2 глава

В читальном зале городской библиотеки было тихо и спокойно, как в монастырской келье. Молодые люди студенческого и школьного возрастов изучали книги, писали конспекты и делали заметки в тетрадях и блокнотах. Роман сидел в самом углу с ворохом газет и журналов. Его интересовали рейдеры. О них много писали в прессе. В тонкой с розовой обложкой тетради в клетку Роман чертил схемы и делал заметки. Схему работы рейдеров Роман понял так. Сначала суд какого-то города (не того, где находится захватываемый завод или что-то ещё) выносил решение о передачи предприятия в руки нового хозяина. Потом с этим решением суда новый хозяин при помощи ОМОНа или других силовых подразделений выгонял старых хозяев с завода или предприятия, запуская в него свой чоп, и становился полновластным владельцев захваченной собственности. Захваченное, обычно, тут же перепродавалось кому-нибудь и так переходило из рук в руки, пока не оказывалось у заинтересованного владельца. Всё просто, как один плюс один. Роман улыбнулся и гыкнул так, что курносая девушка с причёской, как у Мирей Матье, сидевшая впереди Романа, оглянулась и недоумённо посмотрела на него.


Роман обедал с отцом дома. Отец приготовил борщ и макароны по-флотски.

– Ты уже две недели нигде не работаешь. Ты хотя бы ищешь новое место? – поинтересовался у сына отец.

– Ищу.

– В каком направлении?

– Хочу быть инженером, как был.

– С этим сейчас непросто. Может быть, стоит испытать себя в другой сфере?

– Охрана?

– Временно хотя бы.

– Это – работа для кретинов.

– Всякая работа достойна уважения.

– Пап, дай триста рублей.


Роман гулял по городскому парку. Он шёл по дорожке и мечтательно смотрел по сторонам. Внезапно откуда-то появилась, шедшая ему навстречу, Марина.

– Ты, что здесь делаешь? – спросила она, когда она приблизилась к Роману.

– А ты, что здесь делаешь?

– Гуляю.

– И я тоже.

– Почему ты не звонишь мне?

– Зачем?

– Ты, считаешь, что между нами уже всё кончено?

– Конечно. Ты хороший человек, а я конченое дерьмо.

– Рома, что с тобой происходит? Ты раньше не был таким.

– Марин, оставь меня в покое.

– Я думала, ты хотя бы попросишь у меня прощения и захочешь начать всё сначала.

– Нет, не захочу.

– Почему?

– Неважно.

– Боишься ответственности?

– Может быть.

– Я знала, всегда знала, что ты тряпка и слабак.

– Может быть, и мне плевать, что всё так.

– На этот раз мы расходимся окончательно.

– Прекрасная идея.


На железнодорожном вокзале Роман покупал книги. Он долго выбирал из массы книг самого разнообразного жанра. Больше всего Роман любил книги приключенческого жанра. В этот раз его внимание привлекла книга две тысяча второго года издания некого Ивана Шеина «Властелин мира». Это было что-то из области популярной психологии. Не самый любимый жанр Романа, но он находился в такой жизненной ситуации, что самое время было покопаться в собственных душе и мозгах. На обложке на чёрном фоне красовался автор крепкий мужчина в одежде похожей на кимоно с мечом в руках. У него были чёрные волосы, тонкая бородка и усы, какой-то средиземноморский тип лица, как показалось Роману. Роман пролистал книгу. В аннотации он вычитал, что автор пишет, оказывается, не для простых людей, а для тех, кто готов стать героем, и свернуть с проторенной миллиардами дорожки, ведущей к жизни в мещанском болоте, жизни ходячих мертвецов и жалких неудачников и клоунов. Тем, кто примет идеологию автора, предлагалась интересная и богатая жизнь воина-одиночки. Похоже было на бред. Роман улыбнулся, и хотел было положить книгу обратно на прилавок, но какая-то сила остановила его. Что, если этот Шеин прав? Ведь успеха в этом мире действительно добиваются одиночки. Книга стола тридцать рублей. Роман расплатился с продавцом и отправился домой пешком. Он не хотел тратить деньги на транспорт. Отец ругал его за то, что никак не может устроиться на работу и тратит в пустую деньги. На небе собрались густые лиловые и иссиня-чёрные тучи. Где-то уже гремел гром. Роман спешил домой, держа под мышкой книгу. На небе вспыхнула ветвистая длинная молния и громыхнул гром, заискрили провода натянутые меж столбов около здания поликлиники, на землю обрушился дождь. Роман, пока добрался до дома, весь промок.

Он разделся и принялся к изучению книги. Отец был ещё на работе в школе. Книга началась с описания мира, как его видит автор. Он представлял мир людей сборищем идиотов и клоунов. Шеин даже процитировал одну песню Окуджавы, которого, как он потом отметил, не очень уважал, где тот пел о том, что дураки ходят стаями, а умные по одиночке. Потом автор отметил, что и те люди, которые вроде бы считаются умными, закончившие институты и много читающие, зачастую, в каких-то жизненных ситуациях ведут себя, как дураки. Они находятся в плену собственных иллюзий и самообмана. Герои же одиночки ясно осознают, что этот мир жесток изначально и живёт по циничным и суровым законом. Смыслом жизни является банальное биологическое выживание, только и всего. Но можно выживать по-разному, можно быть простым работягой, и при этом жить вполне достойно, можно попробовать совершить героический путь вверх и стать властелином мира. Шеин туманно упомянул, что такие люди есть, и они обычно находятся в тени. Они не лезут в политику, у них есть богатства и влияние. Это теневые лидеры. Роман увлёкся чтением не на шутку, и когда с работы пришёл отец и позвал его ужинать, ответил ему:

– Потом, отец. Я потом сам разогрею что-нибудь или приготовлю.

Роман продолжил чтение. Для того чтобы стать властелином мира, надо было понять, что мораль придумали неудачники и разного рода хитрые люди, обслуживающие государства и правительства для того, чтобы держать в покорности народ, как стадо рабов. Поэтому никакой морали для героя, собирающегося стать властелином мира, не существует. Можно украсть и присвоить себе любое добро. Речь не идёт об отборе последнего у бедняков, а о средней или крупной собственности. Чем крупнее собственность, тем более вероятности, что её приобрели или захватили незаконным или аморальным способом. Поэтому нет ничего аморального в изъятии богатств у тех, кто сам получил это либо по воле случая, либо путём насилия, мошенничества, обмана или грабежа. В достижении своих высоких целей хороши любые средства – шантаж, подкуп, взятки, воровство, мошеничество.

Была глубокая ночь. Роман положил на тумбочку прочитанную книгу. Он пошёл на кухню, сделал себе бутерброд, поел. Потом он вышел на балкон. Небо было тёмным. Звёзды мерцали еле-еле, дул восточный колючий ветер. Роман и раньше думал о том, о чём писал этот странный Шеин. Это не было для него открытием Америки. Может быть, это всё чушь от первой до последней буквы, но одно Роман понял точно для себя. Он теперь не хотел быть таким, каким был раньше. Почему он должен свою единственную жизнь прожить так жалко и бедно? Только потому, что родился в бедной семье? Неужели он такой слабый и глупый, как большинство этих нелепых людей, которые любят ходить стаями?


Во время учёбы в институте Роман приятельствовал с Денисом Семёновым, который по окончании вуза предпочёл профессию следователя полученной специальности. Бывшие приятели встретились в Липках в старом парке. Они уселись на скамейку. Стояла жаркая августовская погода. Денис был одет в гражданскую одежду: рубашку и джинсы. Это был брюнет с тонкими чертами лица.

– Давно ты не звонил, – упрекнул приятеля Денис.

– Я чуть было не женился. Теперь вот освободился, наконец. Сам понимаешь, как тяжело несвободному человеку находить время на друзей.

– А я и не был женат.

– Молодец. И подруги нет?

– Нет.

– Ты всегда был умным.

– У тебя что-то случилось?

– Нет. Хотел попросить тебя кое-о-чём. Вы же расследовали дела рейдеров. Ты не мог бы мне подогнать дело рейдеров?

– Ты спятил? Как ты себе это представляешь?

– Какое-нибудь уже закрытое дело из архива. Например, дело отжатия кирпичного завода у Мартынюка. Его же закрыли уже.

– Зачем тебе это?

– Не могу сказать пока. У меня денег нет, чтобы тебя отблагодарить, но мне это очень нужно.

– Нужно помочь кому-то?

– Типа того?

– Я не могу тебе ничего обещать.


Спустя два дня Денис позвонил Роману. Он помог ему ночью проникнуть в архив, где тот мог почитать дела рейдеров. Это были пухлые папки, в которых была масса информации, в которой можно было утонуть, не найдя ничего ценного. Роман листал дела при свете старой настольной лампы советского образца. Всё это он уже знал, но один листок заинтересовал его. Это были показания судьи, какой-то Маковой Е. Е. Она вынесла решение о переходе одного научно-исследовательского института в собственность какого-то Ломинадзе Л. И. Похоже, что эта Макова не была подкуплена и видимо даже понесла какое-то наказание. О её судьбе в деле не было никаких сведений. Она раскаивалась в содеянном и уверяла, что не получала ни денег, ни каких-либо ценностей или подарков. Она уверяла, что ей позвонили накануне суда, представившись от какого-то Ивана Ивановича, и сказали каким должно быть её решение. Она приняла решение под давлением. Кто был этот Иван Иванович? Её начальник или какой-то местный ферзь по делу было понять невозможно. Скрипнула дверь, из-за которой появился Денис.

– Ты долго ещё? Обещал только час.

– Всё, мне этого достаточно.

Роман закрыл дело и пошёл убирать папки на полки.

Загрузка...