По материковому побережью северной части Охотского моря и Камчатского полуострова обнаружено около 50 памятников культуры палеокоряков, ранние из которых датируются неолитом (79, 80, 82,193, 222, 233, 363,398).
Древнекорякская культура близка по укладу к эскимоской, но отличается от нее по ряду специфических признаков.
Археологи обнаружили связи древнекорякской культуры не только с внутриконтинетальным неолитом Сибири, но с древними культурами Сахалина, нижнего Амура, Курильских островов (7, 8, 13, 16, 36, 72, 81, 134, 136, 139, 144, 286, 287).
Данные генетического исследования свидетельствуют, что по 10 локусам маркерных генов коряки занимают среднее положение между популяциями Сибири и Дальнего Востока, наибольший вклад в их генофонд внесли континентальные монголоиды – древние народы нынешней Сибири (Шерементьев В. А., Горшков В. А. – ж. – Генетика, 1977, -т. ХШ.-№6.-с.1118.). При этом исследователи обоснованно полагают, что неолитические племена древних коряков возникли в результате взаимной ассимиляции внутриконтинетальных охотников, вышедших по побережью Охотского моря и продвигавшихся на север Приамурских и Приморских племен. Этот процесс, начавшись около 4 тысяч лет назад, завершился формированием древнекорякского этноса на рубеже нашей эры. В настоящее время коряки на севере смыкаются с чукчами Магаданской области, а на юге – с ительменами (36, 72, 73,78,79, 131,144, 169, 211, 212, 222, 229, 278, 327, 363, 398).
Истоки культуры и врачевания, как самой древней потребности людей на Камчатском полуострове и в Магаданской области и Чукотском автономном округе связаны с традиционной культурой и верованиями населяющих этот регион народами: коряки, чукчи, ительмены, лауроветланы, юкагиры, нивхи, эвены, эвенки, намыланы, олюторцы и др. (35, 78, 80, 83, 144, 162, 210, 211, 213, 242, 243, 363,, 398)
Уже Владимир Атласов в 1697 году в отчете «Для прииску новых землиц» писал, что коряки делятся на намылан – оседлых береговых коряк и чавчувенов – оленеводы, что в дальнейшем начало звучать и писаться как чукча (34, 39, 78, 80, 114, 170, 192, 220, 229).
В этносе коряков считается, что первый житель и бог Камчатского полуострова Кутх – черный ворон, он же Куйкынниеку – обладатель лахтачьего жира (170, 173, 192, 243).
Большинство коряков считают, что большинство людей умирает от Калау – (в системе представлений коряков злые существа, способные причинить вред человеку, его телу и органам), но случается, что Верховное божество и другие сверхъестественные существа, неподвластные силе и воле человека, могут также причинить смерть или болезнь за нарушение запретов или за то, что не принесена им жертва (36, 39, 79, 114, 159, 170, 174, 193, 229, 230).
Душа или вернее сказать, после нападения и наказа, получаемого от калау, душа покидает тело человека, поднимаясь высоко к Верховному божеству. Отсюда большая вера в шамана представителя калау на Земле и могущего воздействовать на калау (73, 80, 81, 162, 169, 194, 213, 242).
Корякские шаманы из поколения в поколение передают самобытный опыт корякской и чукотской этномедицины, используя в основе практически всех исцеляющих своих действий в основном внушение. Шаманы – целители среди коряков и чукчей используют магический обряд камлания при беспредельной вере жителей села в силу шамана, что оказывало определенное положительное воздействие (95, 96, 174). Надо сказать, что многие исследователи не обратили внимание на использование ими в своих обрядах таких проверенных временем методов лечения, признаваемых научной медицинской школой и другими направлениями натуропатии, как ароматерапия в виде сжигания ветвей багульника, кедрового стланика, использование в последующем, после обряда камлания лекарственных трав, различных свежих и заранее заготовленных органов из оленя, медведя, лахтака, рыб, а у береговых коряков – намылан широко используется при этом жир лахтака, желчь медведя, продукты получаемые от моржа, порошок из раковин морских ракушек, ежей, морских звезд, кореньев свежего и сушенного растения и прежде всего родиолы розовой (которая кстати является не худшим адаптогенном и психостимулятом, чем знаменитые и широко применяемые женьшень, элеутерококк, аралия) (26, 30, 311, 47, 63, 66, 70, 71, 95, 96, 207, 215, 217, 240).
Хочется с удовлетворением заметить, что сегодня носителями опыта шаманов стали дипломированные врачи-специалисты, многие из которых окончили Хабаровский, Санкт – Петербургские, Биробиджанский, Владивостокский и другие медицинские университеты и институты. Среди них Папо Е. А., Никифорова Г. И., Векуа В. В., Укипа А. К., Инылова Ю. А., Косыгина Л. Л. и многие другие.
Говоря о шаманах, врач психиатр Д. Д. Софронов, пытаясь объяснить «тайны» шаманов писал: " Лечебная практика шаманов основана, прежде всего, на вере в то, что причиной болезни является либо временный уход из тела человека его души (кутха) либо вселение, наоборот, в него злого духа. Диагноз избавления шаманы устанавливали путем камлания. Призвав на помощь своих духов-помощников, он определял причину недуга. Шаманы, живя рядом, знали наклонности соплеменников, привычки и потребности. Владея искусством воздействия на душу, тонко и умело, применяя свой богатый жизненный опыт на практике».
Необходимо с удовлетворением заметить, что и современная научная медицинская школа держится того постулата, что надо лечить прежде всего не саму болезнь, как таковую, а больного человека в совокупности всех его проявлений, активно влияя на все его органы и системы, что как мы заметили выше, давно и весьма успешно освоили шаманы, получая информацию из поколения в поколение (145, 146, 148, 392, 396, 397).
Оленевод из Олюторского района с. Хаилино оленесовхоз «Корфский»
Многое впитала корякская и чукотская культура, в том числе и культура народного врачевания, впитала из традиций тибетской медицинской школы, корейской и древнекитайской и корейской медицинских школ, российской народной медицинской традиции (11, 12, 150, 262, 266, 324, 403).
Описывая Камчатку, Крашенинников С. П. писал: «…лучший запас тамошних жителей орехи сланца, которого как по горам, так и по тундрам великое множество…» «…Казачье житье на Камчатьке, – продолжал он в своем „Описании земли Камчатки“, – не разноствует почти от камчадальского, ибо как те, так и другие питаются кореньем и рыбою, и в тех же трудах упражняются» (119, 120, 121, 122, 123, 345, 346).
В Известиях о Гижинской крепости князь Александр Шаховский описывая жизнь в 1742 году в Акланском остроге на реке Оклан, описывает случай отравления, кореньями сообщая: «…у Енисейского два человека кореньями объелись».
Мы сегодня можем достоверно сказать, что это было весной и коренья чемерицы сладкие на вкус способны вызвать такое отравление (221, 245, 246, 249, 264,276, 376).
Медицинские традиции жителей Олюторского района Корякского автономного округа на тихоокеанском побережье на Севере Камчатки глубоко переплелись с древней традицией народов Российской Сибири. В 1767 году их называли олюки или старые юкагиры, как пишет современник в журнале «Северный архив» 1822г. №13 с.163 – они бежали по преданию с матерой земли к северу. Так на Камчатском полуострове материковый опыт народной медицины и опыт местных жителей, пришедших в эти края значительно в более ранние исторические периоды. Видя последствия отравления кореньями, результаты воздействия ядовитых стрел на крупного, можно сказать гигантского кита, человек на Камчатке издревле учился отличать съедобное от несъедобного и ядовитого, полезное от вредного и опасного для «живота», жизни и здоровья (119, 120, 121, 122, 123, 124, 144,174, 169, 235, 363, 348).
Хочется заметить, что народное врачевание древних коряков и чукчей объединяло и реальное знание целебных сил природы, и одновременно веру в ее чудодейственные силы. В процессе народного врачевания широко использовались различные природные средства растительного, животного и морского происхождения, а также минералы. Большой популярностью у народов Камчатки пользовались лекарства, приготовленные на основе крапивы, багульника, листьев и коры березы каменной и ивы, из лука медвежьего, ягод и листьев брусники, клюквы, княженики, смородины красной, жира и желчи медведя, ракушек мидии и гребешка, хряща лососевых, костный мозг оленя и его тестисы, щитовидная железа, рыбий жир и печень трески, панты оленя, корень родиолы розовой и другие природные дары полуострова, радоновых источников, термальная вода, как юга Камчатки – Паратунка, Мильково (14, 20, 24, 25,36, 72, 73, 101, 150, 151, 177, 178, 216, 218, 222, 233, 327, 358, 363), так и вблизи Паланы, солнечной долины в Магаданской области, теплые источники в районе Тиличики, серебряный и золотой песок в Олюторском районе на реках недалеко от Ачайваяма, цеолиты и другие минералы вулканической деятельности (2, 84, 86, 134, 141, 178, 181, 227, 231, 232, 263).
К сожалению, из-за территориальной разобщенности, о корякско-чукотской народной традиции и врачевателях натуропатах, многих талантливых шаманах известно не так и много. Достоверные письменные источники ранее 1650 года к нам практически не дошли, что связанно с региональными особенностями Камчатского края, отсутствием должной на то время транспортной связи, особым климатом региона, а также отсутствием глубоких целенаправленных исследований в этом направлении на нашем полуострове (29, 78, 80, 85, 93, 107, 114, 115—118, 220,229, 174).
Авторы попытался восполнить этот пробел, глубоко изучив за 30 лет, как народный опыт, так и современные достижения медицинской науки в этом регионе с учетом современных публикаций имеющих в центральной медицинской библиотеке, национальной библиотеке России и источниках представленных в последнее время в Интернете (111, 171, 172, 223, 224, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 277, 337, 335, 339, 374, 390, 394).
Носителями народного опыта до сегодняшнего дня являлись Лукашкина Татьяна Петровна из села Тиличики, Дечюли Розалия Григорьевна из села Хаилино, Килпалин Кирилл Владимирович – художник из села Хаилино, которые переняли свой опыт и знания от предков и родителей живших еще в ХΥIII веке, к сожалению не все они записывали на бумагу свои рецепты и те знания которые они приобрели от своих предков. Многое авторы узнали и от своих родителей матери Левенчук Евфросинии Ивановны и бабушки Кайда Надежды Изотовны, которые в трудные послевоенные годы преодолевали многие недуги сами и помогали своими знаниями односельчанам.
Сегодня мировое сообщество поднимает роль и значимость коренных народов. Так, Генеральной Конференцией международной организации труда принята Конвекция №107 «Конвекция о коренных и ведущих племенной образ жизни народов в независимых странах», которая уделяет существенное значение охране здоровья этих народов, а без использования веками накопленного опыта выживания в суровых условиях Крайнего
Севера России невозможно выработать на современном уровне необходимые приемлемые рекомендации по его сохранению. Именно сегодня поднимается важность и актуальность изучения их опыта народного врачевания по сохранению здоровья народа в экстремальных условиях региона их обитания (392, 396, 397).
Немаловажен и экологический аспект. По мнению Юнеско Камчатка на сегодня является самым экологически чистым регионом Земли и понятно, что лекарственные растения Камчатского полуострова, продукты моря, полученные заготовленные в Тихоокеанской и Охотоморской акватории являются экологическим стандартом природной среды и их польза на порядок выше, чем таких же лекарственных растений собранных в лесах Подмосковья, Челябинска, Магнитогорска, Перми, Семипалатинска, Брянска, Чернобыльского района или других, промышленно развитых регионов, где техногенное загрязнение окружающей среды находится на довольно высоком уровне, препятствующему сбор так лекарственных трав.