Статья 1 Устава Организации Объединенных Наций.
Гомер. Илиада. СПб.: Наука, 2008. С. 133.
Кревелъд М., ван. Трансформация войны. М.: Альпина Паблишер, 2005, а также Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006.
Калдор М. Новые и старые войны. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.
Важно выделить: Cuce X. Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах. М.: Весь мир, 2007; Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры / под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002. За обзором истории развития учения о справедливой войне и актуальными дискуссиями в рамках этой теории можно обращаться к моей предыдущей книге: Куманьков А.Д. Современные классики теории справедливой войны: М. Уолцер, Н. Фоушин, Б. Оренд, Дж. МакМахан. СПб.: Алетейя, 2019. Отдельно стоит отметить сотрудников сектора этики Института философии РАН, А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, A.B. Прокофьева, которые в своих книгах и статьях уделяют внимание этике войны.
Павлов А.В. Послесовременность войны // Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 249–251.
Там же. С. 260.
Клаузевиц К., фон. О войне. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.
Некоторые части этой главы были опубликованы ранее: Куманьков А.Д. Мировая задача России: члены Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва о Великой войне // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. 2014. № 10. С. 81–86; Куманьков А.Д. Мнимая трансформация войны // Философия. Язык. Культура / отв. ред. В.В. Горбатов, А.В. Марей. Вып. 6. СПб.: Алетейя, 2015. С. 329–340.
Фуко М. Политическая технология индивидов // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 362.
Клаузевиц К, фон. О войне. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. С. 38.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 646.
Мюнклер Г. Осколки войны: Эволюция насилия в XX и XXI веках. М.: Кучково поле, 2018. С. 147.
Шмитт К. Номос земли в праве народов jus publicum Europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 143.
Вебер М. Указ. соч. С. 651.
См. подробнее: Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006. С. 81–234.
ния государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. Тюмень, 2012.
Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 118–123.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 139.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 363–364.
Гоббс Т. Левиафан… С. 139–140.
Кревельд М., ван. Расцвет и упадок государства. С. 413.
Кревелъд М., ван. Расцвет и упадок государства. С. 413.
Ваттелъ Э., де. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М.: Госюриздат, 1960. С. 32.
Гоббс Т. Левиафан… С. 88.
Контамин Ф. Война в Средние века. СПб.: Ювента, 2001. С. 303.
Августин Аврелий. О граде Божием. Кн. XIV–XXII // Августин Аврелий. Творения. Т. 4. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. XIX. 7. С. 333.
Гроций Г. Указ. соч. С. 44.
Там же. С. 50.
Pufendorf S. De Officio Hominis et Civis Juxta Legem Naturalem. N.Y.: Oxford University Press, 1927. P. 102–103; 154.
Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 386.
Гоббс Т. Левиафан… С. 95.
Контамин Ф. Указ. соч. С. 291–292. См. также: Флори И. Идеология меча. М.: Евразия, 1999. С. 240–243.
Контамин Ф. Указ. соч. С. 273.
Калмыкова Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. М.: Квадрига, 2010. С. 190.
Флори И. Указ. соч. С. 47–48.
Контамин Ф. Указ. соч. С. 309–310.
Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. T. 1: Эпоха Ренессанса. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 412–423.
Palmerston H.J. Т. Speech to the House of Commons. 1 March 1848 // Hansard. Vol. 97. P. 122.
Фуко M. Безопасность, территория, население / Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011. С. 386.
Там же. С. 387.
Хофмайстер X. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. С. 59.
Фукидид. История. М.: Ладомир; ACT, 1999. С. 17.
Там же. С. 52.
Фуко М. Безопасность, территория, население. С. 387.
Болингброк Г.С.-Дж. Письма об изучении и пользе истории. М: Наука, 1978. С. 81–82.
Там же. С. 122.
Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2016. С. 50.
Клаузевиц К, фон. Указ. соч. С. 20.
Jus ad bellum и jus in bello – латинские выражения, обозначающие принципы, соблюдение которых свидетельствует о том, что применение военной силы является справедливым и обоснованным. Буквальный перевод: «право на войну» и «право во время войны», соответственно. Нормы jus ad bellum – такие, как принципы правого дела (или справедливой причины, justa causa), крайнего средства, пропорциональности, вероятности успеха, добрых намерений, легитимной власти – позволяют ответить на вопрос «Почему можно начать войну?». Принципы jus in bello – пропорциональности и различения – отвечают на вопрос «Как вести войну?». В последнее время говорится также о нормах jus post bellum – «право после войны» – принципах, которыми следует руководствоваться при завершении военного конфликта и установлении мирного положения.
Кревельд М., ван. Трансформация войны. М.: Альпина Паблишер, 2005. С. 66–77.
Клаузевиц К, фон. Указ. соч. С. 40.
Там же.