"Счастливый ли у меня брак? У меня глубокие доверительные отношения с женой, а это важнее, чем счастье".
Джордан Питерсон
Выбор партнера – дело непростое, особенно если речь идет не о коротком курортном романе, а о серьезных длительных отношениях, создании семьи. Как распознать «своего» партнера?
Благополучные семьи, в которых партнеры по-настоящему довольны отношениями, редкость. Много ли таких союзов Вы знаете? Чтобы при этом они оказались еще и длительными … Счастливый союз – вопрос не только и не столько выстраивания отношений. В первую очередь – это правильный выбор партнера. Что значит «правильный» выбор, если речь идет о любви?
«Правильный» партнер – это человек, с кем действительно хочется выстраивать отношения длительные и искренние, от сердца. Можно обмануть кого-то, но не себя и не свое сердце.
Выстраивание отношений – дело сложное, в совместной жизни периодически возникают противоречия, проявляются несовпадения. Особенно в мелочах, но именно мелочи могут стать разрушительными. Например, она «сова», он «жаворонок»; он хочет, чтобы играла музыка, она любит тишину. Совместная жизнь – это постоянные компромиссы, готовность прощать недостатки, проявлять терпимость. Когда злишься на партнера и его недостатки, хорошо помогает напоминание, что и сам ты – не ангел.
Легче идти на уступки ради любимого человека, а браки не по любви часто распадаются. Ведь то, что в любимом человеке вызовет улыбку, в нелюбимом будет только раздражать. В своей автобиографии Агата Кристи дает совет молоденьким девушкам – как понять, выходить замуж за поклонника или нет: если его насморк и кашель во время простуды вызывают умиление – это правильный избранник, если раздражают – лучше не связывать с ним жизнь.
Браки не по любви оказываются более длительными, если партнеры сохраняют дистанцию и у них меньше повода для раздражения. Помните барона Мюнхгаузена в советском фильме (роль Олега Янковского)? «И мы уехали в свадебное путешествие, я в Турцию, она в Италию…»
В браках не по любви отношения партнеров поверхностны, нет настоящего контакта. Супруги словно играют в семью, такая игра может длиться годами и даже создавать у окружающих иллюзию благополучия. Именно таким был брак Карениных: муж с головой ушел в работу, жена – в любовь к сыну. Но в любой момент может появиться Вронский, и тогда контраст между истинной любовью и иллюзией любви станет очевидным.
В античной мифологии неизмеримо могущественной богиней была… Афродита, богиня любви. Она древняя хтоническая богиня, по иерархии стоящая выше самого Зевса – главы Олимпийских богов. Она древнее Зевса и других олимпийцев. Древние греки знали, что любовь страшна, а ее власть безгранична. Когда она приходит – отступает все остальное. Силы любви нельзя игнорировать. Их надо признавать, уважать… и договариваться с ними.
«Правильный» партнер способен на выстраивание здоровых гармоничных отношений. Это неправда, что «даже зайца можно научить курить». Нечестно по отношению к зайцу ждать, что рано или поздно он овладеет этим навыком, а ведь именно эту ошибку совершают многие, пытаясь «улучшать» свою вторую половину. И ожидая, что партнер «исправится» и «станет более удобным».
Люди меняются медленно, и только если сами того захотят, принуждение не поможет. Какой партнер в начале отношений – таким он, скорее всего, и останется. Народная мудрость говорит: смотри не на то, как он относится к тебе, а на то, как он относится к другим людям. Ведь на этапе ухаживаний каждый хочет казаться лучше, чтобы понравиться. А с людьми нейтральными, посторонними не сдерживается, показывает себя настоящего. Посмотрите на свидании, как ухажер общается с официантом? с таксистом?..
Далеко не всякий партнер способен на создание гармоничных отношений, благополучной семьи. Например, он конфликтный и не хочет меняться. Готовясь к совместной жизни, каждый должен задаваться серьезным вопросом: действительно ли мне подходит избранник? Способен ли он выстроить длительный гармоничный союз? И ответить на эти вопросы, отказавшись от иллюзий.
УПРАЖНЕНИЕ «КАК Я НА САМОМ ДЕЛЕ ОТНОШУСЬ К ПАРТНЕРУ?»
Предлагаем Вам выполнить психологическое упражнение, которое поможет Вам прояснить отношение к партнеру.
Согласно психологической символике тела, разум соотносится с областью лба, душа – с сердечной областью, а наши чувственные ощущения отображаются в районе живота. Мы можем их назвать верхним, срединным и нижним центрами.
1. Удобно сядьте, устойчиво поставьте стопы – примерно на ширину плеч, лучше босиком.
2. Сконцентрируйтесь сначала на животе. Что он говорит про Ваши отношения с партнером?
3. После этого перенесите внимание на область сердца. Что оно Вам говорит о партнере?
4. И, наконец, сосредоточьтесь на своем лбу и послушайте мнение разума.
5. Каждая реплика должна быть емкой и краткой. А вместе они помогут вам сформулировать решение.
ПРИМЕР:
Алена, 28 лет, о зарождающихся отношениях с Антоном, пока находящихся на этапе ухаживаний.
Нижний центр: «Я хочу быть с ним».
Срединный центр: «Я пока не могу довериться».
Верхний центр: «Мне нужно время».
Решение: не торопить развитие отношений, дать себе время лучше узнать Антона.
Решения важно принимать из состояния целостности и интегрированности.
Выбор партнера, в идеале, напоминает тройственный союз:
осуществляется телом (страсть, физическое влечение),
сердцем (чувства)
и умом (интерес, оценивание, проверка совпадения).
То есть телом, душой, разумом. Если какой-то союзник молчит, воздерживается от голосования, а то и вовсе протестует и кричит «Нет!», то игнорировать это нельзя. Ваше Бессознательное таким образом предостерегает от серьезной ошибки. Только согласие всех трех составляющих нашей личности дает шанс на долгий счастливый союз.
Часто интерес к партнеру начинается именно с тела, просто мы не всегда это осознаем. Телесная компонента играет в нашей жизни гораздо большую роль, особенно ярко это проявляется при первой встрече. Можно говорить красивые слова об общности интересов, высоких чувствах, но в любви также важно физическое влечение, та самая «химия».
Запахи и прикосновения играют в жизни гораздо большую роль, чем мы готовы признать. Самец бабочки может почувствовать самку за пять километров, так и для людей важен «гормональный ключ» – страсть, телесный резонанс. Не случайно партнеры любят трогать вещи, хранящие запах друг друга: девушка ходит по дому в футболке или рубашке любимого, мужчина прижимает к лицу ее шарфик… Какими бы мы цивилизованными и образованными ни были, животная природа имеет над нами больше власти, чем кажется.
Но не менее важны эмоциональное доверие и общность интересов. А это то, что может потребовать времени…
В продажу поступил новый бестселлер – «Книга о том, как выйти замуж за мужчину своей мечты и как потом выжить с этим идиотом»
анекдот
Возможно, о любви все песни уже спеты, но вот о мужчине мечты сказано еще не все. Бывало ли у Вас так, что Вы слушали жалобы подруги на недостатки ее очередного бойфренда, и вдруг понимали, что дело не в бойфренде, а в завышенной планке требований?
Это тоска по идеальному мужчине и ожидание встречи с ним. Вдруг однажды в ее жизни появится идеальный мужчина, соотвествующий всем ожиданиям, причем не только ее, но и ее мамы. Любой реальный мужчина рано или поздно окажется недостойным. Как у писателя С.Довлатова, где один из героев разводится с женой потому, что «Она, понимаешь, медленно ходит, а главное – ежедневно жрет!»
Сознательно или неосознанно, некоторые женщины ищут мужчину мечты, поэтому отметают неидеальные варианты. Для чего вообще эта встреча нужна? Что за внутренний голод заставляет искать идеального мужчину?..
1. Попытка поднять собственную самооценку.
Механизм здесь следующий: «Если у меня такой классный мужчина, то и сама я, пожалуй, ничего!» Такие женщины, испытывая глубокое внутреннее ощущение своей неполноценности, зачастую стремятся вступить в союз с популярным мужчиной. Они очень им дорожат, идеализируют его, чуть ли ни сдувают былинки. Малейшие его достижения воспринимаются как покорение Эвереста, любое высказывание объявляется гениальным. Соответственно, то же самое ожидается и от подруг: они тоже должны им восхищаться, любоваться, а лучше всего – завидовать.
Однако подобные отношения редко бывают благополучными: эйфория после замужества проходит довольно быстро, и женщина понимает, что в действительности ее муж – такой же мужчина, как и все остальные. Он может быть популярным актером или известным бизнесменом, но при этом разбрасывает носки… И чем выше взлет – тем горше падение: чем сильнее идеализация, тем больнее разочарование. Тем более что в природе все уравновешенно, и недостатки обычно столь же сильны, как и достоинства. Последним утешением остается статус жены «такого великого человека».
Пример такого союза замечательно показан в фильме о физике Ландау, основанном на мемуарах его жены. Она мучилась и страдала, но оставалась в этих отношениях. А значит, имела какую-то свою скрытую выгоду. И выгода, возможно, как раз и проявила себя в названии фильма – «Мой муж – гений». К этому так и просится добавить: «Ну значит, и сама я тоже ценная…»
2. Завышенная самооценка.
Такая женщина росла в своей семьей маленькой принцессой. Поэтому ей прочили в жениха даже не принца, а короля. И король еще должен быть счастлив и по гроб жизни ей благодарен, что она до него снизошла.
Поэтому амбиций в детстве заложено много, но они сочетаются с пассивностью поведения и неготовностью вкладываться в отношения. Если девушка предыдущего типа активно добивается своего избранника, завоевывает, ублажает, а потом с гордостью всем демонстрирует, как свою добычу, то женщина с завышенной самооценкой ждет, когда ее начнут осаждать толпы заморских королевичей и рубиться ради нее на мечах. Поэтому жизнь ее сводится даже не к поиску мужчины мечты, а к вечному его ожиданию. Остальные мужчины будут либо гордо отвергаться, либо она до них будет снисходить как до временного варианта. И кем бы ни был ее мужчина, он всегда плох, потому что не является принцем заморским, обещанным в детстве.
Прогноз здесь неоптимистичен: обычно такие «королевны» тянут с замужеством до последнего, а спохватившись, выходят замуж за того, то предложил – и изводят его вечными придирками.
Но все не так фатально! Можно выйти из этого сценария, обретя реалистичный взгляд на жизнь и приняв мужчину таким, какой он есть.
3. Желание что-то доказать другим.
Перекликается с первым вариантом (когда женщина хочет поднять самооценку), однако помимо попытки доказать собственную значительность, здесь проявляется обостренное чувство конкуренции.
Идеальный мужчина нужен в качестве достойной «визитной карточки». Важна внешняя атрибутика: внешность, достаток и т. д. Человеческие качества, внутренний мир партнера такую женщину не интересуют. Ключевой момент здесь – не отношения с мужчиной, а конкуренция с другими женщинами.
К такому сценарию обычно прилагается постоянная критика, имеющая «благую» цель улучшить мужчину и сделать его еще более идеальным: советы, как одеваться, какие фото размещать в соцсетях… И много открытой ревности.
Естественно, брак от этого счастливей не становится, и муж может уйти к менее требовательной женщине. Либо если это такой же нарцисс, желающий видеть в своей второй половинке просто «визитку», то любимые продолжают изводить друг друга взаимными придирками и требованиями. Тогда этот брак может продержаться достаточно долго: оба партнера мучаются, но пытаются показать другим, что у них все идеально и они образцовая пара.
4. «Сделай мне красиво!»
Девушка этого типа – инфантильное создание, которое так и не повзрослело. Причем взрослеть не хочет, потому что зрелость – это ответственность за себя, свои поступки, решения, жизнь… А она брать на себя ответственность не хочет, это же означает – самой разбираться с проблемами.
И в партнере она видит некоего Героя, который решит все ее проблемы, как хороший родитель. В психоанализе есть термин – «фаллическая мамочка». Это поиск в мужчине даже не папы, а мамы. То есть он должен заботиться не как мужчина, а как мама: утирать слезки, без слов считывать все желания, но при этом быть мужественным и сексуальным.
Вы можете провести эксперимент: наверняка у вас есть знакомая, постоянная недовольная тем, как о ней заботится ее мужчина. Попросите ее описать – как она хочет, чтобы он это делал. Скорее всего, она опишет заботу родителя о ребенке, а не мужчины о женщине. Ведь если в раннем детстве девочка не была достаточно напитана родительской любовью, то этот внутренний голод никуда не денется, а перенесется в отношения с мужчиной, и тогда любой заботы и внимания будет мало.
Такая девушка может выглядеть трогательным маленьким котенком, вызывать у мужчины нежность и умиление, а потом… она его «сжирает» и остается голодной и недовольной. Потому что партнер – это партнер, и мамочкой быть не может.
Все 4 позиции объединяет то, что они инфантильные. И не очень честные: это просто использование мужчины для какой-то своей скрытой цели.
И даже если идеальный мужчина где-то существует и встреча с ним возможна, то велика вероятность того, что получится, как в анекдоте:
«Я искала идеального мужчину, а когда встретила, то поняла, что ему нужна идеальная женщина».
Гармоничные отношения с партнером возможны только тогда, когда есть гармоничные отношения с собой. Тогда нет завышенных ожиданий и можно понять и принять реального мужчину, с его плюсами и недостатками.
Не так я Вас любил, как Вы стонали!
Владимир Вишневский
Поиск «идеального секса» говорит о перфекционизме – чрезмерном стремлении к совершенству, о внутренней ненасыщаемости и неумении получать удовольствие. Лучшие простыни, белье из бутика, презервативы от ведущих дизайнеров, партнер с черным поясом по постельному каратэ и секс по картинкам из «Кама-сутры»… Постель начинает напоминать школу Олимпийского резерва: «Быстрее, выше, сильнее!»
Что заставляет искать идеальный секс и быть неудовлетворенным тем, что есть?..
1. Есть такой орган, который мешает заниматься сексом. Причем и мужчинам, и женщинам. И имя ему – мозг.
Это наша расплата за цивилизацию и все блага научно-технического прогресса: чем мы умнее, тем дальше от своего природного, животного начала. Наша слишком умная голова, отягощенная знаниями о том, как все в жизни устроено, входит в противоречие с остальным телом. Большая часть проблем в половой сфере – начиная с самого секса и заканчивая деторождением – имеет не телесную причину, а психологическую!
Мы все больше живем головой, а не телом – и в итоге отрываемся от реальности. Вот и по поводу того, каким должен быть секс, возникает куча мифов. И они приводят к тому, что идеальный секс становится отнюдь не идеальным.
Ведь наше тело – мудрое, оно знает – что оно хочет, и чувствует потребности партнера. И если следовать в сексе за своим телом – это будет по-настоящему незабываемый секс. Но – вдруг, откуда ни возьмись, включается голова! – и начинает диктовать свои инструкции. Она же начиталась умных книг, журналов, насмотрелась фильмов – и у нее есть свои представления о том, каким должен быть половой акт: здесь потрогать в течение 2 минут, там поласкать 50 секунд и т.д. А ведь все тела индивидуальны: то, что хорошо с одним партнером – не подходит другому. Поэтому каждая пара со временем разрабатывает свои правила любовной игры.
Поэтому лучшее, что может сделать голова – забыть о том, какая она умная. Высшее образование, высокий интеллект хороши на работе – но не в постели.
2. Следующий момент связан с тем, что наше общество перенимает западные стереотипы и модели, причем конкретно – американские. А американская культура очень перфекционистская и нарциссическая, центрированная на себе.
Это связанно с историей страны: США не имеют многовековых традиций, основ, они создавались буквально на пустом месте за короткое время. Такие условия требовали от человека сильного стремления к выживанию, желания быть успешным. И если в нашей культуре много столетий ценится духовность человека, то в Штатах до сих пор на первое место ставится такое качество как достижительность: умение достигать лучших результатов, побеждать, быть самым-самым… Это переносится и на сексуальную сферу.
За стремлением к идеальному сексу стоит перфекционизм: быть лучшим и иметь лучшее во всем, в том числе и в сексе. А за перфекционизмом, в свою очередь, скрывается нарциссизм – центрация на себе. И тогда партнер отходит на второй план, теряется его ценность: он становится просто средством удовлетворения нарциссизма.
Это неправда, что нарцисс имеет завышенную самооценку: она у него и завышена, и занижена одновременно. То есть в глубине души нарцисса таится глубочайшее непринятие себя, ощущение своей неполноценности и плохости. Поэтому все свои силы он бросает на то, чтобы от этого чувства избавиться – и выбирает некие сферы, в которых стремится добиться совершенства и таким образом самоутвердиться.
Таким образом и секс становится просто полем для самоутверждения.
3. Есть еще одна интересная тенденция нашего времени. Раньше сексуальные проблемы переносились в другие сферы: психоаналитики – и, конечно, в первую очередь З.Фрейд – первыми заговорили о том, что за проблемами повседневной жизни скрываются внутренние конфликты в сексуальной сфере.
Теперь же – наоборот: в сексуальную сферу переносятся проблемы из других сфер. И тогда получается, что партнеры занимаются сексом на самом деле не ради секса – а чтобы решить свои внутренние проблемы. И стремление к идеальному сексу – одно из проявлений этого механизма. Что же за этим стоит?
Во-первых, идеальный секс – способ поднять самооценку. То есть средство для самоутверждения – о чем мы поговорили выше.
Во-вторых, это попытка что-то доказать другим. То есть если для секса принципиально нужна кровать с балдахином, баллончик сливок из самого престижного супермаркета и навороченные презервативы – то это секс не для себя, а для других. Чтобы сразить партнера – какой я хороший любовник! – и чтобы было чем похвастаться перед друзьями.
И, наконец, борьба за идеальный секс может иметь в своей основе обостренное чувство конкуренции. И тогда важно не просто утвердить себя и доказать: «Я супер-любовник (супер-любовница)» – но и поторжествовать над пораженными соперниками.
Несмотря на то, что стремление к идеальному сексу подразумевает полет фантазии, в действительности он становится скучным техническим процессом. Половой акт ведь состоит из трех компонентов: партнер, партнер и контакт. И когда появляется перфекционизм – тогда меняется качество контакта. Он становится формальным, исчезает психологическая близость между партнерами.
Так что, увы, идеальный секс отнюдь не идеален…
«Все семьи несчастливы по-разному», – писал Л.Н.Толстой, но все-таки закономерности есть, и существуют негативные любовные сценарии, по которым развиваются отношения, вызывая страдания и причиняя боль. Такой сценарий формируется в детстве, проносится во взрослость, как мина замедленного действия, и «взрывается», когда мы влюбляемся. После этого развитие отношений словно движется по рельсам – заведомо предопределенной дорогой, с которой уже не свернуть. И приводит к негативному результату, повторяя детскую травматичную ситуацию. Детство как бы преследует нас по пятам. И сценарий на то и сценарий, что все заранее прописано и предопределено.
Какую роль ты бессознательно играешь – такой сценарий и будет разыгрываться. Мы предлагаем вам ознакомиться с 3 основными негативными любовными сценариями, по которым развиваются отношения. В его основе лежит так называемый «драматический треугольник Карпмана»: 3 роли, которые обычно называют Жертва-Преследователь-
Спасатель. Возможно, какая-то из них покажется вам знакомой…
Для этого мы предлагаем вам вспомнить драму норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт»: в ней присутствуют все 3 роли, все 3 сценария. Возможно, эта драма также знакома вам по одноименному циклу пьес норвежского же композитора Эдварда Грига.
Пер Гюнт – первый парень на деревне, красавец и удалец. Он живет в свое удовольствие, не задумывается о последствиях поступков. Нет, он не злодей, а обыкновенный эгоист, что порой бывает хуже… Однажды он попадает на деревенскую свадьбу и «кладет глаз» на невесту – Ингрид.
Сценарий Ингрид, или роль Жертвы. Пер Гюнт соблазняет Ингрид: влюбляет в себя и увозит прямо со свадьбы. Им движет желание самоутвердиться, своеволие. Проведя с ней ночь, Пер бросает ее, девушка опозорена, и никто не возьмет ее в жены. Всю жизнь ей придется провести одной – и пережить отвержение и осуждение со стороны консервативных односельчан. Что ей остается? Только жаловаться и страдать.
Любовный сценарий Жертвы формируется в результате несправедливого обращения с ребенком. С раннего детства он усваивает мысль, что жизнь несправедлива. Бессознательно он ждет предательства от близких людей, а ведь «Кто ищет, тот всегда найдет»… Жертва ставит себя в обстоятельства, в которых окажется преданной. Или изначально выбирает для общения так называемые «плохие объекты» (предателей) – или провоцирует окружающих на плохое обращение с собой. Как ни странно, но Жертва опасна для окружающих – она пробуждает в них все плохое через провокации. Она словно кричит:
– Ну давай, плохо поступи со мной!
От любимого человека Жертва изначально ждет подвоха. Например, заранее ревнует, устраивает сцены, залезает в почту и телефон – и своей ревностью подталкивает к измене. Жертва проецирует на окружающих собственную подавленную агрессию – поэтому видит в них опасность, даже если ее нет.
Жертва всегда несчастна в любви: ее бросают, плохо с ней обращаются, не ценят… Ее сердце разбивается раз за разом. Зачастую она оказывается в созависимых отношениях, разрушительных для нее: партнер плохо обращается, но уйти не хватает духа. Жертвенность заставляет с головой бросаться в отношения, отдавать слишком много, даже в ущерб себе.
Что делать? Направить свою любовь на себя, беречь, думать и про себя, а не только про партнера, и тем самым – выйти из эмоциональной зависимости.
После этой истории Пер вынужден бежать из родных краев. Он путешествует, переживает невероятные приключения и… незаметно для себя стареет. Однажды он попадает к бедуинам и влюбляется в прекрасную дочь вождя – Анитру.
Сценарий Анитры, или роль Соблазнителя. Девушка дразнит его. Сперва соблазняет, а потом со смехом отталкивает от себя, показывая роль Соблазнительницы: мол, Пер, посмотри на себя, ты уже старик, кому ты нужен!
Некогда сердце Соблазнителя (Соблазнительницы) оказалось разбитым, его постигло разочарование – и теперь он сам разбивает сердца. В возрасте 3-4 лет мы все проходим через так называемую стадию идеализации, а в 5-6 лет – стадию обесценивания. Сперва ребенок восхищается родителями, буквально боготворит их, а потом разочаровывается.
Как в анекдоте про Вовочку, который застал родителей за занятиями любовью:
– И эти люди запрещают мне таскать конфеты из шкафа!..
Соблазнитель психологически застрял на стадии обесценивания. Его сердце закрыто. Он цинично относится ко всему, отвергает чувства, иронично отзывается о любви: «розовые сопли», «клубничный сироп»… Его поведение откровенно сексуализировано и весьма активно. Бессознательно он заставляет переживать своих партнеров то, что некогда пережил он, причиняет им боль. Вызвать сильные чувства и бросить – вот в какую игру он играет. Он часто меняет партнеров, но это поверхностные отношения, формальные, без глубокого контакта.
Что делать? Прислушиваться к своим чувствам, уважать их в себе и в других людях. Ведь Агрессор жесток с другими потому, что жесток и с собой. Его задача – установить контакт с собственным сердцем, открыть его. Ведь отношения без сердечности никогда не принесут настоящего удовлетворения.
Пер снова отправляется странствовать и встречает Пуговичника – это персонаж норвежского фольклора. Пуговичник переплавляет в пуговицы души тех, кто недостаточно хорош для рая и недостаточно плох для ада. Это самое страшное: в ковше Пуговичника душа исчезает навеки. Пуговичник говорит Перу, что тот не сделал в своей жизни ничего: ни хорошее, ни плохое. Он прожил свою жизнь «никак», а потому пойдет на переплавку. Пер пугается. Он понимает, что рай ему точно не светит, поэтому хочет попасть хотя бы в ад, и вспоминает о Сольвейг.
Сценарий Сольвейг, или роль Спасателя. Сольвейг – еще одна соблазненная Пером девушка. Когда-то он ушел из ее дома и сказал, что скоро вернется. Долгие годы она ждала, смотрела вдаль на дорогу, пела песни любви – и ослепла. И теперь Пер просит ее подтвердить, что он – негодяй, «достойный» ада. Но Сольвейг возражает:
– Пер, ты превратил мою жизнь в песню!
И… он попадает в рай.
С детства Спасатель заботится о других – ведь именно так он вызывал родительскую любовь. В его семье не было безусловной любви: «поглаживания» он получал за добрые дела. Ему приходилось заслуживать любовь. Он до сих пор зависит от внешних оценок. Даже когда его никто не видит, рядом с ним словно остается «незримая аудитория». Поэтому ему все время приходится быть «хорошим». Так и в любовных отношениях: он заботится о партнере, вот только зачастую – чрезмерно. Забота полезна и приятна в умеренных количествах, чрезмерная забота начинает ограничивать, душить, инфантилизирует. Спасатель мешает росту. Рядом с ним трудно реализовываться, жить полноценной жизнью. Поэтому в партнеры Спасатель нередко выбирает «паразитов», которые начинают его использовать – или провоцирует на потребительское отношение.
Что делать? Поверить в свою «хорошесть», перестать поднимать свою самооценку постоянными подвигами. Направить свою заботу в первую очередь на себя – тогда и в отношениях с партнером баланс будет найден.
Это 3 негативных любовных сценария. И из каждого из них есть выход в здоровые отношения!
– Бегу домой кормить мужа, он же без меня не сможет даже разогреть суп!
– Мне приходится заботиться о своей девушке, как о ребенке.
– Жена такая несамостоятельная, она без меня пропадет.
– Мой мужчина запрещает мне ярко краситься.
– Я не езжу в командировки, потому что жена чувствует себя брошенной…
Знакомые слова? Все это – признаки того, что партнерские отношения перепутались с детско-родительскими: один из партнеров стал Родителем, другой – Ребенком. Эти роли могут быть фиксированными или партнеры могут ими обмениваться, но они преобладают над ролями полноправных партнеров.
Модель из транзактного анализа получила достаточную большую известность, ее часто использовал известный психолог Эрик Берн: роли Ребенка, Родителя и Взрослого.
Партнерские отношения подразумевают взаимодействие Взрослый-Взрослый: психологическую зрелость каждого участника взаимодействия, взаимное уважение, равную ответственность. Вот только психологически зрелых людей не так много, паспортный возраст – не показатель зрелости внутренней. Инфантильная личность в своих любовных отношениях не может находиться в роли Взрослого: не умеет и не знает, как это. Возможно, просто не хочет взрослеть, ведь это ответственность за себя…
Личностно незрелый человек так и не вырос, не освоил роль Взрослого, поэтому пребывает в роли Ребенка. В некоторых случаях возникает компенсаторный переход в роль Родителя: такой человек безудержно заботится о других людях, потому что проецирует на них своего Внутреннего Ребенка. Такому Родителю постоянно нужен кто-то слабый и беспомощный вовне, чтобы можно было его гиперопекать и чувствовать свою нужность и значимость.
Как распознать роль Ребенка в отношениях?
Ребенок избегает ответственности.
Стремится казаться беспомощным, слабым, несамостоятельным, чтобы о нем заботились и делали то, что он может сделать сам.
Капризничает.
Требует, а не просит.
Не переносит отказа, не слышит «Нет», обижается или злится.
Не умеет быть благодарным.
Как распознать роль Родителя в отношениях?
Родитель из своей роли гиперопекает партнера: чрезмерно заботится.
Навязывает заботу.
Берет на себя ответственность, которая принадлежит партнеру.
Проявляет власть и контроль.
Заставляет отчитываться.
Не переносит отказа, не слышит «Нет», обижается или злится.
Партнеры могут чередовать роли:
то один Родитель, другой Ребенок, то наоборот;
или сталкиваются два эгоистичных Ребенка;
а может, два Родителя борются за власть и контроль…
В любом из этих случаев нет равных зрелых отношений и роли Взрослого.
Что происходит, когда партнерские отношения превратились в детско-родительские?
В первую очередь, страдает сексуальная жизнь. Ребенок и Родитель – символические родственники, любые проявления сексуальности становятся символическим инцестом, а значит – чем-то запрещенным, либидо подавляется, партнеры перестают испытывать друг к другу сексуальное влечение. Остается около-эротический контакт – обнимашки, сон в обнимку, поглаживания, но вот частота сексуальной близости существенно снижается.
Непонятна роль реальных детей в этой системе отношений. Если один из родителей играет роль Ребенка, он становится символическим братом или сестрой своего биологического ребенка. И вместо заботы и родительского поведения начинает конкурировать с детьми за любовь и внимание партнера.
Например, муж-Ребенок будет ругать жену-Родителя за то, что она слишком много времени проводит с детьми, «балует», хотя на самом деле в нем говорит сиблинговая ревность. В такой модели страдают дети.
Зафиксировавшись в ролях Ребенка и Родителя, партнеры не растут и не развиваются. Роль Взрослого ими так и не осваивается – нет мотивации. Не происходит личностный рост, увеличиваются нервотические тенденции.
И эти роли они играют не только во взаимодействии друг с другом, но и в других отношениях тоже, том числе в рабочих. А инфантильный сотрудник, избегающий ответственности и не умеющий принимать решения, будет иметь проблемы в работе.
Что делать?
Решить для себя: хочешь ли ты что-то менять? Хочешь осваивать позицию Взрослого, или тебя устраивают инфантильные роли? Пока человек избегает роли Взрослого, он не сможет ее сформировать.
Подумай и напиши, что значит для тебя – «быть Взрослым»? Какие плюсы и минусы?
Как в твоем представлении выглядит роль Взрослого, как она проявляется? Пробуй эту модель поведения.
Временами задавайся вопросом: какую роль ты сейчас играешь и почему?
И сознательно переключайся на взрослую модель поведения. Хочешь быть Взрослым – будь им!
Статистика по разводам выглядит печально: многие семьи распадаются, не говоря уж о незарегистрированных союзах. В брак вступают с надеждой жить вместе в мире и согласии, почему же эти самые «мир и согласие» быстро исчезают? А то и вовсе не были достигнуты…
К разногласиям в семье приводят не только глобальные вопросы вроде разницы вероисповедания, взглядов на воспитание детей и т.д. Брак разрушают еще и мелочи: он забывает отзвониться, если задерживается на работе, а потом проходит грязными ботинками по свежевымытому полу, а она делает ненужные покупки и жарит котлеты не так, как это делала его мама… Поэтому успешность брака определяет не только сила взаимных чувств.
Успешность брака определяется умением общаться, выстраивать отношения. А это включает в себя много умений:
способность слушать и слышать партнера;
уважать его потребности, даже если тебе эти желания кажутся нелепыми;
уважать его точку зрения, даже если с ней не согласен;
способность идти на компромиссы,
иногда уступать, а иногда – настаивать на своем. Здесь важен баланс!
Открыто говорить о своих чувствах и желаниях, а не ждать, когда о них догадается партнер.
То, как Вы проявляете себя в контакте, что несете в отношения, какие стратегии используете, какие у вас есть сильные, а какие слабые стороны, и как со всем этим обстоят дела у Вашего партнера, могут помочь выявить следующие психотерапевтические упражнения-игры. Они рассчитаны на двоих, и позволяют исследовать то, что происходит между вами.
«Знакомство».
Вам понадобятся 2 белых листа формата А4. Рисовать можно чем угодно, кроме фломастеров и не ручек.
Вы расходитесь по разным углам комнаты, чтобы не видеть рисунки друг друга прежде, чем те будут окончательно готовы. Подглядывать нельзя! И делаете рисунок под названием «Это я». Можно рисовать что угодно и как угодно – непосредственно себя или метафору, конкретно или абстрактно…
Время не ограниченно, но лучше не дольше получаса. Если кто-то закончит раньше – подождите партнера. Если ждать трудно, то подумайте – как часто не совпадают ваши темпы? Как это сказывается на отношениях? Хватает ли вам терпимости и терпения ждать партнера?..
После того, как оба рисунки готовы, вы встречаетесь снова – и встречаются ваши рисунки. Каждый рассказывает про свой рисунок: какой я, какой у меня характер, качества… Про рисунок партнера можно говорить лишь следующими формулировками: «Глядя на твой рисунок, я чувствую то-то…», «Для меня стало неожиданность это…»
Откроются какие-то неизвестные стороны ваших личностей.
А напоследок попытайтесь объединить ваши рисунки, найти для них общую идею, возможно, сочинить историю. Например, она – «лиана», потому что «переменчивая и гибкая». Он – «ленивец», потому что «неторопливый» и «любит поспать». Их объединяет то, что они оба живут в джунглях. А кроме того – лиана может виться вокруг ленивца…
«Диалог на бумаге»
Нужен лист формата А3 и по одному цветному мелку или карандашу. В процессе рисования цвет менять уже нельзя. Старайтесь выбрать контрастные цвета, а то «синий» и «голубой» будут сливаться
Сядьте друг напротив друга, лист положите между собой. Засеките время. И теперь в течение 10 минут общайтесь друг с другом без слов – на бумаге. Больше инструкция не задает никаких ограничений.
Потом обсудите:
Получилась ли единая картина? Если «да», то благодаря кому и чему? Если «нет», то что помешало?
Был ли лидер? Кто был ведущий, кто – ведомый? Как распределялась активность?
Кто какие стратегии использовал? Наступал, уступал, проявлял инициативу, приспосабливался и т.д.?
Нарушались ли границы друг друга? Кто как реагировал на нарушение границ?
Было ли приятным это взаимодействие? Чем именно?
Было ли что-то неприятное? Что конкретно? Как вы дали это понять партнеру (промолчали, стали мстить и т.д.)?
Эта игра позволяет понять – действительно ли вы с партнером способны к совместной деятельности и кто как себя проявляет при построении контакта. Это своеобразное отражение ваших отношений.
«Разговор на несуществующем языке»
Специальный реквизит не требуется. Ваша задача – засечь 10 минут и все это время разговаривать на несуществующем языке. То есть и вы, и ваш партнер издаете просто какой-то набор звуков вроде «ай-ля-ля-ля-ля», «шшшпррр», у кого что получится. Но при этом вы должны вести разговор.
Внимание! Нельзя заранее договариваться о теме разговора, это должен быть экспромт.
После завершения обсудите:
Кто что кому пытался рассказать? Понял ли его собеседник?
Почувствовали ли вы эмоциональную окраску слов собеседника? (Обида, веселость, раздражение, грусть…).
Легко ли вам было общаться? В чем заключались трудности?
Перебивали ли вы друг друга?
Было ли у вас ощущение, что вас слушают и понимают?
Главное здесь – не обмен информацией, потому что информации в бессмысленном наборе звуков быть не может. Самое важное – насколько вы эмоционально чувствуете друг друга.
Эти игровые упражнения помогут вам не только больше узнать друг о друге и о вашем союзе, но и потренироваться в выстраивании контакта.
КАК РАСПОЗНАТЬ КЛИП-МЕЙКЕРА В ЛЮБВИ?
Неделя или две… Целый месяц… Снова – неделя… Это не схема приема лекарств или длительность лечения, это – длительность «клиповых» отношений. Отношения-клип – короткий роман длительностью несколько дней или недель. И этот формат встречается все чаще: пара начинает встречаться и практически сразу же расстается, каждый идет своей дорогой и начинает новые отношения, которые почти сразу же обрывает… Причины клиповости?
1.Отношения – это работа. Столкнувшись с первыми трудностями, легче расстаться, чем их решать. Выстраивание прочных и длительных отношений – труд. Есть миф, что отношения складываются сами, просто нужно встретить «своего» человека. Но важно не только «с кем» строить отношения, а «как».
Книги и фильмы, в большинстве своем, показывают историю любви до начала семейной жизни, а если саму семейную жизнь, то трагическую – негативный сценарий. Как строить гармоничные отношения, решать конфликты, договариваться, прощать, но при этом выстраивать свои границы – непонятно, не хватает образца, ролевой модели. Многие пары пускают отношения на самотек, ожидая, что все сложится само и лучшим образом. И когда в отношениях наступают трудности, а рано или поздно они наступают, то делается неверный вывод: это неподходящий партнер, нужно найти нового, с которым все будет идеально.
Это как с уборкой: нужно стереть пыль со шкафа, но кому-то проще сказать, что это неправильный шкаф, выкинуть, купить новый, но через неделю на новом снова осядет пыль. Не бывает отношений, наполненных только позитивом и легкостью, и «вытирать пыль» или «менять шкаф» – выбор каждого.
2. Отношения требуют времени. Современный быстрый темп жизни нередко приводит к быстрому заходу в отношения, и партнеры не успевают по-настоящему узнать друг друга. Тогда базой для отношений становятся проекции и иллюзии.
Если будущие партнеры вместе учились, работали или были связаны иным общим контекстом, это дает бОльшую осознанность, реалистичность. Постепенное развитие событий позволяет узнать друг друга по-настоящему.
Для доверия нужно время и факты, позволяющие убедиться, что довериться этому человеку безопасно. Если Вы начинаете отношения с полунезнакомым человеком, риски выше.
К быстроте подталкивают телесный и эмоциональный голод, социальное давление – одиночки порицаются, нужно быть в паре. Но быстрое развитие отношений может привести к разочарованию и быстрому их завершению.
3. Кто первым перетянет одеяло на себя? Психоаналитики называют наше время «нарциссическим»: принято ставить свои интересы на первое место, искать удобство… Кроме этого, есть тенденция к инфантилизации – психологическому застреванию в детстве или подростничестве. И тогда взрослые партнеры, на самом деле, два эгоистичных ребенка: каждый требует от партнера заботы, не способен на благодарность и не готов заботиться сам.
Нарцисс не умеет любить, он ищет удобного партнера – «нарциссическое расширение», чтобы использовать в своих интересах. Он требует, чтобы партнер обеспечивал его потребности: телесный и психологический комфорт. Но ему всегда мало, детский голод ненасыщаем, и тогда нарцисс впадает в детскую ярость, обесценивает и бросает.
Схема любви у нарциссической структуры личности включает в себя идеализацию и обесценивание. Сперва он идеализирует партнера, проецируя на него образ идеального родителя, который хорошо позаботится. Потом обнаруживает, что партнер – не мама и не папа, и разочарование непереносимо, он переходит от любви к ненависти. И если нарцисс не хочет делать выводы, искать причины в себе и меняться, он завершает эти отношения и ищет новые.
Одна из иллюзий – вера в то, что нарцисс однажды изменится и полюбит. Нарциссический тип предпочитает менять не себя, а партнеров.
Поэтому лучше знать прошлое своего избранника: если в его жизни уже было чередование коротких романов, ваши отношения с высокой долей вероятности – следующие на очереди.
4. Социальная регуляция. Традиционное общество контролирует институт семьи: в старину было принято сватовство, внебрачные связи и разводы порицались. В современном обществе появляется свобода, и с ней каждый обходится так, как считает нужным. Клиповые отношения никого не удивляют. Отсутствие внешнего контроля со стороны семьи, общества может снижать мотивацию на построение длительных отношений.
Как распознать «клип-мейкера» – партнера, отношения с которым рискуют быть краткосрочными? Что делать, чтобы менять свой привычный сценарий любовных отношений?
У каждого есть свой любовный сценарий, сформировавшийся еще в детстве, и во взрослости он проигрывается раз за разом. Хочешь узнать, как сложатся отношения с этим партнером? Узнай, что было до тебя: с высокой долей вероятности, в ваших отношениях все повторится. Он уверяет, что все его предыдущие женщины были стервами, а ты идеальна? Ты рискуешь вскоре оказаться «стервой» и пополнить ряды «бывших». Она разочаровывалась во всех предыдущих мужчинах, потому что они ее предавали? Возможно, скоро она обвинит в предательстве и тебя.
Не надо превращать свидания в интервью, но когда это будет уместно, можно прояснить:
– Сколько длились его предыдущие отношения?
– Какая обычная их продолжительность?
– По какой причине происходили расставания?
– В каких он(а) сейчас отношениях с бывшими?
Признаки клип-мейкера:
Повторяющийся опыт коротких отношений длительностью несколько недель.
При этом каждый раз отношения начинались как «серьезные» и длительные, а потом «не получалось».
Клип-мейкер не берет на себя ответственность, ищет причины вовне: виновата вторая сторона («Он оказался, как все»), кто-то еще («Вечно вмешиваются мамы»), обстоятельства («Сложно строить отношения, когда оба должны так много работать»)…
Любые сложности в отношениях клип-мейкер сразу воспринимает как непреодолимые, и предпочитает не решать, а уйти.
Отношения клип-мейкера завершаются резко и на негативе: он или ссорится, или просто исчезает.
С бывшими партнерами остается нерешенный конфликт: явный или скрытый.
О своих бывших клип-мейкер или избегает говорить, или рассказывает только негатив, выставляя себя жертвой и пострадавшей стороной.
Что делать, если твой партнер – «клип-мейкер»?
Видеть реальность такой, какая она есть, даже если это неприятно. И понимать риски: возможно, в ваших отношениях повторится то же самое.
Что может помочь? Прямое прояснение. Попробуйте обсудить:
Понимает ли Ваш партнер, что чаще всего строит именно короткие отношения? Осознает ли свой сценарий?
Готов ли он к длительным отношениям?
И что готов сделать, чтобы отношения на этот раз действительно получились длительными? Согласен ли меняться? Какие конкретные действия? Например, пойти к психологу или на психологические группы?
Договориться, что проблемы в отношениях вы будете совместно обсуждать, а не убегать.
Попробуйте понять: нужны ли Вам отношения именно с таким партнером? Почему Вас притягивает именно клип-мейкер? В чем может быть скрытая выгода? Например, пробуждается азарт… Какие плюсы, а какие риски и минусы этих отношений?
Нужно быть реалистом, готовым к различным вариантам развития событий. Если партнер повторит свой краткосрочный сценарий отношений и с Вами, как Вам поддержать себя?
Что делать, если Вы сами – «клип-мейкер»?
Осознание и признание своей проблемы – первый шаг к переменам.
Действительно ли Вы хотите изменить этот сценарий и построить длительные отношения или Вас все устраивает? Возможно, Вы выберете сценарий коротких отношений, но теперь это будет осознанный выбор, когда можно быть честным с собой и с партнером.
Если сценарий хочется поменять, нужно понять причины, по которым он сформировался. Какой сценарий Вашей семьи? Как строили отношения родители и другие родственники? Или это Ваш личный сценарий как следствие индивидуального опыта в прошлом, например, предательства, после которого сложно доверять?.. В любом случае, сценарий имеет свои причины.
Что мешает Вам строить длительные отношения? Чем они могу пугать? Какие плюсы в коротких отношениях?
Какие Ваши действия приводят к коротким отношениям, быстрому расставанию? В чем Ваша часть ответственности? Например, Вы провоцируете конфликт…
Что можно делать по-другому, поменять свое поведение?
Какой сценарий длительных отношений Вам нравится? Найдите позитивную ролевую модель. Проанализируйте: что партнеры делают для того, чтобы построить такую модель отношений? Чему стоит у них поучиться?
Если самостоятельно поменять сценарий не получается, можно обратиться за профессиональной психологической помощью.
Верность – одна из центральных тем во отношениях, и ее окружают яркие переживания. Нередко именно они вносят разлад в пару и приводят к разрыву.
Даже по поводу того, что считать верностью, а что изменой, у партнеров могут быть разные точки зрения. Встречаются порой неожиданные взгляды – «не считается, если…»:
– это оральный или анальный секс,
– курортный роман,
– в командировке,
– разово,
– если предохраняться,
– с проституткой,
– когда по любви,
– или, наоборот, если любишь основного партнера, а на стороне несерьезная связь,
– пока не женаты с основным партнером,
– секс с бывшими…
– И даже есть версия, что если изменять нечасто, то это не измена…
Как относиться к ценности верности – личный выбор каждого, но важно договариваться с партнером.
Давайте рассмотрим проблему верности с точки зрения психологических механизмов.
В любовных отношениях мужчина и женщина – как два сообщающихся сосуда, они постоянно чем-то обмениваются: физически, эмоционально, интеллектуально, духовно… И лишь когда с этим обменом что-то не так, тогда появляется потребность в дополнительном обмене с другим «сосудом». Как хромой опирается на палку, так и в проблемных отношениях может появиться кто-то третий.
Если отношения партнеров гармоничны – связь на стороне не возникнет. Желания, интерес к другому могут возникать, но в реальные действия не перерастут.
Когда верность нарушена, важно понять, почему это произошло. Причина измены лежит не вовне (или не только вовне), есть причина и внутри самой пары:
– причина в том, кто изменил(а);
– в том, кому изменили;
– в нарушенном контакте между ними.
Тот, кто изменил(а). Какие типы изменщиков чаще всего встречаются?
«Недолюбленный». Если ребенка в детстве не любили, то его внутренний голод так силен, что одного партнера всегда мало – как бы он ни любил и ни заботился, внимания всегда не хватает, приходится добирать его на стороне. Увы, и двух, и трех партнеров тоже оказывается мало, поэтому Недолюбленный постоянно имеет связи на стороне, нередко – несколько одновременно.
Обычно Недолюбленный сам не понимает, что с ним происходит, и объясняет свои похождения бурным сексуальным темпераментом, любовью к разнообразию или тем, что не встретил вторую половинку, которая заставит его забыть об остальных. Но «половинка» никогда не встретится, так как проблема в самом Недолюбленном. И в действительности его любовные интрижки осуществляются не ради секса – это попытка восполнить внутренний дефицит любви.
Обычно Недолюбленный заводит не разовые сексуальные связи, а устойчивые романы на стороне, в которых позволяет себя любить, тогда как сам остается холоден. Эти отношения не симметричны, как и в его детстве: он любил родителей, а они его недостаточно, только роли теперь компенсаторно поменялись.
В таких союзах постоянный партнер обычно оказывается в курсе измены – бессознательно изменщик будут подсовывать свидетельства («забытые» в кармане пиджака женские трусы, презервативы в косметичке…). Это как бы отыгрывание мести родителям: «Ага, вот ты меня не любишь, а кому-то я все же нужен!»
И лишь когда Недолюбленный поймет, что ему надо искать любовь к себе не в партнерах, а в своем собственном сердце, и полюбит себя – только тогда этот голод исчезнет и появится способность к полноценным отношениям, в которых только двое.
«Залюбленный». В детстве его любили и баловали, гиперопекали. Поэтому он так до конца и не повзрослел, не хочет брать на себя ответственность за отношения и живет «хочушками». Он искренне не понимает, почему должен как-то себя ограничивать. Его связи на стороне обычно поверхностны и связаны с удовольствием и выгодой.
К моногамным отношениям может придти, только если повзрослеет и поймет, что брак – это еще и ответственность, если научится ограничивать свои «хочушки» и поймет, зачем нужны добровольные самоограничения.
Впрочем, любовные связи Залюбленного браку не угрожают. Он умеет скрывать свои измены, да и в брак зачастую вступает с «удобным» партнером, который закрывает глаза на измены или относится к ним легко. Партнера бережет от переживаний, часто ищет в браке заботливого родителя.
«Мститель». Измены для него – сладкая месть, поэтому он непременно доведет их до сведения партнера. Даже не косвенно, через следы засосов и помады, а напрямую: расскажет сам, причем подчас в садистической форме, когда это наиболее болезненно – например, в постели или во время юбилея свадьбы… Нередко делает это уничижительно: «Я испытываю с ним то, что никогда не испытывала с тобой», «Она гораздо женственней, чем ты!» и т.д.
Иногда месть адресована непосредственно самому партнеру, на которого выливается агрессия, при этом истинные причины гнева умалчиваются, а они могут быть любыми: например, отказ купить новую машину. Это инфантильная реакция: «Не хочешь удовлетворить мою потребность? Тогда получи!» Такой вид мести – через измену – выбирается как наиболее ранящий. Но месть может быть перенесена на партнера и с другого человека – например, давняя обида на предыдущего супруга выливается на этого.
Во имя сохранения собственного здоровья и нервов, с Мстителем возможны только 2 варианта: или напрямую с ним поговорить – что происходит и готов ли тот отказаться от мести, или выходить из отношений.
«Привыкший». Если ребенка никак не могли поделить любящие члены семьи, например, конкурирующие мама и бабушка, то во взрослости им так же будет нужно одновременно 2 любящих партнера. Тогда возникают две параллельные одинаково значимые связи как отображение детства, и если одна из них перерастает в официальный брак, то второй партнер становится «полуофициальным любовником/любовницей».
И сравнение между ними ведется в открытую: Привыкшему важно воспроизвести детскую ситуацию соперничества за него. Он кочует между партнерами, шантажируя обоих: «А вот он уделяет мне больше внимания»…
Тот, кому изменили.
В глазах общественности выглядит жертвой, но на самом деле является провокатором, подтолкнувшим своего партнера к измене. Обычно именно он изменяет первым, только не в сексуальном плане.
Например, муж с головой ушел в работу, жена почувствовала нехватку внимания и завела роман на стороне. Жена сосредоточилась на ребенке, муж стал чувствовать себя в своем же доме чужим и начал захаживать в другой дом, где ему рада любовница…
В первую очередь именно психологические, а не сексуальные мотивы толкают на измену. Если некто слишком много энергии отдает на сторону – детям, социальной активности, домашней работе, родственникам и друзьям – то на любовные отношения ее уже не хватает, партнер оказывается обделенным и пытается что-то добрать на стороне.
То есть тот, кому изменили, мог не удовлетворять потребности партнера. Тогда в случае измены ему важно увидеть свою часть ответственности и, возможно, что-то изменить: стать внимательнее, эмпатичнее…
Нарушение контакта как причина измены.
В этом случае оба партнера хотят моногамных отношений и способны к ним, но вот найти общий язык у них не получается. Тогда измена становится следствием недопонимания – партнеры готовы заботиться друг о друге и принимать заботу, но вот у каждого свой взгляд на то, как это должно происходить. Например, жена спрашивает: «Когда придешь домой?» – желая приготовить вкусный ужин, а муж воспринимает это как контроль.
Измену в таком союзе в какой-то степени можно назвать случайной – длительных и значимых отношений на стороне не возникает. И всплывший факт адюльтера, как это ни странно, идет на пользу, потому что помогает проявиться скрытым проблемам.
Важно, чтобы партнеры в этой болезненной ситуации сели за стол переговоров и обсудили: почему это произошло, кому чего не хватает в браке и как бы он хотел это получить. Можно даже прописать эту взаимную договоренность – составить своего рода «брачный контакт», где все пожелания конкретизированы. Например, «Я бы хотела, чтобы ты раз в неделю дарил мне цветы», «Я бы хотел, чтобы ты, провожая меня на работу, целовала»…
Что считать верностью и как относиться к этой ценности – личный выбор каждого. Но отношения – это взаимная ответственность, поэтому важно, чтобы это было еще и выбором пары, причем осознанным. Допускаются ли связи на стороне? в каких случаях? по какой причине? как в этой ситуации реагировать второму партнеру? и т.д.
Могут быть самые разные взгляды – важно, чтобы мнения партнеров совпали. Поэтому вопрос верности лучше обсудить напрямую, чтобы не было неожиданных сюрпризов.
Любовный треугольник – телесериал,
А у нее есть любовник, а он не ожидал.
«Какой я, к черту, любовник?!» – я ему сказал.
Просто день начался паршиво, как всегда, я так и знал…
«Короли кухни»
Миша считает себя хорошим семьянином. Он изменяет жене только в командировках, это случайные и короткие связи, поэтому Миша считает себя верным мужем.
Лена замужем почти 10 лет. 7 лет из них она встречается с Олегом – конечно, в тайне от мужа. При этом Лена довольна своим браком и даже не помышляет о разводе, также как не мыслит своей жизни и без Олега.
Наташа постоянно влюбляется в женатых мужчин. Иногда они отвечают ей взаимностью, но из семьи уходить не торопятся.
Олег был очень влюблен, но его девушка ушла к другому. С тех пор прошло несколько лет, Олег сделал карьеру, женился, вот только все его «подвиги» посвящены бывшей – пусть пожалеет! До сих пор он сравнивает свою жену с ней…
Все они находятся в любовных треугольниках. Даже если треугольник неочевиден, даже если они сами не хотят этот треугольник признавать…
Какой он – любовный треугольник?
У большинства народов принято создавать стойкую пару – длительный семейный союз, где только двое. Возможно, такова наша природа. Любовные отношения представляют собой «диаду» – отношения двоих. Это система из двух элементов, между которыми существует обмен на самых разных уровнях: эмоциональном, информационном, энергетическом, телесном и т.д.
Любовный треугольник возникает, когда инвестиции, которые должны были адресоваться партнеру, направляются на кого-то вовне. Таким образом в систему включается третий элемент. И не важно, в него вкладываются позитивные инвестиции (идеализация любовника или любовницы, любовь, восхищение) или негативные (возможность «слить негатив», который накопился в браке). В любом случае, это нечто, что изымается из диады, из контакта с основным партнером.
Все элементы любовного треугольника связаны друг с другом: в геометрии все вершины треугольника соединены между собой отрезками. Человеческие отношения сложнее, связи в любовном треугольнике не всегда очевидны, но бессознательно все равно ощущаются. О наличии «постороннего элемента» партнер подспудно догадывается, но часто закрывает на свои догадки глаза… Не знать – порой удобнее.
При «неочевидной связи», к примеру, жена и любовница могут быть незнакомы и даже друг о друге не догадываться. Но по факту они связаны между собой любовными отношениями с одним мужчиной, а значит, и между собой находятся в состоянии конкуренции, просто скрытой. Если мужчина состоит в любовной связи с двумя партнершами, значит, он не может полноценно присутствовать ни в одной из этих связей. Он вынужден расщепляться, подобно тому как русло реки, делясь на два потока, уже не будет таким полноводным, как прежде. То же верно и про женские измены. В любовном треугольнике невозможно передавать инвестиции партнеру в полной мере.
Почему возникают любовные треугольники?
Любовный треугольник указывает на проблему в отношениях. Если в диаде все благополучно, третий элемент не потребуется, да просто и не сможет встроиться в эту систему.
«Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена. Можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница. Но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина» (Омар Хайям).