Если вы хотите посетить великолепный морской порт Большого Сочи, тогда отправляйтесь в Центральный район города. Порт Сочи – самый большой, многофункциональный и современный пассажирский порт на Черном море. Здесь можно прокатиться на яхте, катере, теплоходе, а можно просто гулять и наслаждаться прекрасными видами. В сторону порта ходит очень много транспорта. Некоторые автобусы и маршрутки подъезжают совсем близко, остановка называется «Морской вокзал». Если же ехать по Курортному проспекту, надо выйти на остановке «Платановая аллея» и пройтись пешком минут десять до моря. Кстати, от моей гостиницы «Магнолия», которая находится на Курортном проспекте, я с удовольствием ходила пешком до морпорта. По проспекту идти не очень приятно: дорога, все-таки. А если вы никуда не спешите, и ваш отель расположен близко к морю, пройдите вдоль пляжей, кафе, всевозможных торговых точек, и набережная сама приведет вас к зданию Морского вокзала Сочи.
О Морском вокзале хочется рассказать отдельно. Великолепное здание с арками, башней и высоким шпилем поражает воображение. В длину оно растянулось на 114 метров, главная башня устремляется вверх на 71 метр, а более 37 метров башни приходится на шпиль. Сочинский вокзал поднимается на два этажа и состоит из основной части и Г-образной галереи. Колонны галереи выполнены из белого мрамора. Время, когда был построен вокзал, относится к периоду монументального классицизма советской архитектуры. Несмотря на то, что сооружение было достроено при Н.С. Хрущеве, часто его относят к стилю «сталинский ампир». В отделке Морского вокзала использованы дорогие материалы. Здание со вкусом оформлено лепниной и мозаикой. Одним словом, там обязательно стоит побывать.
В морской порт я попала уже в самый первый день своего пребывания в Центральном Сочи.
Море влекло меня к себе непреодолимой силой. От своего отеля «Магнолия» я спустилась к ближайшему пляжу «Приморский» и пошла по берегу в сторону порта. Люди загорали, купались, дети резвились в воде – курортная жизнь кипела. Когда идешь по набережной Черного моря, с одной стороны тянутся пляжи, а с другой – всевозможная торговая инфраструктура: кафе, рестораны, бутики модной одежды, магазинчики пляжных аксессуаров и сувенирные лавки. Глаза разбегаются: хочется все посмотреть и что-нибудь купить. Вот так я шла, глядя то в одну, то в другую сторону, и вышла к порту.
Морской вокзал поразил меня своим торжественным видом. Кстати, позади него есть небольшой уютный парк, в котором растут великолепные розы и удивительные субтропические растения: пальмы, олеандры, тис, агава, самшит и т.д. Сквер украшает фонтан с большой чашей, в центре которой установлена изящная скульптура женщины – олицетворение богини по имени Навигация. В одной руке она держит кораблик и «лоцию» – свиток, в котором описываются моря, океаны и все необходимое для мореплавателя. Другая рука богини вытянута вперед. Есть версия, что она указывает правильный путь морякам. По другой версии, Навигация таким образом успокаивает волнение моря. Лично мне нравятся обе версии. Многие объекты в Сочи овеяны тайнами и легендами. Это придает городу особый, волшебный колорит.
С лицевой стороны морского вокзала на воде ровными белыми рядами качаются яхты и катера. Я очень люблю корабли: большие и маленькие, парусные и моторные. Наверное, я могла бы смотреть на них часами. Вода, корабли, чайки – лучшая медитация для меня.
Рядом с вокзалом есть уютная беседка с белыми колоннами. Я постояла некоторое время в беседке, наслаждаясь морскими видами и дыханием ветра. А когда я оттуда вышла, мне навстречу шли жених с невестой и свитой веселых друзей. Они собирались провести фотосессию в романтической беседке. И правда, отличное место для свадебной романтики.
Морской порт Сочи незамерзающий, поэтому навигация в нем длится круглый год. Отдыхающим предлагают экскурсии и рыбалку в открытом море. Кроме прогулок на катерах и яхтах, из морпорта Сочи можно совершить небольшое путешествие на теплоходе.
* * *
Я решила отправиться в часовую дневную прогулку на теплоходе «Дагомыс». Это самый большой трехпалубный теплоход в Сочи, стоимость поездки вполне доступна – 500 рублей для взрослого (2019 год), детям дешевле. Тип судна – катамаран, год постройки: 1987. Ну да, такой уже немолодой корабль внушительных размеров. Если вы катались на катамаране, то представляете, как он выглядит. Конструкция «Дагомыса» подобна обычному катамарану, только он, действительно, очень большой.
Купив билет и пройдя вместе с остальными пассажирами быструю проверку, я взошла на борт теплохода «Дагомыс». Оставаться на нижней палубе не хотелось, и я поднялась выше. Корабль еще стоял у причала, вход в рубку был открыт с двух сторон. Во мне проснулось детское любопытство. Я со стороны заглянула в рубку: главный пост управления судном. Там были разные интересные рычаги, приборы и, конечно, штурвал. Вскоре пришел капитан – пожилой мужчина в белой рубашке, – он протянул с моей стороны ограничивающую веревку и вернулся к себе в рубку. Я села рядом за столик. На палубах «Дагомыса» есть много столиков, где можно удобно устроиться.
Рядом со мной стояла интересная молодая женщина в зеленой шляпе и белом жакете с темными полосами, напоминающими рисунок зебры. Она предложила меня сфотографировать, я очень обрадовалась ее предложению, и мы познакомились. Светлана путешествовала одна, как и я. Она поселилась в Лазаревском районе у подруги, а в тот день приехала посмотреть на Центральный Сочи и прокатиться на теплоходе. Светлана была очень приветливая, мы сразу нашли общий язык, обменялись контактами и решили, что составим друг другу компанию во время морской прогулки. Пока «Дагомыс» готовился к отплытию, мы сделали несколько эффектных фотографий на фоне белых кораблей, пришвартованных в порту.
Судно отчалило от берега. Мы со Светланой находились как раз в носовой части корабля и, можно сказать, «из первого ряда» наблюдали за выходом в море. Солнце играло на воде, стоял чудесный ясный день. Морской вокзал остался позади, причалы с маяками тоже медленно отодвигались назад, и вот перед нами открылась бесконечная водная гладь. «Дагомыс» держал курс в открытое море. Окончательно покинув порт, теплоход выровнялся параллельно берегу. Вокруг нас, красиво разрезая синюю воду, перемещались белые катера; над нами в светло-голубом небе парил разноцветный купол парашюта; чайки кружились в высоте и стонали, подпевая плеску морских волн.
Мы со Светланой решили перейти на другую сторону, чтобы посмотреть на великолепный панорамный вид города Сочи. О, да! Здесь есть, чем любоваться: утопающий в зелени берег, великолепные здания и отели приморского города, живописные холмы. Спустя полчаса, приблизительно на уровне горы Ахун, корабль развернулся и отправился в обратный путь.
Незадолго до возвращения в порт капитан объявил, что ворота порта временно закрыты в связи с выходящей из них правительственной яхтой. С чем он нас и поздравляет: во-первых, у нас появилась возможность увидеть шикарную правительственную яхту, большую и респектабельную; а во-вторых, к нашему путешествию добавляется еще полчаса. По-моему, никто никуда не спешил, и пассажиры восприняли эту новость «на ура».
Честно признаться, к тому времени я уже порядком проголодалась и решила заказать себе что-нибудь перекусить. К услугам пассажиров на теплоходе «Дагомыс» есть кафе, бар, открытые и закрытые зоны отдыха. Светлана еще не проголодалась, но сказала, что с удовольствием посидит со мной за столиком. И вот мне принесли заказанную еду. Хочу заметить, что этот корабль вполне устойчивый: когда по нему ходишь, не качает. Моя тарелка стояла спокойно на своем месте, но бокал с молочным коктейлем все же время от времени перемещался по столу. Принимать пищу на корабле – увлекательное занятие, скажу я вам. Итак, мы провели еще прекрасных полчаса на борту теплохода, обдуваемые свежим ветерком с моря. Я утолила голод и чувствовала себя абсолютно счастливой.
Однако на этом наше общение со Светланой не закончилось. В Сочи мы больше не встретились, она уехала к себе в Лазаревское. Но мы до сих пор общаемся по телефону и поддерживаем отношения. Так что, путешествуйте! Находить друзей в путешествии очень приятно.
* * *
Кроме «Дагомыса» из порта Сочи можно совершить морскую прогулку еще на одном теплоходе – «АкваЛОО». Расскажу вам и о нем. «АкваЛОО» – единственный утепленный теплоход в Сочи. Он очень красивый, я бы даже сказала, элегантный, имеет две открытые палубы и одну закрытую. В нем есть не только бар, но и ресторан. Поскольку днем я уже плавала, теперь мне хотелось встретить на воде закат. В год моего путешествия вечерняя прогулка на «Дагомысе» длилась один час, а на «АкваЛОО» полтора, поэтому я выбрала на вечер «АкваЛОО». Кроме того, я люблю разнообразие и хотела посмотреть другой теплоход.
Слово «АкваЛОО» сначала кажется немного странным. Дело в том, что в Лазаревском районе Большого Сочи в долине реки Лоо расположился уютный курортный поселок с одноименным названием. История этого поселка очень интересная. Если хотите, почитайте про это местечко в интернете! Местные жители шутят, что название «Лоо» значит: "Лучше Отдыхать Одному" и настоятельно рекомендуют свой поселок для курортных романов. Я заинтригована. Может, в следующий раз посетить Лоо?! Звучит очень даже заманчиво. А пока вернемся к нашему повествованию. В Лоо есть свой аквапарк, который так и называется «АкваЛОО». Отсюда и название теплохода.
Посадка на корабль производилась с того же причала, где и «Дагомыс», только с другой стороны. Погода стояла отличная, теплая. Время было вечернее, закатное солнце ярко подсвечивало здание Морского вокзала, он стал почти оранжевым. На нижней палубе играла музыка и создавала романтическое настроение. Пассажиры любовались пейзажем и активно фотографировались в алых лучах заката. Корабль вышел в море, солнце садилось прямо у нас на глазах, вода становилась все темнее с каждой минутой. И вот солнце полностью утонуло в воде.
Я давно заметила интересное свойство заката: довольно часто бывает так, что после того, как солнце скроется за горизонтом, небо становится намного ярче. Первые пять-десять-пятнадцать минут после заката небо просто пылает огнем. В тот вечер был именно такой закат: яркий и впечатляющий. С одной стороны от корабля горело небо, впереди высоко над нами висела белая луна, а с обратной стороны, где город, было уже совсем темно. Постепенно город зажигался огнями. Как будто сотни маячков указывали нам, где находится берег. В районе Мацестинской ротонды теплоход развернулся и поплыл назад. В порту нас уже встречали настоящие маяки и сияющий красивой подсветкой Морской вокзал. Поездка удалась.
Вы верите в то, что мечты сбываются? У вас есть мечта? О чем вы мечтаете?
Для детей мечтать и верить в чудеса так же естественно, как дышать. Но дети растут, взрослеют, сталкиваются с не всегда приятной действительностью, учатся жить в реальности, преодолевать жизненные трудности. И вот детство позади. Многие взрослые совсем перестают мечтать. Теперь они ставят цели и планируют. Одни люди упорно идут к своим целям, преодолевая любые трудности, и достигают успеха. Другие не выдерживают и опускают руки. Взрослый мир – не сказка, он бывает жестоким и безжалостным. Но так ли все грустно? Если посмотреть вокруг, всегда найдутся люди, которые живут в той же стране, на той же планете, и они счастливы!
Моя мама с детства привила мне тягу к чтению и обучению, за что я ей бесконечно признательна. Лозунг советских школьников «Учиться, учиться и учиться!» не утратил для меня актуальности и по сей день. В жизни всегда есть, чему учиться: у людей, у книг, у природы, у самой Жизни.
Я люблю учиться, узнавать что-то интересное и ставить новые цели. Каждый, кто достиг успеха в какой-то сфере, знает, что преодолевать препятствия нелегко, но возможно. У всех нас постоянно возникают жизненные задачи, которые надо решать, а есть цели, которые мы ставим себе сами. Меня с детства приучили к самостоятельности и ответственности. Часто я ставила перед собой высокие цели и настойчиво шла к ним. Благодаря этому, сейчас в моей жизни есть очень много хорошего, и я чувствую себя вполне счастливой.
Но однажды я задумалась про мечты… Что такое мечты и должен ли мечтать взрослый человек? Как-то в суете дней это понятие растворилось, можно даже сказать, позабылось. Мой внутренний голос ответил: «Конечно! Мечтать, мечтать и еще раз мечтать!» Цели остаются целями, задачи – задачами, они нужны для адекватного восприятия действительности и для новых достижений. Но ведь всегда есть место чуду! Когда человек мечтает, он полагается не только на себя, но и дает шанс Вселенной помочь ему. Бог, Вселенная, Космос – называйте, как вам больше нравится, – они помогают, это точно. Особенно, если веришь в чудеса.
Наверное, самое известное литературное произведение о том, что мечтать нужно, – повесть Александра Грина «Алые паруса». Это одна из самых любимых повестей, прочитанных мной в детстве. Я думаю, сюжет всем знаком. Дети верят в сказки, но «Алые паруса» – не совсем сказка. Да, автор придумал историю про девочку Ассоль, которой было предсказано, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на удивительном корабле с алыми парусами. Ассоль искренне верила в это и ждала своего капитана. С одной стороны, Грей сам исполнил ее мечту. Это значит, что мы тоже в состоянии совершить чудо для близкого человека. С другой стороны, Ассоль всей душой верила в исполнение мечты. И вот чудо произошло. Если вы вдруг не читали «Алые паруса» в детстве, обязательно прочтите сейчас! А если не хочется читать, посмотрите великолепный фильм 1961 года с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Даже самому прагматичному человеку иногда необходима сказка и вера в мечту. Потому что мы – люди.
* * *
Однажды я узнала, что в морском порту Сочи несколько дней будет пришвартован самый настоящий трехмачтовый фрегат. И он будет с алыми парусами! Такое событие нельзя пропустить. Я приехала на автобусе из Адлера в Центральный Сочи и вышла на соответствующей остановке. Хотя я точно знала, где море, но вдруг засомневалась, по какой из двух маленьких улиц туда лучше пройти. В Сочи много небольших переулков. Так что, иногда лучше спросить дорогу, чем идти наугад и попасть в тупик. На мое счастье, мимо проходил молодой парень.
– Подскажите, пожалуйста, как пройти к морю? – спросила я.
– По этой дорожке. Я тоже иду к морю, пойдемте вместе!
Моего попутчика звали не как-нибудь, а Шерхан. Несмотря на грозное имя, парень был очень доброжелательным и улыбчивым. Ему было всего двадцать пять. Высокий, симпатичный, темноволосый, с блестящими карими глазами. Он приехал в Сочи на заработки. Разговаривая, мы быстро вышли к морю.
День стоял великолепный: на небе ни облачка, лазурная вода, яркое солнце. Особый шик пейзажу придавали яхты. Они, как всегда, безмятежно качались на волнах, пришвартованные к берегу. Яхты, яхты, яхты… Белые яхты. А где же «Алые паруса»? Шерхан вместе со мной вглядывался вдаль в поиске хоть чего-нибудь ярко-красного. Не знаю, как правильно называются люди, которые ходят вдоль порта и предлагают морские прогулки, а я назову их «менеджерами яхт». Только что придумала. По-моему, звучит неплохо. К нам подошла одна такая женщина в надежде, что мы выбираем яхту. Я же, в свою очередь, спросила ее об «Алых парусах». Женщина уверенно показала куда-то далеко.
Мы пригляделись. Никаких парусов, а тем более, алых там не было. Вдалеке возвышалась высокая голая мачта, напоминающая рыбий скелет. Мое сердце екнуло.
– Да, да, это большой парусник, – сказала «менеджер яхт», – Вчера у него, действительно, были подняты алые паруса. Не знаю, почему их нет сейчас. Кстати, идти туда неблизко. Видите длинный причал справа? Надо будет сначала обойти все яхты и потом по этому причалу дойти до парусника.
Я не на шутку расстроилась, ведь именно ради алых парусов я приехала сюда из Адлера. Зачем мне пустой «скелет»?! Я так хотела увидеть своими глазами волшебный корабль из нашего времени, прикоснуться к ярким парусам. Ну и сфотографироваться на их фоне, как же без этого? И я специально для такого случая надела романтичный белый сарафанчик. Эх, мечты, мечты…
Шерхан не отходил от меня и выглядел немного растерянно.
– А мне дали выходной. Вот я и решил провести его в порту, посмотреть на море. У меня сегодня много свободного времени. Одному скучно. Мы могли бы вместе здесь погулять.
От его слов я вышла из оцепенения. Вспомнила, что на корабле предлагали экскурсию. То есть, можно было не только посмотреть фрегат снаружи, но и послушать рассказ о нем, спуститься в каюты, увидеть корабль и жизнь моряков изнутри, прикоснуться к тайнам морской жизни. Одна я вряд ли пошла бы к далеко стоящему паруснику, тем более, без парусов. Может, все-таки, дойти до него? Вместе веселее. Я рассказала Шерхану про экскурсию, он сразу согласился, и мы пошли к далекому причалу.
Шерхан провел в Сочи уже несколько лет. Он работал на стройке, часть заработанных денег уходило на жилье и повседневную жизнь, часть он откладывал, а часть отправлял своей маме. Я прониклась к нему глубоким уважением. Вот что значит Настоящий Сын. «Так и должно быть», – подумала я. Родители вкладывают в нас очень многое, пока мы растем. Да и взрослым детям они часто помогают словом, делом и даже финансами. Не могу сказать за всех, но мои родители сделали для меня все возможное и невозможное, особенно мама. Я им бесконечно благодарна. Поэтому, когда мы взрослые, наш внутренний долг тоже максимально помогать родителям. Просто, потому что это нормально, потому что именно так должно быть.
От здания Морского вокзала Сочи мы с Шерханом пошли направо, миновали красивую беседку-ротонду, обошли все яхты. Далее мы свернули налево и зашли на большую насыпную косу, которая углублялась в море. С нее отходили капитальные причалы для крупных судов. Оказывается, Шерхан в этой стороне никогда не был, хотя довольно часто проводил время в порту. Ему было интересно посмотреть, что тут и как. Возможно, коса была не такая уж длинная, однако идти под жарким летним солнцем было нелегко. Я обдувала себя красивым веером, Шерхан держался стойко. Хорошо, когда есть попутчик: любая долгая дорога сглаживается приятным общением. Так мы с ним шли, шли, и пришли к зданию международного пассажирского терминала Сочи.
Здесь все было серьезно: паспортный контроль, проверка вещей. Я предусмотрительно взяла паспорт, у Шерхана тоже были с собой документы. Пройти через терминал нам не составило особого труда. Мы оплатили экскурсию и вышли с обратной стороны здания. Тут нашим взорам открылось море и пришвартованный к причалу большой трехмачтовый фрегат. О, такого красавца стоит увидеть собственными глазами! Когда мы издалека смотрели на корабль, его было видно с торца и всего лишь одну мачту. Но сейчас он предстал перед нами во всем своем великолепии. Даже со спущенными парусами настоящий большой парусный корабль выглядел впечатляюще. Это фрегат «Херсонес».
Кому-то его название покажется странным и нерусским. Но тем, кто знаком с историей или бывал в Крыму, известно, что Херсонес Таврический является одной из самых популярных достопримечательностей Севастополя. Он представляет собой руины античного греческого полиса Херсонеса, которые находятся в трех километрах от центра Севастополя. Честно признаться, раньше я слышала про такой город, но ничего о нем не знала. В связи с посещением фрегата, я заинтересовалась и самим Херсонесом.
Древний город Херсонес Таврический – самый величественный археологический памятник юга России. Большие размеры, сохранность и расположение привлекают к нему взоры ученых и путешественников, краеведов и просто любителей древности. История Херсонеса тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья. Основанный греками в пятом веке до нашей эры город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII – XIV вв. город пришел в запустение, последние жители покинули его, и свое второе рождение Херсонес приобрел уже как памятник археологии.
В 2013 году Херсонес был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2015 году Владимир Путин подписал «Указ об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации». По-моему, очень интересно. Мне даже захотелось посетить город Херсонес и увидеть его античные руины.
* * *
А в тот летний день в Сочи передо мной и Шерханом возвышался не город, а фрегат с гордым названием «Херсонес». Мы поднялись на палубу. В качестве экскурсовода нам предоставили курсанта Ивана. Он был молодой и обаятельный, с удовольствием начал рассказывать про корабль.
– «Херсонес» – трехмачтовый фрегат, построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году. Первоначально он был назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, переименован в «Херсонес». Это учебное трехмачтовое судно имеет полное «корабельное» парусное вооружение, а двадцать шесть его парусов управляются исключительно вручную.
Иван рассказывал уверенно и очень увлекательно. Мы с любопытством разглядывали мачты, реи, тросы и канаты.
– Высота основной мачты фрегата «Херсонес» 50 метров, – продолжал Иван.
Наверху вдоль всего корабля были растянуты разноцветные флаги. Это выглядело очень празднично.
– А что означают флажки? – поинтересовалась я.
– Сигнальные флаги используются для подачи команд и обмена сообщениями между кораблями. Обычно поднимают какой-то определенный флаг, но сегодня для красоты, и чтобы вам было приятно, подняли все флаги одновременно.
Нам, действительно, было очень приятно. Корабль стоял без парусов, но яркие флаги украшали пустые мачты и радовали своим многоцветьем.
Свернутые паруса были не алыми, а белыми. «Херсонес», как и другие корабли, ходит под белыми парусами. Алые поднимают только ради какого-нибудь особенного события. Поскольку в тот день было ветрено, то, вообще, никакие паруса не были раскрыты. Насколько я поняла, при ветре пришвартованный корабль с поднятыми парусами может выдернуть с места.
Каждая рея на корабле как-то называется. Иван перечислял удивительные названия: марса-реи, бом-реи, бом-брам-реи и т.д. Прямо таинственный иностранный язык.
Передняя часть палубы, которую я привыкла воспринимать как «нос корабля», на самом деле, называется морским термином «бак». Вместе с Иваном мы вышли на бак. Отсюда было видно морской порт Сочи во всем его великолепии. На баке «Херсонеса» красовался деревянный лакированный штурвал. Мне кажется, любой, кто видит настоящий штурвал, хочет за него подержаться, постоять рядом и почувствовать себя капитаном. Я подошла ближе. Штурвал оказался почти с меня размером. Представляю, как нелегко им управлять. Пока я играла в капитана, Шерхан заинтересовался большим круглым прибором для определения курса корабля – это гирокомпас. Он показывал курс «80». Курсант Иван со знанием дела все объяснял, а мы внимательно слушали и пытались что-то запомнить.
Потом все спустились внутрь корабля и попали в узкий коридор. По обе стороны от него были расположены двери в кубрики (жилые помещения для команды корабля). Мы заглянули в один из кубриков: там были круглые иллюминаторы, на стене висело морское снаряжение, а в жилой части находились шкафы и кровати для курсантов. Кстати, кровати напоминают полки в поезде – так же расположены в два уровня и довольно узкие. Но Иван заверил нас, что и длины, и ширины кровати курсантам вполне хватает.
На фрегате есть основной профессиональный состав команды, но большинство – это курсанты, которые проходят здесь практику. «Херсонес» – учебное судно. Курсанты постигают на корабле морское ремесло и в реальности могут почувствовать, что значит, долго находиться в море.
Кроме того, мы заглянули в уютную комнату, где на полках стояло много книг, на стене висела большая карта, рядом стояли мягкие диванчики, а на небольшом столике лежала шахматная доска. Судя по всему, это была комната отдыха. Иван сразу подошел к большой белой карте и стал с гордостью рассказывать:
– В 1997 году наш парусник обогнул мыс Горн. За всю историю было только два парусника, которые смогли обогнуть мыс Горн с полностью выключенными двигателями, то есть, только на парусах. С тех пор повторить достижение «Херсонеса» никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения через пролив Дрейка.
Иван показал нам и другую комнату: большую, просторную, с учебной доской, современным телевизором и большим количеством столов. В ней курсанты учатся, а в свободное время могут просто сидеть, читать или смотреть телевизор. Кстати, на корабле есть доступ в интернет. Современные технологии проникли и сюда. Мне было очень интересно все это узнать и увидеть. Напоследок меня сразило то, что на фрегате есть даже фортепиано. Разумеется, я не упустила возможность немного поиграть на корабельном инструменте. Отличные ощущения!
Мы проследовали дальше по коридору. Иван шел впереди и показывал дорогу. Он поднялся вверх по лестнице и вывел нас на свежий воздух. Экскурсия закончилась, но у нас было еще свободное время, чтобы прогуляться по палубе. Мы с Шерханом решили снова пойти к «носу корабля», а точнее, к «баку». Еще раз полюбовались на море и порт. А тем временем возле центральной мачты отдыхали три курсанта: все в белых рубашках, в темных пилотках, с погонами и в галстуках. Ну, очень красивые! Ребята дружно заулыбались, когда я их сфотографировала. Вообще, в тот момент все вокруг показалось мне красивым: корабль, море, курсанты. День был чудесный, настроение великолепное. Шерхан улыбался своей доброй белозубой улыбкой и смотрел вокруг с таким-же восторгом, как и я.
* * *
Соседний причал не пустовал. Возле него стоял шикарный круизный лайнер «Князь Владимир»: белоснежный, с двумя толстыми синими трубами. С нашего корабля его было очень хорошо видно. Шерхан пофотографировал меня на его фоне. Ветер игриво раздувал широкую юбку моего белого в горошек сарафанчика, и я чувствовала себя почти, как Мерлин Монро: смеялась и ловила платье. Снимки на фоне «Князя Владимира» получились задорными и кокетливыми.
Круизный лайнер – потрясающее судно, прекрасное во всех отношениях. Если у вас есть возможность совершить круиз, обязательно сделайте это! Впечатления будут незабываемые, я вам гарантирую. Дело в том, что в своей жизни я уже имела счастье плавать на великолепном лайнере. Это был не «Князь Владимир», а гигантский круизный лайнер компании “Royal Caribbean International” с не менее гордым названием “Independence of the Seas”. Он был построен в 2008 году и на момент постройки считался самым большим пассажирским судном в мире!!!
Я никогда не забуду тот прекрасный круиз. Огромный лайнер – не просто «дом на воде», это целый «город на воде». Сейчас я не буду углубляться в подробности моего путешествия на самом большом в мире круизном лайнере, но всем настоятельно рекомендую хотя бы раз в жизни испытать невероятные ощущения от морского круиза. В Сочи это очень легко осуществить, если приобрести билеты на корабль с благородным названием «Князь Владимир».
Большой морской порт есть не только в Центральном Сочи, но и в Адлере. Красивый Морской вокзал, элегантная набережная, парадная обстановка – все это осталось в Центр-Сочи. В Адлере порт совсем другой, тем не менее, он по-своему интересен.
Первое, что мне бросилось в глаза, когда я вышла к адлерскому порту, – большие и малые суда на территории, обнесенной решетчатым забором. Корабли стояли на твердой земле, их было хорошо видно через решетки. Среди кораблей находилось несколько гигантских кранов. Большинство стояло без движения, но один подъемный кран как раз поехал, издавая отрывистые звуки. Он двигался среди кораблей и корабликов, как огромный гигант. Доехав до нужного места, кран остановился. От края его стрелы начал спускаться длинный трос с крюком. Все это происходило медленно и величественно. Я, как завороженная, следила за действиями подъемного крана. Крюк опустился до самого низа, к нему подошли двое рабочих и начали крепить одну из яхт.
На этом спектакль в морском порту Адлера не закончился, но его действие переместилось с земли на небо. Со стороны моря на посадку заходил очередной великолепный авиалайнер. Морские подъемные краны тянулись своими носами-стрелами к небу, а самолет, пролетев над ними, плавно снижался. Казалось, он вот-вот заденет крышу одной из высоток. Но все прошло благополучно: самолет мастерски преодолел препятствия.
Территория с кранами – это большая зона сервисного обслуживания. Я бы назвала порт Адлера «техническим портом». Кроме зоны сервиса и ремонта здесь есть грузовой район с таможней, где обрабатываются экспортные и импортные грузы; есть бытовые модули для диспетчерской службы и для нужд экипажей; есть «Центр Спасения Дельфинов», и это еще не все. В Имеретинском порту можно покататься на аттракционе «Искусственная волна» и даже записать детей в самый настоящий детский парусный клуб.
Имеретинский морской порт находится в устье реки Мзымта и является первым в истории современной России портом, построенным как единый комплекс волнозащитных и причальных сооружений. Он был возведен в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. После 2014 года Имеретинский порт был перепрофилирован в яхтенную марину.
Сочи – единственный курорт на Черноморском побережье России со своим собственным яхтенным портом. Здесь все готово как для судовладельцев, так и для желающих покататься на яхте. Имеретинский яхтенный порт находится в шаговой доступности от Олимпийского парка, всего в десяти-пятнадцати минутах езды от аэропорта и приблизительно в получасе езды от Красной Поляны. Если вы остановитесь в Адлере, не упустите прекрасную возможность совершить морскую прогулку на яхте!
От улицы Цветочная, где я поселилась, до Имеретинского порта совсем недалеко: от моего отеля «Афина» легко дойти пешком. Когда я пришла в порт, сначала увидела техническую зону с кранами, а пройдя еще немного в сторону Олимпийского парка, вышла к яхтам. Море дремало, корабли тоже, рыбаки застыли с удочками, из ближайшего кафе доносилась приятная старинная мелодия – все это создавало атмосферу спокойствия и безмятежности.
Я сбавила темп, шла не спеша, наслаждаясь замедленным течением жизни на берегу Черного моря. Но я пришла в порт не только для того, чтобы прогуляться по берегу. У меня была давняя мечта – увидеть дельфинов! Я уже видела их раньше в дельфинариях. Эти великолепные животные вызывают у меня большой восторг и чувство искренней радости. В них есть что-то детское и, одновременно, мудрое, глубокое и магическое. Я давно мечтала увидеть дельфинов своими глазами в их родной среде – в открытом море.
Дельфины – свободные существа. Разные люди говорили мне: «Если Вы поплывете на теплоходе или яхте, вероятность встречи с дельфинами пятьдесят на пятьдесят». Отсюда я сделала вывод, что это дело случая: повезет – не повезет. Но в Имеретинском порту я познакомилась с Сергеем, который предлагал разные прогулки на яхтах: рыбалка, аренда яхты, дайвинг и т.д. Он заверил меня, что дельфины сопровождают яхты очень часто.
– За много лет работы мы всего лишь несколько раз не застали дельфинов. Но обычно дельфинов мы как раз встречаем. Только для этого надо рано встать и выходить в море уже где-то в семь утра.
Кстати, обычно за любые экскурсии в Сочи с туристов берут предоплату – за день или еще раньше. Но, что касается яхт, Сергей меня успокоил:
– Все оплатите на месте. Не волнуйтесь, здесь много отелей, обязательно кого-нибудь повезем.
В общем, Сергей меня убедил. Для курортного режима ранний подъем – не мое, но ради встречи с дельфинами я была готова один раз встать пораньше. Цены приводить не буду, тем более что они меняются, как все в этом мире. Но я уверена, что, как минимум, раз в жизни стоит не пожалеть средств, чтобы прокатиться на яхте. А если еще встретите дельфинов, то получите двойное удовольствие.
* * *
Буквально за день до этого я познакомилась с очень интересной женщиной и с моей землячкой Инной. Бывает же такое: мы сидели в салоне красоты за соседними креслами, и тут выясняется, что мы обе из Казахстана и более того – из Алматы. Невероятно! За всю поездку в Сочи я ни разу не встречала казахстанцев. В основном, это были россияне. У меня даже поначалу сложилось впечатление, что Сочи – чисто российский курорт, и отдыхают здесь, в большинстве своем именно россияне. Правда, иногда мне встречались люди, которые когда-то переехали в Россию из бывших союзных республик, но уже давно жили в одном из русских городов, откуда и приехали сюда на отдых. А тут, представляете, встречаю не просто казахстанку, а «свою родную» алматинку. Мы обе очень обрадовались и обменялись контактами. Наверное, Вы уже догадались, что я позвала Инну составить мне компанию на яхте. Инна оказалась легкой на подъем и сразу согласилась.