Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001.
Якунцев В.И. Канонические нормы, связанные с оглашением // Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 17–19 мая 2010 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. С. 155–166. – Прим. ред.
Владимир Якунцев – магистр богословия, катехизатор, руководитель Методического центра по миссии и катехизации при кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики СФИ. – Прим. ред.
Афанасьев Н.Н. Неизменное и временное в церковных канонах // Живое предание: Православие в современности. М., 1997. С. 99.
Там же. С. 101.
Можно обратить внимание, например, на нижеследующий канон, где предполагается, что стать христианином – это значит обрести веру во Христа: «В первый день делаем их (еретиков. – В.Я.) христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их» (VI Всел. 95). См. еще II Всел. 7. «Язычник, который попросит возложения на него рук во время своей болезни, может получить возложение рук и стать христианином, если его или ее жизнь была достаточно честной (здесь не вполне ясно: речь идет о посвящении в оглашаемые, или о крещении упрощенным чином; скорее всего, все же о первом, судя по использованному чину. – В.Я.)» (Эльв. 39, 300–309 гг.). Здесь и далее: Режим доступа: http://community-2.webtv.net/tales_of_the_western_world/RLELVIRA/ (дата обращения: 25.08.2010). – Пер. авт.
Цит. по: Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М., 2001. C. 240.
«Желающий огласиться пусть оглашается три года; но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу, да будет принят; ибо ценится не время, но поведение» (Const. Ap. 8. 32. 17).
Ср. у Ипполита Римского и Климента Александрийского (цит. по: Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви. Режим доступа: http://www.sfi.ru/statja/katekhumenat-v-istorii-cerkvi/ (дата обращения: 01.02.2012)):
«Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться» (Hipp. Trad. Ap. 17. 1).
«(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает) после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу (Лев 19:23–24), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость. Именно в четвертый год – ибо для основательной катехизической подготовки требуется время – четверица добродетелей посвящается Богу» (Clem. Alex. Strom. 2. 95. 3-96. 2).
«Фламены, которые являются катехуменами три года и воздерживаются от жертв, могут быть крещены» (Эльв. 4, 300–309 гг.). «Обращающихся от ереси так называемых фригов (монтанистов), хотя бы находились в мнимом у них клире, и величайшими именовались, со всяким тщанием оглашать и крестить епископам и пресвитерам церкви» (Лаод. 8, 364).
Цит. по: Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. C. 234235.
«…Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью» (Hipp. Trad. Ap. 19).
«А сподобившийся мученичества пусть радуется радостью о Господе, что получил толикий венец и изшел из жизни чрез исповедание. Хотя бы он был оглашенный, да отыдет без печали; ибо страдание за Христа будет для него славнейшим крещением, потому что он соумирает Господу на деле, а прочие – образно. Пусть радуется он, что подражает Учителю» (Const. Ap. 5. 6). Об этом см. также у: Киприан. Письма. 73. 22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (подробнее см. в: Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. C. 62).
«Когда учитель закончит поучение, то оглашенные пусть молятся отдельно от верных. И женщины пусть стоят в церкви в каком-нибудь месте отдельно, будь они христианками или оглашенными. По окончании молитвы они не дают друг другу лобзание мира, ибо их лобзание еще не свято. Когда учитель после молитвы возложит руки на оглашенных, то пусть помолится и отпустит их» (Hipp. Trad. Ap. 18, 19).
Цит. по: Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. С. 93.
Там же. С. 242.