В человеческом обществе с очень давних пор сложилось своего рода общее представление, согласно которому публичное проявление гнева считается актом крайне непристойным. Вспомните приведенный выше пример о том, как громкий шепот в зале вывел из себя докладчика. Полагаю, многим моим читателям знакома ситуация учителя, гневающегося на нерадивых учеников, или ситуация, когда рассерженный милиционер пускает в ход резиновую дубинку. А ведь и учитель, и милиционер в такого рода случаях заняты тем, что выпускают наружу свой гнев, то есть не стремятся его сдерживать. Так что же лучше – выпустить гнев или сдержаться? Сразу спешу сказать, что тут можно было бы выбрать одну из двух крайностей, если бы только обе они не имели в себе ярко выраженных минусов. Давайте разберемся для начала в том, почему не стоит выпускать гнев. Точнее сказать, почему не стоит бесконтрольно выпускать гнев на объект, этот гнев породивший. Ответ здесь кроется как раз в том самом общественном представлении о гневе. Веками сложилось так, что излишне горячий человек, человек, который не может сдержать себя даже тогда, когда это необходимо, вызывает осуждение со стороны других людей.
А в новейшее время стала популярна еще более изощренная форма унижения гневного, нежели осуждение, – над гневающимися, точнее, над теми, кто гнев не может сдержать, открыто смеются. Смех выступает способом нанесения невоздержанным в проявлениях ярости обиды, которой по силам породить новую вспышку гнева. А дальше цепная реакция провоцирует еще больший смех, что еще пуще унижает гневного. Вспоминается один случай такого общественного осмеяния гнева, «прославивший» гневливого беднягу на всю страну. Самодеятельный театр с большими, правда, амбициями представлял очень вольную трактовку шекспировского «Гамлета». Почти с самого начала немногочисленные зрители, пришедшие на премьеру, стали в голос возмущаться такой вольности. И тогда актер, игравший заглавную роль, не сдержался и разразился гневным и отнюдь далеким от литературного языка монологом в адрес зрителей. Беда же была в том, что спектакль снимало телевидение. Буквально на следующий день сразу несколько каналов показало случившееся, затеняя нецензурную брань гневного актера соответствующим пиканьем и преподнося случившееся как факт комического свойства. Однако амбициозному и уже немолодому актеру пришлось на этом свою карьеру в театре, пусть и в самодеятельном, завершить. Причина, как вы понимаете, в том, что вспышка его бесконтрольного гнева стала достоянием общественности, а общественность через смех осудила и гнев, и его носителя.
Не редки и случаи, когда учителя, не совладавшие со своими эмоциями, вынуждены были уходить из школы. Такое случалось не только с молодыми педагогами, оказавшимися в системе образования случайно, но и с учителями, отдавшими школе не одно десятилетие своей жизни. Наставал момент, когда заслуженный и всеми уважаемый учитель вдруг не выдерживал хамства, наглости со стороны представителей подрастающего поколения и срывался; срывался даже не словом, что могло бы быть как-то редуцировано, а срывался на самое настоящее рукоприкладство: бил ученика. Последствия были вполне предсказуемы – заявление по собственному желанию и практически полное отсутствие шансов вновь оказаться на некогда любимой работе. Причина же столь жестких результатов случившегося кроется в социальном стереотипе отношения к гневу, то есть к выработанным в обществе поведенческим критериям, согласно которым бесконтрольно выплескивать свой гнев считается недостойным, неприличным. Вспомните, чему нас в данном ракурсе учили семья и школа: если вас пытаются вывести из себя, смиритесь с мыслью, что это провокация и не поддавайтесь; даже если вам очень хочется высказаться в ответ, физически или словесно дать отпор, не делайте этого; будет лучше, если вы себя сдержите. Действительно, если кто-то хочет вас обидеть, вызывая в вас гнев, то не давайте повода обидчику торжествовать, ибо вызванный им гнев и будет его торжеством. И христианская религия, и русская классическая литература в ряде своих образцов призывает нас с вами к смирению. А смирение – не что иное, как подавление в себе потенциальных вспышек гнева. Таким образом, социальные отношения предполагают, что в ответ на провокацию, целью которой является вызов в нас гнева, мы должны смолчать, смиренно потупить взор, впасть в состояние спокойствия и даже апатии. Да, это безусловно унизит провокатора и возвысит нас в глазах общества, ведь сдержанность всегда в почете в мире людей. Только вот не пострадает ли наше здоровье от того, что гнев не найдет выхода?
Итак, у проблемы проявления гнева есть другая грань. Если общество требует от человека смирения, то физиология столь же категорично требует выхода эмоциям и гнев в том числе. Естественен в таком случае вопрос: если мы не будем сдерживать свой гнев, то не приведет ли это к вседозволенности? Склонные к гневливости люди найдут физиологическое оправдание тому, что будут срываться на каждом встречном и поперечном. Разумеется, здравый смысл подсказывает нам, что такого допускать не следует. И дело тут не в общественных стереотипах, а в самых элементарных нормах и правилах жизни в мире людей, нормах и правилах, созданных не ради красного словца, а на основе наших с вами потребностей в том, чтобы наша жизнь и жизнь вокруг нас сделалась комфортней.
Судите сами, что было бы, если бы гнев можно было выбрасывать, не сильно заботясь о последствиях. В трамвае вы случайно наступили на ногу другому пассажиру. Вы немедленно извинились, как положено в таких случаях – с видом глубокого сожаления улыбнулись. Человек самый обыкновенный, нормальный примет ваши извинения, скажет «ничего страшного» и улыбнется в ответ. Человек, склонный к повышенной гневливости, может поступить двояко. Либо такой человек постарается сдержать себя, сделает вид, что принял извинение, но тем самым свой гнев только загонит внутрь, а потом выплеснет его, как только сил сдерживаться больше не будет. Либо склонный к гневу человек вопреки всем приличиям и правилам и глубоко наплевав на ваши извинения устроит скандал прямо в трамвае: раскричится, расшумится, а, возможно, и руки распустит.
Какой из двух вариантов развития событий лучше? Согласитесь, что оба случая далеки от поведенческого идеала. Первый случай отнюдь не безупречен с точки зрения самой обычной физиологии – искусственное сдерживание гнева, во-первых, дурно влияет на состояние целого ряда жизненно важных органов гневливого человека; во-вторых, переполнение организма клетками гнева может наступить в крайне неподходящий момент, случиться в такой ситуации, когда положение гневающегося может существенно усугубиться. Второй случай, без сомнения, страшен не только в аспекте общественного осуждения гневающегося человека, но и в том аспекте, согласно которому распускающий язык и руки в транспорте человек может нарваться на себе подобного, на столь же, а то и в большей степени гневливого; тогда сложно будет избежать и сугубо физического столкновения двух схожих темпераментов и поведенческих моделей.
Вспомним в этой связи русскую классическую литературу. Все помнят со школьной скамьи, что в пьесе Островского «Гроза» есть такой персонаж Савел Прокофьевич Дикой, отличающийся бурным характером, способный выбранить ни за что ни про что кого угодно. «Уж такого-то ругателя как наш Савел Прокофьич, поискать еще», – говорится о Диком в пьесе. Стоит признать, что это весьма яркий тип гневного человека. Но вспомним и тот факт, что, по рассказам жителей города Калинова, в котором разворачивается действие «Грозы», как-то раз на волжском пароме Дикой нарвался не еще более гневливого человека – какого-то офицера – от которого получил должный отпор и вынужден был смирить свой гнев. Впрочем, потом Савел Прокофьевич без труда отыгрался на своих домочадцах, выплеснув на них спрятанный было гнев.
После такого примера из классики позволю себе привести примеры из жизни пациентов клиники Роялмед. Сначала расскажу о том негативном воздействии, какое может оказывать искусственное сдерживание гнева, осуществляемое без специальной подготовки, потом – о наглядных последствиях гнева несдержанного. Сергей Геннадьевич, тридцатидевятилетний слесарь шестого (то есть самого высшего) разряда рассказал, обратившись ко мне за консультацией, что уже давно научился сдерживать свое гнев. Сергей Геннадьевич буквально убирал в себя клетки гневливости, как только жизнь давал повод к их активизации во внешний мир. Для этого мужчина вырабатывал в себе смиренной состояние, близкое к апатии. Из года в год выходил из напряженных ситуаций Сергей Геннадьевич при помощи ухода в себя, иногда, оставшись наедине, позволял себе немного поплакать, но это было то единственное, что хоть как-то выводило клетки гнева наружу. Большей же частью клетки эти скапливались в организме. Мужчине нет сорока, а он стал замечать, что возникли проблемы сразу по нескольким физиологическим фронтам: желудочно-кишечный тракт и опорно-двигательная система перестали работать идеально, а ко всему прочему стала вдруг подводить память. Благодаря обращению в клинику Роялмед Сергей Геннадьевич понял глубинные причины происходящего – небывалое скопление клеток гнева, таким вот своеобразным способом – через воздействие на внутренние органы – напоминающих о своем существовании. Несложные методики, специально разработанные в моей клиники, позволили клетки гнева вывести из организма и обеспечить невозможность их дальнейшего скопления во внутренних органах. В итоге и проблемы со здоровьем благополучно разрешились.
Другой пример, с которым мне в процессе практики пришлось столкнуться, относится к сфере так называемого медленного сдерживания гнева, то есть к тем случаям, когда в ситуации вызвавшей гнев человек сдержался, но очень скоро, при первом удобном случае гнев выплеснул (так было, напомню, у Дикого после встречи с офицером на волжском пароме). Изложу ситуацию, которая наглядно говорит о прямом вреде медленного сдерживания гнева. Евгений (студент, 23 года) поссорился с одногруппинками по какому-то пустяковому поводу, который сам потом даже и вспомнить не мог. Хотел было накричать на своих товарищей, потому что все внутри закипало от злобы на них, но что-то в душе Евгения подсказало, что делать этого не следует – ведь тогда юноша окажется посмешищем для сверстников. Евгений просто развернулся и ушел, спиною своей давая понять, что он выше всякого рода склок. И уже на входе в метро случилось так, что турникет почему-то захлопнулся сам собой именно в торт момент, когда Евгений, опустив жетон, хотел проследовать внутрь станции. Вот тут-то так, казалось, умело сдержанны совсем недавно гнев и вышел наружу: рассерженный студент пнул со всей злости по турникету и громко выругался. На беду случился рядом наряд милиции. Опускаю подробности, скажу, что столь не к месту явившийся приступ гнева вылился для Евгения в привлечение к административной ответственности за хулиганство в общественном месте. Итак, сдерживать гнев бывает крайне опасно и в плане физиологическом, и в плане социальном. А не сдерживать гнев? А давать ему волю тотчас же по мере его провоцирования? И это тоже весьма опасно в различных аспектах. Вот весьма наглядный пример, случай, о котором мне рассказал одна моя сотрудница, ставшая свидетельницей случившемуся. Дело было несколько лет тому назад в очереди в железнодорожную кассу перед началом периода летних отпусков. Одна дама средних лет так долго мучила кассиршу требованиями того, какое у нее должно быть место, за какую цену, в каком вагоне и поезде, который должен был уходить тогда-то и тогда-то, а приходить в еще более точный срок, установленный покупательницей билета, что кассирша сорвалась. К чести ее надо сказать, что добрых двадцать минут она держалась; старалась не вмешиваться и очередь. И все же молодая кассирша не выдержала – накричала на даму-покупательницу. И к чему это привело? К тому что в ответ и девушка в кассе, и очередь, и все, кто был рядом, услыхали от дамы такое… Вскоре в перепалку вступили и другие люди: кто-то занял позицию кассирши, кто-то покупательницы; здание железнодорожных касс буквально переполнилось выхлопами гнева. Моя сотрудница, ставшая свидетельницей этого неприглядного проявления природы человеческой, не стала дожидаться какого бы то ни было исхода, а удалилась из помещения. Но мы с вами можем быть уверены – ссора в кассе уж точно не закончилась ни чем хорошим. Все эти случаи я привел не как уникальные, а, скорее, как типичные.
Именно типичность такого рода примеров и позволяет мне сделать промежуточный вывод относительно возможных последствий гнева: ни один из перечисленных вариантов того, как ведет себя человек, склонный к гневу, не может считаться удовлетворительным. И искусственное сдерживание гнева, и его неконтролируемый выход наружу далеко не безопасны для нас с вами и в плане физиологическом, и в плане социальном.
Что же делать? Ведь принятие данного тезиса может привести к признанию в том, что нет смысла что-либо противопоставлять гневу. А раз так, что нам с вами ничего не остается, как смириться с наличием гнева и продолжить антиобщественную и в прямом смысле болезненную практику либо искусственного сдерживания, либо неконтролируемого выхода.
Но мы не привыкли отступать! Согласитесь, но даже на уровне элементарной логики выход где-то рядом – не так ли? Что если человек способен контролировать и сдерживание гнева, и его хранение в организме, и его выход как раз в тот момент, когда это предельно безопасно для всех?
На положительном ответе на данный вопрос и строится та уникальная методика, которая предлагается вашему вниманию в этой книге. Методика, разработанная в клинике Роялмед, научит вас контролировать свой гнев, подчинять себе все формы его проявления и консервации на всех стадиях его существования. А общий результат будет заключаться в решении целого проблем: благодаря умению управлять гневом вы существенно поправите свое здоровье, осуществите профилактику возможных недугов, наладите отношения в семье и на работе либо не позволите им в грядущем расстроиться, утвердитесь в обществе и самоутвердитесь, улучшите свое материальное положение. Столь обширный список из разных сфер нашего бытия отнюдь не рекламный ход. Просто все перечисленные проблемы оказываются при их выявлении подчинены тому самому эмоциональному фону, о котором я говорил в самом начале книги. Ведущей же линией этого эмоционального фона и является так называемая линия гнева. Таким образом, научившись управлять гневом, мы тем самым наладим наш эмоциональный фон и реально решим целый ряд важных проблем. И еще одно принципиальное вводное замечание. Мы с вами воспитаны так, что как только слышим слово «контроль», так тут же представляем себе что-то очень серьезное и строгое, что-то основанное на силе, но подчинении. Тот контроль над гневом, который предлагается вам в качествен панацеи от многие бед, является контролем совершенно иного порядка – он основан на любви, на доброте, на открытости. И все это – по отношению к гневу. То есть чтобы контролировать все возможные формы проявления гнева, мы должны наш гнев возлюбить.
Однако прежде чем мы перейдем к самим рекомендациям и методикам, попробуем диагностировать степень вашей склонности к гневу. Для этого вам нужно будет пройти специально подготовленный тест. Замечу, что данный тест следует пройти любому человеку, если у того существуют проблемы со здоровьем, проблемы личного или социального характера. Дело в том, что корень этих проблем может быть как раз в линии гнева эмоционального фона, просто мы сами порою и не подозреваем об этом. Вашу склонность к гневу позволит выявить следующий ниже ситуативный тест. Вам будут заданы вопросы, отвечая на которые вы должны будете себе представить, как вы себя поведете в той или иной ситуации, так или иначе связанной с гневом. Даны четыре варианта ответа: ДА; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА; НЕТ. Каждому варианту соответствует количество баллов, за него начисляемых: ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов. Просто обводите тот ответ, который вам кажется правильным. В конце прохождения теста полученный баллы и суммируются и исходя из этого решается степень вашей склонности к гневу. Напомню, кроме того, что данный тест важен не только для определения степени гневливости, но и во многом для того, чтобы приблизится к пониманию глубинных причин ваших проблем – физиологических, личных, социальных. Отвечая на вопросы, будьте искренни; наглядно представляйте себя в описываемой ситуации. И еще один важный момент: не задумывайтесь над ответами, ибо точность результата во многом определяется стремительностью принятия решения в той или иной ситуации.
1) В очереди в кассу супермаркета вас грубо оттолкнет человек, явно меньший по силам чем вы. Вы оттолкнете его в ответ?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
2) В очереди в кассу супермаркета вас грубо оттолкнет человек, явно превосходящий вас по силам. Вы оттолкнете его в ответ?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
3) Вы переходите дорогу на зеленый свет по пешеходному переходу, а машина, которая должна вас пропустить, начинает истово сигналить. Вы в ответ выругаете водителя этой машины?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
4) Вы за рулем автомобиля, вы торопитесь, а впереди вас очень медленно едет другой автомобиль. Станете ли вы торопить машину, идущую впереди, звуковым сигналом?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
5) Хмурой и сырой осенью вас обрызгал несущийся на большой скорости автомобиль. Способны ли вы схватить с дороги камень и бросить ему вслед?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
6) Вы у себя дома решили поспать, а сосед в этом время решил заняться ремонтом своего жилища при помощи электродрели. Станете ли вы стучать соседу в стену, давая тем самым понять, что он вам мешает?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
7) Вы смотрите кинофильм в кинотеатре, а неподалеку от вас кто-то шепчется и мешает вашему отдыху. Сделаете ли вы замечание этому человеку?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
8) Во время путешествия на автобусе вы вышли на стоянке, а тем временем ваше место занял кто-то другой. Вы рассердитесь на этого человека?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
9) В выходной вы пришли на работу, чтобы в это выдавшееся свободное время поделать что-нибудь для себя, а вахтер вас не пускает, ссылаясь на приказ начальства. Вступите ли вы с вахтером в спор?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
10) В выходной вы пришли на работу, чтобы в это выдавшееся свободное время поделать что-нибудь для себя, а тут пришел кто-то из ваших коллег и сел поболтать с вами. Прогоните ли вы этого коллегу, мешающего ваше работе?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
11) Вы стрижете себе ногти и вдруг случайно порезались. Швырнете ли вы ножницы куда подальше?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
12) Вы убираетесь в квартире, склонились к полу и не заметили, что чуть повыше осталась открыта дверца шкафа. И поднимаясь, вы стукнулись об эту дверцу головой. Ударите ли вы сразу вслед за тем эту дверцу?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
13) Вы рассчитывали провести несколько часов в одиночестве, а к вам пришел незваный визитер. Выгоните ли вы его?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
14) В плацкартном вагоне поезда кто-то своим храпом мешает вам спать. разбудите ли вы этого человека, чтобы он не храпел?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
15) Вам срочно надо отпроситься с работы, а начальник без объяснения причин категорически не разрешил вам. Сможете ли вы резко оспорить решение начальника?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
16) В автобусе вас грубо толкнули. Вы скажете этому человеку все, что думаете о нем и о его поступке?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
17) В автобусе вас грубо толкнули. Вы оттолкнете толкнувшего вас?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
18) Вы включаете телевизор, чтобы посмотреть любимую передачу, а телевизор капризничает, не желая то картинку давать качественную, то звук. Ударите ли вы по телевизору?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
19) Вам надо спешить, а весь общественный транспорт куда-то подевался; тот же, что приходит, уже до отказа наполнен пассажирами. Вы ведь не будет молчать, вы ведь скажете о работе транспорта громко и во всеуслышанье то, что думаете?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
20) Утром вам хочется спать, но будильник на тумбочке возле кровати вот уже четверть часа каждый полминуты напоминает о себе. Вы одним движение руки смахнете этот будильник подальше на пол?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
21) Близкий человек обидел вас словом. Обидите ли вы тут же близкого вам человека?
ДА – 3 балла; СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ – 2 балла; СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА – 1 балл; НЕТ – 0 баллов.
Итак, посчитаем баллы и резюмируем состояние степени вашей склонности к гневу. Как вы понимаете, чем больше полученное число, тем выше данная степень.
Вы набрали в сумме от 49 до 63 баллов. Это означает, что ваше гневливость находится на самой высшей стадии. Вы фактически не владеете собой, а это – главнейшая причин всех тех проблем, которые существуют в вашей жизни.
Вы набрали в общей сложности от 37 до 48 баллов. Проблема с гневом у вас не просто существует, она мешает вам жить, доставляет серьезные неудобства и выступает поводом к появлению различных проблем.
Ваш результат уложился в спектре от 28 до 36. Вы испытываете серьезные трудности в вашей жизни по самым разным направлениям, а причина этих трудностей в том, что вы весьма склонны гневаться на окружающих. Постарайтесь следить за собой в тех ситуациях, когда есть повод для проявления гнева.
Вы получили в итоге число от 19 и до 27. Вы больше склонны к гневу, чем вам может казаться в обыденной жизни. Иллюзия того, что спокойствие – ваше второе имя, может, едва случай представится, обернутся всплеском эмоционального фона, выраженного в немотивированном проявлении гнева.