Наверное, наберётся не так много водителей, которых ни разу не останавливали на дороге инспекторы ГИБДД. Большинство автолюбителей, завидев впереди дорожный патруль, невольно начинают нервничать. Гаишник может оставить автомобиль и начать придираться то к одному, то к другому, выискивая повод для выписки штрафа, думают они. Однако остановка транспортного средства вовсе не означает, что водитель нарушил ПДД – причина может быть иная.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ, полиция имеет право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; осуществлять иные установленные законодательством права.
Поскольку обеспечения безопасности дорожного движения и сопутствующих вопросов отнесено к компетенции структурного подразделения МВД – Госавтоинспекции, основной объём правомочий выполняют именно они.
Согласно уже упомянутому выше Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711, ГИБДД выполняют широкий спектр функций, в том числе и по обеспечению соблюдения безопасности на дорогах. В рамках выполнения данной задачи, инспекторы ГИБДД имеют право останавливать транспортные средства, возбуждать дела об административных правонарушениях и рассматривать их по существу с назначением наказания.
Чем регламентируется, в каких конкретно случаях сотрудник ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство?
В соответствии с пунктом 84 Административного регламента, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
– установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (проезд под знак, пересечение сплошной, превышение скорости или любые иные нарушения ПДД);
– наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
– наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учётов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
– необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
– необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
– необходимость использования транспортного средства;
– необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
– необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
– оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
– необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– проведение на основании распорядительных актов мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
– угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
– проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
– проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Обратите особое внимание на пункт, выделенный жирным!
Как видим, сотрудник ГИБДД имеет право остановить транспортное средство просто для проверки документов, т.е., грубо говоря, без видимой причины. Инспектор этим не нарушает ни одну норму закона.
Стоит отметить, что ранее действовавший Административный регламент, утв. Приказом №185 МВД России от 02.03.2009 года, говорил об обратном – в нём прямо указывалось, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена. Также в нём содержалось предписание о возможности останавливать транспортные средства для проверки только на стационарных постах. Сейчас данный документ отменён и вместо него действует новый Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 №664. Он уже не содержит каких-либо запретов на остановку транспорта инспектором ГИБДД вне стационарных постов или без видимой причины. В настоящее время инспектор ГАИ имеет полное право остановить автомобиль для проверки документов в любом месте.
Неисполнение законного требования инспектора об остановке автомобиля может повлечь административную ответственность по части 2 статьи 12.25 КоАП РФ, что в свою очередь обернётся штрафом в размере от 500 до 800 рублей.
Нужно учитывать, что согласно пункту 88 Административного регламента, не допускается остановка сотрудником ГИБДД транспортных средств на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением отдельных случаев, например, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления. Если же остановка транспортного средства не связана с необходимостью пресечения преступления, неподчинение требованию инспектора остановиться в неположенном месте не будет влечь никакой ответственности, поскольку такое требование будет являться незаконным.
Да, могут.
Согласно положениям пунктов 95 – 97 Административного регламента, в случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке, может быть предпринято преследование и (или) принудительная остановка такого транспорта.
Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включёнными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения (при условии обеспечения безопасности иных участников движения), посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включёнными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств.
Могут, но только в строго определённых ФЗ от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» случаях.
В частности, сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства:
– в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении;
– в случаях, не терпящих отлагательства, использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП повреждённых транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причинённого им материального ущерба.
Все остальные мероприятия, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, проверке документов или состояния водителя, производится только подразделениями ГИБДД.
Согласно пунктам 85 – 86 Административного регламента, требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента, остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен без промедления подойти к водителю и представиться.
При обращении к участнику дорожного движения, согласно пункту 45 Административного регламента, инспектор Госавтоинспекции обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение.
Далее инспектор обязан кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого – разъяснить им соответствующие права и обязанности.
Нужно ли водителю выходить из автомобиля при общении с сотрудником ГИБДД, который его остановил?
Выходить из авто не обязательно. Согласно пункту 93 Административного регламента, выйти из автомобиля водитель должен только в случаях:
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– когда его поведение создаёт угрозу личной безопасности сотрудника ГАИ.
Также инспектор имеет право пригласить водителя в патрульный автомобиль.
Во всех остальных случаях, водитель может общаться с инспектором через открытое окно автомобиля.
Согласно пункту 100 Административного регламента, по окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии, если не будет установлено признаков административного правонарушения, сотрудником Госавтоинспекции даётся разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
В большинстве случаев именно так и происходит – проверив документы, и удостоверившись, что всё в порядке, инспектор позволяет продолжить движение, а некоторые особо воспитанные даже желают счастливого пути. Однако если будут обнаружены признаки нарушения водителем Правил дорожного движения, инспектор ГИБДД составит протокол об административном правонарушении. Об этом более подробно речь пойдёт далее.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
– в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
Если данных документов при себе у водителя не оказывается, его привлекут к административной ответственности по статье 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей).
Важно! Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства необходимо получать не всегда. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
– транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
– транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;