Один великий подвижник, совершая богослужение, видел рядом с собой Ангелов. Но он был не силен в догматах и по простоте душевной усвоил у еретиков чин службы, которого и придерживался, не сознавая своей ошибки.
Как-то на службу к нему пришел человек в сане диакона, сведущий в догматах, и старец при нем совершал литургию.
– Отче, то, что ты сказал во время священнодействия, не согласно с православной верой, но взято у еретиков, – сказал диакон после службы.
Но старец, который снова видел во время службы Ангелов, не обратил на его слова внимания.
– Ошибаешься, отче, не принимает этого Церковь, – твердил диакон.
После всех этих укоризн и обличений старец, увидев на следующий день, по своему обыкновению, Ангелов, спросил их:
– Вот что говорил мне диакон. Правда ли это?
– Послушайся его, он правильно говорит, – сказали ему Ангелы.
– Почему же вы сами не сказали мне этого?
– Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же.
Жил царь, великий и могущественный. Никто не мог сравниться с ним ни в силе, ни в здоровье, но с некоторых пор ощутил он пустоту в сердце и бессмысленность своей жизни. И решил он отправиться в странствие, чтобы найти себе радость и утешение.
Однажды в конце долгого дня остановился царь отдохнуть в тени густых деревьев, рядом с полем, и вдруг увидел он: на поле лежит один вол, другой стоит впряженный, а пахарь рядом, прямо в пашне, опустился на колени, воздел руки и восклицает:
– Благодарю Тебя, Боже, слава Тебе! Удивился странник и спросил у крестьянина:
– За что благодаришь ты Бога?
– Как же мне не благодарить Его, когда я человек грешный и заслуживаю смерти, а вместо этого забирает у меня Бог только одного вола, которого дал мне в прошлом году. Слава Тебе, Боже!
– Но как же ты теперь собираешься вспахать это поле? – удивился царь еще больше.
– Ничего, – лицо пахаря осветилось тихой улыбкой, – Господь управит.
Стыдно стало царю, что он, живя в изобилии, не умеет так улыбаться, как этот человек, во всем уповающий на Бога.
Тогда он взял несколько золотых монет и подал крестьянину.
– Возьми и купи себе нового вола. Сегодня я многому научился от тебя и благодарен тебе.
– Разве не говорил я тебе, господин мой, что Бог не оставит меня! – воскликнул пахарь, глядя на золото. – Слава Тебе, Боже!
В радости царь отправился домой и, подходя, еще издали увидел, что дворец его в огне.
– Благодарю Тебя, Боже, слава Тебе! – воскликнул царь, упав на колени и воздев руки. – Я был не благодарен, когда Ты щедро давал мне, теперь благодарю вдвойне за то, что отнимаешь. Настало мне время потрудиться во славу Твою, верую, что не оставишь меня!
И обрел царь веру в Бога, а с ней смысл и радость жизни. С легким сердцем стал он строить новый дворец и не забывал каждый день благодарить Бога за все.
Один чиновник, выйдя из канцелярии, взглянул на дворец императора и подумал: «Как жаль, что я не родился в королевской семье, жизнь могла бы быть такой простой…», – и пошел по направлению к центру города, откуда слышались ритмичный стук молотка и громкие крики. На площади рабочие строили новое здание.
Один из них увидел чиновника с его бумажками и подумал: «Ах, почему я не пошел учиться, как мне велел отец, я мог бы сейчас заниматься легкой работой и переписывать тексты весь день, и жизнь была бы такой простой…»
А император в это время подошел к огромному окну в своем дворце и взглянул на площадь. Он увидел рабочих, чиновников, продавцов, покупателей, детей и взрослых и подумал о том, как, наверное, хорошо весь день быть на свежем воздухе, заниматься физическим трудом, или работать на кого-то, или вовсе быть уличным бродягой и совсем не думать о политике и о прочих сложных вопросах. – Какая, наверное, простая жизнь у этих простых людей, – сказал он еле слышно.
Преподобному Иову Анзерскому явилась Божия Матерь и указала место, где следует искать источник воды для скита. Когда найденный источник был обустроен и освящен, преподобный сказал братии:
– Не скорбите, братья, и не малодушествуйте, но уповайте всегда на Бога. Господь всесильным Своим Словом извел из бездны источники воды, сладкой для всех живущих на земле, верных и неверных; так неужели нас, рабов Его, оставит и не пропитает? – с этими словами он зачерпнул воды и с радостью передал чашу братии.
Кто-то пожаловался старцу Паисию Святогорцу на свое здоровье и сказал, что у него высокое давление.
– Давление твое от постоянного внутреннего беспокойства. Сходи к хозяину бакалейной лавки, купи у него благое безучастие, – старец добродушно улыбнулся, а потом серьезно продолжил: – Никогда не пытайся все решить сам. Разрешай легкие проблемы, которые тебе по силам, а сложные оставь Богу, у Него это получится лучше.
У одного человека было две вишни перед домом. Он часто подходил к ним, и они всегда просили его о чем-нибудь. Одна из них всякий раз требовала: то «окопай меня», то «побели меня», то «напои меня», то «отведи лишнюю влагу от меня», то «заслони меня от жаркого солнца», то «дай мне больше света». А другая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Одной вишне давал все, что она требовала, а другой – только то, что считал нужным. Как блестели крепкие ствол и ветви первой вишни! Ее обильная листва была темно-зеленой и раскидистой, как густой шатер. В то время как о другой ничего нельзя было сказать примечательного.
Когда же пришло время урожая, первая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а другая принесла много-премного спелых и очень вкусных ягод!
Если Бог чему-то попускает с нами случиться, то лишь тому что впоследствии обернется для нас благом. Вот какую историю рассказывал о себе старец Паисий Святогорец.
Однажды я возвращался из селения в монастырь и спешил, ибо солнце уже клонилось к закату, а мне не хотелось пропустить обычное время вечернего молитвенного правила. И вот на половине пути я вижу человека с двумя мулами, нагруженными дровами. Один из мулов завалился на одну сторону, другой – на другую. Да и сам хозяин в опасности. Ему необходима была помощь. Мы управились с мулами и подняли дрова вверх по тропе. Это заняло минут двадцать. Человек горячо благодарил меня: «Тысячекратное спасибо!» Я снова ускорил шаг, чтобы успеть.
– Ты меня спас! Ты меня спас! – кричал он мне вдогонку слова благодарности.
А поднявшись на перевал, я увидел, что минутах в двадцати ходьбы впереди на тропу падают огромные камни – оторвавшиеся куски скал, словно выпущенные из пращи. То есть, если бы я не остановился, я бы погиб, но Бог так устроил, чтобы другому человеку потребовалась помощь – и я был спасен. Мне еще и «тысячекратное спасибо» при этом сказали!
В один миг я понял все это и прокричал с вершины перевала:
– Ты меня спас! Ты меня спас! Благодарю!
Некий человек с малых лет ходил в храм, но в юности, как это нередко бывает, отошел от Господа, несколько лет не ходил в церковь и Богу не молился. Господу было угодно привести его обратно в лоно Православной Церкви необычным образом.
Однажды к нему в дом пришли баптисты и, уходя, оставили Библию. Юноша принялся за чтение, и каждое слово Евангелия отзывалось в его душе теплом и радостью. Детская вера вернулась в его сердце вместе с детскими воспоминаниями.
Когда сектант пришел снова, чтобы пригласить юношу в свое собрание, он встретил уже другого человека, который наотрез отказался идти в секту.
– У нас между собой любви больше, чем у православных, – привел баптист обычный аргумент.
– Если это так, – отвечал ему молодой человек, – то почему же вы причащаетесь не из одной чаши, как мы, а каждый – из отдельной?
И на предложение принять крещение сказал твердо:
– Я уже единожды крещен.
Ослеп молодой человек. Странная это была слепота. Как только он ложился, зрение к нему возвращалось. Он подолгу оставался в постели, не смея часто вставать, чтобы не обнаружить однажды, что зрение совсем оставило его. Он ослабел и исхудал. Домашние заботились о нем плохо. И однажды недужный возопил ко Господу, чтобы Он вернул ему здоровье.
– Всего себя отдам Тебе, Боже! – говорил он.
И Бог вернул ему зрение. Исцеленный помнил о своем обещании и обратился к священнику за советом, какую жертву должен он принести Богу. Тот посоветовал ему отнести что-нибудь в дар монастырю.
Человек так и сделал. Купил масла, свечей и пошел в известный монастырь. Дорогой он заблудился и вышел к другому монастырю, небольшому и малоизвестному. Как же обрадовались монахи! Того, что он принес, как раз недоставало им в последние дни. У них завязалась беседа с настоятелем, и вдруг тот спросил:
– А почему ты не хочешь всего себя отдать Богу? Почему бы тебе не стать монахом?
Произнесены были именно те слова, которые прозревший некогда сказал Богу, моля о здоровье и давая обет! Это потрясло молодого человека, и он навсегда остался в монастыре.
Святитель Тихон Задонский, будучи еще в сане архимандрита, служил литургию в Твери. Совершалась архиерейская служба, и когда он, приступая к проскомидии, обратился к архиерею:
– Помяни мя, Владыко святый!
– Епископство твое да помянет Господь Бог! – вдруг отозвался владыка, а когда спохватился, добавил тихо: – Пусть Бог даст, чтобы Вы стали епископом.
А в этот день в столице выбирали епископа для Воронежа, было уже утверждено семь кандидатур, и вдруг митрополит сказал:
– Давайте включим и архимандрита Тихона из Твери.
У некоторых вызвала смущение его молодость, но все-таки его кандидатура стала восьмой.
И что же? Три раза тянули жребий, и всякий раз в бумажке было написано: «архимандрит Тихон».
Так Господь Сам указал своего избранника, устами архиерея помянув его как епископа, своевременной мыслью митрополита включив его в список кандидатур и, наконец, троекратным жребием.
Один крестьянин собрал богатый урожай бахчевых и довольно быстро наторговал себе хорошие деньги. У него еще оставалась небольшая часть урожая, когда бахчевые резко упали в цене. Он был очень недоволен.
– Да ведь ты уже успел хорошо на них заработать, – сказал ему как-то раз один знакомый торговец. – Благодари Бога за это!
– Я должен быть благодарен не Богу, а своим мозолям! – разозлился тот.
В следующем году бахчевые выросли у него мелкие, с кулачок. Встретившись случайно опять с тем торговцем, стал ему крестьянин жаловаться на неурожай. Торговец улыбнулся и спросил:
– Где же, брат, были твои мозоли?
Один человек спросил мудреца: – С какой стати я должен выполнять заповеди, когда видимой прибыли мне от того нет?
– Когда ты болен, ты зовешь врача, – ответил старец, – и врач дает тебе лекарство. Разве ты всегда понимаешь, почему он дает тебе именно это, а не другое лекарство? Но ты доверяешь врачу, который лечит твое тело, и принимаешь лекарство. Почему же ты меньше доверяешь Богу, врачующему твою душу?
Некий богатый человек, призвав однажды своего сына, показал ему свои сокровища и сказал:
– Сын мой, посмотри и выбери сам, что мне оставить тебе после себя: мое богатство или мою веру в Бога?
– Земные сокровища тленны, – ответил мудрый сын, – оставь мне свою веру
После этого отец раздал нищим все свое имение и вскоре умер, а сын стал бедняком и всю свою надежду возлагал только на Господа.
Был в том же городе богатый и славный, но благочестивый человек, и жена у него была ему под стать. Когда их единственная дочь достигла возраста невесты, благочестивая мать сказала мужу:
– Богатства у нас достаточно, значит, мы нашей дочери должны искать жениха не богатого, а кроткого и богобоязненного, который бы сделал ее счастливой.
– Ты рассуждаешь верно, – ответил муж, – и я ду маю выбор предоставить Самому Богу. Пойдем в храм, помолимся усердно и затем, кого Господь пошлет первого в церковь, тот пусть и будет мужем нашей дочери.
Так и поступили, и первым вошедшим оказался мудрый юноша. Стали родители невесты расспрашивать, кто он, откуда родом. Когда же молодой человек назвал им своего отца, которого они хорошо знали, и они услышали, что юноша не женат, то прославили Бога и воскликнули:
– Сам Христос избирает тебя мужем нашей дочери, возьми ее и имение наше.
И прожил юноша со своей женой долго и счастливо в достатке и благочестии. Воистину блажен тот, кто всю свою надежду полагает на Бога, ища прежде Царствия Небесного.
Захотелось некоему человеку поучаствовать в строительстве храма. Он отправился в горы, присмотрел там гранитную плиту, выломал ее, обтесал, отполировал и решил отнести ее в дар храму. Стал он искать носильщиков, но никто не соглашался такой огромный камень к храму доставить дешевле, чем за пять алтын, а у человека таких денег не было. Но вдруг подходят к нему четыре мужичка – маленькие, хилые – и говорят:
– Так и быть, мы донесем твой камень за пол-алтына, только ты подсобить нам должен. Мы этот камень тебе на спину взвалим, а сами будем с четырех сторон поддерживать.
– Да меня тут же раздавит эта плита тяжеленная, – ответил человек.
– Сам решай, да подумай, для чего ты хочешь сделать подарок храму: для Бога постараться или перед людьми покрасоваться.
Подумал человек и говорит: – Для Бога хочу постараться.
Помолился он и подставил спину.
Взвалили мужички плиту ему на спину, а она почему-то оказалась легче легкого. Быстро добрались они до храма. Развернулся человек, чтобы с мужичками расплатиться, а их и след простыл.
Так всегда бывает: если делаешь благое дело во славу Божию, на подмогу не только люди, но и Ангелы приходят.
Жил-был человек. Однажды он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене:
– Завтра рано утром я пойду в виноградник.
– Если Богу угодно, пойдешь, – ответила женщина.
– Угодно Богу или не угодно, – ответил он, – а я все равно пойду!
Наутро, еще затемно, он вышел из дома и направился к своему винограднику. Но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось спешно вернуться домой. Когда человек постучал в дверь, еще не рассвело.
– Кто там? – спросила жена.
– Если Богу угодно, – отозвался он, – то это я, твой муж.
Как-то один старец сказал, что лошадь, вращающая колесо мельницы, съела бы зерно, которое туда кладут, если бы ей не завязывали глаза.
Так же и Господь нередко скрывает от нас по своему милосердию то добро, которое мы делаем. Иначе мы, видя свои добрые дела, стали бы считать себя лучшими, чем мы есть на самом деле, и наше самолюбие уничтожило бы цену всех добрых дел.
Некий человек, уцелевший после кораблекрушения, был заброшен волной на маленький необитаемый остров. Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день он всматривался в горизонт в поисках приближающегося на помощь судна.
Вымотавшись окончательно, человек решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от дождя и диких зверей.
Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем: гарь поднималась столбом к небу. Самым ужасным оказалось то, что все его запасы были потеряны, и он остался вовсе ни с чем.
Теперь человек не мог сдержать своего отчаяния и гнева.
– Боже, как Ты мог так поступить со мной? – рыдая, кричал он.
Рано утром на следующий день его разбудил гудок корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти несчастного.
– Но как вы узнали, что я здесь? – спросил человек матросов.
– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили они.
Помни, человек: если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовым сигналом, посланным Богом для твоего спасения.
Греческий подвижник двадцатого века старец Порфирий Кавсокаливит обладал многими дарами от Бога и мог провидеть будущее человека. Однажды он устыдил свое духовное чадо за то, что тот искупался в холодной воде и мог умереть от сердечного приступа.
– Батюшка, но ведь Вы мне сказали, что я проживу еще много лет, – возразил тот. – Как же Вы теперь говорите, что вчера я мог умереть?
– То, что я тебе сказал, верно, – ответил старец. – Лампада твоей жизни имеет масла на много лет. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет. Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а не подвергать бессмысленным опасностям. Будь осторожен со своей лампадой!
Один человек спросил старца, дарует ли Бог прощение грешникам. И старец ответил:
– Скажи мне, если ты порежешь руку или слома ешь ногу, ты отрежешь их и выкинешь как непригодные?
Человек ответил:
– Ну уж нет. Я буду лечить их, пока не выздоровею.
Старец заключил:
– Если ты так заботишься о своем теле, неужели же Бог не будет милосердным к Своему собственному образу?
Святитель Феофан Затворник говорил: – У каждого свой крест, и каждому во спасение только его крест. Не завидуй другому почитая крест его более легким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несет его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего.
Некий монах, изнемогая под тяжестью страданий, молил Господа, чтоб Он переменил крест, который казался ему тяжелым. Господь, явившись крестоносцу во сне, предложил ему множество крестов. Но какой ни возлагал он на себя, ни один не приходился по нем; пришелся только последний, а это и был тот самый, который возложен был на него Господом.
Один подвижник спросил Бога: – Господи! Почему одни люди умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Почему нечестивые богаты, а благочестивые бедны? И услышал голос с неба:
– Себе внимай! А это – суды Божий, и тебе нет никакой пользы в них вникать.
Легенда гласит, что в давние времена ласточки не могли переселяться на зиму в теплые края. И когда выпадал снег и ударял мороз, они жестоко страдали и гибли. Видя это, один милосердный человек сжалился над ними и стал делать все, чтобы научить ласточек улетать на юг.
Он подавал им знаки – ласточки не понимали их, он манил их пищей – не помогало, пугал и гнал их на юг – напрасно. Ничего у него не получалось. Тогда он стал молиться Богу, чтобы Господь превратил его в ласточку. Бог исполнил его желание и превратил человека в ласточку, которая могла мыслить и чувствовать как человек. Тогда человек-птица легко объяснился с ласточками и увел их осенью в теплые края. Вот так ласточки научились улетать на юг.
Так и Христос стал Человеком среди людей, чтобы их, продрогших от земной горечи, повести новым путем, в теплые края, в Царство Божие, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание.
Один святой епископ так растолковал чудо, которое сотворил Господь, насытив пять тысяч человек пятью хлебами:
– Представьте: некий царь вышел из своего дворца и рассыпал перед подданными золотые монеты. Нищие обрадуются тому, что получили золото, а любящие царя – тому, что видели его лицо. И нищие снова будут ожидать царя, чтобы получить золото, а любящие – чтобы снова смотреть на его лик. Пять тысяч человек, насытившиеся пятью хлебами, к утру вновь проголодались, а чудо Господне и поныне питает любящих Господа и видящих в чуде явление Царя Небесного.
Монах пожаловался старцу: – Не всегда легко узнать, в чем состоит твой долг.
– Наоборот, очень легко, – ответил старец. – Это то, что тебе меньше всего хочется делать.
Молодой монах спросил старца: – Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
– Не беспокойся об этом, – отвечал старец, – если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его: – Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный – он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг… тот провалился.
– А ведь я тебя обманул, – сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. – Волшебных мостов не бывает.
Порой наши необдуманные слова еще и не к таким последствиям приводят.