Глава 1 Множество ваших прошлых жизней

Рождение – не начало, смерть – не конец.

ЧЖУАН-ЦЗЫ [4] (369(?)–286(?) гг. до н. э.)

«Мы с мужем отправились в туристический поход прошлым летом. Никогда прежде мы ничего подобного не делали, поэтому мне было очень трудно заснуть на свежем воздухе, прямо на земле под звездным небом. Лежать в объятиях мужа было очень приятно, но когда он уснул, я провалялась без сна еще несколько часов, пребывая в настороженном состоянии, будто в ожидании нападения. Уже под конец ночи я все-таки сумела заснуть, и мне приснилось, что я была маленьким индейским мальчиком, потерявшимся как раз в тех местах, куда мы отправились в поход. Я ощущала нервозность этого ребенка и его страх, который он постоянно испытывал, пытаясь отыскать пищу и дорогу домой. Ночью он спал прямо на земле, как и я в тот раз, и точно так же не мог заснуть, вздрагивал от каждого звука и движения. Ему казалось, что его кто-то преследует, поэтому целыми днями он оглядывался по сторонам и смотрел назад. Наконец, его страх привел к тому, что мальчик не выдержал и побежал. Споткнулся о вылезший на поверхность земли корень дерева, упал и сломал ногу. Не в силах пошевелиться, ребенок лежал на земле в ожидании смерти.

Проснулась я в холодном поту с бешено бьющимся сердцем. Уверена: именно я сама и была тем мальчиком. Все было слишком живо, ярко и реалистично, чтобы оказаться просто обычным сном».

«Всю жизнь, насколько я могу помнить, меня постоянно терзали странные предчувствия, будто должно было произойти нечто плохое. В прошлом году я впервые решила побывать в Афинах; по дороге в Парфенон [5] на меня нахлынуло знакомое чувство – я рухнула прямо на ступеньки, по щекам моим ручьями полились слезы. Ко мне подходили люди и предлагали свою помощь, но я не могла ничего им сказать. Я знала только одно: я уже бывала там прежде. Не сейчас, не в этой своей жизни, а в одной из прошлых, гораздо раньше. Что-то ужасное произошло со мной в Парфеноне, и, вернувшись туда, я вновь выпустила на волю испытанные когда-то чувства. С этого момента я смогла полностью от них освободиться. Не уверена, хочу ли я знать, что конкретно произошло со мной в той, прошлой, жизни».

«Мои братья и сестры легко научились плавать, а я всегда ужасно боялся воды. Это просто выводило отца из себя, поскольку наша семья любила отдыхать на яхте, и все каникулы мы проводили либо в океане, либо на его побережье. Когда мне было тринадцать лет, родители отвели меня на сеанс к гипнотерапевту из-за того, что я грыз ногти. Именно тогда, находясь в кресле в кабинете специалиста, я спонтанно и неожиданно вспомнил свою прошлую жизнь на маленьком острове в Тихом океане. Все было хорошо, и мы зарабатывали на хлеб ловлей рыбы. Но однажды наше судно попало в шторм, когда мы пытались вернуться домой, и мы не смогли ничего сделать. Я свалился за борт и утонул, несмотря на то что был отличным пловцом. До того момента я никогда не задумывался о реинкарнации. Гипнотерапевт объяснил мне все, но я никогда не рассказывал об этом своим родителям, потому что сам опыт показался мне невероятно странным. Но самое удивительное и непонятное тут то, что моя жена из прошлой жизни является сейчас моей матерью. Данный факт не дает мне покоя уже многие годы».

Вы когда-нибудь интересовались своими прошлыми жизнями? Многие люди об этом задумываются. Некоторые руководствуются сохранившимся смутным воспоминанием о чем-то произошедшем в прошлом. Другие же просто хотят узнать больше о самих себе: откуда они пришли и куда двигаются. Вне зависимости от причин и побудительных мотивов вы вполне можете успешно исследовать свои собственные прошлые жизни.

Люди верят в концепт реинкарнации на протяжении многих тысяч лет, и вера эта универсальна. В Азии, Америках, Африке, Австралии и Европе люди верят, что смерть – не конец и что все мы непременно возродимся вновь в ином теле.

На востоке к реинкарнации всегда относились как к должному. Это неотъемлемая часть индуизма, буддизма, джайнизма [6] и сикхизма [7]. Изначально данная идея не была составляющей синтоизма, но, как только буддизм достиг в XII веке берегов Японии, реинкарнация все-таки была включена в систему верований и там. Приверженцы ислама в данное явление в основной своей массе не верят, за исключением суфийской секты [8], признающей концепт перерождения.

Древние египтяне хоронили покойных с особыми магическими заклинаниями, что должно было помочь им возродиться в той форме, которую они сами для себя изберут. В Греции, в VI веке до нашей эры, проповедники Орфического культа [9] учили тому, что у каждого человека есть и злая сторона, и божественная. Исходя из этого, прогрессируя в различных реинкарнациях, мы учимся избавляться от злых качеств своей натуры и становимся исключительно божественными сущностями, на чем цикл наших перерождений завершается [10].

Идеи орфиков позднее были переняты Пифагором и впоследствии стали неотъемлемой частью его философского учения. Пифагор сумел вспомнить свои прошлые жизни. Ямвлих [11] в своей работе «Life of Pythagoras» («Жизнь Пифагора») писал: «Больше всего Пифагор хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что он знал все свои прошлые жизни, которые ему пришлось прожить, потому он призывал других напомнить себе же о своих былых существованиях» [12]. Пифагор помнил свою жизнь в качестве троянского воина Эвфорбуса, пророка Ермотима, заживо сожженного врагами, рыбака-киприота Пирха, финикийской проститутки, фракийского [13] крестьянина и жены хозяина магазина из Фракии [14].

Сократ также свято верил в реинкарнацию. Рассказывают, что последнее утро своей жизни он провел в размышлениях о том, как душа может существовать до того, как кто-то, в кого она может вселиться, появится на свет, и продолжать жить после физической смерти тела. Сократ посредством философии пытался анализировать человеческую жизнь, отсюда и его, пожалуй, самое известное высказывание: «Познай самого себя». Его оригинальные идеи о душе активно обсуждаются и сегодня.

Самый знаменитый ученик Сократа, Платон, также твердо веривший в реинкарнацию, писал: «Знайте: если вы будете плохими – вы отправитесь к худшим душам, если хорошими – к лучшим. В каждой последовательности жизни и смерти вы поймете: подобное страдает в руках подобного» [15]. Платоновские идеи относительно реинкарнации оказали значительное влияние на западную философию, что прослеживается и поныне.

Несколько позже и греческий гностицизм признал концепт реинкарнации, и это сыграло немаловажную роль в ранних христианских верованиях. Во II веке Климент Александрийский [16] написал, что все мы развиваемся в процессе многих реинкарнаций. Ориген [17] был с ним полностью согласен.

В нескольких библейских отрывках концепт реинкарнации воспринимается как должное. Например, в 13–15 стихах XI главы «Евангелия от Матфея» Иисус рассказывает о том, кем был Иоанн Креститель в прошлой жизни: «…Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Данное заявление получает подтверждение далее, в 12 стихе XVII главы «Евангелия от Матфея», где Христос говорит: «…Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». В другом эпизоде Иисус спрашивал своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ответ был: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков» («Евангелие от Матфея», глава XVI, стихи 13–14).

Апостолы также касаются темы реинкарнации, когда спрашивают Иисуса о слепом с рождения человеке: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» («Евангелие от Иоанна», глава IX, стих 2). Очевидно, что человек не мог грешить до того, как был рожден, если только он не согрешил в предыдущей жизни. Интересно, что Христос не упрекает своих последователей за подобные идеи: «Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» («Евангелие от Иоанна», глава IX, стих 3).

К сожалению, в 553 году нашей эры Второй Константинопольский собор [18] объявил саму идею реинкарнации еретической доктриной. Христианская церковь немедленно отвергла данный концепт, вынудив его сторонников уйти в подполье. Реинкарнацию вновь признали ересью в 1274 году на Втором Лионском соборе [19] и в 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе [20]. Любой верующий в концепт перерождения души рисковал быть заживо сожженным на костре.

Несмотря на это, вера в реинкарнацию не исчезла. Пожалуй, наиболее известными из всех этих подпольных сект были катары [21], которых впоследствии истребила Инквизиция. Интересно, что упоминания о реинкарнации в Библии свидетельствуют исключительно в поддержку данной идеи [22].

В эпоху Ренессанса в Европе вновь возродился интерес к идеям Пифагора, Каббалы и платонизма. Леонардо да Винчи был одним из тех людей, кто принял концепт реинкарнации. В его «Дневниках» можно обнаружить несколько отрывков, в которых говорится о его вере в вечность и бессмертие души. А Джордано Бруно, осужденный католической церковью как еретик и в 1600 году приговоренный к смертной казни через сожжение, заявлял Инквизиции: «У меня была и есть бессмертная душа… Поскольку душу не найти без тела, но при этом она не есть тело, она может быть в том или ином теле и переходить из тела в тело» [23].

Идея реинкарнации прослеживается в иудейской «Каббале» [24] и «Книге Зогар» [25]. Также данное явление неоднократно упоминается в «Бхагавад-гите» [26] и «Упанишадах» [27], а все ссылки в исламском «Коране» [28] также свидетельствуют в поддержку этой идеи. В буддизме конечной целью человеческого существования почитается высвобождение из бесконечного круга перерождений и достижение нирваны. На самом деле, концепт реинкарнации или какая-либо его вариация прослеживается в традициях большинства народов по всему миру.

Интерес к реинкарнации постепенно возрастал на протяжении XVII и XIX веков. Бенджамин Франклин и Томас Пейн писали на данную тему в Америке. В то же самое время Вольтер, Виктор Гюго, Жорж Санд и Гюстав Флобер во Франции, Иоганн фон Гете, Иммануил Кант и Готхольд Лессинг в Германии, Дэвид Юм и Александр Поуп просвещали публику об этом явлении в Европе.

Возрождение интереса к проблеме реинкарнации в современном мире началось с работы Теософского общества, которое должно было стать универсальным братством, занимающимся изучением сравнительной философии, религии и науки, а также исследованием необъяснимых законов природы. В настоящее время общество не выдвигает никаких конкретных догм, однако признает реальность реинкарнации и кармы. Теософское общество было основано в 1875 году госпожой Еленой Блаватской, Генри Олкоттом и Вильямом Джаджем. Госпожа Блаватская утверждала, что в прошлых жизнях она была Пифагором и Парацельсом.

В более близкие нам времена основным популяризатором идеи реинкарнации стал убежденный христианин Эдгар Кейси (1877–1945). Изначально интерес его зародился после того, как он упомянул данное явление, а также карму в состоянии транса. О карме он прежде никогда не слышал, а реинкарнацию считал чуть ли не варварским учением нехристей. К счастью, друзья уговорили Кейси продолжить работу, и после нескольких экспериментов он пришел к выводу, что в его занятиях нет ничего плохого или языческого. Более того, его способность заглядывать в прошлые жизни людей сделала его деятельность гораздо более эффективной, чем прежде, поскольку теперь он лечит как тела, так и разум своих пациентов. В промежутке между 1923 и 1945 годами Кейси сделал около двух с половиной тысяч предсказаний и толкований жизни, каждое из которых было бережно сохранено Ассоциацией исследований и просветления американского города Виргиния-Бич [29]. Результаты этих гаданий показывают, как меняются и развиваются отношения и личности людей по мере того, как они прогрессируют от одной жизни к другой.

Интерес к реинкарнации стабильно рос и на протяжении всего XX века. Британский психиатр Александр Кэннон и полковник Альбер де Роша, французский пионер исследования психических явлений, изучали гипнотические регрессии еще в самом начале столетия. Даже Алистер Кроули написал книгу о данном методе получения воспоминаний о прошлых жизнях. В 1950-х годах знаменитый случай Брайди Мерфи [30] в Соединенных Штатах и последовавшие за ним воспоминания о прошлой жизни миссис Наоми Генри в Англии породили небывалое возбуждение и интерес в обществе. Эти результаты были получены посредством гипноза.

Валлийский гипнотерапевт по имени Арналл Блоксхэм изучал гипнотические регрессии прошлых жизней на протяжении многих лет, сохранились аудиозаписи более четырехсот его сеансов. Джеффри Айверсон, продюсер телевизионного шоу о пленках Блоксхэма, впоследствии написал книгу «More Lives than One» («Больше жизней, чем одна»), которая в 1976 году стала бестселлером.

В 1983 году была опубликована первая книга Ширли Маклейн о реинкарнации под названием «Out on a Limb» («В опасности»), которая стала настолько популярной, что вскоре на ее основе сняли телевизионный минисериал. Ее произведения легко читаются, благодаря чему стали настоящими популяризаторами идеи перерождения.

В 1970-х годах доктор Хелен Уэмбэх посредством гипноза вернула более тысячи людей к их прошлым жизням, в результате чего получила огромное количество данных, подтверждающих реальность реинкарнации. За исключением одного человека, все ее добровольцы в прошлых жизнях оказывались обычными людьми и вели нормальную, ничем не отличающуюся от других жизнь. Большинство из них были крестьянами, чье существование было нелегким. Они усердно трудились и кое-как питались однообразными продуктами, а у многих из них дети умирали в младенческом возрасте. Это не те жизни, в которые хотели бы вернуться люди, потому вряд ли можно сослаться на то, что они просто фантазировали.

Доктор Уэмбэх также обнаружила, что, хотя большинство ее добровольцев были белыми людьми среднего класса, возвращаясь в прошлые жизни, многие оказывались представителями иных рас и даже другого пола. Кроме того, если учесть тот факт, что в любой период времени в мире существует приблизительно равное количество мужчин и женщин, разумно будет предположить, что эта пропорция останется неизменной, если подвергнуть тысячу людей процедуре регрессии. На самом деле, так оно и есть. В тысяче ста прошлых жизнях, изученных Хелен Уэмбэх, сорок девять целых и четыре десятых процента людей были женщинами и пятьдесят целых и шесть десятых – мужчинами [31]. Считается, если бы все эти регрессии были чистыми фантазиями, большинство предпочло бы видеть себя белыми представителями мужского пола [32]. Однако ничего подобного не произошло, что свидетельствует о подлинности полученных воспоминаний о прошлых жизнях.

Исследование доктора Уэмбэх также отвечает на другой очень важный вопрос: не опровергает ли теорию реинкарнации тот факт, что численность населения мира неуклонно растет? Она обнаружила, что объекты возвращались в определенные исторические периоды именно с такой частотой, как если бы реинкарнация была установленным фактом. Между I и XV веками численность населения Земли удвоилась, затем, к XIX веку, увеличилась вдвое еще раз, после чего возросла еще в четыре раза. Доктор Уэмбэх заметила, что количество возвращений ее испытуемых в данные этапы исторического развития отражает те же пропорции.

Более половины мирового населения воспринимают концепт реинкарнации как должное. Они признают, что человеческое тело с его личностью и прочими характеристиками смертно, однако душа – сама по себе – бессмертна. Она прожила множество жизней в прошлом, и еще больше ее ожидает в будущем.

Это совершенно естественно, поскольку невозможно пережить абсолютно все на протяжении одной только жизни. Однако в череде перерождений мы можем пережить много всего: побывать богатыми и бедными, черными и белыми, мужчинами и женщинами, интеллектуалами и умственно неполноценными, излучающими здоровье и страдающими от различных недугов. Мы можем жить как в технологически развитых странах, так и в местах, где единственной задачей человека является выживание. Другими словами, все мы – разные люди. Когда все остальное оказывается бессильным, знание о реинкарнации способно сделать людей более терпимыми друг к другу.

На протяжении многих реинкарнаций мы постепенно прогрессируем или регрессируем – в зависимости от наших мыслей и поступков в каждой конкретной жизни. Это – закон причины и следствия. Все мы пожинаем сегодня именно то, что сами и посеяли вчера.

Почему люди не помнят своих прошлых жизней

Древние греки верили, что боги погружают готовящихся к перерождению душ в Реку Забвения, чтобы освободить их от воспоминаний о прошлых жизнях. На самом деле, это даже хорошо, что многие люди не помнят своих предыдущих существований. Болезненные и неприятные воспоминания о былых реинкарнациях сделали бы практически невозможным прогресс в текущей жизни человека.

Большинство людей, рождаясь, не имеет сознательных воспоминаний о прошлых своих реинкарнациях. Однако многие могут припомнить некоторые эпизоды из предыдущих жизней (иногда – в мельчайших подробностях). Всю свою жизнь я хранил воспоминание о том, как я, маленький мальчик, сидел, сытый и довольный, у огромного костра и наблюдал за непрерывно двигавшимися красными кругами. Будучи взрослым, я узнал, что те круги были подкладками черных платьев русских крестьянок. Когда они танцевали вокруг костра, я мог видеть только те самые красные круги. Очевидно, что это было воспоминание о былой жизни, но обрывочное, об одном только счастливом моменте. Только став взрослым, я смог разузнать достаточно об этой своей прошлой реинкарнации.

Неудивительно, что люди, помнящие свои предыдущие существования, чаще встречаются в тех странах, где реинкарнация воспринимается как неоспоримый факт. Исследование, проведенное в 1970-х годах в северной Индии, показало, что «приблизительно один человек из пятисот утверждает, что помнит свою прошлую жизнь» [33]. На Западе подобных исследований, увы, не проводилось.

Доктор Иан Стивенсон провел последние сорок лет, исследуя случаи «реинкарнационного типа», и написал целую серию подтвержденных фактами книг о своих открытиях. За все это время он записал более двух с половиной тысяч примеров, в основном включающих в себя воспоминания о прошлых жизнях маленьких детей. Около восьмисот случаев были тщательно исследованы и проанализированы.

Доктор Стивенсон считает, что свидетельства детей более убедительны, нежели то, что говорят взрослые. Причина в том, что у малышей просто не было времени прочитать исторические романы или посмотреть телевизионные передачи, смутные представления о которых они могли бы невольно выдать за воспоминания о прошлых жизнях. Акт восстановления и воспроизводства похороненных и давно забытых воспоминаний, хранящихся под поверхностью нашего разума, называется криптомнезией. Доктор Стивенсон считает, что большая часть гипнотических регрессий выявляет именно такие забытые воспоминания, а не подлинные предыдущие жизни.

Одним из примеров, который тщательнейшим образом исследовал доктор Стивенсон, а также многие другие специалисты, был случай с Пармодом, вторым сыном преподавателя колледжа из Индии. Пармод родился в 1944 году, и когда он научился говорить, стал повторять слова: «Морадабад», «Сахаранпур» и «Братья Моханы». В возрасте двух с половиной лет он сказал своей матери, что ей не нужно готовить, потому что в Морадабаде у него есть жена. Когда родственники угостили его печеньем, он заявил, что является владельцем бисквитной фабрики в Морадабаде. Он постоянно просил отвезти его в этот город и говорил, что он – один из братьев Моханов. Со временем начали проявляться новые детали его прежнего существования. Ребенок сказал, что звали его Парамананд и что он бизнесмен, который умер ровно за девять месяцев и шесть дней до того, как родился Пармод.

Загрузка...