Воздушные тепловые насосы для теплоснабжения в условиях холодного климата

В настоящее время на отечественном рынке присутствует широкий спектр гибридных систем отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования (рис. 1), примером которых может служить установка Zubadan (Mitsubishi Electric). Следует заметить, что подобные установки пользуются особенным успехом в Северной Европе. Мы же совершенно не ассоциируем появившиеся недавно на российском рынке инверторные тепловые насосы на фреоне R410A с задачей экономичного теплоснабжения, для решения которой они и были созданы.


Рис. 1. Отопление и кондиционирование реализуется в гибридных системах посредством отдельных гидравлических контуров


При анализе использования современных воздушных тепловых насосов для обогрева следует помнить, что сплит-системы, посредством которых реализуется этот процесс, представляют собой систему теплоснабжения и воздушного отопления. Агрегаты, подобные Zubadan, являются сплит-системами наполовину, поскольку пластинчатый или змеевиковый жидкостный теплообменник дополнительно требует еще и отопительных приборов (фэнкойлов), систем напольного или внутристенного отопления. Для работы в режиме кондиционирования помимо фэнкойлов используются потолочные поглощающие панели.



На то, что современные воздушные тепловые насосы, оборудованные инверторами, можно использовать для отопления в условиях холодного климата, первыми обратили внимание в странах Северной Европы. И сразу же после появления такой техники она не только стала позиционироваться на потребительском рынке в качестве отопительной, но и сделалась объектом всесторонних обширных исследований. Исключительная серьезность такого отношения подтверждается тем, что с недавнего времени различными исследовательскими группами по всей территории Скандинавии проводятся испытания отопительных возможностей всех существующих сегодня воздушных тепловых насосов. С 2003 г. результаты этих испытаний регулярно публикуются в периодической печати, ориентированной непосредственно на потребителя (рис. 2, 3).


Рис. 2. Результаты исследований тепловых насосов «воздух-воздух» в условиях климата Финляндии


Очевидное совпадение результатов исследований – безусловный показатель степени объективности испытаний. Точки излома графиков ограничивают наиболее характерные температурные интервалы отопительного периода. Температурный интервал, выделенный розовым цветом (рис. 3), характеризуется коэффициентом трансформации (СОР), по величине которого можно судить об эффективности технологии для отопительного периода в целом. Почти все из существующих сегодня воздушных тепловых насосов на фреоне R410A при минимальных наружных температурах в районе – 20 °C имеют коэффициент трансформации около 2. Отметим, что ввиду кратковременности наиболее холодного периода, величина СОР в этот временной интервал не столь уж и существенна. Более важным и принципиальным моментом здесь является то, что в этот период современные системы способны гарантировать потребителю достаточную надежность работы, что подтверждено обширной практикой. Средний же за отопительный сезон СОР, который-то и характеризует реальную экономию электроэнергии, для преобладающей части обитаемых регионов нашей страны, судя по графикам, обещает быть в районе 3.


Рис. 3. Результаты исследований тепловых насосов «воздух-воздух» в условиях климата Норвегии


От инверторных VRF-систем на фреоне R410A, в силу их заведомого технического превосходства над обычными сплит-системами, следует ожидать более высокого коэффициента трансформации – не менее 2,5 при температуре наружного воздуха −20 °C (среднесезонный COP – более 3). Поэтому использование для теплоснабжения в условиях холодного климата данного типа оборудования более предпочтительно. График зависимости COP от температуры, характерный для VRF-систем, представлен на рис. 4.


Рис. 4. График зависимости COP от температуры, характерный для VRF-систем


Можно абсолютно однозначно утверждать, что потребность в теплоснабжении в России будет значительно превосходить соответствующую потребность в кондиционировании. А этот вывод имеет уже практическую коммерческую ценность. Понятно, что количественное подтверждение этой безусловной истины для различных климатических регионов страны будет иметь различное наполнение. Проиллюстрируем сказанное посредством диаграммы, показывающей распределение функций воздушного теплового насоса в течение года во Франкфурте-на-Майне (рис. 5).


Рис. 5. Распределение функций воздушного теплового насоса во Франкфурте-на-Майне


По сведениям Mitsubishi Electric, охлаждение во Франкфурте-на-Майне требуется, как правило, всего лишь на протяжении 5 % (442 часа) года (общей продолжительностью 8760 часов), а отопление – на протяжении 77 %. Причем для 68 % года (5964 часа) для отопления достаточно одного только воздушного теплового насоса, а еще на протяжении 9 % (793 часа) потребуется также и дополнительный источник тепла. В течение 1500 часов (17 % года) допустим нейтральный режим.

Мы видим, что даже в регионе с заведомо более мягким климатом, чем в большинстве из тех, что могли бы представлять для нас практический интерес, потребность в отоплении превосходит потребность в кондиционировании на порядок. Учитывая всевозможные доводы рациональности использования тепловых насосов, среди которых на первом месте стоит их беспрецедентная экономичность, можно оценить, насколько велик потенциал рынка, который предстоит теперь осваивать отрасли.

Гибридные системы отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования – тепловые насосы типа «воздух-вода» – логически завершают концепцию экономичного теплоснабжения, которая в условиях российского климата с успехом может реализовываться посредством современных инверторных тепловых насосов «воздух-воздух» на хладагенте R410A, представленных на российском рынке уже достаточно широкой гаммой.

Загрузка...