Верн Жюль. Собр. соч. в 8 т. М, 1985. Т. 5. С. 336, 337, 339.
Старшина – сержант. 1963. № 3. С. 7.
Веселаго Ф. Материалы для истории русского флота. СПб., 1867 4.4. С. 401.
Московский телеграф. 1825. № 23. С. 223.
Мазюкевич М. Жизнь и служба генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера. // Морской сборник. 1875. № 10. С. И.
Русская старина. 1875. № 11. С. 526.
Быховский И.А. Рассказы о русских кораблестроителях. Л., 1966. С. 227–228.
Карышев И. Выгодная сторона подводного плавания и разбор условий постройки парового подводного судна. И. и А. Карышевых. СПб., 1882. С. 11.
Там же. С. 35.
Трусов Г.И. Подводные лодки в русском и советском флоте, М., 1963. С. 83.
Адамович Н.И. Подводные лодки, их устройство и история. СПб., 1905. С. 159.
Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л., 1984. С. 85, 87
Pesche G.-L. La navigation. Libraire de sciences générales H. Becus. Paris, 1897 P. 139.
Кронштадтский вестник. 1898. 3(15) июля.
Голов Л. Подводное судоходство. СПб., 1905. С. 253.
Менделеев Д.И. Научный архив. Освоение Крайнего Севера. М.-Л., I960. Т. 1.С. 65.
Менделеев Д. К познанию России. СПб., 1906. С. 22.
Там же.
Подводное кораблестроение в России: Сборник документов. Л., 1965. С. 25.
Менделеев Д. Заветные мысли. СПб, 1903–1904. С. 209.
Российский государственный архив Военно-морского флота (далее РГАВМФ). Ф. 417 Оп. 1. Д. 21179. Л. 24–25.
Макаров СО. Рассуждения по вопросам морской тактики. М, 1942. С. 306.
РГАВМФ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 1490. Л. 25—27
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 421. On. 6. Д. 65. Л. 148.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 870. On. 6. Д. 65. Л. 149.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 421. On. 6. Д. 65. Л. 149.
См.: Морской сборник. 1934. № 12. С. 97.
См.: Келле Э. Подводные лодки в России в 1904–1905 гг. Л, 1934. С. 22.
Келле Э. Подводные лодки в России в 1904–1905 гг.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 421. On. 6. Д. 102. Л. 122 об.
Следует иметь в виду, что в литературе чаще всего фамилия этого известного подводника писалась как «Меркушев». Сам же он обычно подписывался «Меркушов». (См.: Меркушев В.А. Подводные лодки Балтийского моря в мировой войне. Пг., 1918. С. 61.)
Известия по подводному плаванию. 1913. Вып. 3. С. 158.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 870. On. 1. Д. 38335. Л. 45.
Там же, л. 47
Известия по подводному плаванию. 1913. Вып. 3. С. 161–163.
19 марта 1906 г. указом императора подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей. Этот день ныне празднуется как День подводника.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 418. On. 1. Д. 1329. Л. 59.
Известия по подводному плаванию. 1907 Вып. 1. С. 14.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 417 On. 1. Д. 3774. Л. 66 об, 73.
Там же, л. 185—187
Морской сборник. 1907 № 5. С. 73.
Морской сборник. 1908. № 7 С. 21.
Лейтенант И.И. Ризнич – один из первых в России командиров-подводников. В 1904–1905 гг. командовал подводной лодкой «Стерлядь».
Известия общества офицеров флота. 1909. № 4. С. 49.
См.: Морской сборник. 1908. № 1. С. 86.
Необходимо уточнить, что подводные лодки, находившиеся в то время в составе российского да и зарубежных флотов, не обладали такой дальностью плавания: обычно она составляла 30 миль. Таким образом, здесь явная описка или автора, или редакции журнала.
Русское судоходство. 1909. № 3. С. 128.
Добротворский Л. Морские ошибки загубят Россию. Пб, 1912. С. 5.
Заметим, что в числе первых считал якобы возможным использовать подводную лодку для скрытного нападения на корабли неприятельского флота из-подо льда отставной штабс-капитан O.A. Томашевич, создавший проект двухвальной подводной лодки водоизмещением около 50 т, который он предложил в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX века морскому ведомству. Подтвердить этот факт архивными источниками автору, к сожалению, не удалось. (См.: Быховский И.А. Мастера потаенных судов. М., 1950. С. 84.)
Теплоход. 1911. № 1–2. С. 24.
Нефедов ГФ. Какие подводные лодки нужны России. СПб, 1904. С. 15—16.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 418. On. 1. Д. 1329. Л. 60.
Всего И.Г. Бубнов разработал 6 проектов подводных лодок, по которым построено 32 корабля – почти половина подводного флота дореволюционной России.
ΡΓΑΒΜΦ. Φ. 1248. On. 1. Д. 1. Л. 33.
См.: История военно-морского искусства. М, 1963. Т. 1. С. 235.
Крейсерство в ограниченном районе – плавание подводной лодки в определенном заранее районе – заливе или части моря для активного поиска кораблей и судов противника. Позиционный метод – нахождение подводной лодки с этими же целями на заданной позиции (обычно квадрат, прямоугольник), чаще всего на подходах к базам, проливам, у проходов в минных и сетевых заграждениях.
См.: Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М, 1948. С. 386.