Получив задание, я из Глазова привёз целый чемодан с мате-риалами для оформления кабинета, а Валерий Николаевич где-то раздобыл дизайнерский проект его оформления. Нами даже была составлена смета на переоборудование подсобного помещения под кабинет. Но всё, в конце концов, оказалось напрасной тратой времени и средств. Помещение Юрген Петровичу так и не выделили, а наши заготовленные материалы благополучным образом куда-то исчезли.

Достаточно новым делом для нас было составление учреди-тельных документов на открытие официального юридического лица – Ассоциации «Воспитание». Но и это дело, в конце-концов осилили, конечно, не без помощи специалистов.

Однако, камнем преткновения оказалось бюрократическое затягивание регистрации Ассоциации в муниципальных фискальных органах власти. Юрген Петрович неделями обивал пороги чиновничьих кабинетов, но всё было тщетно. В те, 90-е годы одних, даже безукоризненно подготовленных документов было явно недостаточно. А толку от свиты из аспирантов из восточных республик, которых Юрген Петрович брал для солидности, было мало.

Расстроенный в конец Юрген Петрович, в один из таких походов «по мукам» захватил и меня с собой. Добравшись на метро до месторасположения учреждения муниципальной влас-ти, Юрген Петрович передал мне папку с подготовленными документами для регистрации Ассоциации и устало вздохнув, попросил меня попробовать зарегистрировать их хотя бы у секретаря фискальной службы. А сам остался на станции метро со своей свитой восточных аспирантов.

Я же, получив задание, отправился штурмовать бюрократические бастионы. В муниципалитете, сперва со мной, брезгливо отнекиваясь – мол заняты, ждите, – пообщались женщины секретари, специалисты. Затем направили, видимо к начальнику, который встретил меня с ясными глазами (как у теперешнего министра просвещения Кравцова), который, видимо уже наслышанный по «сарафанному радио» о настырном посетителе, вкрадчиво, участливо вразумлял мне, человеку с Урала, что просто так он не может принять наши документы. Но встретив мой всё понимающий «недоумённо непонимающий взгляд», чиновник ся ясными решил «сплавить» меня в мэрию г. Москвы, решив, что таким образом от меня избавиться.

Не тут-то было. Ещё со школьной скамьи, потом в музыкальном училище, педагогическом институте и наконец, пройдя через «огонь и воды» на службе в рядах Советской Армии в ГСВГ, я по-военному, всегда выполнял порученное мен дело, относясь к поручению со всей ответственностью. Я, недолго думая «крутнулся» на такси в центр Москвы, и каким-то чудом, спокойно, по-деловому, прошёл в здание мэрии, нашёл нужный мне кабинет (куда спровадил меня тот хитрец). И успел до обеда, так как мне было поставлено условие управиться с получением самой важной подписи до обеда. Хорошо, что обед в Москве – понятие растяжимое. Да мне тогда было некогда рассусоливать, т.к. в Москву на консультации к профессору Сокольникову я наезжал редко и не более чем на день.

В приёмной меня опять неласково встретила секретарь, но всё же, пропустила меня к (теперь уже и не вспомню) серьёзному, убелённому сединой с орденскими планками на груди величавому начальнику. Я и начал разговор с ним с того, что моему Учителю, ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны, известному в стране учёному-педагогу, заслуженному Учителю ЧАССР, доктору педагогических наук, профессору, на протяжении многих лет на общественных началах возглавляющему всесоюзное объединение педагогов-исследователей со всей страны, чинят бюрократические проволочки, гоняют по инстанциям – от одного нерадивого чиновника к другому, и тем самым, явно саботируют регистрацию некоммерческой организации – Ассоциации «Воспитание».

Внимательно выслушав меня седовласый (видимо большой начальник), даже не став смотреть документы, подписав необходимый документ, по телефону распорядился грозным голосом, обращаясь к «ясноглазому чиновнику на конце провода, немедленно – до обеда (хотя обед уже наступил) зарегистрировать Ассоциацию и доложить о выполнении.

Не помню как, но через 15 минут я на такси уже был на том самом месте, с которого началась эта «эпопея» борьбы за Воспитание. А там, уже выстроившись по стойке смирно, меня встречали все те, кто мытарил больше месяца Юрген Петровича. «Ясноглазый» с плохо скрываемой досадой лично принял у меня документы и напутствуя устремившуюся за ним свиту женщин-секретарей и специалистов криками-возгласами: «он же дошёл до самого !!!» Как жаль, что я не запомнил имя и фамилию того, настоящего руководителя. И уже через 5 минут, преданно глядя мне в глаза и подобострастно лопоча извинения, мне вручили зарегистрированные и заверенные печатями учредительные документы.

Я довольный, с чувством выполненного долга «крутнулся» к метро, где уже отчаявшись дождаться меня, Юрген Петрович собирался уехать на вызванном «восточными народами» такси. Когда же я вручил ему папку с документами, он долго перебирал их и всё никак не мог поверить, что волокита закончилась и всё обошлось без взяток, коих у нас и не было.

Уже в такси, захватив меня с собой, Юрген Петрович, после обычного его раздумья с прикрытыми глазами, вдруг встрепенулся и, обращаясь ко мне, сказал, что он меня не отпускает домой (я должен был уже вечером возвращаться домой, к семье, в Глазов), так как на завтра у него ещё одно (одно ли?) важное дело, а его былые надежды на «восточные народы» не оправдались. А со мной, – воодушевился Юрген Петрович, «победа будет за нами». Пришлось остаться мне ещё на два дня и посвятить их решению вопросов функционирования зарегистрированной Ассоциации «Воспитание» НО это уже совсем другая история.


Список литературы


Тутолмин А.В. Адаптивность и креативность в становлении и развитии творческой личности будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 12 – С. 44-49.

Сокольников Ю.П. Бороться и не сдаваться. Чебоксары, 2010. 240 с.

Тутолмин А.В. О воспитании. //Вестник педагогического опыта: научно-методический журнал / Северный образовательный округ, Глазовский гос. педагогический ин-т им. В. Г. Короленко. – Глазов (Удмуртская республика): Глазовский гос. педагогический ин-т, 1998. – С. 20-24.

Тутолмин А.В. Тьюторика и современная педагогическая действительность Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе: материалы IV Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием. – Глазов: Глаз. гос. пед. ин-т, 2011. – С. 45 – 51.

Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности педагога начального образования: методика и анализ эксперимента: монография – Глазов, 2007. – 15 п.л.

Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: монография. – Глазовский гос. пед. ин-т. – Глазов, 2003. – 9 п.л.

Тутолмин А.В. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников: монография. – Глазов: Изд-во Глазовского гос. пед. ин-та, 2008. – 10 п.л.

Тутолмин А.В. Творчески развивающее образовательное пространство как фактор воспитания будущих бакалавров педагогики https://www.metod-kopilka.ru/ prezentaciya_po_ kreativnoy_ pedagogike_na_temu_quottvorcheski_razvivayuschee_ obrazovatelnoe-33830.htm

Тутолмин А.В. Адаптивность и креативность в труде учителя: теория и методика профессионализации.

Тутолмин А.В. (монография) Palmarium Akadevmic Publiching. Saabrucken, Deutschland / Германия, 2014. 200 с.







УДК 37.013


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Харькин В.Н. доктор педагогических наук, профессор, предприниматель: режиссёр, педагог; шеф-редактор; организатор ИД "Магистр-пресс", журн. ЮНЕСКО "Мировое наследие"(Москва-Париж)

Аннотация. В статье представлена летопись научно-исследовательской лаборатории «Творчество в педагогической деятельности»

Ключевые слова: творчество, педагогическая деятельность


A SYSTEMATIC APPROACH AND CREATIVITY IN TEACHING


Kharkin V.N., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, entrepreneur: director, teacher; editor-in-chief; organizer of the publishing house "Magister-press", UNESCO World Heritage Journal (Moscow-Paris)


Annotation. The article presents the chronicle of the scientific research laboratory "Creativity in teaching"

Keywords: creativity, pedagogical activity


Основатель НИЛ д.пед.н., проф. В.Н. Харькин

Полное название: Научно-исследовательская лаборатория «Творчество в педагогической деятельности»

Научный консультанты: Засл. учит. Чуваш. респ. д.пед.н., профессор МПГУ, академик АПСН – Сокольников Ю.П.; Grand Ph. D, д.м.н, д.пс.н, проф. РАТИ, академик ЕАИ, – Гройсман А.Л; д.пед.н., профессор – Харькин В.Н., д. пед. н., проф. МПГУ – Сокольникова Э.И.

Научный руководитель: Засл. деят. науки УР, Grand Ph.D, д.пс.н, д. пед. н., проф. кафедры ДиНО ГИПУ им. В.Г. Короленко – Тутолмин А.В.

Дата создания и другие знаковые даты. Приказ о создании: № 98 к от 15 апреля 2010 года (16 октября 1987 г.).

Научно-исследовательская лаборатория «Творчество в педагогической деятельности» осуществляет исследования в области приоритетных проблем профессиональной подготовки педагогических кадров, образовательного процесса современной школы и учреждений дополнительного образования.

В современных социально-экономических условиях педагогическая наука и практика, признавая творчество объективной необходимостью общественного развития, ориентируется на соединение образовательных процессов с инновационной и исследовательской деятельностью, освоение педагогами новых образовательных областей, новых методов и технологий.

Идеи концепции формирования и развития профессионально-творческой компетентности учителя реализованы при разработке и организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях Удмуртской Республики.

История создания, этапы становления и развития

Основателем и первым зав. лабораторией и её научным руководителем стал Валерий Николаевич Харькин, молодой энергичный кандидат педагогических наук, приехавший в город Глазов с семьёй из далёкого сибирского города Шуйска. В должности зам. декана педагогического факультета В.Н. Харькин проработал недолго, но за это время сумел познакомиться с многими преподавателями института и факультета и объединить их вокруг себя общим интересом – научно-методическим поиском эффективных решений задач профессиональной подготовки будущих учителей. Назрела необходимость создания общественной научной лаборатории, в которую входили бы преподаватели с разных факультетов, студенты-старшекурсники очной и заочной формы обучения.

В 80- годы в нашей стране громко заявили о себе педагоги-новаторы. В газетах, журналах, научно-педагогической литературе стали выходить интересующие педагогическую общественность статьи, брошюры, книги педагогов-исследователей. Это послужило хорошим стимулом для активизации организационной работы со стороны руководства института. Ректором В.С. Черепановым был подписан приказ о выделении помещения под научно-педагогическую лабораторию и после ремонта, который проводили сами преподаватели по собственному проекту, лаборатория начала свою активную деятельность.

Кроме активных дипломированных преподавателей института, таких как С.М. Новиков с физико-математического факультета, С.С. Зорин с кафедры психологии, А.П. Шаховской с кафедры музыки, зав. лаб. В.Н. Харькин смело привлекал студентов-заочников, как правило незаурядных учителей школ Удмуртии, а также учителей школ города Глазова, знакомых ему по организации и проведению педагогических практик.

Кроме того, в работе лаборатории принимали участие студенты-старшекурсники, выполнявшие ВКР под руководством преподавателей – членов лаборатории. Для них в помещении лаборатории (каб. 28 уч. корп. 2) был оформлен специальный стенд с перевёрнутым большим зонтом-карманом и титульными листами-каплями, на которых печатались темы ВКР. Ежегодно, после защиты ВКР, на итоговом заседании лаборатории «капли» наполняли «зонт», а новые листы с темами следующих студентов-дипломников вывешивались на стенде.

Такое разноуровневое научно-педагогическое сообщество под одной лабораторской «крышей», созданное В.Н. Харькиным, оказалось весьма продуктивным как в научно-исследовательской, так и в общественной, культурно-просветительской, личной жизнедеятельности её членов. Заметно оживилась и научно-методическая деятельность института.

Вспоминаются совместные со студентами поездки преподавателей и учителей (членов лаборатории) в МПГУ им. В.И. Ленина, АПН, музеи А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Учителя и преподаватели смело и уверенно давали открытые занятия в московских школах: СОШ №825 (дир. В.А. Караковский) и др., а также на факультете начальных классов и музыкальном факультете. Обменивались не только инновационными методическими находками, но и импровизированными концертными программами. Одна из таких программ была представлена, по случаю, педагогу-новатору Ш.А. Амонашвили, которого глазовчане научили играть «Песню о Тбилиси» на русском баяне.

Время становления лаборатории отмечено и научными достижениями её членов. Завершил обучение в докторантуре В.Н. Харькин, соискательство А.В. Тутолмин. Один успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Педагогическая импровизация как фактор творческого саморазвития учителя», другой – кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания в детском разновозрастном художественном коллективе».

В период с 1989 по 1991 гг., лабораторию возглавляли к.пс. наук, доцент Зорин С.С., а затем блестяще защитивший к тому времени докторскую диссертацию новоиспечённый д. искусствоведения, проф. Шаховской А.П. Этот период научной жизни лаборатории отмечен доминированием «трёх муз» – поэзии (в лице канд. филол. н, доц. В.В Захарова), изобразительного искусства (в лице С.С. Зорина) и музыки (в лице А.П. Шаховского).

Эстетизация научного творчества членов лаборатории сказалась и на продуктивности её исследовательской и публикационной активности. Выходят в свет монографии «Бесермянский крезь» А.П. Шаховского и «Формирование визуальной культуры младших школьников в условиях нормального и нарушенного зрения» С.С. Шаховского, сборники стихов и работы по обобщению творчества поэтов Удмуртии (Ф. Васильева, О.А. Поскрёбышева) В.В. Захарова. Музыкальные композиции и произведения для камерного оркестра на удмуртскую этно-тематику А.П. Шаховского звучат далеко за пределами Удмуртии – в Японии, Германии, США. Книгу В.В. Захарова о творчестве глазовчанина И.В. Бабайлова – российского, канадского и американского художника русского происхождения, известный портретиста, Почётный зарубежного члена Российской Академии Художеств, дарят президенту Российской Федерации. Выставки картин и фотографических работ открывают посетителям «Васнецовский край» – калейдоскоп пейзажей удмуртско-вятской природы.

Знаменательным событием данного периода стал выпуск альманаха «Творчество», где публиковались кроме членов лаборатории представители творческой интеллигенции города Глазова, Удмуртии, Пермского края, других городов России.

С 1991 года и по настоящее время лабораторией руководит А.В. Тутолмин.

За более чем сорокапятилетний период работы НИЛ, членами лаборатории изучены тенденции современного отечественного и западно-ориентированного подхода к подготовке педагогических кадров, выявлены закономерности и отдельные показатели качества профессионализации будущих учителей и менеджеров образования, проанализировано влияние положительных и отрицательных факторов на качество профессионально-педагогической подготовки, разработана концепция научного курса в профессионально-педагогическом образовании, разработана концепция раннего творческого развития детей для введения в учебный процесс вуза, профессионально-творческой специализации бакалавров образования по профилю «Начальное образование».

Разработана и внедрена образовательная Программа профессионально-творческой подготовки будущих учителей в систему непрерывного педагогического образования Удмуртской Республики; научно обоснована необходимость подготовки в педагогическом вузе специалистов с квалификацией: «педагог начального образования»; введены в категориальный аппарат педагогической науки понятия: «тьюторика», «педагогическая импровизация», «педагогическая проницательность», «творческая компетентность учителя», «творчески развивающее образовательное пространство», педагогическая креатология», «педагогическая эвриология»; подготовлено свыше 3 000 учителей начальных классов, учителей музыки, педагогов дополнительного образования, преподавателей педагогических училищ и колледжей, руководителей дошкольного образования, культуры, производства и бизнеса.

Реализация концепции становления и развития творческой компетентности будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования Удмуртской Республики существенно повлияла на качество профессиональной подготовки специалистов, владеющих творческой компетентностью и обеспечивающих компетентную поддержку творческого развития обучающихся.

По проблемам творчества, педагогического творчества, развития творчества детей, школьников, студентов членами лаборатории опубликовано свыше 350 научных и научно-методических работ, в том числе 25 монографий

Цикл работ посвящён анализу влияния различных видов педагогической деятельности и реализуемых в практике профессиональной подготовки студентов авторских учебных программ по педагогике, психологии, культуре умственного труда студента, основ исследовательской деятельности будущего учителя, теории и методике обучения и воспитания школьников на результаты процесса становления и развития творческой компетентности будущего учителя – педагога начального образования. В своей совокупности эти работы составили определённый фонд, который позволил членам лаборатории и другим учёным-едино-мышленникам приступить к решению проблемы качества профессионализации современного учителя в отечественной педагогике и психологии.

В 2000-е годы научно-исследовательская деятельность НИЛ «Творчество в педагогической деятельности» осуществлялась в рамках инициативной темы исследования: «Креативная компетентность бакалавра педагогики в педагогическом вузе». Проведён мониторинг качества учебно-творческой подготовки бакалавров на факультете ПиХО. Разработана методика развития креативной компетенции бакалавра педагогики. Подготовлен отчёт о результатах формирующего этапа исследования.

Научным консультантом в период креатологического развития научно-педагогической деятельности стал Гройсман Алексей Львович Grand Ph. D., Full prof., Академик ЕАИ, МПА, РАЕ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор. Крупнейший отечественный ученый – специалист в области психогигиены и психологии художественного творчества, автор первых отечественных монографий и учебников по групповой психотерапии, медицинской и клинической психологии, редактор и автор многих учебных программ по театральной и паратеатральной психологии. Осуществлял научное консультирование диссертационного исследования А.В. Тутолмина.

В 2008 году зав. лаб. «Творчество в педагогической деятельности» А.В. Тутолмин успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени международной научной сертификации Гранд-доктора философии на тему «Адаптивность и креативность в становлении и развитии творческой личности педагога». В России диплом Grand Ph. D. нострифицирован ВАКК по специальности 19.00.07 – педагогическая психология с подтверждением учёной степени доктора психологических наук.

В 2009 году – защитил докторскую диссертацию на тему «Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева (научный консультант – д.п.н., проф. Сокольникова)

Научная деятельность членов лаборатории и её результаты по индивидуальным темам исследования предоставлены как собственная научная интеллектуальная собственность (монографии, статьи, научно-методические материалы в научные электронные библиотеки) широко представлена:

* windous edu. ru (свидетельство о публикации в электронной библиотечной системе федеральных образовательных порталов Мин. обр. и науки РФ. № 68505);

* pedlib.ru (Педагогическая проницательность в труде учителя. Фомирование профессионально-творческой компетентности будущего педагога начального образования и др. );

* eLIBRARU.RU (статьи, опубликованные в издательстве Российской Академии Естествознание);

* Портал ВАК Российской Федерации (докторские и кандидатские диссертации);

*национальная электронная библиотека УДГу (статьи, учебно-методические пособия).

Монографии:

1. Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики: теория и методика

(авторская монография). Москва. Изд-во НОБЕЛЬ-ПРЕСС, 2014. – 167 с.

2. Адаптивность и креативность в труде учителя: теория и методика профессионализации. (авторская монография). Palmarium Akadevmic Publiching. Saabrucken, Deutschland / Германия, 2014. 200 с.

3. Формирование и развитие профессионально-творческой компетенции будущего учителя (авторская монография). Москва.: Издательство «Букстрим», 2014. – 370 с.

4. Формирование и развитие творческой компетенции будущего учителя:

(авторская монография.). LAP Lambert Akadevmic Publiching. Saabrucken, Deutschland / Германия, 2014. 390 с.

Выпуск сетевого научно-популярного журнала "Толерант"

Выпуск сетевого научно-популярного журнала "Креатолог" https://infourok.ru/ prezentaciya-nauchnopopulyarnogo-zhurnala-kreatolog-1711419.html

Выпуск сетевого научно-популярного журнала "Дивергент" http://divergent. csrae.ru/ru/1 способствовал популяризации научно-исследовательской деятельности в вузе.

Члены лаборатории П.Б. Волков, Р.С. Наговицын, А.В. Тутолмин вступили в академическое сообщество – международную ассоциацию учёных, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания).

Президиумом Российской Академии Естествознания лаборатория «Творчество в педагогической деятельности» награждёна знаком, сертификатом и удостоверением «Золотая кафедра России (май 2010 г.) за лекторское мастерство и достижения в развитии образования в России (№ 00534).

Участие в международных выставках:

1. Участие в 29 Московской международной книжной выставке-ярмарке, г. Москва, ВДНХ, 7-11 сентября 2016 г. (ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ).

В рамках реализации решений Президиума РАЕ по содействию информационной поддержке учёных и преподавателей, а также учитывая актуальность, научную и педагогическую значимость, Ваши издания

Загрузка...