Чем прекрасен мир детства?
Тем, что мышление ребенка не знает ни страхов, ни запретов. Оно ничего не ищет, но при этом находит и открывает нечто невиданное, неслыханное. В эту дивную пору люди добры, как ангелы, травы высоки, как деревья, звезды горячи, как бабушкин светильник.
Заканчивается день, волшебный свет его угасает, и ребенок торопится улечься в постель, потому что знает: сейчас начнется самое интересное. Тело станет легким, как воздушный шарик, и одним усилием мысли поднимется ввысь и понесется вровень с облаками в неизведанные дали – над зеленеющими полями, поблескивающей лентой реки, пыльной дорогой…
Ребенок и мир, его окружающий, неразделимы, они полны и очарованы друг другом и составляют одно восторженное взаимолюбование. Всякий звук человеческой речи, каждая линия природного ландшафта, все многоцветие ликующего мира столь красивы, столь одухотворенны…
Ни прошлое, ни будущее еще не занимают детского воображения, и нет пока еще причин для надежд и мечтаний, ибо вся полнота жизни уже свершилась, и главное – не расплескать эту чашу, это всеобъемлющее счастье, наполненное солнечным светом, улыбками родителей, хлопьями снега, ветками новогодней елки, запахом мандаринов, теплом русской печи, бабушкиными сказками, звонким смехом братьев и сестер, многозначительным шелестом букваря…
Саттвическая любовь
В жизни мужчин и женщин бывают моменты, когда почва уходит из-под ног, жизнь несётся перед глазами, как в калейдоскопе, и кажется, что она висит на волоске.
В такие моменты спасением для тех и других становится саттвическая любовь. Именно она возвращает мужчине и женщине и почву, и зрение, силу и ощущение жизни. А самое главное – гармонию души, тела и мироздания.
Можно накормить друг друга, уложить спать, удовлетворить свою половую потребность, родить детей. Но саттвическая любовь гораздо шире и выше этих понятий. Она не допускает унижения, подавления друг друга, искусно завуалированных оскорблений, обид и насмешек. В саттвическом союзе мужчина и женщина – это наместники богов на Земле, олицетворение ее энергий, проявление земного и небесного. Мужчина и женщина, их тела – это подножие храма, а храм – это человеческая душа.
Проблема лишь в одном, а именно – в отсутствии знаний и осведомленности о том, что такое саттвическая любовь, саттвический союз, как они реализуется на практике. Современное общество мало озабочено культивированием подобного рода отношений. Люди занимаются не столько построением и совершенствованием своих союзов, сколько выяснением отношений. И множество различных ток-шоу, информационные тренды в целом, тому подтверждение.
Таким знаниям не учат.
И все же овладеть ими можно. Это делают те, кто устал от жизненных дрязг, интриг, агрессии, те, кто приходит к прозрению и самоуважению, и начинает осознавать необходимость саттвической любви, возвращающей и мужчине, и женщине всю полноту жизни, когда они оба едины в своей святости, святы в своём духовном и телесном единении, и готовы к полётам по просторам Вселенной.
Театр знаний, или школа гениальности
Еще древние говорили: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, это светильник, который нужно зажечь. Скрипач, педагог, искусствовед, популяризатор классической музыки Михаил Казиник – автор множества книг и статей, член Международной ассоциации писателей и публицистов, исследователь в области музыкотерапии, режиссёр и актёр стокгольмского театра «Teatrstudio Lederman», профессор Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии.
В последние годы Казиник являлся соавтором и ведущим цикла популярных российских телепередач, в том числе, «В свободном полёте», где рассматривались загадки творчества музыкальных гениев разных жанров, стилей, эпох и стран; авторских программ «Тайные знаки культуры» и «Ноты, которые изменили мир». Также он вел музыкальные передачи на радиостанциях «Орфей» и «Серебряный Дождь».
Как-то, выступая в Совете Федерации РФ, Михаил Казиник выразил уверенность, что всякое возрождение начинается только через культуру, через поклонение свету и гармонии, поклонение великим текстам, в которых зашифрованы ответы на самые главные вопросы. Человек культуры никогда не будет беден, одинок и бездомен. Он всечеловечен.
– Россия внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Весь мир восторгается ее музыкой, балетом, живописью, литературой. Что такое мир без русской культуры? Запад ввел против России санкции. Давайте примем ответные меры! Введем запрет на исполнение на Западе русской музыки! И посмотрим, что будет! – предложил музыкант.
Михаил Казиник нередко выступает с концертами, лекциями, семинарами для учителей, преподавателей музыки, представителей бизнес-сообщества. Взрослые и дети блаженствуют на концертах «Музыка – питание для мозга», «Тайные знаки культуры», «Удивительные приключения музыки».
Какими должны быть школа и образование? Говорят, все дети гениальны. Их мышление парадоксально и синкретично. И чем раньше они начинают заниматься музыкой, тем глубже осваивают все остальные науки и искусства. К ним приходит понятие гармонии, а это ключ ко многим знаниям.
С идеями Михаила Казиника знакомы многие. За последние пять месяцев музыкант совершил 44 авиаперелета. Он является экспертом Нобелевского концерта, который проводится на вручении Нобелевской премии. По его словам, он встречался со многими нобелевскими лауреатами, и они подтвердили его догадки о том, что ребенок, у которого в детстве была музыка, – потенциальный гений. 99 % нобелевских лауреатов в детстве серьёзно занимались классической музыкой.
– У нас есть такая пословица: «Будь самим собой!». Когда я это слышу, у меня сводит скулы от зевоты и скуки. Ну как может быть человек самим собой? Он всегда разный: с мамой один, с любимой женщиной – другой, на работе – третий, в мужской компании – четвертый. Человек по своей природе – актер! Все мы играем роли, и чем больше ролей, тем мы богаче, – говорит Михаил Казиник.
И это похоже на правду. Человеку нужно уметь коммуницировать со всем миром, быть разносторонне развитым и всеприемлющим. Уметь думать обо всем и обо всех, жить светлыми, добрыми помыслами, в потоках креатива, распространяя вокруг не экстремизм, зависть и негатив, а радость творчества, общения, сострадания и созидания. Вселенная полна радости, сияния, блаженства, преображения. Настройся на ее волну! Совершенствуй свою философию. Будь беспощаден к себе и снисходителен к людям. Ищи позитивное разрешение проблем. Балуй себя и ближних. Трудись с удовольствием. Делай добро.
Музыкант полагает, что воспитать нового человека, талантливого в своем отношении к себе, миру и людям, можно через искусство, музыку, культуру, используя новые педагогические идеи. В частности, методику комплексно-волнового урока, применяя межпредметный, ассоциативный подход в изучении окружающего мира и освоении учебных дисциплин.
Театр знаний
Михаил Казиник создал уже целую сеть своих школ: в США, Латвии, Литве.
– Гуманитарная сфера всегда будет первичной, любому развитому обществу нужно всего 2-3 процента математиков, такое же количество программистов или бизнесменов. Если вы будете гулять по Стокгольму, то увидите огромное количество людей. Почему они не на работе? А они на работе! Она происходит в их головах. Музыка, поэзия, архитектура, искусство, театр – вот чем они заняты!
Я убежден: мы рождаем гениальных детей! А потом излечиваем их от гениальности. Нам важно, чтобы ребенок не высовывался, и был самим собой. Но мир изменился! И нынешние дети живут уже совсем в других условиях. Школа для них давно перестала быть единственным источником информации. Сегодня самый недорогой смартфон, подключенный к системе Интернет, посрамит по объему знаний любого учителя. Уже нет смысла наполнять ученика знаниями. Нужно научить применять эти знания, поэтому школа должна стать источником красоты, гармонии, света, – считает Михаил Казиник.
По его словам, мы часто видим нудных, очень скучных и малоинтересных в общении людей, которые знают сотни тысяч всяких вещей. И встречаем людей ярких, талантливых, знающих лишь поэзию и музыку. И вторые нам всегда ближе, потому что они наполнены любовью, игрой, творчеством. И таких людей в мире будет все больше и больше.
Михаил Казиник и его единомышленники намерены активно участвовать в этом процессе. На уроках Школы будущего каждое явление связано с другим явлением. «В современной школе нет главного – комплексного подхода, нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии – отдельно от Ибсена и Грига – бессмысленно. Ибо подлинная история Англии – Шекспир, а подлинная история Италии – эпоха Возрождения. Детям нужна Школа нового типа – Школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение. Cегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы, используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученика основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире», – считает музыкант.
Не будут ли ученики и выпускники Школы будущего загублены средой, нивелированы до всеобщих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо?
– Нет, ни один гений не был зажат средой! Эти дети уже не подчиненные по своему духу. Они сами заводилы! Опыт показывает, что наши выпускники – это яркие личности, которые притягивают к себе все светлое и позитивное! – заверил Михаил Казиник.
Что нужно знать об аутизме?
Расстройство аутистического спектра – это диагноз, который не подтвердишь анализом, каким-то снимком. Малыша минут 10 смотрит педиатр или невролог, фиксирует нарушение речи или какую-то другую особенность. Очень часто диагнозов много, но все они не отражают проблем ребенка с обучением, вниманием, поведением. И по этой причине не очень понятно, а сколько у нас детей страдают данным недугом?
Мировая статистика утверждает, что синдром аутизма выявляется у одного ребенка из ста. И это не легкие отклонения, мимо которых можно пройти, их не заметив. Это инвалидизирующее заболевание, и если ребенком не заниматься, он однозначно станет инвалидом с тяжёлым неадекватным поведением. И чем раньше родители начнут проводить реабилитационные занятия, тем больше шансов если не вернуться в норму, то хотя бы социализировать малыша, развить в нем необходимые навыки и умения. Ранняя коррекция в 8 случаях из десяти дает возможность отправить ребенка с расстройством аутистического спектра в обычную школу.
Признаки раннего детского аутизма: малыш не смотрит в глаза, не откликается на собственное имя, предпочитает одиночество, не обращается за помощью, закрывает уши руками при скоплении людей или громких звуках, на малейший раздражитель реагирует вспышками агрессии или самоагрессии, многократно повторяет одни и те же телодвижения, выстраивает предметы в линеечку или узор.
Во время беременности эти отклонения выявить и как-то сгладить невозможно. Более того, существует такое понятие, как регрессирующий аутизм, когда абсолютно здоровый ребенок развивается как все дети: ползает, садится, улыбается. Но через год-полтора срабатывает некий механизм, и приобретенные навыки вдруг начинают регрессировать.
Аутизм имеет генетическую предрасположенность. Но у бабушек, дедушек эта поломка находилась в «спящем» состоянии. А у внуков она активизировалась: из-за неправильного образа жизни, питания, трудных родов и прочих рисков. Все это в совокупности и становится запускающим механизмом для развития аутизма.
Некоторые родители связывают начало болезни с какой-то стрессовой ситуацией, с чем-то еще. И тем самым затягивают диагностический период.
Если малышу ставится точный диагноз при рождении, горестные переживания в семье заканчиваются быстро. А во втором случае родители не выходят из состояния горя очень долго. Им психологически труднее принять эту ситуацию, поскольку с развитием ребенка все было хорошо.
Чаще всего аутизм диагностируют в три года, когда малыша готовят к детсаду и проходят комплексный медосмотр. Либо уже непосредственно в дошкольном учреждении, когда у ребенка в его общении с другими детьми становятся заметными некие странности.
Золотое время для коррекции – с полутора лет. Где-то коррекционные занятия начинают проводить уже с шести месяцев.
Безусловно, в мире ведутся научные исследования форм и течения аутизма, специалисты обмениваются опытом на различных конференциях. Более того, 2 апреля Организация Объединенных Наций определила как День распространения в родительской и профессиональной среде информации об аутизме. Появились программы и проекты по реабилитации детей, в том числе бесплатные, что немаловажно, поскольку нередко реабилитация ребенка с аутизмом родителям обходится в сотни тысяч рублей, бывало, некоторые родители даже продавали свои квартиры и машины, чтобы начать дорогостоящее лечение ребенка.