Введение

У меня вышло уже семь книг, и все они посвящены способам повышения личной эффективности и содержат рекомендации, которые могут использовать в работе руководители и рядовые сотрудники организаций, а также советы, актуальные вне профессиональной деятельности. Я по-прежнему убеждена, что каждый профессионал обязан стремиться к повышению собственной эффективности. Однако, проработав 25 лет в роли консультанта и спикера по вопросам, связанным с эффективностью, я прихожу к выводу, что действительно непросто добиться роста личной эффективности, если ваши коллеги не пытаются улучшить собственные результаты. Если люди, окружающие вас, никуда не спешат, то и вам приходится двигаться все медленнее, словно вы попали в пробку на дороге и вынуждены сбросить скорость.

Согласитесь, что было бы прекрасно, если бы наши коллеги начали работать над повышением собственной результативности. Вот почему эту книгу я решила посвятить вопросам, связанным с улучшением продуктивности команды.

По ходу обсуждения я буду много раз напоминать о ключевых вопросах, которые каждый из нас обязан задавать себе:

«Что я могу сделать, чтобы помочь моей команде двигаться быстрее?»

«Что я могу предпринять, чтобы преодолеть препятствия, мешающие моей команде работать эффективнее?»

«Могу ли я взять на себя ответственность за экономию времени для всех коллег и в каких областях?»

«Что я могу сделать, чтобы все мы смогли быстрее двигаться к цели?»

Эти вопросы можно рассматривать как адаптированную к использованию в профессиональной среде версию знаменитой фразы президента Кеннеди: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас. Спросите, что вы можете сделать для своей страны». Только представьте, насколько эффективной станет ваша команда, если все коллеги начнут использовать этот подход в работе! Со временем сложившаяся в группе культура изменится и каждый возьмет за правило постоянно искать способы помочь коллегам, причем как можно быстрее. Этот подход предполагает готовность сотрудничать и поддерживать друг друга. Вы стремитесь сэкономить время коллег, а они стараются сделать то же для вас.

ЧТО ТАКОЕ КОМАНДА?

Можно по-разному определять, что такое команда. Я считаю, что команда – группа людей, работающих сообща и стремящихся общими усилиями достичь поставленных перед ними целей. В наиболее успешных командах между участниками формируются тесные связи, но каждый при этом сохраняет личную и вполне конкретную зону ответственности. В идеале эти зоны в некоторой степени пересекаются, что позволяет команде продолжать работу, если кто-то из сотрудников временно отсутствует. В отличие от команды, рабочая группа имеет больше участников, которые не так тесно связаны, и часто каждый работает над собственными задачами независимо.

Членов настоящей команды обязательно объединяет общая цель, и в работе над достижением этой цели они опираются друг на друга. Между коллегами формируется чувство товарищества, в команде сохраняется боевой настрой – но люди не боятся споров, так как в ходе дискуссии рассчитывают сформулировать более удачные решения. Члены сплоченной команды сообща работают над реализацией принятых решений.

Как правило, в команде есть лидер, хотя и не всегда. Членам команды не обязательно сидеть в одном офисе: современные инструменты коммуникации позволяют создавать распределенные, или виртуальные, команды, участники которых могут находиться очень далеко друг от друга. Команды бывают и большими, и маленькими. В идеале в состав профессиональной команды должно входить не больше 12–15 человек. Некоторые руководители, к примеру Джефф Безос из Amazon, считают, что команды должны быть небольшими: с ростом количества участников командой и правда трудно управлять. Кроме того, процесс обмена информацией становится слишком сложным, в силу чего растет вероятность сбоев в работе.

С этой точки зрения подразделение численностью около 200 человек под руководством вице-президента – это не команда, а рабочая группа, состоящая из отдельных команд. При этом некоторые сотрудники могут оказываться членами сразу нескольких команд. Скажем, сам вице-президент и подчиняющиеся ему директора, директор и менеджеры в его подчинении, менеджер и его подчиненные – это отдельные команды. Как мы видим, директора и менеджеры входят в состав как минимум двух команд.

ДЛЯ ЧЕГО ВООБЩЕ ОБСУЖДАТЬ РАБОТУ В КОМАНДЕ?

В современной профессиональной среде сотрудникам приходится еженедельно получать и отправлять сотни электронных писем и без конца участвовать в совещаниях и встречах. Необходимо научиться эффективно управлять всеми форматами коммуникации – в противном случае они будут лишь отнимать время. Огромное значение имеют подходы каждого из членов команды к доступным им инструментам коммуникации. Как правило, команда справляется с задачей быстрее, чем любой одиночка. Я знаю, конечно, что успехи спортивной команды часто становятся возможными лишь благодаря одной-двум звездам. К этой категории относятся, к примеру, Пейтон Мэннинг[2], Миа Хэмм[3] или Стефен Карри[4]. Но никто из звездных игроков не достиг бы таких высот без поддержки товарищей. Чтобы ваша компания смогла вырваться вперед, важен вклад каждого из коллег. Только при правильной организации работы командам удается выигрывать чемпионаты и побеждать соперников.

Вот поэтому один из важнейших навыков для каждого сотрудника – способность работать в команде. Каждый из нас входит в состав формальных и неформальных команд. Существует немало факторов, замедляющих совместную работу, но их влияние можно и нужно преодолевать. Главный фактор победы в современном мире – скорость. Знаменитый гонщик Марио Андретти[5] сказал однажды: «Если кажется, что у тебя все под контролем, значит, ты просто едешь слишком медленно». Излишний риск нам, конечно, ни к чему, но, когда команда работает в полную силу, происходящее и правда может казаться ее членам хоть и управляемым, но все же хаосом, – примерно это же вы чувствуете, когда разгоняете спортивный Corvette до максимальной скорости.

Не только лидер команды несет ответственность за экономию времени – каждый сотрудник обязан делать все возможное, чтобы двигаться к цели быстрее. Руководитель вполне может раздать по экземпляру этой книги каждому подчиненному, но любой менеджер и супервайзер должны участвовать в работе над повышением эффективности команды наравне с остальными. Все без исключения члены команды несут ответственность за общий результат и преодоление так называемых ограничителей скорости, о которых пойдет речь в этой книге.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТУ КНИГУ

Разумеется, вы можете прочесть ее самостоятельно, а потом попробовать применить предложенные рекомендации в своей команде. Если вы занимаете руководящую должность, то наверняка найдете здесь немало идей относительно того, как сделать вашу команду более эффективной. Однако максимальную отдачу от чтения этой книги вы получите, если станете осваивать изложенные здесь принципы вместе со всей командой.

Первым делом команда должна выбрать, кто станет руководить процессом внедрения изложенных в этой книге принципов, – и это не обязательно должен быть формальный лидер!

В каждой команде, участвующей в гонках NASCAR, есть тот, кто занимается планированием и организацией подготовки к очередному заезду. В Википедии сказано, что этот человек «отвечает за управление всей командой на протяжении обоих дней очередного раунда гонки, обеспечивает соответствие автомобиля команды всем требованиям NASCAR, а также следит за проведением работ в соответствии с распоряжением командира экипажа и инженера».

Кто же станет таким вот ответственным в вашей команде? Как правило, эту роль получает человек, который способен добиваться результата, не нуждается в напоминаниях и уговорах и всегда готов взяться за новую задачу. Так что в большинстве случаев найти идеального кандидата на эту роль довольно легко: кто у вас самый активный и настоящий лихач? В словаре Уэбстера есть определение «лихача»: это человек, способный очень быстро работать или быстро двигаться. Я лично сразу воображаю себе одного из героев старых мультфильмов Looney Tunes[6]: либо Тасманского дьявола[7], либо Скорохода[8]. Этот человек должен с искренним энтузиазмом стремиться сделать команду как можно более эффективной и продуктивной и наверняка в связи с этим без конца будет предлагать разнообразные идеи.

Выбранный на роль ответственного за автомобиль человек станет модератором процесса внедрения в вашей команде рекомендованных мной подходов. Книга поможет вам организовать совместную работу и быстрее добиться роста эффективности. Дополнительные материалы вы также найдете на сайте http://fastertogetherthebook.com/.

Вы сможете избавиться от всех факторов, ограничивающих скорость работы вашей команды, и быстрее добиться впечатляющих результатов. С помощью этой книги ваши коллеги научатся поддерживать друг друга, помогать в сложных ситуациях – и гораздо быстрее двигаться к поставленным целям.

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОМАНДЫ: МОДЕЛЬ РАБОТЫ

Наиболее продуктивные команды владеют четырьмя особыми ключами, позволяющими добиваться роста эффективности. Каждому из этих ключей посвящена одна из частей моей книги. Перечислим их: справедливое отношение, готовность отвечать за результат, системы, технологии. Эти четыре фактора чрезвычайно важны для обеспечения продуктивности работы в современном мире.

КЛЮЧ 1. СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Соблюдение правил, честность, справедливость, открытость.


КЛЮЧ 2. ГОТОВНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

Ответственность за себя и за свои действия; осознанное отношение к работе; умение контролировать происходящее в рамках своих полномочий.


КЛЮЧ 3. СИСТЕМЫ

Один элемент влияет на остальные; взаимосвязи и взаимодействие элементов; команда связанных между собой людей.


КЛЮЧ 4. ТЕХНОЛОГИИ

Методы, материалы, устройства для обмена информацией; внедрение и применение технологий; использование информации для решения задач.

(Возможно, в вашей команде прижилась модель, состоящая из других элементов, к примеру лень, возражения и поиск обходных путей или косность, медлительность и раздражительность. В этой книге мы их обсуждать не будем.)

Каждому из четырех ключей соответствуют три фактора ускорения, которые позволяют команде двигаться быстрее. В автомобиле ускоритель – устройство (как правило, педаль газа), которое позволяет контролировать скорость работы двигателя. В контексте командной работы факторы ускорения – люди или аспекты деятельности, благодаря которым некоторые процессы происходят быстрее. Факторам ускорения посвящены 12 глав этой книги.


КЛЮЧ 1. СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

1. Формирование отношений

2. Управление конфликтами

3. Укрепление целостности


КЛЮЧ 2. ГОТОВНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

4. Доверие к коллегам

5. Осознание ответственности

6. Максимизация эффективности


КЛЮЧ 3. СИСТЕМЫ

7. Принятие эффективных решений

8. Управление временем

9. Повышение эффективности


КЛЮЧ 4. ТЕХНОЛОГИИ

10. Эффективные коммуникации

11. Эффективные совещания

12. Соблюдение принятых правил

Загрузка...