Женские Практики не заменяют наблюдение врача и традиционное лечение. Однако я часто слышу от своих клиенток одно и то же: «Я перепробовала все – традиционную медицину, психотерапию, остеопатию, гомеопатию, йогу – но только с практиками получила стабильный результат». Все дело в изменении мышления, которое сформировало ту или иную проблему. Лекарства обычно лечат симптом, но не причину. Наилучших результатов удается достичь при совмещении традиционной медицины и внутренней трансформации женщины.
Я всегда хотела, чтобы папа мной гордился. Для этого я прилежно училась, побеждала в городских и областных олимпиадах. Я знала, папе важно, чтобы дочка выросла умной и успешной, чтобы она побеждала и была лучше всех. Уж точно лучше, чем дочка его друга.
По иронии судьбы, с Юлей, той самой дочкой друга, мы учились в одном классе и тоже дружили. Конкуренция отцов была неловким гудящим фоном в наших отношениях. Первые места в областных олимпиадах по французскому мы делили с Юлей пополам, занимая их по очереди.
Помните, раньше в школах был такой конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»? Думаю, уже очевидно, что и в нем я тоже участвовала каждый год. Задания в «Русском медвежонке» действительно сложные, и набрать высокий балл удавалось немногим. Мне было двенадцать, когда я набрала 241 балл – результат выдающийся, предмет моей абсолютной гордости. И вот, по пути домой, в автобусе, я спешу поделиться новостью с отцом, чтобы получить очередную дозу похвалы, необходимой мне как воздух все школьные годы. Набираю смс-сообщение на своем кнопочном телефоне, а уши горят от восторга и предвкушения. Я не чувствую ни привычной в эти часы давки, ни обжигающей струи пережженного воздуха, который бьет по ногам от старой печки, работающей в январе на износ.
«Ди-лим» – приходит ответное смс, и от этого звука улыбка растягивает мои щеки к вискам. Вопрос отца: «А почему у Юли 247?»
«Что? Ну папочка, ну зачем так? Зачем все время сравнивать меня с кем‑то? Почему нельзя просто гордиться мной, моими стараниями и успехами? Неужели я достойна твоего одобрения, только если бегу впереди всех, только когда доказываю, что ты круче, чем дядя Валера? Я так стараюсь, чтобы чувствовать, что ты действительно любишь меня! Каждый месяц приношу грамоты за победы в спортивных соревнованиях, дипломы за игру в театре, занимаю первые места в многочисленных школьных мероприятиях… а если я не смогу когда‑то этого сделать? Если кто‑то меня обгонит? Что тогда? Ты больше не будешь меня любить?»
Все это я, конечно, не написала и не отправила. Просто снова и снова повторяла про себя. Я залезла поглубже в свой капюшон, чтобы не привлекать внимание пассажиров, и перестала даже вытирать слезы, потому что они текли, не останавливаясь.
Это было больно и нелепо. Но я не знала, как может быть по-другому, и провела школьные годы в гонке за лучшей версией себя. Быстрее! Выше! Сильнее! Умнее! Лучше! С таким внутренним сценарием я не могла не оказаться в спорте, причем сразу в экстремальном.
Две недели сплава в Мурманске, когда шесть дней подряд не прекращается дождь и перед сном ты отжимаешь спальный мешок и стараешься быстрее нагреть его собственным телом, – это для меня!
Зимние походы до обморожения щек – дайте два!
И, конечно, постоянная физическая нагрузка. В 15 лет моя неделя выглядела так:
Понедельник – танцы и растяжка.
Вторник – два часа в тренажерном зале.
Среда – танцы и растяжка.
Четверг – два часа в тренажерном зале.
Пятница – танцы и растяжка.
Суббота, воскресенье – пешие или лыжные выходы в пригород, 20 км в одну сторону, столько же обратно.
Каникулы – в лесу.
Лето – на сплавах.
Олимпиады, конференции и театральные выступления при этом никуда не делись. Мне же надо было успевать везде! И везде быть лучше.
Только каким‑то удивительным образом при таком интенсивном стремлении к совершенству я оставалась маленьким гадким утенком. Хотя нет, не таким уж маленьким, во мне было 85 килограммов веса. К этому прилагались все подростковые бонусы в виде прыщей, аллергии и бессонницы.
К 17 годам мне захотелось стать не только самой умной, спортивной и успешной, но и привлекательной девушкой. Однако зеркало весьма отчетливо давало понять, что до красоты мне, как до Китая пешком в неудобной позе.
А отрочество стремительно катилось к своему закату и, выпорхнув из родительского гнезда, я остро нуждалась в обретении нового объекта, который будет говорить, что я самая-самая.
В 20 лет я вышла замуж и стала идеальной женой.
Во всем соглашаться с мужем – обязательно.
Готовить каждый день и тщательно убирать дом – без проблем.
Юбки в пол – с удовольствием.
Массаж мужниных стоп каждый вечер – решено!
Я узнала про архетипы идеальной жены и по каждому из них достигла совершенства. Надо быть мужчине дочерью – океюшки, я посмотрю на него снизу вверх и соглашусь с любым его решением. Надо быть мужчине матерью – без проблем, я трепетно о нем позабочусь, послужу ему и поглажу рубашки, напитав их своей женской энергией. Надо быть лучшей любовницей – принято, я пройду все доступные курсы по эротическому массажу, минету, мануальным ласкам, афродизиакам. Я дам ему такой секс, какого у него точно никогда не было. Лучше меня не найти! Но, на всякий случай, я куплю вагинальное яйцо и займусь интимной гимнастикой, а то вдруг у меня в 20 лет «там» недостаточно узко.
В это же время начинается мой профессиональный путь в психологии. Слышали когда‑нибудь шутку о том, что в психологи идут люди, которым надо свои проблемы решать? Так вот, это не шутка.
Естественно, я быстро добилась успеха, ведь я же самая умная, самая сильная и самая трудолюбивая. В 2018 году я уже вполне востребованный специалист, веду тренинги по всей стране и онлайн, руковожу масштабным проектом. Я любимая жена, объехала не один десяток стран – кажется, именно так выглядит идеальная жизнь.
Но есть несколько «но». Несмотря на здоровый и правильный образ жизни, мое еще очень молодое тело уже сбоит. С 15 лет я наблюдаюсь у эндокринолога, но, несмотря на дисциплинированное выполнение всех его рекомендаций, с гормонами у меня все очень печально. Начинается стремительное выпадение волос. Персональный диетолог контролирует мое питание, я регулярно занимаюсь спортом с тренером, но мой вес продолжает расти. Эта картина украшается аллергией практически на все: на солнце, на мороз, а в некоторых городах даже на воду – похоже, у меня аллергия на саму жизнь. Все чаще появляются отеки, с которыми не справляется ни один массажист. На очередном приеме у врача я слышу весьма категоричное предупреждение: «Еще год в таком ритме – и будет инвалидность».
Под «таким ритмом» подразумевалась моя работа. Я постоянно летаю, мой личный рекорд составил 25 перелетов за месяц.
Остановило ли меня предостережение врачей? К сожалению, нет. Только немного взбодрило.
Тогда жизнь пытается достучаться до меня другим способом – через деньги. Я хорошо зарабатываю, но стабильности нет, и я никогда не знаю, какой доход будет в следующем месяце. Ситуация неопределенности вызывает стресс.
Я только работаю и работаю. Количество мероприятий, сотрудников, проектов растет, и в какой‑то момент я ощущаю, что мой бизнес становится огромной машиной, которая вот-вот меня раздавит.
Заставило ли это меня изменить жизненную стратегию? Ну, может, только задуматься. Чуть-чуть.
Последней каплей стало крушение личной жизни. Будучи замужем, я влюбилась в другого мужчину. Крайне неудачно. Рассталась с мужем и тут же оказалась в очень странных отношениях. Стремительное сближение, страсть, переписки до утра, встречи при любом удобном случае, скандалы со второго свидания, обвинения, критика, сомнительные шутки, которые больше похожи на сарказм и обесценивание, отстраненность, снова страсть, снова любовь… И так по кругу.
Мой новый возлюбленный постоянно предъявлял мне претензии. Сначала я пыталась как‑то их объяснить. Назвал меня лживой и лицемерной? Но ведь я не сказала сразу, что замужем. Не важно, что через неделю после первой встречи я ушла от мужа, с которым еще недавно планировала детей, – у него есть основания быть мною недовольным. Я просила прощения, раскрывала душу, умоляла верить, и на какое‑то время все налаживалось. Потом находился новый повод обвинить меня во всех смертных грехах. А я снова ехала через всю Москву просить прощения, спасать отношения, уверенная, что мы просто опять друг друга не поняли, – сейчас притремся, и все будет хорошо. Как же иначе, ведь у нас такая страсть, такие чувства!
Только ничего не налаживалось. И очередная моя попытка помириться и найти понимание закончилась сексуальным насилием. Мое «нет, не хочу» он услышать не захотел. Попытки сопротивляться были приняты за игру и кокетство. В моей голове был вакуум. Это не могло произойти со мной. Это какая‑то большая и абсурдная ошибка.
Через пару дней я вела тренинг в Тюмени. После тренинга зашла на семинар коллеги, села на заднюю парту, чтобы спокойно «повариться» в собственных мыслях, попытаться осознать, где же я оказалась.
Мне 22 года, но мое тело разваливается и в целом здоровье стремительно ухудшается. В бизнесе происходит грандиозный кризис, срочно нужно сокращать команду. Моя семья разрушена, а в личной жизни – полнейший кошмар.
Я словно свалилась с пьедестала, на котором находилась еще пару месяцев назад, и совершенно неожиданно обнаружила себя посреди пожара. У меня даже не было времени осознать, как это произошло. И этот пожар, уничтоживший значительную часть моей жизни, продолжает поглощать ее остатки.
Слушала ли я, что происходило на семинаре? Конечно нет. Я настолько погрузилась в собственные мысли, что не заметила, как на моем столе оказался лист бумаги. Такие же листы раздали всем участникам семинара.
Механически я стала следовать инструкциям, которые давал спикер. Нужно было подумать о самой большой проблеме, которая сейчас есть в жизни, и сформулировать свое послание виновнику этой проблемы. «Выписываем свою эмоцию, затем человека, который это чувство вызывает, и, наконец, причину», – объяснял задание ведущий. Я так и сделала:
«Я злюсь на Максима, потому что он слишком груб ко мне».
Затем нужно было написать «переворот» этой мысли – обратить ее к самой себе. Я переписала на следующей строке:
«Я злюсь на себя, потому что я слишком груба к себе».
Лектор со сцены спросил: «Может ли это быть большей правдой, чем изначальная стрессовая мысль?»
И я вдруг поняла, что Максим тут вообще ни при чем. Это я груба и жестока к себе. Я сама выбираю пахать, как лошадь, без отпусков и выходных в погоне за успешным успехом. Я всячески стараюсь быть идеальной женщиной. Я изматываю себя тренировками, болезненными процедурами, детоксами, диетами, всеми видами очищения, какие только можно придумать. Самозабвенно стремлюсь к мифическому идеалу и точеной фигуре. Максим просто пришел в мою жизнь, чтобы показать это, потому что в своем глазу разглядеть бревно сложно. Все, что мне оставалось, это поблагодарить его от всего сердца и заблокировать во всех мессенджерах. С тех пор мы никогда не виделись.
Мою страсть, привязанность и болезненную зависимость отключило в один момент – сразу же, как только внутри я приняла важнейшее в своей жизни решение. Я больше никогда не буду к себе жестока. С этой секунды я буду относиться к себе бережно, нежно и с самой большой любовью. Только так и никак иначе.