Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре

Сентябрь

В древней Руси сентябрь называли зоревик, хмурень, ревун и вересень. Видимо, потому что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Зоревником, зоревиком, зоревом, северняком называли и за то, что нередко бывает пасмурно, холодно.


Народные приметы

• Багровые зори – к ветрам.

• Если небо покраснеет в самое время восхода солнца, в тот же день будет дождь, а если очень рано покраснеет (до восхода солнца), то будет дождь ночью или на следующий день.

• Если заря очень скоро гаснет – к ненастью, в тот же день будет дождь.

• Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются – будет сухая погода.

• Если утром небо облачно, а при восходе проясняется, в тот день дождя не будет.

• Если солнце восходит большим и как будто горит – будет дождь.

• Если сразу после восхода солнце заходит за облака – будет дождь.

• Если солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Игровая обучающая ситуация «Хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт»

Задачи

Образовательные:

– формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сентября, народным земледельческим календарем;

– расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

– развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Развивающие:

– активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;

– учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию, развивать образное представление.

Воспитательные:

– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову;

– развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа: сентябрь, жовтень, хмурень, заморозки; голубика, клюква, брусника, брусница, брусена, бруска; кафтан, тулуп.

Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.

Оборудование: игрушка-самоделка «веселый кленовый листочек», предметные картинки с изображением ягод, грибов[1], изображения короба и плетеной корзины, муляжи (или наборы предметных картинок) овощей, фруктов, ягод, грибов, картинки с изображением крестьянина в кафтане и тулупе.

* * *

Дети (стоя в кругу)

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Улыбнись ты мне,

А я тебе.

Педагог. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что видим. По каким изменениям в природе мы можем понять, что осень, как говорят, уже на пороге, то есть пришла?


Дети смотрят в окно, делятся своими впечатлениями. Педагог беседует с ними о том, что они видят за окном.


Вопросы для обсуждения

• Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная, дождливая?

• Какое небо: чистое и синее или хмурое и серое?

• Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

• Посмотрите на деревья: что изменилось? (Появились желтые, красные листья, некоторые уже упали на землю.)

Педагог. Вот так незаметно к нам пришла осень.


Беседа продолжается на ковре, дети рассаживаются полукругом.

Педагог показывает надетый на руку «веселый кленовый листочек».

Я, ребята, сентябринка —

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Наступает первый месяц осени – сентябрь. Он еще несет остатки по-летнему теплых дней, но все больше проступают приметы осени. В древности сентябрь называли «жовтень» – за желтый цвет листвы, «хмурень» – за частое ненастье. Но хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт, недаром же говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь», то есть сыт будешь. А холода не за горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет. Дни становятся короче. Люди в селах заняты уборкой урожая. В народе говорят, что «сентябрь без плодов не бывает».


Педагог предлагает детям немного поиграть, подвигаться.

Игра малой подвижности «Овощи-фрукты»

Дети стоят в кругу. Педагог произносит название какого-либо фрукта или овоща, а дети выполняют следующие движения: если называется фрукт, они поднимаются на носочки, при этом тянут руки вверх; если называется овощ, дети приседают на корточки, обхватывают опущенную голову руками.

Педагог. Не только в садах, на полях и огородах убирали урожай, но и про щедрые богатства леса не забывали. До заморозков хорошо собирать грибы. Вкусны прохладные осенние ягоды: голубику, клюква, брусника.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением этих ягод. Делятся своими впечатлениями о том, как они ходили в лес, какие ягоды собирали.

Брусника, брусница, брусена, бруска – название этой лесной ягоды связано со словом (глаголом), до сих пор сохранившимся в разговорной речи некоторых деревенских жителей – брусить, бруснуть, то есть, собрав кустик в горсть, сорвать разом все ягоды, растущие на нем. Брусника считается долгожительницей леса, так как отдельные ее кустики (экземпляры) доживают до 300 лет (средняя продолжительность «жизни» ягодного куста – около 100 лет). Задолго до рассвета поднимались люди в первые сентябрьские дни. Небо на востоке еще только серело, а уже спешили деревенские люди с коробами да корзинками к ближайшему лесу. А как не спешить: «Красна ягода поспела, земле кланяться велела». В сентябре и последние грибы в лесу собирали. Раньше так и говорили: «Тот, кто рано встает, – грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».

Игра «Что в корзинке осень принесла?»

На столе лежит набор предметных картинок или муляжи. Из них дети по очереди выбирают то, что относится к дарам осени, и складывают в приготовленную корзинку. При этом они составляют краткий описательный рассказ о предмете.

Педагог. В середине сентября считалось, что «всяк корешок в свою пору вошел», поэтому «хозяйки – при коровке, девки – при морковке», а мужики по полям картошку копают. Все устали – а ну-ка, помаши целый день лопатой, да не разгибая спины, встань сотни раз на колени. Картошка – хоть и не барыня, да капризна, без земного поклона к ней не подступишься. Дети, а вам приходилось копать картошку?

Выслушиваются несколько коротких рассказов-воспоминаний тех детей, кому доводилось осенью в деревне, поле, на даче вместе с родителями копать картошку. Затем педагог предлагает детям поиграть.

Игра «Огородник и воробей»

Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». Огородник бежит ловить воробья. Дети его впускают в круг и выпускают из него, огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются новые огородник и воробей.

Педагог. Итак, на календаре сентябрь уже последние странички листает. Мужик кафтан на тулуп меняет. Конец сентября – слякотное время, из дома нельзя выйти, «подола не подоткнув». Наступает пора Капустных вечеринок, длящихся две недели кряду. Все члены семьи без исключения с удовольствием готовятся к новой «засолочной» страде (работе). Соседки друг друга своими капустными блюдами угощают и новыми рецептами делятся. Сегодня и мы тоже попробуем сами приготовить салат из капусты по народным рецептам.


Педагог снова приглашает детей к окну.


Заканчивая нашу беседу о сентябре, я хотела бы снова обратить ваше внимание на деревья. Издавна в народе есть такая примета: «Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя». Посмотрите, какая весна ждет нас в новом году?


Дети высказывают предположения, обязательно обосновывая свое мнение.


Есть еще такие народные приметы: «Гром в сентябре предвещает теплую осень», «Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима», «Если листопад проходит скоро, зима будет холодная». У нас сентябрь еще весь впереди, постараемся быть наблюдательными.


По окончании беседы дети под руководством взрослых готовят салат из капусты по народному рецепту.

Рецепт салата «Зимний»

Белокочанную капусту нашинковать, слегка перетереть с солью. Редьку и морковь натереть на терке. Все овощи смешать, сбрызнуть уксусом, посыпать сахаром и солью, заправить майонезом или подсолнечным маслом.

Совместная творческая продуктивная деятельность «Рябина-именинница»

Задачи:

– знакомить детей с русскими народными женскими украшениями;

– развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус из рябины;

– воспитывать произвольное внимание, аккуратность в работе;

– способствовать формированию действий пооперационного контроля.

Предварительная работа: рассматривание колосков овса; рассказ педагога об этом злаке; сбор ягод рябины.

Оборудование: иллюстрации с изображением девушек-крестьянок в народной одежде с украшениями, иглы, нитки, ножницы, ягоды рябины.

* * *

Педагог. По народному календарю 8 сентября посвящен Наталье-Овсянице, в народе этот день называют «овсяницами». В старину простые люди проводили Овсяницу очень весело. Косари, собравшиеся в этот день косить, приносили хозяину первый овсяный сноп в виде чучела и получали от барина подарки и угощения. Следующий сноп овса несли с песнями в свою избу. Ставили его под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем – толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами.

Уходя, гости говорили: «За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!»

Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: «К этому дню не выкосишь овес – намотаешься до слез», «Не вырастет овес – наглотаешься слез», потому что «не кони везут – овес везет». Деревенские жители заметили, что с 23 сентября начинала поспевать рябина. Она в этот день – именинница. День посвящали сбору рябины и калины. Примечали: «Большой урожай рябины – к морозу».

Загадки про рябину

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Загрузка...