Есть такая категория родителей, когда спустя уже пару дней общения незаметно переходят на «ты», и не потому, что невоспитанны, а потому, что люди очень близки по духу и переступить барьер условностей можно очень просто, даже незаметно. Одной из таких мам оказалась Татьяна А. На второй день курса реабилитации она зашла ко мне в кабинет познакомиться как с руководителем. Других точек соприкосновения у нас тогда не было, поскольку у ее дочери Ксении еще не был установлен кохлеарный имплантат. Девочке недавно диагностировали тугоухость III–IV степени, они немедля слухопротезировались и поступили на первичный курс реабилитации.
Ксюша – уникальный ребенок и настоящий борец. Таня рассказывала, что девочка – второй желанный ребенок в семье. Но еще до начала родов Тане обещали, что малышка не жилица. Она попросилась на свет очень рано, на 29-й неделе беременности. Путем кесарева сечения врачи пытались спасти мать и открыто говорили женщине, что борются за ее жизнь. Придя в себя, Таня узнала о первой победе дочурки – она родилась и выжила. Малышка весом всего 980 граммов доблестно боролась за свою жизнь, каждый прожитый день был маленькой победой. Первый день девочке вводился ототоксичный антибиотик, спасший ей жизнь, но оставивший свои последствия, о которых семья узнала много позднее. На 11-й день было резкое ухудшение состояния здоровья, понадобилась двухэтапная операция на кишечнике, жизнь снова висела на волоске. Малышка и этот этап прошла успешно. Далее понадобилась операция на глазках. После пребывания в течение двух месяцев в отделении недоношенных девочки оказались дома с кучей диагнозов в полном неведении, что же будет дальше. Ни сил, ни времени отчаиваться не было, семья приступила к реабилитационным мероприятиям. В моторном плане Ксюша хорошо компенсировалась. Констатировали раннее восстановление. Но в 11 месяцев Ксюшу вновь успешно прооперировали в нейрохирургическом центре Тюмени.
В голове не укладывается, как столько испытаний может выпасть на долю такой крохи?! Но это еще далеко не конец.
В голове не укладывается, как столько испытаний может выпасть на долю такой крохи?! Но это еще далеко не конец. В год звучит новый сложный диагноз – детский церебральный паралич. Таня рассказывала мне историю Ксении очень спокойно, с выдержкой и адекватным настроем. Доктор, сообщившая диагноз, прогнозировала, что Ксюша никогда не сможет ходить. Но, видимо, это надо было для того, чтобы сформировать у Тани невероятный дух борьбы, благодаря которому Ксюша пойдет самостоятельно. Реабилитационный образ жизни в борьбе за самостоятельное передвижение очень многое показал этой семье. Вскоре они определились с эффективным лечением в челябинском центре «Сакура», куда регулярно ездили раз в полгода. Благодаря совместным титаническим усилиям к четырем годам Ксения сделала первые самостоятельные шаги. Невозможное стало реальностью.
Аудиологический тест Ксения не прошла еще в отделении патологии недоношенных детей. На это тогда никто не обратил внимания. В изобилии диагнозов были выбраны приоритетные направления, и начата незамедлительная эффективная реабилитационная работа. С двух лет мама замечала за дочкой, что речевое развитие запаздывает, не появляется новых слов. Все это свойственно ДЦПшкам, и, не задумываясь о нарушении слуха, Таня ждала появления речи. Сомнения и тревоги одолели маму, и даже утешения местного сурдолога не сработали. В соседнем городе она добралась до истины: четвертая степень сенсоневральной тугоухости с одной стороны, и третья – с другой. Немедленно приобрели слуховые аппараты и начали занятия по развитию речи и слухового восприятия. От осознания того, что слухоречевая реабилитация начата очень поздно, опускались руки, но семья А. не из тех, кто сдается на полпути. В реабилитационном образе жизни появился и новый тип воздействия, и пара новых мест, и новый круг знакомых. Так судьба познакомила нас с этой семьей.
Много историй и судеб я повстречала за время своей практики, но рассказ Татьяны заставил удивляться и восхищаться. Особенно важно доверие мам, которые уже много чего видели, пробовали, могут сравнивать и безошибочно выделять лучшее в разных нозологиях и их коррекции. Именно тогда я поняла, что коллеги по профилю ДЦП в Челябинске работают эффективно. Таня рассказывала об их подходе к реабилитации и руководителе центра, которая, с ее слов, даже внешне очень похожа на меня. Уже тогда доверие этой мамы для меня стало бесценным.
Много историй и судеб я повстречала за время своей практики, но рассказ Татьяны заставил удивляться и восхищаться.
В скором времени ряд факторов привел девочку на кохлеарную имплантацию. Настраивать систему КИ дочери Таня доверила мне. Надо отметить, что в слухоречевом плане Ксюша стартовала успешно. Уже через три месяца после подключения она хорошо слышала даже тихие звуки на очень большом расстоянии. Необычно для такого возраста стартовал процесс накопления словарного запаса на слух, появилась мотивация к речи, Ксюша активно подражала артикуляции. Необходимые предпосылки к появлению речи были созданы.
Все рекомендации для девочки выполнялись мамой на пятерку. Можно дивиться бесконечному жизненному потоку энергии Татьяны. Иногда она удивляла тем, что работала на опережение. Однажды я приехала к ним в город на выездную настроечную сессию. На семинар, который я обычно провожу перед самими настройками, Танечка приносит и показывает Ксюшин «Дневничок». Такой миленький, голубенький, там отмечены все реабилитационные курсы, ключевые моменты в процессе манипуляций, количество слов в пассиве и активе девочки. Милота, да и только! Часто привожу в пример этот эпизод.