Худжат ал-ислам (араб. – доказательство ислама) – один из высших исламских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Хауза – традиционная исламская академия, духовная семинария, в которой изучаются исламские дисциплины.
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 65.
Мухаммад Мухаллаби, сын Мухаллаба ибн Аби Сугры. Секретарь, а затем визирь Му‘изз ад-Даулы. Один из выдающихся поэтов и писателей своего времени. Умер в 352 г.л.х.
Мухаммад ибн Хусайн ибн Мухаммад, известный как Ибн ал-‘Амид. Визирь Рукн ад-Даулы и один из лучших писателей своей эпохи. Са‘алиби пишет о нём: «Писательство началось с ‘Абд ал-Хамида и закончилось на Ибн ал-‘Амиде. Будучи визирем Рукн ад-Даулы, он мудро, благо нравно и смело управлял вверенными ему делами. У него была прекрасная библиотека. Умер в 360 г.л.х.».
Ни‘мат, Шайх ‘Абд Аллах. Фаласифаи ши‘а. С. 170–173.
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 105, 167 и 179.
‘Амили, Сайид Мухсин, Амин. А‘йан аш-ши‘ат. Т. 3. С. 159.
Ибн Мискавайх. Таджаруб ал-умам. Редакция и предисловие Абу ал-Касима Имами. Предисловие. С. 23. «Дар Суруш ат-тиба‘а ва ан-нашр». Теге ран, 1366 г. с.х.
Таухиди, Абу Хаййан. Ал-Имта‘ ва ал-му’анаса. Т. 1. С. 35; Т. 2. С. 39. «Ладжнат ат-та’лиф ва ат-тарджама». Каир, Египет.
Исма‘ил ибн ‘Ибад ибн ‘Аббас был визирем династии Бувайхидов, видным учёным и литератором, которого прозвали «Сахибом» (Спутником), потому что он всегда сопутствовал Муаййид.
Шахразури, Мухаммад. Нузхат ал-арвах. С. 26.
Абу ал-Фарадж ‘абд Аллах ибн Таййиб. Багдадский врачеватель, который лечил больных в больнице ‘Адуд ад-Даулы и написал множество книг по медицине. Умер в 435 г. л.х.
‘Иса ибн Йахйа Джурджани. Учёный-лекарь, который в совершенстве владел арабским языком. Некоторые считают его учителем Ибн Сины.
См.: Йакут. Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 14.
Харазми, Абу Бакр. Раса’ил. С. 102.
Харазми, Абу Бакр. Раса’ил. С. 102.
См.: Да’ират ал-ма‘ариф ташаййу‘. Т. 1. С. 368.
Ахлаки Насири. С. 36.
Cм.: Мубарак, Заки. ал-Ахлак ‘инда ал-Газали. С. 75
Текст этого завещания приводится Йакутом Хамави в книге “Му‘джам ал-удаба’” (Т. 5. С. 17–19).
С. 83, 213, 255.
Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 10.
Ахбар ал-‘улама’ би-ихбар ал-хукама’ (Вести об учёных в сообщениях мудрецов). С. 217.
Чтобы ознакомиться с полным текстом завещания Ибн Мискавайха, см: Абу Хаййан Таухиди. Ал-Мукабисат. С. 323 и далее; Абу Сулайман Мантики. Саван ал-хикмат ва салас раса’ил. С. 347 и далее; Йакут. Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 17 и далее.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 75–76.
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 75–79.
Ибн Мискавайх пишет об этом: «И, поистине, человек становится совершенным созданием благодаря силе разума, который является наилучшим даром Всевышнего Аллаха и величайшим благом, которым Он одарил его и превознёс над другими животными» (Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 16).
Ибн Мискавайх по этому поводу пишет: «Поистине, человек обладает духовным благородством, в котором он соответствует благим духам, которые называются ангелами, и обладает телесным благородством, в котором он соответствует животным. Так, он состоит их этих двух элементов». (См.: Тахзиб ал-ахлак. С. 88; Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 27 и 39).
См.: Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 323 и 350; ал-Фауз ал-асгар. С. 45 и 48.
Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 34–36.
Более подробно об этих аргументах см.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 28–33.
Там же. С. 37–38.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 61, 68.
Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 38–39.
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 62–65.
Там же. С. 65.
Там же. С. 66–67.
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 34–35.
Там же. С. 56–57.
Там же. С. 62.
Кадариты – приверженцы одного из исламских миро воззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек аб со лют но свободен в своих помыслах и совершаемых поступках и Бог не принимает в этом участия. В противоположность кадаритам джабариты являлись сторонниками абсолютной Божественной предопределенности.
Джабариты – представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые, в противоположность кадаритам, признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
Ал-Хавамил ва аш-шавамил. С. 150, 220–226.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 177.
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 250, 346–347.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 49.
Там же. С. 128–129.
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 347.
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 15–16, 116–117.
См.: Дафтари хамкарии хауза ва данишгах (Бюро сотрудничества хаузы и университета). Ара’и данишмандани мусулман дар таълим ва тарбийат ва мабании ан (Воспитание и обучение и их основы с точки зрения мусульманских учёных). Т. 1. С. 22.
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 18.
Там же. С. 42, 45, 92.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 55–56.
Ибн Мискавайх пишет об этом: «Одно из отличий меж людей – это различность их положений в восприятии благородных нравов» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 54.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 15, 18, 117, 301–304.
Там же. С. 117, 208–209.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 77–78.
Тахзиб ал-ахлак. С. 116–117.
Ибн Мискавайх пишет о совершенном человеке следующим образом: «И, поистине, когда он становится совершенным человеком и достигает вершины своего горизонта, в нём отражается свет высшего горизонта. И он становится совершенным мудрецом, к ко то рому приходит вдохновение в деле принятия решений и помощь из высшего мира в разумных соображениях. Или он становится поддерживаемым пророком, к которому приходит откровение разными путями, которые ведомы Всевышнему Аллаху, и он становится посредником между высшим собранием и собранием низшим» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 79.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 52, 137–138.
Ибн Мискавайх пишет: «И питает эту душу соответствующей ей пищей, которая восполняет её недостатки. И эта пища есть знание и умножение сведений» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 64.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 227.
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 96, 100.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 80, 83.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 127, 360.
Ал-Фауз ал-асгар. Рукопись, хранящаяся в библиотеке Аятоллы Мар‘аши Наджафи. С. 28–29; Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 32–33.
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 137, 305; Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 88–89.