Всем хочется жить в большом, красивом и удобном доме, и если появляется возможность, то выбор следует остановить на просторном, светлом и нарядном здании, в котором будут уютно себя чувствовать все члены семьи. В каждой местности давно определены наиболее распространенные типы жилья. Традиции, по которым они создаются, связаны с климатическими и ландшафтными условиями, наличием тех или иных материалов, а также образом жизни и привычками людей. Эти традиции весьма устойчивы, а поскольку большинство из них основаны на народном опыте и мудрости, то содержат в себе много рационального, а следовательно, удобного.
В наши дни у многих появилась возможность улучшить свои жилищные условия, больше строить, в том числе и индивидуальные дома за городом. Одни в этих случаях следуют традициям, другие стараются воплотить детские фантазии и мечты, третьи не хотят отставать от времени и стремятся использовать для своего дома все суперсовременное – строительные материалы, конструктивные решения, дизайн и пр. В наши дни жизнь неузнаваемо переменилась, повысился культурный уровень, улучшается быт. А потому появилась возможность реализовать свои желания, начиная от выбора плана застройки и заканчивая благоустройством самого дома и созданием ландшафта, в который бы вписывалось здание. Существующие типовые проекты домов и застройки участков весьма разнообразны. Можно выбрать подходящий для себя вариант застройки участка и планировки дома. Но для этого следует иметь представление о законах архитектуры, стилевых направлениях, ландшафтном и строительном дизайне, яснее представлять себе, от чего зависят красота дома и удобство жизни в нем.
Стиль – устойчивая целостность, система признаков, по которым общность образной системы может быть опознана. Стиль – это определение типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием признаков и элементов декоративного оформления. Понятие «стиль» также означает периоды истории искусства (например, ампир, готика, барокко), которые отличаются единством образно-пластического строя.
Стилем принято считать устойчивые особенности архитектуры какого-либо народа, присущие ему в течение длительного времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания. Конечно, загородный дом можно построить в каком-то определенном стиле, и он станет воплощением изысканности и вашего представления о красоте. Однако вряд ли можно будет говорить о чистоте какого-то стиля. На выбор застройщика накладывают свой отпечаток уклад жизни, мода, менталитет, экономические возможности. В наши дни чаще прибегают к эклектике, то есть соединению некогда несоединимых, разнородных стилей или отдельных их элементов.
Лучше всего исходить из того, что стиль не только мода, что он формируется в творческом поиске двух полюсов: с одной стороны, это декор, а с другой – техницизм. Поэтому очень важно найти золотую середину, которую принято называть гармонией. И если соблюдать определенную меру, то дом будет выглядеть очень привлекательным, изящным и вполне удобным. Более того, он будет индивидуальным, к тому же в нем проявятся пристрастия и вкусы всех членов семьи.
Архитектурное проектирование, строительный дизайн, как правило, направлены в будущее, поэтому при разработке или выборе проекта дома следует разбудить творческую фантазию. При строительстве индивидуальных загородных домов застройщики сталкиваются с массой проблем, которые связаны с субъективным вкусом, потребностями, модой, техническими, строительными новинками, понятиями о красоте, а зачастую – ограниченностью средств, тем более, что даже весьма обеспеченный застройщик не хочет переплачивать. К современному дому предъявляется масса самых различных требований. Это красота внешнего и внутреннего интерьера, а также надежность, удобство, уют дома. И потому следует разобраться, что подразумевается под этими понятиями.
Удобство дома обусловливается функциональной целесообразностью пространственной организации бытовых процессов – сна, общения, воспитания детей, приема пищи, хранения одежды и др. На основе анализа этих процессов определяются минимальные размеры площади помещений, ширина проходов, размеры окон, размещение комнат и компоновка объема здания.
Для создания необходимых условий для жизни загородный дом должен отвечать множеству утилитарных требований, таких, как температурный и влажностный режим, воздухообмен, освещенность, звукоизоляция и др.
Уют в доме достигается постоянной заботой о нем, а также социально-психологическими факторами жилой среды.
От архитектурного решения дома зачастую зависят взаимоотношения в семье. В удобном доме легче создать доброжелательный социальный микроклимат, тогда как дисгармония, сложные и напряженные отношения между близкими в большей мере характерны для дома, где жить неуютно. Социологический анализ бытовых процессов дает основание не только для улучшения планировки дома, но и создания архитектуры семейных отношений.
Надежность включает представления о долговечности, устойчивости, безопасности жилища, которое рассматривается как убежище от неблагоприятных факторов внешней среды.
Выразительность здания закладывается на стадии формирования замысла. Поэтому с самого начала важно продумать все приемы архитектурного проектирования, провести анализ исходных данных. Прежде чем начинать строительство, следует продумать проект дома и составить его эскиз.
Содержательность постройки зависит от фантазии и личных пристрастий застройщика. Человеку свойственно стремиться сделать красивой любую вещь, в том числе и собственное жилище. Каждый человек может буквально на глаз определить не только технические достижения, используемые при строительстве, и структуру планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, а также социальные отношения, сложившиеся у домочадцев.
Следует понимать, что художественные достоинства здания вовсе не пропорциональны его материальной стоимости: то, что дорого, не всегда красиво. К тому же красота в архитектуре не сводится только к украшению фасадов и разнообразию используемых строительных материалов. Истинная красота – это не поверхностные украшательства, а поиск гармонии и целостности загородного жилья, органично вписанного в окружающую среду.
Закономерности восприятия формы здания раскрываются с помощью языка архитектурной композиции. Выразительные качества геометрических объемов, плоскостей, линий, форм можно использовать даже применительно к самому простому дому. К сожалению, нормы и стандарты индустриального строительства действуют на многих угнетающе, и желающие построить свой дом иногда отказываются искать что-то новое и оригинальное для своего жилища, предпочитая типовые постройки, забывая, что совершенство и содержательность облика дома определяют и ценность постройки, и эффективность затрат на него.
Первоначальный образ дома рождается на основе творческой работы памяти и воображения при соприкосновении с новой реальностью. Поэтому, решив возвести здание, следует хорошо продумать, как оно будет выглядеть снаружи. В то же время необходимо понимать, что внешняя форма здания определяется композицией внутренних помещений и условиями его восприятия. Уже в начале проектирования нужно сформулировать основные пожелания к форме будущего дома и его внешнему облику, ответив на следующие вопросы:
1. Какой должна быть форма постройки: высокой, плоской или длинной?
2. Дом должен выделяться из окружающего ландшафта или сливаться с ним, быть «органичным»?
3. Спокойным или динамичным будет силуэт здания?
4. По ощущению дом должен восприниматься массивным или легким?
5. Какие характерные детали хотелось бы включить в оформление дома?
6. Какие существующие образцы постройки по облику ближе всего вашим представлениям о доме?
7. Запланированы ли в дальнейшем пристройки к зданию и какие постройки расположатся рядом?
8. Где и как будут расположены парадный подъезд, вход на участок, окна, удаленные от восприятия точки?
9. Какая будет цветовая гамма стен и крыши?
10. Где будут расположены основные точки восприятия здания?
11. Как будет ориентирована постройка по сторонам света?
Общие представления о форме здания складываются из понимания содержательности элементов архитектурной композиции: соотношения объемов, пропорций, масштаба, использования закономерностей тектоники, орнамента, цвета. Первый импульс творчества, вокруг которого кристаллизуется идея, может возникнуть уже при знакомстве с участком, выбранным под строительство. Художественный строй сооружения создает определенную среду, наполненную смыслом и образами. Необходимо понимать, что внешний облик дома будет эмоционально воздействовать на людей, которым предстоит жить в нем. Поэтому следует знать, какие виды загородных домов существуют и какой можно выбрать для своего проживания, исходя из своих потребностей, представлений о красоте и экономических возможностей.
Загородные дома, как правило, возводят в благоустроенных поселках за чертой города. Такой дом предназначен для постоянного проживания семьи, которая мечтает соединить все блага городской жизни в экологически чистых районах, на собственном земельном участке, размеры которого могут варьировать от 600 м2 до 1 га и более. Таким образом, загородный дом – это не только комфортабельное жилое строение, но и благоустроенный земельный участок, на котором в зависимости от экономических возможностей и пристрастия всех членов семьи могут располагаться внутренний дворик, гараж, теплицы, домик для гостей, дополнительные хозяйственные постройки, зона отдыха с цветником, сад с огородом, детская площадка и др.
При возведении загородного дома следует помнить об одном правиле: использовать все средства дизайна и архитектурной выразительности в построении дома достаточно трудно, но пренебрежение ими означает обречь свое жилье на скучную безликость или ненужную пестроту. Внешний вид дома, его облик определяются гармонией и единством с природой, соподчиненностью архитектурной композиции с цветовым решением, светом и прочими дизайнерскими решениями.
Эстетическая оценка загородного дома в первую очередь определяется совершенством объемно-пространственной композиции возводимого здания, организацией всех поверхностей (стен, крыши, пола и др.), а также тем, насколько жилище вписывается в окружающую среду. Упорядоченная, ритмическая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у любого человек (проживающего в доме, гостей или прохожих) эмоции и ответные чувства. Во многом они связаны с обитателями дома, их воспитанием, образованием, жизненным опытом. В то же время взгляды на дом и его дизайн могут меняться при коллективном проживании в нем или под влиянием общественного мнения.
Современные загородные строения возводятся в виде коттеджа и экодома, роскошного особняка или виллы.
Особняк – комфортабельный и благоустроенный дом городского типа. Как правило, здание достаточно большое, 2-уровневое, предназначенное для одной семьи. Особняк возводят согласно индивидуальной планировке и персональному архитектурно-художественному решению. Площади всех помещений в особняке несколько превышают нормативные. На первом этаже обычно размещают холл, гостиную (общую комнату), кабинет (библиотеку), столовую, кухню, террасу, веранду, на втором этаже – спальни с несколькими санузлами, гардеробные, игровые и т. д. Если есть третий этаж, то обычно он представляет собой мансарду, в которой размещают комнаты для гостей или помещения, где можно заняться своим хобби. Для большего комфорта в современных особняках размещают зимние сады, солярии, помещения для отдыха, тренинга и игр. В подвальном (цокольном) этаже устраивают гараж на одну или несколько автомашин, кладовую, сауну, мастерскую и котельную (топочную).
Коттедж (от франц. cot – «хижина, убежище») – не слишком большой по размерам одно– или двухэтажный дом, для которого характерна рациональная планировка с нормированием площадей помещений согласно строительным нормам. На первом этаже коттеджа, помимо общей комнаты (гостиной), обычно проектируют холл, кухню-столовую, туалет, санитарно-бытовые и гигиенические помещения, на втором размещают спальни и санузел. При наличии подвала в нем располагают кладовые, гараж и другие подсобные помещения. К коттеджу часто пристраивают гараж, теплицы, а также открытые помещения в виде террасы, веранды, лоджии и др.
Экодом – современная разновидность загородного жилого дома усадебного типа, построенного в экологически чистом регионе с использованием природных экологически безопасных строительных материалов. Архитектурная форма экодома – коттедж.
В настоящее время экодома, широко используемые во всем мире, становятся популярными и в нашей стране. Экодом – это логичная планировка, эффективная тепло– и звукоизоляция, соответствие пожарным и санитарным нормам (рис. 1). Для экодома важной составляющей комфорта является экологическая безопасность, которая подразумевает абсолютную естественность во всем – от организации пространства до использования экологически чистых, натуральных строительных и отделочных материалов. К другим отличительным особенностям экологичного дома относятся автономность систем энергообеспечения, применение технических приспособлений для качественной очистки бытовых отходов, использование солнечной энергии и других природных ресурсов.
Рисунок 1. Загородный экодом для постоянного проживания
Такой дом подходит для тех, кто хочет дышать чистым воздухом, ведет здоровый образ жизни, отдает предпочтение натуральному питанию, любит деревянные стены и хочет безопасно передвигаться по дому с закрытыми глазами.
Один из лучших примеров экодома – жилье из оцилиндрованного бревна. Такой дом (размером 9,5 × 10,18 м) подходит для семьи из 3–4 человек. Площадь застройки – 83,52 м2. Общая площадь – 145,4 м2; в том числе первый этаж – 72,2 м2, мансарда – 66,5 м2, чердак над топочной – 6,7 м2. Площадь утепленной части – 134 м2.
Дом разработан в лучших традициях русского северного деревянного зодчества. Кровельный материал – натуральная черепица, но можно использовать мягкую кровлю, которая даже более привычна и соответствует этому стилю. Вход – через теплосберегающий тамбур. Небольшая терраса и узкая лоджия с трех сторон закрыты от ветров.
Некоторые люди исповедуют радикальный взгляд на концепцию экодома. Для них это возможность практически полной независимости от технократического общества. Если полагаться на альтернативную энергетику, то нет необходимости платить за коммунальные услуги: не нужно проводить электричество и газ, не говоря уже о подключении к центральному отоплению. Результат: экономятся значительные ресурсы (прежде всего энергетические).
Прихожая тоже небольшая, отделена от остальных помещений дверью, поэтому в доме легко будет поддерживать идеальную чистоту.
1. Фундамент – в зависимости от местных условий.
2. Несущие стены и перегородки первого этажа – оцилиндрованное бревно диаметром 180 мм из древесины хвойных пород, на деревянных нагелях, с обработкой антисептиком.
3. Перегородки в мансарде – каркасные из бруса 100 × 100 мм, со звукоизоляцией, обшитые с двух сторон вагонкой.
4. Межэтажные перекрытия – деревянные, из бруса 60 × 180 мм с шагом 600 мм.
5. Полы – двойные, утепленные (Isover толщиной 100 мм), с двойной гидроизоляцией; «черный» пол – обрезная доска толщиной 25 мм, чистый – строганая шпунтованная доска толщиной 40 мм.
6. Крыша – сложная, многоскатная; стропила с шагом 600–700 мм из доски 60 × 180 мм, выпуски стропил строганные; кровля из натуральной черепицы, пароизоляция, утепление (Isover толщиной 150 мм).
7. Потолки – утепленные (Isover толщиной 100 мм), подшиты вагонкой категории А толщиной 12,5 мм; в мансарде потолок с двойной гидроизоляцией. Высота потолка: первый этаж – 2,65 м, мансарда – от 1,5 до 3 м.
8. Окна – деревянные с двойным остеклением.
9. Двери – филенчатые, полнотелые, деревянные; входная дверь – металлическая с деревянными накладками.
10. Лестница – деревянная на косоурах, с поворотной площадкой, со ступеньками из массива.
Помимо загородных домов, предназначенных для постоянного проживания, в наше время стали возводить дома для сезонного проживания. Это своеобразная реакция горожан на отсутствие в современной городской среде активной связи с природой, возможности пребывать в свободное время на воздухе. Загородные дома для сезонного проживания, по сути, являются вторым жилищем. В нашей стране сезонный загородный дом – это комфортабельная дача. Современный дом на садовом участке уже не походит на маленький «скворечник» для проживания. Это может быть не очень большая одноэтажная постройка из местных строительных материалов, но достаточно технически благоустроенная. Впрочем, в наши дни появилось много дачных поселков с постройками, которые мало чем отличаются от коттеджей или особняков.
В каждом отдельном случае участок можно спланировать в зависимости от привычек и потребностей семьи. Место под коттедж на участке также выбирают по-разному. В то же время существуют общие, оптимальные нормы застройки и использования дома. Удобно, если дом стоит в глубине участка, ближе к одной из его сторон, «спиной» к соседу. При этом хозяйственные дворы двух смежных владений оказываются рядом, а потому к ним можно сделать один общий проезд. Большое свободное пространство перед окнами главных комнат можно занять садом или цветником.
Пример: на участке среднего размера загородный дом с пристройками, дорожками и проездами обычно занимает 20 % территории, цветник – 10 %, ягодник и сад – 30 %, огород – 30 %, под хозяйственные постройки остается около 10 % площади. Конечно, это условные цифры, которые могут меняться в зависимости от пристрастий хозяев дома.
При общей площади дома менее 70 м2 обеденную зону рациональнее отделять от жилых помещений. Кухня обычно устраивается открытой – в виде кухни-ниши. Общая зона включает помещения столовой и гостиной, иногда объединенных в одном пространстве первого этажа. Полы отдельных частей дома могут располагаться на разных уровнях с перепадом в 3–4 ступени. Иногда второй этаж делают неполным, а кровлю первого этажа можно использовать как террасу.
При возведении дома застройщик сталкивается не только с проблемами строительства и интерьера, но и с такими понятиями, как мода, вкус, красота, новинки архитектуры и дизайна. Одним хочется иметь суперсовременный дом, напичканный техническими и бытовыми новшествами, другие тяготеют к тишине, мечтая о старинном замке или так называемой русской усадьбе, в которой, возможно, когда-то жили их далекие предки. Прежде чем начать возведение дома в определенном стиле, важно лучше узнать историю развития этого стиля и все его характерные особенности.
Искусство архитектуры и дизайна в строительстве тесно связаны, и для них характерно не только обращение в прошлое, но и устремление в будущее. Часто надо смелее отходить от старого, привычного и строить по-новому. На основании этой идеи возникли стилевые направления модерн и конструктивизм.
Модерн – одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в., известно как новейшее, современное искусство. Наиболее полно принципы модерна прослеживаются в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Модерн пытался преодолеть характерное для культуры XIX в. противоречие между художественным и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Период становления модерна (рубеж XIX–XX вв.) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству.
Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии XX в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы – железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанеру, холст.
Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчеркнуто индивидуализированного образного строя. Здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой с текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуританизму. Некоторые архитекторы и дизайнеры начала XX в. во многом предвосхищали функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов.
Отличительной чертой этого стиля является простота, а основным художественным выражением в модерне служит орнамент. Его используют не только как элемент украшения, часто он формирует всю композиционную структуру. В строго геометрическом орнаменте преобладают различные мотивы круга и квадрата, однако возможно использование стилизованных растительных узоров эгейского искусства, готики, японской гравюры, элементов декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Дом в стиле модерн должен быть предельно прост, строг по форме, конструктивен, функционален, лишен каких бы то ни было украшений. В качестве строительного материала можно использовать бетон, пластик и алюминий. Основными украшениями уличного фасада зачастую служат только «граненые» проемы окон и дверей. Допускается использование небольших полукруглых башен, широких веранд, выходящих в сад, и эркера, который представляет собой полукруглый или многогранный остекленный выступ в здании, а также может быть выполнен в виде стеклянного просвета на крыше.
Возводить дом следует на участке, который лишен строгой симметрии, характерной для регулярного стиля. Бетон и другие современные материалы можно использовать, чтобы создать самые простые контейнеры и вазы для цветов. Для покрытия дорожек идеально подойдет двухцветная плитка, которую выкладывают в виде четких геометрических фигур. Единственным украшением сада могут быть самые простые цветы с яркой окраской, при этом гармонии можно достичь путем контрастов.
Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-х гг. Сторонники конструктивизма выдвинули задачу «конструктурирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы. Они стремились осмыслить образующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, алюминий, дерево, стекло. В практике конструктивизма частично воплотились лозунги производственного искусства. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.
Кредо архитектуры конструктивизма – так называемый функциональный метод, который требовал от архитектора учета особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов. Представители функционализма в архитектуре утверждали первичность утилитарно-практического назначения (функции) архитектуры по отношению к форме своего творения.
Наиболее ярко идеи конструктивизма представлены в доме, который построил для себя в Москве архитектор К. С. Мельников. Это строение даже в наше время выглядит ультрасовременным. Небольшой жилой дом составлен из 2 цилиндров, слегка врезанных друг в друга. Здание включает мастерскую и жилые помещения. Южный фасад, подставляющий солнцу высокий витраж остекления, имеет два этажа, в северном цилиндре на третьем этаже расположена мастерская. Этажи южного и северного объемов расположены в разных уровнях так, что каждый марш винтовой лестницы выходит на один из уровней, а перекрытия второго и третьего этажей продолжаются в виде балконов в смежные помещения. Множество окон в виде вертикальных шестиугольников обеспечивают помещения достаточным количеством света в любое время дня, поскольку расположены по кругу (рис. 2).
Рисунок 2. Жилой дом архитектора К. С. Мельникова в Москве, построенный в 1929 г.
Для конструктивизма и функционализма характерны принципы зонирования территории, в том числе и окружающего дом сада, с выделением пространства для каждой из главных жизненных функций, которые определялись так: «жить, работать, отдыхать, передвигаться».
В последние годы все большей популярностью пользуется стиль хай-тек, который возник на базе промышленных помещений еще в конце XIX в., но окончательно оформился в последней трети XX в. Хай-тек – это стиль индустриального минимализма, в котором все элементы дизайна строго подчиняются функциональному назначению.
Характерные черты стиля хай-тек – обилие металла, стекла, бетона. Практически полное отсутствие декора в таком интерьере восполняется «работой» фактуры: блеском хромированных и металлических поверхностей, игрой света на стекле, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы.
Как это ни странно на первый взгляд, но хай-тек – это, прежде всего, конструкционная открытость, включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства.
Одним из самых модных в архитектуре современных загородных домов сегодня становится стиль «кантри», который иначе называют рустикальным. Это не случайно, поскольку данный стиль отражает стремление уставшего от городской суеты человека найти спокойствие, отдохновение, комфорт и уют в деревенском образе жизни.
Стиль «кантри» многолик, и в нем могут быть отражены самые разные этнические мотивы. Можно воспроизвести дух европейской провинции, американского ранчо, но чаще обращаются к тому, что ближе, – так называемому русскому стилю. И следует отдать должное – времена «новорусской» безвкусицы с аляповатым декором под «дворцовый стиль» отходят в прошлое, и мы все чаще обращаемся к домам, которые умели возводить наши далекие предки – славяне.
Сооружение жилого дома, которое в наше время превратилось в технический акт, для славян – наших далеких предков – имело глубочайший смысл. В те времена каждый человек строил жилье для себя и своей семьи самостоятельно или звал на помощь родственников, соседей, друзей. При возведении дома исходили не только из практических соображений (близости реки или озера, насколько дом открыт холодным ветрам и т. д.), но и обязательно учитывали, насколько благоприятно место, исходя из главной идеи славянского язычества о том, что человек – часть Вселенной и должен жить в гармонии со всеми силами Природы. Жилье нельзя было возводить на месте бывших дорог, иначе из дома могли уйти жизнь, здоровье и достаток. Запрещалось строить на спорных участках – не будет ладу с соседями, а также в местах, где произошли какие-нибудь несчастья и стихийные бедствия – все это может повториться. Недопустимо было возводить избу на старом кладбище, иначе нарушится покой предков, и души усопших в отместку уведут семейство собой. Возводить дом начинали с раннего утра, поскольку согласно древним верованиям славян лучезарная мощь восходящего солнца несла торжество добра, справедливости, светлых сил.
Жилье строили не просто добротным и крепким, но нарядным: фасад покрывали тонкой причудливой резьбой, белили, окрашивали яркими красками или расписывали. Защитить славянское жилище был призван «конек» на крыше, который отгонял любое зло, в том числе «скотьи хворобы». Позднее конька заменил петушок. Железный флюгер-птица служил в качестве украшения крыши, а также охранял дом от нечисти.
В городах возводили «хоромы» – первоначально так называли обычное жилье, а позже стали именовать большие, богато украшенные резьбой, подтесом, росписью дома, в которых жили бояре.
Дома крыли черепицей и свинцовыми листами, а для карнизов использовались шифер, керамическая плитка.
«Зданиями» на Руси называли только каменные или кирпичные постройки, а «зодчими» именовали их строителей (древнерусское слово «зод» означало «глина, керамика»). Из камня первоначально возводились церкви, а каменное жилье, которое строилось из камня (песчаника и известняка) или из кирпича на растворе, появилось на Руси только в XI в., однако обходилось оно дорого, а потому доступно было только очень богатой знати.
Большинство народа жили в избах. Русская изба чаще всего была двухкамерной (изба-сени, изба-клеть). Ее планировка весьма устойчива: жилая часть (отапливаемый сруб) и клеть – место для хранения домашнего имущества и ночлега в летнее время. «Курные» избы не имели печи с трубой и топились «по-черному». Дым выходил через дверь или специальное отверстие над ней, а позже – через деревянную вытяжку на крыше. Окна представляли собой продолговатые небольшие отверстия высотой в одно бревно, которые изнутри «заволакивались» дощечками. В курных избах лучше сохранялось дерево, быстрее сохла крыша, однако в них было дымно, и требовалась ежедневная влажная уборка.
Изба с печью и трубой топилась «по-белому». Печь традиционно стояла слева или справа от входа устьем к противоположной стене. Чистая половина избы включала горницы, зимовки, боковушки, на чердаке размещалась светелка (летняя комната). Перед светелкой часто делали балкон с декоративными ограждениями и портиком. Изба ставилась прямо на землю или на подклет (хозяйственное помещение под полом). Некоторые избы имели еще и прируб.
Посадский дом предназначался для торгово-ремесленного люда и имел свои особенности. Он представлял собой горницу, возведенную на высоком подклете, который служил складом для инвентаря и своеобразным холодильником. Основу жилого дома составляла клеть, сложенная из 6–7 венцов толстых (до 30 см в диаметре) бревен. Над горницами основного яруса располагались светлицы. На случай снежной зимы вход осуществлялся через высокое крыльцо и сени. Скромные по планировке и убранству посадские дома и нарядные палаты знати строились «глаголем» (то есть в форме буквы «Г»).
При богатых палатах могла находиться и домашняя церковь, которая соединялась с домом специальным переходом. Обычно богатый дом имел, как минимум, три комнаты: столовую, спальню и кухню. Если дом был большим, то горница и спальня (опочивальня) хозяина располагались в центральной части дома, недалеко от красного крыльца, а женские покои – в глубине. Прием гостей происходил в специальном помещении – гриднице.
Русские дома обычно имели два крыльца. Парадное называлось красным и выходило в передний двор усадьбы, к воротам, а заднее вело на хозяйственный двор. К концу XVII в. фасад дома стал смотреть прямо на улицу, а не во двор, как раньше, а красное крыльцо с шатром в виде теремка и точеными балясинами-подпорами превратилось во встроенную лестницу. Окна украшались коваными из железа или решетчатыми («купчатыми») ставнями с затейливыми орнаментальными рисунками. Двери богато декорировались наличниками, сверху зачастую имели арочное обрамление, а по углам – лопатки, украшались коваными фигурными петлями, «секирными» железными замками и львиными головами с металлическими кольцами.
Построить загородный дом в русском стиле означает осуществить свою детскую мечту иметь собственный теремок. Предстоит достаточно большая работа по поиску старинных предметов быта, которые должны украсить фасад и интерьер дома. Они помогут в гармонизации световых решений, подчеркнут красоту природных материалов, превратят обустройство вашего дома в бесконечное творчество, возможно, даже пробудят интерес к народным ремеслам.
Русский дом в деревенском стиле – это обилие натуральных материалов, используемых как в строительстве, так и в отделке. Главные из них – дерево и камень, зачастую искусственно состаренные. Очень важно подбирать и хорошо обрабатывать строительные материалы, поскольку от этого зависит общее впечатление от дома.
На Руси всегда в почете были деревянные дома, и нашим современникам также всегда мила простота деревянных строений. Конечно, кирпич дает ощущение солидности, практически неограниченные варианты отделки и возможность реализовать весьма смелые дизайнерские решения, однако дерево олицетворяет экологичность, близость к природе, обладает неповторимым ароматом, а благодаря сочетанию традиций и современных технологий также можно воплотить самые интересные дизайнерские идеи. Архитектура деревянных домов достаточно спокойна и сбалансирована. Она вызывает ощущение уверенности, жизненной устойчивости, обладает необыкновенно притягательной аурой уюта. В зависимости от того, какой колорит владельцы дома хотят создать в интерьере, могут меняться все декоративные элементы. Так что по комфорту и теплу оба типа построек оказываются примерно равны. А вот чтобы выбрать тот или иной тип деревянного дома (рис. 3), надо кое-что знать о способах строительства, используемых материалах и их свойствах.
Рисунок 3. Современный загородный дом из оцилиндрованных бревен
Дом из клееного бруса выбирает тот, кто ценит технологичность и точность. Клееный брус хорош тем, что одинаково сух внутри и снаружи, поскольку доски, из которых он склеен, намного легче просушить, чем толстое бревно. Так что такой дом не трескается и его не «ведет». Правда, дом из клееного бруса дает незначительную усадку, и это следует учитывать при строительстве. Клееный брус наиболее технологичен, поскольку изготовленные в заводских условиях узлы не требуют доводки на стройплощадке. К тому же клееный брус бывает длиной до 12 м, поэтому можно избежать дополнительных зарубов, которые неизбежно приводят к потере тепла.
Оцилиндровка и брус, как правило, рубятся «в чашку», иногда «в лапу», с плотной конопаткой. Есть и более сложные зарубы, однако они редко применяются в заводских условиях. При ручной рубке делается замок на чашке. При этом специальная полочка внутри заруба закрывает щель, препятствуя утечке тепла.
Рубленые дома не похожи один на другой, к тому же обладают неповторимой красотой естественности. Проще всего срубить избу-пятистенку с простыми прямыми углами, однако многие домовладельцы отдают предпочтение домам сложной архитектурной формы. Различают архангельскую, костромскую, ивановскую рубку. Среди множества традиционных способов рубки знатоки отдают предпочтение таким вариантам, как «в крюк» или «ласточкин хвост». От способа и качества рубки углов зависят не только красота дома, но и его теплосберегающие свойства, причем это в равной мере относится и к ручной, и к заводской рубке.
Долговечность и цена сруба напрямую зависят от сорта древесины. Дорогая лиственница прослужит примерно вдвое дольше, чем сравнительно дешевая сосна. Однако лиственница, имеющая большую плотность, лучше проводит тепло. Поэтому, чтобы обеспечить теплосбережение в доме из лиственницы, диаметр бревна должен составлять 28 см, тогда как в рубленом доме из сосны бревна могут быть диаметром 24 см. Иногда нижние венцы рубят из лиственницы, а далее – из сосны. Россияне выбирают обычно более смолистую сосну, тогда как европейцы отдают предпочтение ели, у которой меньше сучков.
Очень часто рубленые дома делают из кедра. Дерево это весьма интересно: снаружи оно плотное, а внутри даже мягче сосны. Как и лиственница, кедр стоит почти вдвое дороже сосны, но является природным антисептиком, поэтому его меньше поражают грибок и плесень.
Если стены светлые, то остальные части дома могут быть покрашены в темный цвет, а при темных стенах (из кирпича, просмоленных бревен) детали лучше покрасить белилами или светлыми, яркими красками. В то же время излишне пестрой, дробной покраски частей дома в разные цвета нужно избегать, поскольку это может испортить весь вид постройки.
Не стоит приступать к строительству деревянного дома осенью. Дело не только в непогоде и повышенной влажности воздуха. Строители знают, что лес зимней рубки намного качественнее, чем тот, что срублен в другие времена года. Причина в том, что зимой деревья «спят», в них не бродят соки, и древесина получается суше на всю глубину. Однако к осени заготовленный зимний лес обычно заканчивается, и строители могут использовать древесину летней рубки, которую подсушивают всего 1–2 месяца. Сруб из такой древесины будет трескаться сильнее, а значит, и простоит недолго.
В сельской местности особенно широко используются при строительстве местные материалы. На Севере это дерево, на Юге – саман, кирпич и глина, естественный камень и черепица. Эти материалы красивы своей естественной красотой, и дом, сделанный из природных материалов, всегда выглядит добротным и привлекательным.
При строительстве следует учитывать, что некоторые материалы очень хорошо выглядят в сочетании друг с другом, а другие не столь красивы. Это объясняется законами контраста фактуры (поверхности) и цвета материалов. Например, всегда хорошо сочетаются шершавый естественный «дикий» камень и гладкие кирпичные, деревянные или оштукатуренные поверхности. Поэтому стенку или цоколь, выложенные из такого камня, лучше оставить в естественном виде, без штукатурки и окраски.
Светлые оштукатуренные или обмазанные глиной и побеленные стены отлично выглядят рядом с красной черепичной крышей, а дом из темного кирпича смотрится очень симпатично под крышей из черепицы светлого, сливочного цвета. Это относится к покраске деталей дома – ставен, ветровых досок, карнизов и т. п.
С XVII в. началась активная европеизация Руси, а потому самобытный национальный стиль стал размываться. Сегодня многие отдают предпочтение комфортабельным каменным домам. Такой дом надежен, теплый, он долго выглядит привлекательно и обычно не доставляет своим хозяевам хлопот с ремонтом. Удобно строить современный дом из пенобетонных блоков с облицовкой кирпичом. Такой дом великолепно смотрится, он экономичен в эксплуатации. В летнее время может работать «черное» крыльцо – из кухни прямо в сад (которое, кстати сказать, оформлено отнюдь не хуже «парадного»). Попасть в дом можно также через топочную. В доме можно сделать еще одну дверь – из гаража в подлестничное пространство теплоизолирующего тамбура. Тогда в холодную дождливую погоду не надо будет выходить на улицу, чтобы завести машину.