Одним из основных способов управления воздушным транспортом является правовое регулирование. Установление правовых норм определяется необходимостью упорядочить данную сферу человеческой деятельности, сделать ее максимально безопасной. Первоочередной задачей государства является определение правового режима воздушного пространства, своего суверенитета над ним, обеспечение безопасности полетов ВС, максимальной надежности авиационной техники, аэродромов, установление требований к лицам авиационного персонала, а с появлением новых сфер применения авиации – урегулирование коммерческой деятельности в области гражданской авиации.
Воздушное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования воздушного пространства в целях авиации и эксплуатации воздушного транспорта. Воздушное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой отрасль права, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения: нормы конституционного права (суверенитет над воздушным пространством), нормы гражданского права (перевозки пассажиров, грузов), нормы административного права (порядок регистрации воздушных судов, аэродромов) и т. д.
Основанием объединения этих правовых норм в рамках воздушного права является специфика работы гражданской авиации, однако область применения авиации столь широка, что охватить все виды возможных правоотношений только с помощью норм воздушного права не представляется возможным. Поэтому воздушное право России тесным образом взаимодействует с другими отраслями единой системы права.
Предмет воздушного права составляют общественные отношения, возникающие при использовании воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации. При этом к воздушному праву относятся лишь те общественные отношения, которые непосредственно связаны с деятельностью гражданской авиации.
В частности, воздушным правом регулируются отношения, связанные с выполнением полетов в воздушном пространстве, требования к экипажам и воздушным судам гражданской авиации, к аэродромам и аэропортам и т. д. Не относятся к воздушному праву отношения, возникающие в связи с полетами космических объектов через атмосферу при взлетах и посадках.
Как и любая отрасль права, воздушное право обладает своим методом правового регулирования, т. е. приемами и способами, с помощью которых регулируются отношения, составляющие его предмет. Так как в процесс правового регулирования отношений на воздушном транспорте вовлечены нормы других отраслей права, то и методы регулирования этих отношений заимствуются у других отраслей российского права.
Под системой той или иной отрасли права понимается совокупность отдельных институтов, составляющих содержание данной отрасли. Правовой институт – это законодательно обособленная совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы взаимосвязанных правоотношений.
Воздушное право представляет собой стройную систему правовых институтов, органически связанных друг с другом. Законодательной основой формирования системы воздушного права его основных институтов является Воздушный кодекс (ВК) РФ, в котором система воздушного права представлена следующим образом:
Глава I. Общие положения, определяющие исходные принципы, предмет и сферу применения воздушного законодательства.
Глава II. Государственное регулирование использования воздушного пространства.
Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации.
Глава IV. Государственный контроль за деятельностью в области авиации.
Глава V. Воздушные суда.
Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения.
Глава VII. Авиационный персонал.
Глава VIII. Экипаж воздушного судна.
Глава IX. Авиационные предприятия.
Глава X. Полеты воздушных судов.
Глава XI. Международные полеты воздушных судов.
Глава XII. Авиационная безопасность.
Глава XIII. Поиск и спасание.
Глава XIV. Расследование авиационного происшествия или инцидента.
Глава XV. Воздушные перевозки.
Глава XVI. Авиационные работы.
Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.
Современное российское право весьма сложно по своему содержанию, его система многофункциональна и неоднородна. Формирование науки воздушного права тесным образом связано с историей развития гражданской авиации, и оно подчиняет своему правовому воздействию широкий круг вопросов: функции и полномочия органов государственной власти в области авиации, порядок и условия допуска к использованию воздушного пространства авиационной техники, обеспечение безопасности полетов, деятельность аэродромов и аэропортов, коммерческих авиапредприятий, классификацию воздушных судов, их летную годность и т. д.
Под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – это внешние формы выражения юридических норм.
Различаются следующие основные источники (формы) права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, судебная практика, правовой обычай.
Нормативно-правовой акт – акт, устанавливающий нормы права, вводящей их в действие, изменяющий либо отменяющий их. Нормативно-правовой акт являются основным источником современного права, в том числе российского. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. К их числу относятся законы и подзаконные акты.
Закон является одним из видов нормативно-правовых актов. Именно законы определяют основания принятия подзаконных нормативных правовых актов, их содержание и предмет регулирования, юридическую силу и виды подзаконных нормативных правовых актов. Закон, таким образом, является фундаментальным юридическим актом, служит базой, основой и ориентиром для правотворческой деятельности органов государственной власти.
Подзаконные нормативные акты многообразны и образуют сложную иерархическую систему. Подзаконный нормативный правовой акт – это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития. Юридическая сила подзаконных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате – от его компетенции.
Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня наивысшей юридической силой обладают указы Президента РФ.
Это вытекает из его конституционного статуса главы государства. Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ, которые носят общегосударственный характер. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.
Согласно статье 115 Конституции РФ Правительство РФ издает также распоряжения. Акты Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.
В Российской Федерации правом издания подзаконных нормативных актов также наделены исполнительные органы субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.
В системной реализации законов с помощью подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области ГА (ведомственные акты). Эти акты издаются всеми полномочными органами, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом России на основании ч. 1 ст. 112 Конституции.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Акты, изданные в ином виде (например, директив и др.) не должны носить нормативный правовой характер.
Ведомственные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и положениями о соответствующих органах, определяющими компетенционные пределы деятельности указанных органов.
Так, в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, ФСНСТ не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установление пределов действия нормативно-правового акта предполагает установление его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (рис. 1).
Акты уполномоченного органа в области гражданской авиации по содержанию могут быть индивидуального применения и нормативного характера. Нормативные акты, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, регулирующие права и свободы граждан, а также акты межведомственного характера, устанавливающие правовой статус организации подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр[1]. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.
Нормативный правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти и признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации»[2] в течение 10 дней. Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.
Краткая характеристика видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти представлена в Приложении 1.
Нормативный договор – это соглашение 2-х и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.
Субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают «нормативной властью», определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление. Но юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.
По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Статья 3 ВК определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ВК РФ, следует применять правила международного договора.
Рис. 1. Пределы действия нормативно-правого акта
Под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты правило поведения, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике. В настоящее время правовой обычай в России является вспомогательным источником права. На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.
В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.
На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.
В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.
Источником воздушного права являются также законодательные акты СССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству (ст. 136 ВК РФ).
«Норма» (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Каждая норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, который устанавливается государством. Он определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Под внутренней свободой понимается способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения, под внешней свободой – возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире. Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.
Для воздушного права характерно то обстоятельство, что составные части правовых норм, как правило, зафиксированы в различных местах. Гипотеза и диспозиция часто совмещаются, а санкция может быть вообще отделена и представлена в другой норме или даже ином нормативном правовом акте.
В большинстве случаев в нормах воздушного права в прямом виде не зафиксирована возможность применения санкций за нарушения воздушного законодательства. В статье 4 Воздушного кодекса РФ определена стратегия применения санкций за нарушения действующих правил «Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Нормы воздушного права излагаются в отдельных статьях правовых актов. Статья может содержать несколько правовых норм, либо, наоборот, одна норма может быть представлена в нескольких статьях нормативного правового акта.
Умение определять элементы нормы воздушного права является необходимым условием правильного понимания смысла этой нормы и правильного ее применения на практике.
Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер. Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.
Рис. 2. Графическая интерпретация структуры нормы права
В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных.
Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей.
Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав. Например, предоставляя услуги и льготы пассажирам гражданских воздушных судов (ГВС) законодатель определяет права пассажира, которыми он может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.
Классификация правовых норм по различным основаниям приведена в Приложении 1.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 ВК РФ).
Воздушное законодательство России регулирует (ст. 5 ВК РФ):
– отношения в области использования воздушного пространства;
– отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации;
– отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором российской Федерации;
– отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Воздушное законодательство России, как и законодательство других государств, с самого начала развивалось под влиянием международных соглашений, в рамках которых осуществлялись унификация и кодификация норм МВП. Роль международного права в формировании воздушного права России очень велика. Основополагающие нормы международного воздушного права содержат Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), конвенции, регулирующие борьбу с АНВ в деятельность гражданской авиации (Токийская конвенция 1963 г., Гаагская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г.), конвенции по вопросам ответственности перевозчика и эксплуатанта воздушных судов (Варшавская конвенция 1929 г., Монреальская 1999 г., Римская конвенция 1952 г. и протоколы о дополнениях и изменениях к ним).
В процессе своего становления и развития воздушное законодательство сложилось в систему нормативных актов (рис. 3). Под системой воздушного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура воздушного законодательства является элементом системы воздушного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система воздушного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.
Система воздушного законодательства имеет горизонтальную и вертикальную структуры.
В основе горизонтальной структуры воздушного законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, т. е. система разнообразных законодательных актов. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые регулируют положения, касающиеся всех видов транспорта, а также акты воздушно-транспортного законодательства (Воздушный кодекс РФ, акты об управлении ведомствами, их компетенции, структуре и др.). Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более узкие вопросы и находятся в иерархической зависимости от актов, имеющих высшую юридическую силу.
Для вертикальной структуры характерна взаимосвязь законодательного материала по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.
Вертикальную структуру федеральной системы нормативных актов на воздушном транспорте возглавляет Воздушный кодекс, далее следуют, находясь с ним в отношениях внутренней субординации, акты более низкого уровня – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
На уровне субъектов Российской Федерации после постановлений Правительства России следуют нормативные акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, и завершают ряд акты региональных органов исполнительной власти субъектов. В основании иерархической пирамиды располагаются акты органов местного самоуправления, затем следуют локальные нормативные акты.
В сфере нормативного правового регулирования общественных отношений определяющее положение по отношению ко всем другим источникам занимает основной закон государства Конституция Российской Федерации (рис. 3). Конституция РФ (ст. 71) относит управление федеральным транспортом к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Основным законодательным актом и основным источником воздушного права является Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г., содержащий систематизированное изложениенорм права, регулирующих деятельность авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов ВС и удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан.
Рис. 3. Соподчиненность правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации
С самого начала Воздушному кодексу была отведена высшая ступень в иерархии нормативных актов по воздушному праву. Воздушный кодекс (ВК) как нормативно-правовой акт играет исключительно важную роль в системе национального законодательства РФ. Являясь нормативным актом, образующим ядро национального воздушного законодательства, кодекс содержит основополагающие положения, определяющие характер и содержание принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов по воздушному праву.
По своей структуре Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. отличается от своих предшественников – Воздушных кодексов СССР 1932, 1935, 1963, 1983 гг. Социально-экономические изменения в России повлияли на всю систему гражданской авиации. Воздушный кодекс 1997 г. сориентирован на рыночную экономику и обеспечивает защиту предпринимательской деятельности в сфере воздушных перевозок и авиационных работ как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, но не стал нормативным актом прямого действия, содержит много отсылочных норм. Дальнейшее совершенствование ВК РФ требует разработки новой его концепции.
Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т. д. Гражданским кодексом установлена возможность осуществления коммерческой деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Гражданский кодекс РФ является правовой базой для развития системы воздушного законодательства, в которой Воздушный кодекс РФ – основополагающий акт;
Уголовный кодекс Российской Федерации, в главах 24, 26, 27 которого содержатся нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения в области общественной безопасности, общественного порядка, в области охраны окружающей среды;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащий составы административных правонарушений на воздушном транспорте (гл. 8, 11);
Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» и др.
В соответствии с иерархией нормативных правовых актов дальнейшее законодательное регулирование отношений в сфере воздушного транспорта осуществляется указами Президента и постановлениями Правительства, а по оперативным и текущим вопросам – в форме распоряжений Президента и Правительства. К таким актам относятся:
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства и в соответствии с которым были созданы органы управления в гражданской авиации (Минтранс, ФАВТ, ФСНС);
Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395, 396, 398 «Об утверждении положений о Минтрансе РФ, ФАВТ, ФСНСТ», устанавливающие полномочия этих органов и их функции;
Распоряжение Правительства РФ от 20.03.2008 г. № 340-р «Об утверждении перечня аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации».
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.
В Воздушном кодексе содержится большое число отсылочных норм к Федеральным авиационным правилам (рис. 4). Например, отношения в воздушном пространстве, связанные с авиационной деятельностью, регулируются ФАП, требования к авиационному персоналу (п. 1 ст. 53 ВК РФ) устанавливаются ФАП, свидетельство иностранного государства, выданный лицу авиационного персонала, является действительным в России, если этот документ соответствует признаваемым Россией международным авиационным стандартам и ФАП (ст. 55 ВК РФ), сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа производится в соответствии с ФАП (ст. 37 ВК РФ), требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, правила их эксплуатации и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются ФАП (ст. 48 ВК РФ) и т. д.
Подготовка федеральных правил осуществляется при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти[3]:
– Министерством обороны РФ – федеральных авиационных правил в области регулирования деятельности государственной авиации;
– Министерством промышленности и торговли РФ – федеральных авиационных правил в области регулирования деятельности экспериментальной авиации;
– Министерством транспорта РФ – федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил в области регулирования деятельности гражданской авиации.
В соответствии с данным постановлением Федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством РФ, Федеральные авиационные правила утверждаются Правительством РФ, если это определено ВК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ; уполномоченными органами в области гражданской авиации, Министерством обороны Российской Федерации – в области государственной авиации; Министерством промышленности и торговли Российской Федерации – в области экспериментальной авиации; Министерством транспорта Российской Федерации – в области гражданской авиации.
Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Федеральные авиационные правила, устанавливающие порядок обязательной сертификации метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
Изменения федеральных правил и дополнения к ним подготавливаются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном для подготовки федеральных правил.
В настоящее время действует значительное количество ФАП:
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 г. № 138);
ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. приказом Минтранса РФ от 31.07. 2009 г. № 128);
ФАП «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам» (утв. приказом Минтранса России от 26.11.2009 г. № 216);
ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142), регулирующих деятельность гражданской авиации Российской Федерации;
ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса России от 17.04.2003 г. № 118);
ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50) и др.
Рис. 4. Структура свода федеральных авиационных правил, регулирующих деятельность гражданской авиации Российской Федерации