Воспитать христианина

К.П.:

Исследования психологов показывают, что душа новорожденного ребенка (конечно, не будем забывать о наследственности и врожденной у каждого человека склонности ко греху) чиста, как белый лист бумаги.

Самыми первыми (они называются базовыми) эмоциями являются радость, гнев, удивление.

Это уже не просто ответные реакции на физиологические состояния: голод-сытость. С двух месяцев ребенок радуется появлению человеческого лица, ему нравится, когда его щекочут или подбрасывают. Гнев появляется у ребенка примерно в шесть месяцев. Младенцы сердятся, когда их лишают предпочитаемой еды или любимой игрушки. Гнев этого возраста – еще не грех, как считают некоторые. Этот гнев – реакция неудовольствия на то, что ребенку мешают делать то, что он хочет. Но если всегда сразу бежать удовлетворять все (справедливые и несправедливые) требования ребенка, любой ценой успокаивать его: «Ну не плачь, на соску (потом конфету, мороженое и т. д.), только замолчи, наконец», – безобидные базовые эмоции могут начать развиваться в греховном направлении.



Следующие эмоции (называются комплексными или составными) формируются примерно к полутора-двум годам жизни ребенка. Это чувство вины, замешательство и гордость. Сломавший игрушку малыш чувствует вину: «Вы велели мне быть осторожным, а я не был». Маленькая девочка, впервые поймавшая мяч, вероятно, с гордостью думает: «Было трудно, но я сделала это сама!» Можно ли и тут безобидную психическую реакцию обратить в греховное направление? Несомненно. Та же детская невинная гордость – «Я смогла» – может перерасти в совершенно осознанную гордыню. Преувеличенные похвалы старших, зацикливание на том, что ты лучший, одареннейший, не такой, как другие, могут превратить младенца к четырем-пяти годам в маленького надменного гордеца.


К чему мы здесь приводим эти сведения? К тому, что воспитание религиозности в ребенке самым прямым образом связано с воспитанием малыша вообще.

Воспитание в вере – это введение ребенка в мир правильных Божиих и человеческих отношений, знакомство с системой ценностей, возвещаемых Церковью. Поэтому, думая о воспитании малыша, вы должны сразу решить, что вы хотите в нем видеть: человека, выполняющего некоторые христианские традиции, или христианина в каждом поступке, жесте и мысли.

Воспитать христианина – это значит, что ребенок с детства уяснит, что его родители верят в Бога, высшей и абсолютной ценностью считают Царство Небесное, а главной задачей жизни – Богоуподобление. Звучит торжественно и как-то нежизненно, книжно, но давайте перенесем разговор в плоскость нашей обычной жизни.


Когда родители говорят с ненавистью или неприязнью о родственниках или знакомых, когда с легкостью обманывают, имеют дурные наклонности характера (злоба, грубость) и живут с этим, не каясь, не думая исправляться, – тогда ребенок видит, что сами родители живут не как христиане. Может ли родитель учить ребенка ценностям Царства Небесного, если он только и говорит, что о приобретении ценностей мира сего? Злобствует по поводу обвесившей его продавщицы; выйдя с ребенком из гостей, где только что улыбался хозяевам, начинает их «за глаза» обсуждать? Чему могут научить родители, если все свободное время или проводят у телевизора, или ругаются, или ходят по магазинам?

Известный православный педагог и богослов протопресвитер Василий Зеньковский говорит, что православное воспитание ребенка следует понимать как спасение души. «Если формулировать тему воспитания как тему спасения, то не значит ли это, что мы вводим эсхатологический момент в задачи воспитания? Но этого не только не следует бояться, этого наоборот нужно искать. Воспитание направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть. Нельзя так жить, как если бы не было смерти. Эсхатологическая тема встает перед каждой личностью, как ее тема, и только в этом свете открывается нам вся глубина, вся сложность проблем жизни».

«Цель воспитания в свете Православия, – пишет о. В. Зеньковский, – есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть сформулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической (т. е. земной)».

Отец Василий тут открывает перед родителями-христианами еще одну большую и важную тему – тему смерти. Мы обычно воспитываем человека только для жизни этой, земной. Но воспитание ребенка-христианина подразумевает то, что мы помним о конечности земной жизни и готовим его душу к вечности, к встрече с Богом. Когда призовет его Бог? В каком возрасте? Доживет ли до старости? Это знает только Господь.


А что у вас?

«У меня в детстве был панический страх смерти. Очень долго. Хорошо помню, как охватывал ледяной ужас, когда приходила в голову эта мысль. Особенно, когда ночью проснёшься, в туалет побежишь, и вдруг – простая такая мысль: а ведь всего этого потом не будет. Точнее, все-то как раз останется, а не будет – меня… И еще. Как услышу звуки похоронного марша, бегу в ужасе домой. В те времена скорбные процессии долго шли по улице, сопровождаемые рыдающими звуками. Я неслась бегом на пятый этаж, чтобы зарыть голову в мамины колени и не слышать этой музыки. Помню, мама меня успокаивала растерянно: ну, это же не скоро ещё будет! Но меня, видимо, такие объяснения не утешали.

Потом, когда стала верить в Бога, – все само собой прошло. Хотя специально не думала на эту тему».

Загрузка...