Духовность для меня – это понимание, что я связана с энергией всего сущего, что я – часть всего, а все – часть меня.
Много лет назад я пригласила духовную наставницу Кэролайн Мисс в качестве гостя на «Шоу Опры Уинфри».
Незадолго до этого меня познакомили с работой Кэролайн в области целительства и интуиции. Потрясенная этим открытием, я с нетерпением ожидала возможности поделиться им со своей аудиторией. Я надеялась, что слушатели испытают точно такое же чувство духовного пробуждения.
Однако все произошло иначе.
Первые несколько минут мы с Кэролайн были целиком поглощены беседой о духовности и воспитании души. Внезапно я заметила, что слушатели в студии смотрят на нас так, будто мы говорим на чужом языке. Я остановила запись и спросила, понимает ли кто-нибудь, что мы обсуждаем. Одна женщина храбро встала с места и заявила: «Никто вас не понимает. Что значит „дух“? Вы говорите об Иисусе Христе?»
«Нет, – ответила я. – Мы говорим о вас».
Тогда слушательница сказала, что для нее понятие духа указывает на нечто, находящееся вне ее, и точно так же она понимала религию.
Для меня это стало откровением. Я осознала, что такие слова, как «духовность» и «душа», многим людям просто чужды.
С тех пор мы прошли долгий путь, однако я до сих пор благодарна той женщине за честное признание. Очень полезно понять, что каждый человек находится на своей, индивидуальной стадии духовной эволюции и что сама эта эволюция у всех идет разными путями.
Потом мы возобновили запись, и я попросила Кэролайн объяснить, что она понимает под словом «духовность». С тех пор я задаю этот вопрос почти всем гостям своего шоу «Душевное воскресенье».
Послание, которое, по моему замыслу, должно пронизывать эту часть книги, состоит в том, что каждому из нас сопутствует благословение отдельной духовной сущности.
Когда вы начинаете устанавливать более глубокую связь с той природой, которая изначально присутствует внутри вас, некоторые пассажи из «Времени для души» отзываются в вашем сердце вспышкой света – будь то ослепительная молния или зажженная лампа – и вы внутренне вскрикиваете: «Да!»
Я знаю это потому, что тоже такое испытала. Отклик, возникающий на глубоком уровне, переживается как светильник, в сиянии которого проступает истина. В это мгновение дух узнается духом.
Это абсолютное озарение, переживание «ага!».
Ваш дух – это часть вас, которая ищет смысл и предназначение. Это одно из возможных объяснений. А вот другое: ваш дух есть та часть вас, которая всегда обращена к положительному будущему, полна надежды и не поддается отчаянию. Ваш дух – это то, что всегда верит в добро, всегда стремится к чему-то большему.
Я предлагаю расширить возможности вашего восприятия за пределы пяти чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкусовых ощущений. Когда человек использует все широкие возможности восприятия, к нему приходит осознанность. Миллионы из нас внезапно осознают, что жизнь имеет смысл, что «мое существо» есть нечто большее, чем только тело и мышление, и что у этого существа есть задача в этом мире. Я – это не только молекулы, клетки, нейроны и энзимы. В каждом из нас присутствует нечто бессмертное. Многосенсорное восприятие еще не делает нас более сочувственными, добрыми или терпеливыми, но прибавляет нам осознанности. А это качество знаменует собой начало духовной работы.
Экхарт: Подлинные истины жизни никогда не бывают чужды вам, потому что глубоко внутри вас есть такой уровень, на котором вы уже знаете все вещи, все духовные истины. Поэтому, когда вы слышите или читаете о них, вы ощущаете узнавание. В абсолютном смысле это не новая для вас информация.
Опра: Это внутренняя созвучность. В нас отзывается то, что было каким-либо образом подавлено или скрыто.
Экхарт: Да.
Опра: Ваше сознание узнает сознание того послания, которое вы воспринимаете.
Экхарт: Да. И это – пробуждение. Скрытое знание пробуждается в вас и растет. Оно постепенно выходит на поверхность. И чем больше оно проявляется, тем сильнее вы открываетесь другим духовным истинам, тем лучше их слышите. И потом вы встраиваете их в свою жизнь.
Внутри нас происходит огромная скрытая жизнь. Можно было бы назвать ее жизнью души. Поэты, мистики и другие храбрые люди долго искали определение этому явлению, но находили лишь блаженную тишину. Во всем этом присутствует великая тайна. Так в нас живет божественное.
Хочу очень кратко передать вам свое понимание тех разных областей нашей жизни, которые мы называем телом, умом и душой. Ваше тело – это главным образом углерод, водород, кислород и азот. В нем присутствует древняя звездная пыль. За последние три недели в вашем теле сменился квадриллион атомов, которые побывали также во всех других живых существах нашей планеты. Мы воспринимаем свое тело как четырехмерную форму пространства-времени.
Мы знаем, где находится ум. Мы воспринимаем его в виде наших идей, мыслей, чувств и эмоций. Но где наша душа? Между мыслями всегда есть небольшое пространство. Это неподвижное присутствие, которое мы чувствуем, и есть душа. Она была у вас во младенчестве. Она была у вас в детстве и в подростковом возрасте. Сейчас она тоже здесь и будет здесь завтра. И если вы с ней соприкоснетесь, если научитесь пребывать в этой середине своего сознания, которой вы на самом деле являетесь, то увидите, что это и есть ваш билет к свободе.
Духовность присутствует во всех людях, знают они об этом или нет. Когда я задумываюсь над тем, что значит быть духовным, я вижу, что люди пробуждаются и обращаются к своеобразному «измерению души», к своему собственному существу. Это самая реальная часть нас. Когда мы начинаем действительно глубоко чувствовать свое духовное измерение, мы внезапно соприкасаемся с любовью. Мы сталкиваемся с состраданием и красотой. Мы неожиданно встречаем внутренний покой и настоящую радость. Это начинает происходить там, где люди остаются в подлинном смысле самими собой и их жизнь обретает огромный смысл.
Джек: Жить пробужденной жизнью – значит быть здесь, в реальности настоящего момента; в том «сейчас», которое является тем самым единственным, что у нас есть. И понимать, что мысли о будущем – это лишь мысли. Их можно использовать, но нет нужды им доверять, ведь в половине случаев они не сбываются. А прошлое уже растворилось. У него можно только поучиться.
Быть пробужденным означает жить здесь. Когда рядом с вами находится любимый человек, вы по-настоящему с ним, вы присутствуете; и то же самое касается вашей собаки, той работы, которой вы себя посвятили, или вашей творческой жизни. Это касается даже тех моментов, когда вы прислушиваетесь к своему сердцу и обнаруживаете, что вас охватывают страхи или запутанность. Поэт Хафиз сказал: «Страх – самая дешевая комната в доме. Я хотел бы видеть вас в более достойных условиях».
Жить пробужденной жизнью – значит ощущать и понимать, что страх, смятение или ограничения, которые иногда у нас возникают, не останутся навсегда. У нас в любых обстоятельствах есть потенциал свободы и достоинства.
Опра: Основываясь на всем, что вы знаете, посоветуйте, пожалуйста, как начать жить более пробужденной жизнью.
Джек: Прежде всего скажу, что очень полезно остановиться и успокоить себя. Делайте все, что необходимо делать. Иногда для этого придется встать пораньше, а иногда – лечь попозже; возможно, потребуется найти время для уединенной прогулки или подождать пару секунд перед тем, как нажать кнопку «Отправить» в почтовой программе или Твиттере. Остановитесь, успокойтесь и спросите себя: «Чего я на самом деле хочу?»
Если мы спросим себя о своих подлинных намерениях и послушаем свое сердце, оно даст ответ. Установив внутренний покой, можно вести своеобразную беседу с собой.
Так что первый шаг – это встроить в свой день такие мгновения, когда вы сможете с уважением задержаться и прислушаться к самим себе. Те люди, которым удается отыскать способ успокоить себя, обнаруживают собственный творческий путь – как будто учишься готовить еду или водить машину. Они обучаются внутреннему искусству и находят полезные для себя практические упражнения.
Второе мое пожелание – проявляйте сочувствие и умейте прощать.
Опра: Без этого невозможно жить.
Джек: Если не прощать, мир погибнет. Есть история о двух военнопленных, которые встречаются через много лет после войны, и один спрашивает другого: «Ты простил своих тюремщиков?» Второй отвечает: «Я никогда не смогу этого сделать». И первый говорит: «Это значит, что ты до сих пор у них в плену».
Умение прощать позволяет нам освободиться от своего прошлого. Оно также включает способность прощать самих себя за все глупости, в том числе и те, которых мы не осознавали.
Опра: Да, люди совершают массу ошибок, вовсе не отдавая себе в этом отчета.
Джек: И очень красивая истина заключается в том, что все это можно отпустить.
Опра: Можно!
Джек: Есть способы это сделать. Существует очень простая практика прощения. Прежде всего, вы принимаете решение прощать. Затем вы заглядываете в свое сердце, в котором крепко придерживаетесь этого решения, и повторяете это много раз. Очень просто. Поначалу вам кажется, что этот метод совсем не действует. Это как вода на камне. «Я никогда не прощу их, я никогда не прощу себя». Но однажды можно попробовать представить себе тех людей: например, они беспечно проводят отпуск на Багамах. А вы здесь обижаетесь и негодуете – и кому сейчас хуже?
Мы все делали глупости в свое время. Поэтому, вместо того чтобы постоянно помнить о своих и чужих ошибках, мы можем посмотреть на все это, охватить это сочувствием, простить себя и других и сказать: «А теперь третье пожелание: живите радостно и благополучно».
Это право дано вам от рождения. Учение Будды начинается с наставлений о том, что нам не следует забывать о своей изначальной целостности, изначальной доброте и красоте. Стоит всегда обращаться к тому, что имеет природу добра. Поэтому смотрите на положительные и красивые стороны явлений, практикуя прощение, сострадание и внимательное присутствие. Замечайте друг в друге позитивные качества. Нельсон Мандела сказал: «Замечая хорошее в других людях, мы никогда не причиним себе боли. Ведь благодаря этому они лучше себя ведут».
Опра: Это замечательно.
Джек: Все, что мы отдаем другим, мы получаем обратно. Если школьный учитель видит в детях прекрасные качества и способности, то ученики его обожают. Тогда ребенок думает: «Я должен стараться, потому что этот учитель уверен в моих возможностях».
Так что у вас всегда есть выбор: вы в любой момент можете обратиться к своей изначальной доброте.
Опра: Мне кажется, что этого хотят все люди. В результате бесед с выдающимися мыслителями во время тысяч ток-шоу я пришла к пониманию, что весь наш человеческий опыт пронизан одной нитью: мы все ищем признания. Мы хотим, чтобы нас замечали, хотим что-то для кого-то значить. И самое важное, что мы можем сделать для другого человека, – это появиться и ясно показать ему, что мы его видим и слышим.
Джек: Это музыка для моих ушей. Когда кто-то говорит: «Я хотел бы немного внимания», это вовсе не маленькая просьба. Людям необходимо наше любящее внимание; когда вы его оказываете, ваше присутствие сочетается с их присутствием, и внутри этого взаимного присутствия происходит любовь. И вы действительно видите красоту, которая смотрит глазами этих людей.
Опра: Вы испытали преображение, когда встретили вашего гуру в Индии?
Рам: Мы подъезжали к подножию Гималаев и остановились в храме у дороги. Перед нами предстала такая сцена: мужчина в одеяле сидит на столе, вокруг человек двадцать, и все его слушают.
Опра: Сидят у его ног?
Рам: Сидят у его ног, в белых одеждах и так далее. Я стал в сторонке, потому что не хотел участвовать…
Опра:…Ни в чем подобном.
Рам: Да. Тогда он указал на меня и произнес на хинди: «Вчера вечером ты стоял под звездным небом и думал о своей матери. Она умерла». Я ответил: «Да». Откуда он это знал? Еще он добавил: «Селезенка». Именно этот орган убил мою маму.
Опра: И в тот момент вы вскричали: «Вот это да!»
Рам: Верно.
Опра: «Кто этот парень?!»
Рам: Да, я подумал: «Кто он такой?» Откуда он мог знать, ведь я никому ничего не рассказывал? Это было своего рода чудом. Он прочел мои мысли. И тогда я сказал себе: «Если он знает это, значит, ему известно еще и многое другое…»
Опра: «Он знает меня самого и все мои тайны».
Рам: Я присмотрелся к нему. А он глядел на меня с бесконечной безусловной любовью. Он любил меня полностью. Я никогда такого не чувствовал. Люди любят тебя за то, что ты хороший парень, хороший друг. А он любил во мне все, в том числе и то, что я никогда не хотел бы никому показывать.
Опра: Да, этого боится каждый. «Знай ты, какой я на самом деле, ты никогда не полюбил бы меня».
Рам: Точно. А этот человек прекрасно знал меня и любил таким, каким я был. Внезапно я подумал: «Я дома».
Опра: Как вы объясните то, что, усевшись перед Махарадж-джи, вы не только чувствовали его любовь, но и сами стали любовью, сами полюбили людей?
Рам: Он стал зеркалом для моей души. Он помог мне отождествиться с моей душой, а не с моим эго. Я думал, что являюсь своим эго, а в действительности я был своей душой. И он сказал: «Я хочу, чтобы ты любил всех».
Опра: И вы вернулись, чтобы распространять дальше это послание о любви.
Рам: Да.
Элизабет: Духовность – это инстинкт. Вы знаете, у нас есть инстинкты, заставляющие нас есть и спать, работать и выживать, беречь здоровье и заводить потомство. Но есть также инстинкт духа. Им обладает каждый человек без исключения. Вот почему возникли религии – этот позыв требовал удовлетворения, необходима была уверенность в том, что в жизни есть смысл, что мы связаны во всеми явлениями. Нам нужно такое детское ощущение чуда: мы попали сюда для того, чтобы наслаждаться этим даром жизни.
Опра: Да, духовность – это отчаянное стремление к чему-то большему, желание стать частью чего-то более высокого, чем наши умы и тела.
Роб: С моей точки зрения, единственная разновидность веры, которую стоило бы иметь, – это вера в превосходство всего доброго, истинного и красивого всюду, где это можно найти. Это большое, широкое и жизнерадостное объятие, которым ты охватываешь все сущее.
Опра: Вы знаете, я определяю Бога как «Всё». Всё, которое пронизывает Всё, присутствует во Всём и над Всем.
Роб: Неплохо.
Опра: В целом, вы говорите нечто похожее. Вот ваши слова: «Я понимаю Бога как ту энергию, то связующее звено, ту жизнь, тот источник, те силы, из которых возникает все, что мы знаем. Глубина, полнота и сила любой жизни, любого существования, от высших до низших. И все, что между ними». Видимо, это и есть Всё.
Роб: Да, верно. Прежде всего, всем умным и образованным людям, которые смотрят эти конференции и пользуются айфонами, не покажется безумием утверждение, что Бог существует. Возможно, это и есть самый рациональный шаг – признать, что логика позволяет нам объяснять явления лишь до определенного предела, а дальше наш маленький мозг не справляется. За последние триста лет та вода, в которой мы плаваем и которую нам дает традиция просвещения, принесла нам лекарства, больницы и множество прочих чудесных вещей, но с ними пришло и то, чего мы объяснить не можем. Как люди, мы очарованы. Мы подключены к тайне. Нам это очень нравится. Нас это притягивает. Мы не можем преодолеть это влечение.
Опра: То есть вы предлагаете просто этому открыться.
Роб: Открыться – хорошее слово.
Опра: Вы считаете, что нам нужна открытость к этому более широкому определению Бога. И ваши основные убеждения состоят в том, что, во-первых, Бог с нами. Во-вторых, Бог для нас. В-третьих, Бог впереди нас. И если мы будем Его искать, то обнаружим, что и жизнь, и могущество, и источник всего, что мы знаем, присутствуют в каждое мгновение.
Роб: Для многих наших современников Бог есть нечто внешнее – грубо говоря, бородатый мужчина на облаке. И Он был довольно раздражительным, пока не появился Иисус.
Опра: Это точно. В моем детстве преобладала именно такая версия: Он на облаке, с длинной бородой, в белой тоге и с большой черной книгой.
Роб: А когда Он открывает эту книгу, раздается гром. И этот Бог наверняка где-то не здесь. Иногда люди говорят: «И показался Господь Бог». Только я не думаю, что Он показывается. Полагаю, что это мы показываемся Ему.
Опра: Я полностью согласна. Пожмем друг другу руки на радостях!
Роб: Примечательно, что у древних евреев было слово «руах», означающее жизненную силу, или силу духа, которая пронизывает все вещи. А изречение «В начале было Слово»? А парящий дух? Но для многих людей нашего мира дух менее реален. Понимаете, что я имею в виду? «Это относится к сфере духа – значит, это где-то в другом мире, не в нашем». И тогда появляется благоговейный трепет. Мы все его испытывали. Я просто хочу назвать это Богом. Иногда человек говорит: «Я не верю в Бога». Но что вы чувствовали сердцем, когда рождался ваш ребенок? Это оно и есть!
В своей книге я просто стараюсь переключить внимание читателей с далекого и непонятного объекта на наш повседневный опыт.
Опра: На то, что присутствует в нашей жизни постоянно, и мы это ощущаем.
Роб: Всегда, повсюду, вокруг нас. И искусство пробуждения для нас, людей, состоит в том, чтобы постоянно открываться этому присутствию, развивать чувствительность к нему. Прямо здесь и сейчас, в страдании и радости. Вот что я подразумеваю, когда говорю: «Он с нами».
Реза: Суфии утверждают, что религия важна. Вера, ритуалы, практики важны. Но если вы хотите ощутить Бога, необходимо разрушить внешнюю скорлупу религии. Нужно понять, что религия – это лишь дорожный знак на пути к Богу.
Опра: Ведущий к нему?
Реза: Указывающий направление к нему.
Опра: То есть это только путь, но не Бог?
Реза: Это не окончательная цель.
Опра: У меня случился спор. Один собеседник сказал: «Опра, вы всегда говорите о Боге. Вы хотите, чтобы все верили в Бога». А я ответила: «Богу ваша вера не нужна. Ему нужен ваш опыт».
Реза: Да.
Опра: Да. Ему нужен ваш опыт. И когда вы испытали, ощутили Бога, никакая вера не может сравниться с этим опытом.
Реза: Совершенно верно. Я всегда говорю людям, что нет доказательств существования или несуществования Бога. Вера – это выбор человека, но этот выбор нельзя назвать иррациональным. Он довольно рационален и оказывается разумным, когда человек соприкасается с реальностью, этим миром и жизнью самой по себе. Я имею в виду веру в то, что есть нечто недоступное обычному познанию. Есть что-то вне его. Я говорю об этом простыми словами и задаю три вопроса. Первый: верите ли вы в то, что есть что-то за пределами материального мира? Что-то невещественное? Или вы верите в то, что материей все исчерпывается? Если да, то вы атеист, ну и ладно. У меня с этим нет проблем.
Если же вы верите в нечто вне материи, то у меня для вас есть второй вопрос: хотите ли вы испытать это на опыте? Хотите ли вступить с этим «чем-то» в контакт? Почувствовать его? Если нет, отлично. Вы агностик. Все в порядке, продолжайте заниматься своими делами.
Если же ответ «да», то вот мой третий вопрос: как вы хотели бы это сделать? Посредством религии? Или посредством человеческих взаимоотношений? Может быть, с помощью благоговейного трепета или близости к природе? Например, поднимаясь в горы или опускаясь на дно океана? Этот вопрос «как» указывает на личный выбор каждого человека. Но это лишь тонкости. Важнее ответить на вопрос: «Хотите ли вы?»
Дело не в поиске доказательств. Доказательств в строго научном смысле слова найти невозможно. Дело в вашем решении.
Опра: Не в этом ли причина того, что вас, по вашим словам, не интересуют ни церкви, ни мечети, ни синагоги, ни другие храмы?
Реза: Отчасти в этом. Когда изучаешь религии мира, становится очень сложно, если не невозможно, думать об одной религии как самой лучшей или в чем-то исключительной, как полагают многие люди. Работая в этой области, очень быстро понимаешь, что почти все религии, по сути, говорят об одном и том же. По крайней мере, они отвечают на одни и те же вопросы и часто предлагают похожие ответы. Просто они используют разные метафоры, разные языки и символы.
Мы говорим о Боге, а Бог – это жизнь. Это вся энергия. Это семя всего, что когда-либо существовало. Он превратился во Вселенную, во все, что мы когда-либо сможем увидеть. Если этот Бог есть наивысшее и первичное семя жизни – значит, он является семенем меня и Себя самого. И вы не сможете обладать сознанием Бога, пока не овладеете сознанием жизни во всех ее формах.
Томас: Я думаю, религия – это нечто естественное для человека. Мы все время сталкиваемся с тайнами. Болезнь – тайна. Смерть – величайшая тайна. Брак – тоже тайна. Все эти вещи загадочны, непостижимы. И я не думаю, что загадку можно разрешить при помощи рационального мышления. Нам нужно иное средство. С другой стороны, из-за изменений, которые произошли в нашей культуре, мы повернули в другую сторону, и старые формы религии уже не влияют на нас так, как раньше. Некоторым людям они близки, но даже в этом случае требуется какое-то обновление.
Опра: Если вы сами создаете религию, следует приготовиться к тому, что многие будут называть ее сборной солянкой. Вы берете немного оттуда и немного отсюда. А где порядок? Где дисциплина? Где единый истинный Бог и все прочее? Когда мы создаем свою религию, люди думают, что мы создаем и своего Бога.