ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, повествующую о древнем баглачевском приходе, находящемся на правом берегу Клязьмы южнее города Владимира. Сегодня этот приход называется Борисоглебским, но старожилы помнят и называют его Баглачевским.

Борисоглеб расположен на самом краю древнего мещерского леса, который до недавнего времени находился практически в первозданном состоянии. После появления города Радужного в 1970-х годах первозданный лес отодвинулся чуть южнее. И уже новые поселенцы стали пользоваться тропинками и дорожками, давно протоптанными местными жителями. Так, дорогу, которая ведет от храма в сторону города Радужный, старожилы называли «дорогой на пагари», а болото, на котором был построен город – Журавлиным или «Тютиным» болотом. Там в былые времена в большом количестве водилась птица.

В 1995 году по благословению своего духовного отца я приехал из Подмосковья в село Борисоглеб, чтобы помочь в восстановлении разрушающегося храма. В первый же приезд я полюбил и храм, и окружающую местность, решив, что пос вящу все свое время восстановлению храма. Тогда я еще не знал, что стану священником и настоятелем этого храма, а возрождение духовной жизни когда-то заброшенного Баглачевского прихода станет делом всей моей жизни.

Здесь я прослужил более 25 лет. Здесь родились мои дети, здесь я обрел друзей, свою духовную семью, наших прихожан – жителей окрестных деревень и города Радужный, который, хотя и построен всего 50 лет назад, уже стал частью истории Баглачевского прихода.

С первых же дней восстановления храма Казанской иконы Божьей Матери в с. Борисоглеб мы, совместно с прихожанами, стали собирать материал о жизни прихода, обычаях и традициях людей, населяющих Баглачево. Храм этот исстари был духовным и культурным центром Баглачевской местности.

Храм был расположен на большом расстоянии от многих населенных пунктов, входящих в волость Баглачево, что делало его посещение своеобразным испытанием. Так, прихожане из Головино добирались до храма пешком. Шли они босиком, так как дорога была грязная. Обували сапоги уже в деревне Кадыево, на подходе к храму.

Примечательно и Якушевское озеро возле храма, называемое в простонародье «Сиамская» или «Киянская лужа». Озеро пополнялось водой из родников, расположенных в овраге. Это озеро имеет правильную круглую форму. По местной легенде здесь был древний храм, который при татарских набегах вместе с прихожанами ушел под воду, образовав над собой озеро.

Каждый год на праздник Крещения на озеро совершался Крестный ход – «Крестный ход на Иордань». Священник освящал воды, и жители в большом количестве собирались на маленьких повозках, называемых «кашовки», в которых стояли деревянные бочки для святой воды. Здесь же на озере устраивались соревнования.

Есть еще множество интереснейших сведений, повествующих о самых разных сторонах жизни Баглачево.

Страницы уходящей истории Баглачево бережно собраны коллективом единомышленников, в который влились люди самых разных профессий и занятий, как молодого возраста, так и старшего поколения, как прихожане Борисоглебского прихода, так и жители других районов Владимирской области.

Коллектив авторов объединила общая идея сохранить часть культурного наследия владимирской земли, открыть неизвестные широкой публике материалы, имеющие значение для исследования русской крестьянской культуры пореформенного периода, а также заложить фундамент для будущих исследований Баглачевской местности.

Первая часть книги повествует об истории развития Баглачево начиная с XIV века, когда началось активное его заселение. Основной упор сделан на пореформенный период второй пловины XIХ века, ознаменовавший собой начало колоссальных перемен, навсегда изменивших традиционный уклад крестьянской жизни. Именно в это время были осуществлены первые историко-этнографические исследования данной местности, а природа и быт Баглачево вдохновляли выдающихся писателей.

Особую ценность представляют уникальные этнографические материалы, запечатлевшие культуру и быт русского крестьянства Центральной России во всем их многообразии. Во второй части представлены широкой аудитории работы Николая Александровича Добротворского, Федора Ивановича и Николая Ивановича Сперанских, которые на рубеже XIX–XX веков записали уникальный этнографический материал, собранный ими в Баглачево.

Значение настоящего сборника трудно переоценить. Безусловно, он ценен не только для жителей Баглачевской земли, которым данный сборник интересен, как источник информации об истории и культуре их малой Родины, но и для всех жителей Владимирской области. Сборник позволяет восполнить существующий пробел в истории развития Владимирской земли, поскольку он является первым комплексным монографическим исследованием, посвященным истории правобережной части Владимирского уезда. Кроме этого, материалы сборника будут интересны всем исследователям истории России, поскольку представленные в нем сведения отражают те тенденции, которые были характерны для нашей страны в целом и которые, в том числе, позволяют проследить причины происходивших в ней изменений.


Священник О. Рябышев

Загрузка...