Известный исследователь начала ХХ века Н. Федотов писал о Санкт-Петербурге: «Избрано место, где должны совершиться бессмертные деяния». 300 лет назад на берегах полноводной Невы возник город Петра I – изумительное творение мирового градостроительного искусства. Одновременно со строительством Северной Пальмиры шли строительные работы в окрестностях Петербурга, в течение 200 лет украшавшихся великолепными дворцовыми ансамблями и парками, большинство из которых, построенные «на берегу пустынных волн», стали императорскими резиденциями, а в наше время, как самостоятельное явление европейской культуры – красой, гордостью и славой российской истории.
Преемники Петра Великого продолжали дело развития Петербурга и его окрестностей. Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Павел I, Александр I, Николай I, потратили много времени, денег, трудов, изящного вкуса, чтобы район Северной Пальмиры приобрел еще большую пышность и красоту. Число великолепных дворцов увеличилось, создав уникальное дворцово-парковое ожерелье Санкт-Петербурга.
Шедевры мировой архитектуры – дворцы с их великолепными парками создавали лучшие зодчие того времени – В. Растрелли, А. Ринальди, Ч. Камерон, Дж. Гваренги, В. Бренна, К. Росси, А. Штакеншнейдер. Поэтому каждый дворец представляет собой глубоко оригинальное творение архитектуры.
Дворцы окружены великолепными парками – нижний и верхний парк в Петергофе, Стрельнинский парк, Екатерининский парк в Пушкине – во французском, «правильном стиле»; Павловский и Гатчинский парки, Александровский парк Царского Села, парк Английского дворца в Петергофе – в английском «свободном».
Исследователь первой половины XX века В. Брюллов писал: «Каждая из пригородных резиденций имеет свой господствующий стиль. Это объясняется временем его создания или особо уделяемым правителями вниманием. Петровскую эпоху можно изучить в Петергофе, Ораниенбауме и, отчасти, в Стрельне, но ее не найдешь в других местах; построенных позже. Время Елизаветы видишь в Царском Селе и отчасти в Петергофе; раннее строительство Екатерины II – в Ораниенбауме, основные его моменты в Царском Селе – ее любимой резиденции. Конец XVIII века (Павел I) – в Гатчине и Павловске; XIX век естественно рассеян повсюду. Разумеется, вкус каждой эпохи оставлял некоторые наслоения на архитектурные памятники более ранней эпохи. Николай I наиболее ярко выражен в Петергофе и отчасти в Царском Селе; Александр II – там же; время Александра III особенно ярко отразилось в Гатчине и менее значительно – в Царском Селе; Николай II – в Царском Селе и Петергофе».
Культурное, историческое и природное наследие России, сконцентрированное в Петербурге и его окрестностях, вызывает восхищение во многих сердцах. Есть уникальные уголки, обладающие особым очарованием и несущие свои неповторимые черты великого наследия прошлого. Миллионы людей со всего мира посещают Петербург и его дворцово-парковое ожерелье, чтобы насладиться подлинным искусством, так элегантно сконцентрированном в одном месте.
Трехсотлетняя история Новой столицы и дух задорного соперничества с древней Москвой, широкие европейские контакты – все вместе создало уникальные условия развития региона. Великолепные дворцы и парки, свидетели славных страниц отечественной истории и культуры, составляют самостоятельное явление общеевропейской культуры – явление, о котором Г.Р. Державин двести лет назад сказал: «Где спорят меж собой искусство и природа».
На основе исследований известных историков российской культуры и искусства конца XIX – первой половины ХХ века в работе московских историков Сергея Шумова и Александра Андреева описаны знаменитые дворцы и резиденции окрестностей Петербурга во всем великолепии с учетом утраченного. Впервые в одном издании рассказано об истории и культурном наследии городов, само название каждого из которых звучит особой нотой для любого культурного человека – Выборг, Гатчина, Кронштадт, Старая и Новая Ладога, Павловск, Петергоф, Пушкин (Царское Село), Ивангород, Копорье, Кингисепп, Ораниенбаум, Кронштадт, Ропша, Стрельна, Сестрорецк, Шлиссельбург, Всеволжск, Приютино, Колтуши, Приозерск.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Прошлое и будущее становятся своими для человека».