Разговор об изонити следует начать с расшифровки ее основных терминов и понятий. Значительная их часть должна быть знакома вам по урокам геометрии.
Название «изонить» для обозначения вышивки нитями на твердом основании используется только в России. Термин этот ввел отечественный академик Геннадий Алексеевич Браницкий, который заинтересовался данной разновидностью декоративно-прикладного искусства во время своих поездок в США. Поэтому не удивляйтесь, если в других источниках встретите названия «нитяная графика», «ниткография», «изографика», «вышивка по картону», «ниточный дизайн». Подробнее об истории этой техники уже говорилось во введении.
В основе изонити лежит заполнение нитками внутреннего пространства геометрических фигур. Простейшие из них – угол и окружность. Это основа основ ниткографии, ее базовые элементы, без знания которых бессмысленно даже пытаться понять, как заполняются более сложные фигуры.
Угол — это геометрическая фигура, состоящая из точки (вершины угла) и двух выходящих из нее лучей (сторон угла).
Прямой угол равен 90°. Это угол, один луч которого лежит горизонтально, а другой вертикально. Лучи прямого угла строго перпендикулярны друг другу.
Уральская художница Людмила Сашко приобрела широкую известность как автор новой разновидности техники изонити. Называется она «хордовый стежок». Рукодельница создала в этой технике множество оригинальных картин.
Угол меньше 90° называется острым. Угол больше 90° называется тупым.
Развернутый угол равен 180°. Лучи этого угла разбегаются в противоположные стороны, образуя прямую линию.
Окружность — это замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.
Хорда — это отрезок прямой, соединяющий две любые точки окружности.
Радиус окружности — это расстояние от ее центра до любой точки замкнутой плоской кривой.
Диаметр окружности — это хорда, проходящая через центр окружности. Он равен двум радиусам.
Шаблон — это образец какой-либо фигуры или изображения, вырезанный из твердого материала (дерева, пластика, картона, резины). Контуры шаблона обводят на основе или другом материале, чтобы один раз или многократно нарисовать данную фигуру.
Трафарет — это лист плотной бумаги или картона, в котором вырезаны контуры какой-либо фигуры или изображения. Трафарет прикладывают к основе и закрашивают вырезанные контуры, чтобы один раз или многократно перенести на основу данную фигуру.
Композиция — это взаимное расположение фигур на заданном участке.
Стилизация — это изображение фигур, обобщенное и упрощенное по цвету и/или форме.
Орнамент — это узор, составленный из повторяющихся элементов, чередующихся в строго определенной последовательности.
При создании картин в технике изонити придерживаются определенной последовательности действий.
1. Разработка эскиза будущей картины. Даже знаменитые живописцы всегда начинают работу с чернового наброска. Следуйте и вы их примеру. Очень часто образ картины, сложившейся в нашем воображении, не получается адекватно перенести на бумагу. Не хватает художественного мастерства или выясняется, что замысел, казавшийся удачным, далеко не так хорош. Возьмите карандаш, бумагу и в деталях изобразите то, что вы рассчитываете впоследствии увидеть на своей ниткографической картине.
2. Выполнение чертежа в натуральную величину. Для удобства его делают на миллиметровой бумаге или листе в клеточку. На чертеже учитывают все особенности техники заполнения элементов будущей картины.
3. Подготовка основы. Выберите прочную основу, подходящую по цвету, размеру, текстуре. Не забудьте учесть припуски по всему периметру основы. Они нужны, чтобы вставить картину в рамку. Если основа тонкая, продублируйте ее (см. «Клей» в «Материалах и инструментах»).
4. Прикрепление чертежа к изнаночной стороне основы. Чтобы чертеж не съезжал, зафиксируйте его канцелярскими скрепками. Опытные мастера иногда выполняют чертеж прямо на самой основе. Однако для этого нужна действительно твердая рука и точный глазомер.
5. Разметка картины. Карандашами обозначьте на изнаночной стороне основы все элементы рисунка, отметьте точки будущих проколов.
6. Прокалывание отверстий. Шилом или другим острым инструментом проколите намеченные дырочки. Делать это надо с изнаночной стороны основы.
7. Заполнение рисунка нитками. Вставьте нить в иглу и протяните ее через первое отверстие. Конец нити приклейте к изнаночной стороне основы клеем или кусочком скотча. Прошивайте элементы картины, протягивая нить через отверстия в необходимой последовательности.
8. Оформление задника картины. Вырежьте из картона задник, по размеру равный основе. Приклейте его к изнаночной стороне картины. Это нужно, чтобы скрыть некрасивую изнанку с кончиками нитей.
9. Оформление рамки. Можно вставить картину в готовую деревянную или картонную рамку. Если ее нет, можно аккуратно обрезать края картины и покрасить торцы основы подходящей краской или наклеить по периметру картины полоски картона и выкрасить их краской. С обратной стороны сделайте крепление, чтобы подвешивать картину.
Вы можете своими руками изготовить из картона или плотной бумаги рамку, не отличимую от покупной. Для этого вам потребуется плотная бумага или картон, карандаш, длинная линейка, зубочистка, ножницы, двусторонний скотч, клей «Момент», краска и кисточки.
1. Начертите на картоне или плотной бумаге профиль основной части рамки, его образец представлен на рисунке 1.
2. Ориентируясь на шаблон (рис. 2), выполните чертеж рамки. Длина заготовки зависит от размера картины, так что эта величина может меняться. Если рамка небольшая, чертеж можно выполнить на компьютере, а потом распечатать. Для большой картины рамку вычерчивают на плотной бумаге или картоне вручную, с помощью линейки и карандаша.
Рисунок 1. Профиль основной части рамки
Рисунок 2. Шаблон для построения развертки
3. На картон или плотную бумагу перенесите выкройку углового соединения. Здесь все размеры будут постоянными, вне зависимости от размеров картины (рис. 3).
Рисунок 3. Выкройка углового соединения
4. Поочередно прикладывайте вдоль каждой линии деревянную или металлическую линейку и прочерчивайте ее зубочисткой. Не надавливайте слишком сильно, чтобы не прорвать картон насквозь. Эта операция необходима, чтобы изгибы рамки были более четкими.
5. Вырежьте заготовку, ведя ножницы точно по ее внешнему контуру.
6. Загните один край заготовки, как показано на рисунке 4.
Рисунок 4. Загибание края заготовки
7. Наклейте двусторонний скотч на сгиб по всей его длине и ширине.
8. Выверните загнутую часть заготовки с наклеенной полоской скотча в противоположную сторону. После этого загните скотч по средней линии, чтобы склеить его стороны между собой.
Для того чтобы центральная часть фигуры казалась вогнутой, заполните ее нитями темного цвета, а периферию (углы, периметр) прошейте нитками более светлых, ярких тонов.
9. Согните заготовку по всем размеченным линиям.
10. Согните свободный край заготовки до упора и приклейте к полоске скотча.
11. Оставшуюся часть полоски приклейте с обратной стороны заготовки.
12. Клеем «Момент» склейте все детали друг с другом по углам. Для этого смажьте клеем торцы срезов заготовок и соедините их части под прямым углом. Подгоните детали, чтобы все точки соединения совпадали друг с другом, а стыки были ровными и четкими. После того, как вы обработаете таким образом один угол, прижмите место склейки на 1,5–2 мин, чтобы клей схватился. Затем переходите к соединению следующего угла.
13. Когда клей высохнет, покройте рамку первым слоем краски.
14. Из плотного картона вырежьте 8 полосок шириной 10 мм и длиной, соответствующей длине внутреннего контура рамы.
15. Приклейте 4 полоски из 8 к задней стороне рамки по периметру ее внутреннего контура. Торцы этих полосок будут видны с лицевой стороны, поэтому их надо покрасить под цвет рамки.
16. Оставшиеся 4 полоски приклейте по наружной части рамки на торец.
17. Покройте рамку вторым слоем краски.
Для создания работ в технике изонити не требуется никаких специальных инструментов и материалов. Все необходимое наверняка найдется у вас дома, а недостающее вы без труда купите в ближайших магазинах канцтоваров и швейных принадлежностей.
Для работы вам понадобится плотная основа, бумага, нити, клей, шило или другой тонкий острый инструмент, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт и – по желанию – скотч.
Поговорим подробнее, для чего нужен каждый из перечисленных предметов.
Основа. Для картин в технике изонити основой может служить картон, плотная бумага, бархатная бумага, наждачка, кожа, искусственная замша, велюр, сукно, спилок. Основа должна быть достаточно твердой, чтобы держать форму, но в то же время достаточно податливой, чтобы ее можно было проколоть шилом или другим острым инструментом.
Более мягкая бумага мнется и рвется в процессе вышивания. Есть у нее и еще один недостаток: неплотная бумага впитывает пот, который проступает на пальцах в ходе работы. От влаги такая основа сильно деформируется.
Допустимо вышивать картины на бархатной бумаге, но она больше подходит для взрослого, нежели для детского творчества. Дело в том, что такая основа достаточно тонкая, работать с ней надо очень аккуратно. Движения должны быть экономными, проколы – точными. Ребенку же удобнее осваивать технику изонити на более надежной основе.
Чаще всего в качестве основы используют картон. Этот материал наиболее дешевый и общедоступный. При выборе картона нужно учитывать то, что основа служит также фоном картины.
Нередко картины вышивают на картоне для детского творчества. Одна его сторона цветная, а другая имеет сероватый оттенок из-за небеленых волокон.