Примечания

1

Статья 1 Устава Организации Объединенных Наций.

2

Гомер. Илиада. СПб.: Наука, 2008. С. 133.

3

Кревелъд М., ван. Трансформация войны. М.: Альпина Паблишер, 2005, а также Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006.

4

Калдор М. Новые и старые войны. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.

5

Важно выделить: Cuce X. Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах. М.: Весь мир, 2007; Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры / под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002. За обзором истории развития учения о справедливой войне и актуальными дискуссиями в рамках этой теории можно обращаться к моей предыдущей книге: Куманьков А.Д. Современные классики теории справедливой войны: М. Уолцер, Н. Фоушин, Б. Оренд, Дж. МакМахан. СПб.: Алетейя, 2019. Отдельно стоит отметить сотрудников сектора этики Института философии РАН, А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, A.B. Прокофьева, которые в своих книгах и статьях уделяют внимание этике войны.

6

Павлов А.В. Послесовременность войны // Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 249–251.

7

Там же. С. 260.

8

Клаузевиц К., фон. О войне. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.

9

Некоторые части этой главы были опубликованы ранее: Куманьков А.Д. Мировая задача России: члены Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва о Великой войне // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. 2014. № 10. С. 81–86; Куманьков А.Д. Мнимая трансформация войны // Философия. Язык. Культура / отв. ред. В.В. Горбатов, А.В. Марей. Вып. 6. СПб.: Алетейя, 2015. С. 329–340.

10

Фуко М. Политическая технология индивидов // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 362.

11

Клаузевиц К, фон. О войне. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. С. 38.

12

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 646.

13

Мюнклер Г. Осколки войны: Эволюция насилия в XX и XXI веках. М.: Кучково поле, 2018. С. 147.

14

Шмитт К. Номос земли в праве народов jus publicum Europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 143.

15

Вебер М. Указ. соч. С. 651.

16

См. подробнее: Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006. С. 81–234.

17

ния государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. Тюмень, 2012.

18

Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 118–123.

19

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 139.

20

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 363–364.

21

Гоббс Т. Левиафан… С. 139–140.

22

Кревельд М., ван. Расцвет и упадок государства. С. 413.

23

Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. С. 413.

24

Ваттелъ Э., де. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М.: Госюриздат, 1960. С. 32.

25

Гоббс Т. Левиафан… С. 88.

26

Контамин Ф. Война в Средние века. СПб.: Ювента, 2001. С. 303.

27

Августин Аврелий. О граде Божием. Кн. XIV–XXII // Августин Аврелий. Творения. Т. 4. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. XIX. 7. С. 333.

28

Гроций Г. Указ. соч. С. 44.

29

Там же. С. 50.

30

Pufendorf S. De Officio Hominis et Civis Juxta Legem Naturalem. N.Y.: Oxford University Press, 1927. P. 102–103; 154.

31

Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 386.

32

Гоббс Т. Левиафан… С. 95.

33

Контамин Ф. Указ. соч. С. 291–292. См. также: Флори И. Идеология меча. М.: Евразия, 1999. С. 240–243.

34

Контамин Ф. Указ. соч. С. 273.

35

Калмыкова Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. М.: Квадрига, 2010. С. 190.

36

Флори И. Указ. соч. С. 47–48.

37

Контамин Ф. Указ. соч. С. 309–310.

38

Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. T. 1: Эпоха Ренессанса. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 412–423.

39

Palmerston H.J. Т. Speech to the House of Commons. 1 March 1848 // Hansard. Vol. 97. P. 122.

40

Фуко M. Безопасность, территория, население / Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011. С. 386.

41

Там же. С. 387.

42

Хофмайстер X. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. С. 59.

43

Фукидид. История. М.: Ладомир; ACT, 1999. С. 17.

44

Там же. С. 52.

45

Фуко М. Безопасность, территория, население. С. 387.

46

Болингброк Г.С.-Дж. Письма об изучении и пользе истории. М: Наука, 1978. С. 81–82.

47

Там же. С. 122.

48

Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2016. С. 50.

49

Клаузевиц К, фон. Указ. соч. С. 20.

50

Jus ad bellum и jus in bello – латинские выражения, обозначающие принципы, соблюдение которых свидетельствует о том, что применение военной силы является справедливым и обоснованным. Буквальный перевод: «право на войну» и «право во время войны», соответственно. Нормы jus ad bellum – такие, как принципы правого дела (или справедливой причины, justa causa), крайнего средства, пропорциональности, вероятности успеха, добрых намерений, легитимной власти – позволяют ответить на вопрос «Почему можно начать войну?». Принципы jus in bello – пропорциональности и различения – отвечают на вопрос «Как вести войну?». В последнее время говорится также о нормах jus post bellum – «право после войны» – принципах, которыми следует руководствоваться при завершении военного конфликта и установлении мирного положения.

51

Кревельд М., ван. Трансформация войны. М.: Альпина Паблишер, 2005. С. 66–77.

52

Клаузевиц К, фон. Указ. соч. С. 40.

53

Там же.

Загрузка...