развиваться и которым оказывается финансовая помощь со стороны международных организаций.
2. Во-вторых, ограничение государственного суверенитета касается не только «развивающихся стран», но и развитых. Так, например, в 2011 году Ирландия, Греция, Португалия, Испания оказались на грани дефолта, государственный долг этих стран достиг больших размеров. ЕС оказывал финансовую помощь на условиях сокращения государственного долга и дефицита бюджета.
Преступления против общественной безопасности. Терроризм – совершение взрыва, поджога или действия, создающих опасность гибели людей. Терроризм – преступные действия, которые стремятся посеять страх, панику людей, нарушить нормальную деятельность общества.
По мнению автора, в XXI веке человечество впервые столкнулось с цивилизационным кризисом. Процессы глобализации общества поставили перед человечеством новые проблемы: либо страны Запада и Востока будут деградировать, либо найдут пути взаимодействия в условиях глобального общества). Кризис современного общества – это кризис науки, архаичное мировоззрение, патология общественного сознания. Это создает угрозы существованию человека как вида, личности и общества в целом.
Универсальные нормы международного права. Как считает И.В. Гетьман-Павлова [Гетьман-Павлова, с.32], универсальные нормы – это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признаваемые подавляющим большинством государств. Основой современного международного права является, прежде всего, его универсальные нормы.
7. Гетьман-Павлова И.В. Международное право. Москва: Юристь, 2013.
Когда мы говорим о месте и роли права, мы тем самым выясняем, чьи интересы оно защищает, какой уровень развития права и общества, какова эффективность выполняемых функций права. При определении функций права следует исходить, прежде всего, из неразрывной взаимосвязи и взаимодействия государства и права, из чего следует, что функции права проявляются в тесной взаимосвязи с типом государства. Каждому типу государства (теократическому, тоталитарному, демократическому) соответствует определенный тип функций права. Однако независимо от типа государства право всегда выступает как регулятор общественных отношений.
Естественное право – основа международного права. К сожалению, в теории государства и права не рассматривается вопрос о том, что государства Востока и Запада развивались в разных направлениях, и что в результате современные государства Запада и Востока находятся на разных ступенях цивилизационного развития, т.е. в современном мире существуют традиционные общества Средних веков и информационные общества, не говоря о том, что существует и первобытные племена.
Как считает автор, представляется актуальным рассмотрение вопросов теории государства и права, философии права с учетом не только исторического процесса общественного развития, но и различия культур и цивилизаций Востока и Запада. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Миф: Естественное право – справедливое право, подлинное право, демократическое право.
В связи с этим в правовой литературе возникает вопрос: являются ли ценности, лежащие в основе права, государства и изучающих их наук, сугубо юридическими (правовыми) или моральными и тем самым универсальными, поскольку мораль распространяется не только на юридические отношения, но и на все другие сферы общественной жизни?
В Новое время в Западной Европе были широко распространены теории договорного происхождения государства и естественного права. В зачаточном виде их можно обнаружить еще в античных и средневековых источниках, но именно в эпоху буржуазных революций данные теории приобретают необходимую концептуальную завершенность и зрелость. Сторонниками указанных воззрений были выдающиеся философы и юристы: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А. Н. Радищев и многие другие.
Как считает О. В. Мартышин [Теория государства и права, с.83], теория общественного договора антиисторичная. Государства, конечно, не возникали в результате общественного договора. Вместе с тем данная теория давала новое объяснение сущности государства. Если государство возникло по воле народа, на основе общественного договора, то государство есть институт, подчиненный обществу. Оно призвано защитить свободу и собственность человека, иначе говоря – самого человека. Концепция общественного договора (наряду с теорией естественного права) легла в основу доктрины правового государства.
21. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О. В. Мартышина. Москва. 2007.
Соотношение права и морали. В чем заключаются различия права и морали? По мнению М. Н. Марченко [Марченко, с.456, 462], прежде всего в том, что они исторически возникают в разное время. Мораль зарождается уже в недрах первобытного строя. Право же возникает лишь с образованием государственного строя. Право формируется в результате право творческой деятельности государства, а мораль – в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, самого общества. Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами отношениями, не могут, тем не менее, проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. Москва. 2005.
С. А. Алексеев [Алексеев, c.63]: Следует присоединиться к справедливому мнению А. Б. Франца: «Когда говорят, например, о цивилизованном значении права, лично я вижу его величайшую миссию в ограничении безграничных самих по себе притязаний морали. Хотите еще пару синонимов к противопоставлению демократического и тоталитарного общества? Извольте, – это правовое и моральное общество. Ибо тоталитаризм есть язык морали в той же степени, в какой морализирование есть язык тоталитарной политики».
2. Алексеев С.А. Философия права. Москва: НОРМА. 1999.
По мнению М. Н. Марченко [Марченко, с.129], разумеется, естественное право, как и его теория, в любом их варианте нередко страдают не только идеализмом, но и утопизмом, во многих случаях естественное право, именуемое нравственным, подменяет собой этику, мораль, а соотношение позитивного и нравственного права выступает как нечто иное, в современном их понимании, как соотношение права и морали.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. Москва. 2005.
Как считает О. В. Мартышин [Теория государства и права, с.47], исторический, преходящий характер многих ценностей демонстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассматривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедливости, прогресса, правового государства. Эта традиция постепенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представлялось не только нормальным, но и благотворным, разумным. Право закрепляло различные формы сословной иерархии.
21. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О. В. Мартышина. Москва. 2007.
Как считает М. Н. Марченко [Марченко, с.176], экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали новая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено, в конечном счете, все конституционное и текущее законодательство. Такое же положение сохраняется и при современном капитализме. «Собственность и право наследования, – говорится в связи с этим, например, в Основном законе (Конституции) ФРГ от 23 мая 1949 г., – гарантируется. Содержание и пределы их устанавливаются законами… Отчуждение может производиться только согласно закону и на основании закона, регулирующего порядок и размеры возмещения».
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. Москва. 2005.
Патология права. Законодательная и судебная системы напоминают театр абсурда! Представьте себе судебное разбирательство преступления, которое длилось несколько лет, результатом которого стала сотня томов уголовного дела, и, в итоге, заседание суда, на котором преступника оправдывают и освобождают из-под стражи прямо в суде. Сомнение в справедливости суда вызывает сомнение не только у потерпевших граждан, которые пытаются вершить самосуд, но и у правоохранительных органов, которые также не верят в справедливое наказание преступника. По мнению автора, это нормальная бюрократическая система, главной задачей которой является имитация бурной деятельности.
Можно напомнить американский триллер «Разрушитель» режиссера Марко Брамбилла. В 2032 году человечество уже не то, что раньше. Заключенные отбывают сроки в крио-камерах, уровень преступности снизился, и общество забыло прежние методы борьбы с преступниками. Поэтому выход из криогенного состояния преступника Саймона Феникса становится настоящей катастрофой. События фильма вполне напоминают ситуацию в Европе в 2016 году, когда власти не знают, как оградить собственных граждан от насилия со стороны мигрантов. Миграционный кризис в Европе характерный пример, когда идеология и право отрывались от реальности.
По мнению А. Никонова [Никонов, c.342,345], стремясь к полному равноправию и защите всяких-разных «угнетенных» от дискриминации, американцы закономерно пришли к противоположному результату – дискриминации, неравноправию и угнетению.
17. Никонов А. Свобода от равенства и братства: Моральный кодекс строителя капитализма. Москва. 2007.
В прямой, а чаще в косвенной форме положения о правовом государстве закрепляются в конституциях ряда западных государств и в текущем законодательстве. Например, в Конституции Испании 1978. в п.1 ст.1 провозглашено, что Испания – это «правовое и демократическое государство, которое провозглашает высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм». В Основном законе ФРГ 1949 г. в ст. 20 и 28 прокламируется, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально правового государства в духе настоящего Основного закона». Косвенно идея правового государства получила отражение в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.
1 октября 2017 года на референдуме 90 процентов жителей Каталонии проголосовали за отделение от Испании. Впервые в истории общества была попытка реализовать право нации на самоопределение мирным путем. Однако правительство Испании и Евросоюз не признали результаты референдума, и в ходе столкновения жителей Каталонии с полицией и Гражданской гвардии около 800 пострадавших и трое погибших.
Эволюция права. Психоанализ дилетанта:
1.Хотелось бы напомнить, что цивилизации на Востоке и Западе изначально развивались в разных направлениях. Поэтому динамичное развитие права на Западе, основными задачами которого являлись закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов и узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей, привело к формированию римского права. В центр правовой системы Древнего Востока была поставлена община, коллектив, право подвергалось громадному влиянию религии, что обеспечивало сохранение обычаев и традиций в праве.
2.Важным этапом эволюции государства и права на Западе были Средние века, которые характеризовались стихийным развитием общества, зарождением демократии, созданием светского и буржуазного государства. Характерной особенностью феодального права было закрепление экономического и социально-политического неравенства в обществе, привилегий класса феодалов. Однако благодаря религии существовало убеждение, что существует вечное естественное право – вечные естественные законы, которые вложены Богом в сердца людей.
3. Новое время характеризуется развитием науки, получают всеобщее признание естественное право и общественный договор. Право стало противоречивым явлением в общественных науках: противоречивыми в правовой науке остались взаимоотношения права и морали, права и религии, о преемственности права и идеала в праве, отношения к естественному праву и общественному договору. Эти противоречия способствовали началу деградации общества, поскольку многие базовые принципы западной правовой культуры имели в своей основе христианские ценности.
4. Теория права является наглядным примером того, как неадекватное мировоззрение ученых повлияло на оценку естественного и позитивного права, в результате которой произошла путаница подлинного и искусственного права, авторитарного и демократического права, динамичного права, способствующего развитию общества, и права, включающего абсолютные ценности и стремящего повернуть историю общества вспять. Это пример того, ученые становятся жертвами традиций научного знания, пример – психопатологии ученых.
5. Естественное право дано самой природой (или Богом), представляет собой идеал, к которому должно стремиться право, продукт человеческого разума, а поскольку разум человека ограничен, то в конечном итоге представляет собой неизменные, абсолютные ценности, представляет умозрительное конструирование «подлинного» права, является искусственным правом, представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Примеры: Великая Французская революция и Великая Октябрьская революция в России.
6. Позитивное право – динамичное право, продукт человеческой культуры, развитие позитивного права происходит стихийно, путем проб и ошибок, через волеизлияние людей и официальных властей, способствует развитию объективного, подлинного права.
7.Ложная теория естественного права стали основой ложных теорий правового и социального государства и международного права. Основой политики США и Западной Европы в глобальном обществе явились общечеловеческие ценности, а также универсальные нормы международного права. Общечеловеческие ценности: право на самоопределение, социальную справедливость, толерантность и мультикультурализм; стали причиной терроризма, работорговли, нелегальной продажи оружия, патологии культуры. Международное право приобрело тоталитарный характер.
8.Теории естественного права, правового государства и международного права стали противоречить основам буржуазного государства: неравенства и частной собственности, защиты интересов господствующего класса.
По мнению В. А. Кутырева [Кутырев, с.4-5], трансгуманизм – относительно новое теоретическое движение (возникло в США в последнее десятилетие ХХ века, в России оформилось в первые годы XXI века), обосновавшее необходимость «усовершенствования» традиционного человека, вплоть до замены его иной формой бытия и превращения в «постчеловека». Оно опирается на достижения современной научно-технической революции, прежде всего в сфере Hi-Tech, особенно нано-био-инфо-когно (NBIS) технологий и искусственного интеллекта (AL), открывшиеся в ходе ее невиданные, ранее даже не предполагавшиеся возможности воздействия на людей и их жизненный мир. Соответственно подразумевается, что как идеология, трансгуманизм должен прийти на смену антропологии и гуманизму – теориям и мировоззрению «старого», «традиционного», «естественного» человека.
В любом случае, однако, это человек, модифицированный с помощью новейших технологий до такой степени, что с традиционной общепринятой точки зрения уже не является человеком. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми. Средства, которые они собираются использовать для превращения в постлюдей, включают в себя «молекулярную нанотехнологию, генную инженерию, искусственный интеллект, лекарства для изменения настроения и улучшения памяти, терапию против старения, нейроинтерфейс, программы для управления информацией, носимые и вживляемые компьютеры, когнитивные технологии и т.д.» Благодаря им, перед человеком открываются захватывающие перспективы изменения, преобразования всего и вся, в себе и вокруг себя. Главным итогом, вершиной трансгуманизма как нового состояния человека, или уже (пост транс) нечеловека, будет достижение их бессмертия. И если бы наш мозг состоял из чипов, а не биологических молекул, то это и означало, что мы получили бессмертие. И тогда наше биологическое тело нам стало бы тяжелым бременем. Оно мерзнет, страдает от жары, нуждается в одежде и уходе, легко повреждается. Куда удобнее иметь стальные руки и ноги, обладающие огромной силой, нечувствительные к холоду и жаре, которым не нужны холод и кислород. И даже если они сломались, то не жалко, – купим и вставим новые, еще лучшие и современнее.
10.Кутырев В.А. Философия трансгуманизма: Учебно-методическое пособие. Москва-Берлин. Директ-Медиа. 2015.
По мнению Д. Беляева [Беляев, c.12, 17] одним из наиболее заметных интеллектуальных течений, где подробно рассматривается феномен постчеловека, является трансгуманизм. Трансгуманизм стал новым видом рационального мировоззрения, которое основываясь на передовых технологических достижениях науки, утверждает императивную необходимость эволюции/перехода человека, а вместе с ним общества и культуры в целом в иное качественное состояние. В постмодернистском философском дискурсе сверхчеловек деантропологизируется и деконструируется, выступая как сверх-складка и радикальное отличие. Культурная практика постмодерна для экспликации идеи сверхчеловека использует масскультный концепт «супергерой», но превращает его в симулякр, иронически-игровую фикцию, тиражируемый образ, лишенный уникальности и аксиологической укорененности. Одновременно в рамках трансгуманистического дискурса оформляется техноориентированная модальность идеи сверхчеловека – «постчеловек». С ожиданиями радикального технологического переформатирования природы человека связаны три основных концепт-модели постчеловека: генетически модифицированный человек, нанокиборгизированный человек и виртуально-цифровой человек (Homo Virtualis).
4.Беляев Д.А. Культурно-философская экспликация идеи сверхчеловека: автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Белгородский гос. институт культуры и искусства. Белгород. 2017. 41 с.
По мнению М. А. Майорова [Майоров]¸в философии Ницше, особое место занимает нигилизм. Он проявляется в отрицании и дальнейшей переоценке всех ценностей, присущих тому времени. Нигилизм необходим для человека, так как он станет первым шагом, катализатором на пути к сверхчеловеку. Для того чтобы люди осознали необходимость своего развития, требуется взглянуть на настоящее положение дел, осмыслить моральные принципы общества и его устройства. И только после этого человек может осознать всю необходимость своего движения к сверхчеловеку. Ницше упорно критикует мораль, как главную химеру общества, в котором он живет. Мораль – есть угнетающая, авторитарная сущность, которая устанавливается определенным классом (по классификации Ницше – низшим классом). Поэтому иметь лишь один вид морали, есть губительный путь. «Моральное суждение и осуждение – это излюбленная месть умственно ограниченных людей людям менее ограниченным, это в некотором роде возмещение того, что природа плохо позаботилась о них».
13.Майоров М.А., Шубарина Л.В. Образ Сверхчеловека в морально-этической концепции Ницше // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф.№ 5(31). URL: http://sibac.info/archive/social/5(31).pdf
(дата обращения: 26.03.2018).
По мнению А. Р. Третьяка [Третьяк, с.11], трансгуманизм имеет интенции в конструировании нового человека, чьи способности будут искусственно задаваться при рождении, регулироваться, а все несовершенства будут устранены. Таким образом, трансгуманизм сводит человека к организму, к телу, в конечном итоге – к некоему набору характеристик, которыми можно управлять, которые можно производить. Опасность вторжения технического разума в те сферы, которые позволяют взять управление над воспроизводством человеческого рода, прекрасно видел Хабермас. Такое отношение к человеческому генофонду грозит определенными последствиями, которые касаются самой возможности этического действия, а также спонтанного самопонимания индивидов. Вследствие этого возникнут новые формы ответственности, в которых произойдёт стирание границы между лицами и вещами.
23. Третьяк А.Р. Трансгуманистическое понимание человека и проблема несправедливости/ Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания: материалы Школы молодых ученых/под ред. Б. Г. Юдина, О. В. Поповой. Москва: Московский гуманитарный университет. 2017.
Эволюция человека. Некоторые ученые считают, что эволюция человека завершилась. На мой взгляд, эволюция человека происходила, происходит и будет происходить всегда. Однако эволюция человека происходила по-разному. На начальном этапе, когда медицина еще не была развита, эволюция человека происходила стихийно благодаря естественному отбору. В результате из-за вирусных заболеваний, таких как чума и оспа, умирали десятки и сотни тысяч людей, но вместе с тем у людей вырабатывался иммунитет к этим страшным заболеваниям. Первый антибиотик-пенициллин открыл в 1928 году Александр Флеминг, проводя многолетние исследования, посвященные изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Благодаря пенициллину и другим антибиотикам было спасено бесчисленное количество жизней. Кроме того, пенициллин стал первым лекарством, на примере которого было замечено возникновение устойчивости микробов к антибиотикам. Итак, возникла дилемма: Кто должен бороться со страшными заболеваниями? – Человеческий организм благодаря естественному отбору и вырабатыванию иммунитета, или благодаря лекарствам, которые создавала медицина. Естественно, наука в лице медицины выбрала второй путь. Медицина создавала и продолжает создавать все новые гормональные и сильно действующие лекарства, но при этом снижается иммунитет организма в борьбе с новыми болезнями, вместе с тем возникает медикализация.
Надо ли улучшать человека? Одной из центральных проблем антропологии является наличие у человека биологической «недостаточности». Как известно, одним из первых это понятие использовал А. Гелен [Гелен, c.174-175]. Абсолютизация данного феномена привела его к выводам, что человек в биологическом плане является «неприспособленным» и «примитивным» существом.
5. Гелен А. О систематике в антропологии// Проблема человека в западной философии. Москва: Прогресс, 1988.
Это идет вразрез не только с общеантропологическим взглядом на сущность человека, но и с современными данными различных биомедицинских дисциплин [Гуревич, c.178]. Природа человека как социального существа является сложной и универсальной, что несовместимо с предположением о примитивности его биологии: человек является целостным существом, так что социальное и биологическое в нем тесно переплетены и взаимосвязаны.
8. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. Москва: ИФ РАН, 2004.
Личность – единство биологического, социального и духовного. Человек является уникальным, сложным и мало изученным организмом. Все функции организма, физические, психические, познавательные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, развитие моторики в детском возрасте улучшает память.
Талантливые дети. В пять лет одаренные дети знают несколько языков, обладают удивительной памятью, способны запоминать большие числа, могут осуществлять в уме сложение, вычитание, умножение, извлечение квадратного корня…
Энгельс: труд создал человека. Чтобы стать личностью человек должен трудиться заниматься физическим трудом, спортом, учиться запоминать, говорить, мыслить, общаться с другими людьми, развиваться духовно. Внедрение в жизнь человека технических средств оказывают неоднозначное действие на развитие человека. С одной стороны, они способствуют увеличению объему поступающей информации, облегчают общение людей, разгружают людей от рутинной работы (необходимости запоминать, вычислять, писать и т.д.), но, с другой стороны, это может привести малоподвижному образу жизни, к утрате функций и способностей человека, поскольку, как сказано выше, все функции и способности человека взаимосвязаны, и к деградации человека. Представьте человека, которые на калькуляторе складывает два плюс два. Внедрение компьютеров (чипов) значительно увеличивает доступный объем информации для человека, но приводит к утрате способности запоминать, хранить и перерабатывать информацию, способности человека заниматься творческой деятельностью, потере уникальных изобретателей, специалистов, музыкантов, художников…
«Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.
Несколько дел одновременно [«Несколько дел одновременно». URL:
http:psihofiziologia.blogspot.com/2012/04/blog-post_92.html]. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт».
16.»Несколько дел одновременно». URL: http:psihofiziologia.blogspot.com/2012/04/
blog-post_92.html (дата обращения 20.06.2018)
Психоанализ дилетанта:
1.Идея о биологической «недостаточности» человека является выдуманной. По мнению автора, человек является уникальным сложным и мало изученным организмом. Попытки усовершенствовать человека могут привести к непредсказуемым результатам.
2.Современная медицина носит разрушительный характер! Эта борьба напоминает борьбу с ветряной мельницей. Чем больше средств выделяется на создание новых лекарств, тем больше возникает новых неизлечимых болезней и рождается людей с врожденной патологией. Затраты на лекарства становятся одной из главной статей расхода у пожилых людей.
3.Эволюция людей продолжается в отрицательном направлении благодаря нездоровому и малоподвижному образу жизни. Задача эволюции человека заключается не в улучшении человеческого организма, а в том, чтобы сохранить современного человека как единство биологического, социального и духовного.
4. Попытки улучшить человека как биологического организма могут привести к утрате функций и способностей человека, к деградации человека как биологического, социального и духовного существа.
Человек – уникальное биологическое существо, которое убивает своих сородичей! Средневековье: крестовые походы и орудия пыток. Достижений западной демократии – гильотина, газовые камеры, концлагеря, атомная бомба, космическое оружие! Трансгуманизм – новое достижение научно-технической революции – механизм самоуничтожения человека!!!
Всю жизнь человек занят поисками смысла жизни. Ради чего стоит жить! И главной проблемой для него является проблема бессмертия. Религия нам обещает райскую жизнь после смерти. Ученые с первобытным мышлением в будущем предлагают человеку стать киборгом: жизнь в чужом теле. Можно ли человеку запретить фантазировать? – Нельзя! Вопрос заключается в другом: может ли этих людей называться учеными? К сожалению, это небесплодные фантазии, за ними прослеживаются реальные шаги и научные эксперименты. По мнению автора, проблема бессмертия – это псевдопроблема.
Во-первых, бессмертие человека означает гибель человечества, поскольку человек не только теряет способность рождать новые идеи, но и расставаться со старыми, которые признаются наукой ложными и ошибочными. Смерть человека означает его возрождение в новом поколении, которое принимает эстафету, критически оценивает знания, идеи, ценности, традиции и отказываться от тех, которые не соответствуют современности, и рождает новые знания, идеи, ценности. Разум человека ограничен, его знания и накопленный опыт носят положительный и отрицательный характер. И если продолжить фантазии «ученых», то будет необходимо периодически стирать память человека, но можно ли будет в этом случае считать человека бессмертным?
Во-вторых, существует взаимная связь проблемы бессмертия и проблемы личности. Личность человека включает в себя биологическое, социальное и духовное существо. Часто ученые утверждают, что духовное важнее биологического и социального. По мнению автора, личность представляет собой единство биологического, социального и духовного, поэтому исключение любой составляющей личности означало бы конец человеку.
В-третьих, существует взаимная связь проблемы личности и проблемы создания робота. Попытки создать машину, которая превзойдет человека, тщетны. Невозможно до конца познать человека – удивительное творение Природы, процесс его познания бесконечен!
Бурное развитие научно-технического прогресса в ХХ веке стимулировало писателей-фантастов к моделированию светлого будущего человечества. Известные писатели вскоре поняли опасности новых технологий. Станислав Лем, Айзек Азимов, Карел Чапек обозначили проблемы клонирования человеческого разума, этическим проблемам внедрения новых технологий, войне роботов с человеком. Книга Герда Леонгарда «Технологии против человека» [Герд] описывает возможные этические, экономические и социальные последствия внедрения новых технологий на нашей планете.
12.Леонгард Герд. Технологии против человека. «Издательство АСТ», 2018.
Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения: теоретической математики и опытного естествознания. Научные открытия и технические изобретения Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея способствовали развитию нового мировоззрения человека. Именно, рационализм и индивидуализм стали переломным моментом в ускоренном развитии личности, буржуазного общества на Западе, больше того, рационализм и индивидуализм стали фундаментом и определили ускоренное развитие Западной цивилизации.
Однако в области социально-гуманитарных наук прогресса в эпоху Возрождения не произошло, поскольку метафизический метод был абсолютно не применим в социально-гуманитарных науках. Результатом применения метафизического метода в социально-гуманитарных науках явились знаменитые утопии Т. Мора, Т. Кампанелла, Д. Уистенди, которые развивали социалистические и коммунистические идеи, пытались обосновать проекты справедливого общества. Ложность научных теорий эпох Возрождения и Нового времени легко объяснить. Так, например, Джон Локк и Ж.-Ж. Руссо в концепции естественного права и общественного договора пытались объяснить происхождения государства с позиций разумного человека XVII века. Это означало, что концепция естественного права и общественного договора отвергает эволюцию личности и общества, поскольку в таком случае человек до нашей эры и человек 17 в. одно и то же по уровню развития. Напомню, что, по мнению автора, человек до нашей эры не обладал сознанием, и философия античности является результатом рефлексии бессознательного. Именно рационализм и индивидуализм эпохи Возрождения стали переломным моментом в ускоренном развитии личности и буржуазного государства на Западе.
Так, эпоха Возрождения стала разделом между стремительным ростом естественнонаучного знания, научно-технического прогрессом и замедленным развитием гуманитарных наук, и если естественные и технические науки завершили эволюцию научного знания: мифы – вера – наука; то социально-гуманитарные науки остановились на втором этапе, на котором основанием научного знания является вера.
Научная картина мира неклассической науки сформировалась благодаря успехам естественных наук, однако попытки переноса принципов неклассической науки в социально-гуманитарные науки оказалось всего лишь декларацией. Принципы неклассической картины мира, которые произвели переворот в естественных науках, не были реализованы в социально-гуманитарных науках, в истории, экономики, политологии, социологии, психологии.
Разрыв развития естественных и социально-гуманитарных наук, невиданный научно-технический прогресс и отставание развития социально-гуманитарных наук от потребностей общества привели в тому, что в настоящее время в руках «первобытных людей» находятся невиданные технологические возможности разрушения жизни на Земле.
Влияние мировоззрения существует в социально-гуманитарных науках и отсутствует в естественных науках. Это влияние на естественные науки существовало в Средние века (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно), однако в Новое время благодаря отделению церкви от государства, мировоззрение перестало оказывать влияния на развитие естественных наук, что способствовало их прогрессу. Существует взаимосвязь между мировоззрением и социально-гуманитарными науками. Мировоззрение на сотни лет задержали развитие социально-гуманитарных наук, и наоборот, ложные теории в социально-гуманитарных науках препятствовали смене мировоззрения. Так, например, теория хаоса несовместима с универсальными ценностями, составляющих современное мировоззрение.
Поскольку демаркация между науками о природе и духе не была проведена, методология социально-гуманитарных наук отставала от развития общества, мировоззрение оставалось метафизическим, а развитие буржуазного общества происходило стихийно вопреки ложным теориям: общественного договора и естественных прав, суверенитета нации, догоняющего развития традиционных обществ.
В XXI веке сохраняется архаичное мировоззрение, основанное на утопических идеях: Свобода, равенство и братство; что способствует сохранению метафизики и детерминизма в социально-гуманитарных науках: естественноисторический процесс, естественное право, демократия, культура, цивилизация, личность. Поскольку секуляризации общества не произошло, а социально-гуманитарные науки носят исключительно утопический, ложный характер, можно утверждать, что развитие личности на Западе и Востоке остановилось на этапе формирования коллективного бессознательного, не достигло этапа индивидуального и общественного сознания.
Г. Лебон [Лебон,с.95,96] полагает, что идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длину эволюцию. Образуясь очень медленно, они, вместе с тем, очень медленно исчезают. Ставши для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на народные массы. Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов…не во власти философов изъять из обращения идеи, выпущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток.
11.Лебон Г. Психология народов и масс// Западно-европейская социология XIX – начала XX веков/ Под ред. В. И. Добренькова. М. 1996.
1.Аргументы и Факты. 2005. №5.
2. Алексеев С.А. Философия права. Москва: НОРМА, 1999.
3.Баталов Э.Я. Американская политическая мысль ХХ века. Москва: Прогресс-Традиция, 2014. 623 с.
4.Беляев Д.А. Культурно-философская экспликация идеи сверхчеловека: автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Белгородский гос. институт культуры и искусства. Белгород. 2017. 41 с.
5. Гелен А. О систематике в антропологии// Проблема человека в западной философии. Москва: Прогресс. 1988.
6. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: учебник. Москва: Юристь, 2006. 762 с.
7. Гетьман-Павлова И.В. Международное право. Москва: Юристь, 2013. 709 с.
8. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. Москва: ИФ РАН, 2004.
9. Иногучи Т. Политическая наука в трех демократиях: «Нелояльной» (Япония), демократии «Третьей волны» (Южная Корея) и «зарождающейся» (Китай)// Полис. Политические исследования. 2004. №5. С.131-140.
10.Кутырев В.А. Философия трансгуманизма: Учебно-методическое пособие. Москва-Берлин. Директ-Медиа. 2015.
11.Лебон Г. Психология народов и масс// Западно-европейская социология XIX – начала XX веков/ Под ред В.И. Добренькова. Москва. 1996.
12.Леонгард Герд. Технологии против человека. «Издательство АСТ», 2018.
13.Майоров М.А., Шубарина Л.В. Образ Сверхчеловека в морально-этической концепции Ницше // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(31). URL: http://sibac.info/archive/social/5(31).pdf
(дата обращения: 13.03.2018).
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. Москва: ТК Велби; Проспект, 2005. 640 с.
15.Мюллерсон Рейн. От теории демократического мира к насильственной смене режима/ Интернет-журнал «Гефтер» 12.09.2012 URL: http://gefter.ru/archive/6093 (дата обращения 30.04.2018)
16. «Несколько дел одновременно».
URL: http://psihofiziologia.blogspot.com/2012/04/blog-post_92.html (дата обращения 20.06.2018)
17. Никонов А. Свобода от равенства и братства: Моральный кодекс строителя капитализма. Москва: 2007.
18. Омельченко О.А. Всемирная история государства и права: учебник. В 2 т. Т 2. Москва: Эксмо, 2007.
19. Социализм в Европе 21 века URL: ttps://energa.livejournal.com/175600.html
(дата обращения 30.08.2018)
20. Султанбеков К. Размышления о критериях дифференциации демократии и недемократий в свете разделения мира на Восток и Запад// Власть. 2017. №1. С.168–172.
21. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О. В. Мартышина. Москва. 2007. 496 с.
22. Тинберген Ян. Пересмотр международного порядка. Москва: Прогресс, 1980. 416 с.
23. Третьяк А.Р. Трансгуманистическое понимание человека и проблема несправедливости/ Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания: материалы Школы молодых ученых/ под ред. Б. Г. Юдина, О. В. Поповой. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2017.
24. Хайек. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Москва: Новое издательство, 2005. 264 с.
25. Цветные революции URL: http://ruxpert.ru/Цветные_революции
(дата обращения 30.04.2018)
26. Цит. по: Иногучи Т. Политическая наука в трёх демократиях: «Нелояльной» (Япония), демократии «Третьей волны» (Южная Корея) и «зарождающейся» (Китай)// Полис. Политические исследования. 2004. №5. С.131-140.