Трейдеры и инвесторы применяют визуальный подход к инвестированию уже более века. Вплоть до последнего десятилетия визуальный анализ как серьезный метод торговли и инвестирования был во многом уделом специалистов и профессиональных трейдеров. Большинство преуспевающих трейдеров просто не возьмутся торговать, не просмотрев сначала графики. Даже совет управляющих Федеральной резервной системы пользуется теперь графиками цен.
Долгое время мир визуальной торговли был закрыт для рядового инвестора. Пугающий жаргон и сложные формулы отталкивали непрофессионалов и не входили в круг их интересов. Однако за последнее десятилетие произошли два очень серьезных изменения. Прежде всего, появились недорогие персональные компьютеры и аналитические интернет-сервисы. Нынешние инвесторы имеют впечатляющий набор технических и визуальных инструментов, которыми 30 лет назад не располагали даже профессионалы.
Вторая перемена связана со значительным расширением индустрии взаимных фондов, которых сейчас больше, чем акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже. Этот феноменальный рост принес рядовым инвесторам как выгоды, так и проблемы. Проблемой теперь оказывается выбор нужного взаимного фонда. Иначе говоря, рост числа взаимных фондов весьма осложнил жизнь индивидуального инвестора, хотя они создавались именно для упрощения инвестирования. Если у человека не было времени или опыта для выбора акций, то он мог возложить эту задачу на менеджера взаимного фонда. Помимо профессионального управления фонд обеспечивал ему диверсификацию. Раньше, купив один фонд, инвестор получал доступ ко всему рынку. Теперь же взаимные фонды настолько сегментированы, что он просто теряется перед обилием вариантов. В последнее десятилетие место многих взаимных фондов заняли биржевые фонды (ETF).
Фонды акций внутреннего рынка классифицируются по цели и стилю работы как фонды агрессивного роста (aggressive growth), роста (growth), роста и дохода (growth and income) и дохода по акциям (equity income). Фонды также делятся по уровню рыночной капитализации акций, включенных в их портфели. Фонды акций компаний с высокой капитализацией (large-cap stock funds) ограничиваются акциями, включенными в индекс Standard & Poor’s 500. Фонды акций компаний со средней капитализацией (midsize funds) работают с акциями, входящими в индексы S&P 400 Mid-Cap и Wilshire Mid-Cap 750. Фонды акций компаний с малой капитализацией (small-cap funds) формируют портфели из акций, включенных в индексы Russel 2000 или S&P 600 Small-Cap. Кроме того, фонды акций можно классифицировать по их специализации на различных секторах фондового рынка – таких как технологии, тяжелая промышленность, производство медицинской продукции, финансовые услуги, энергетика, драгоценные металлы и коммунальное хозяйство. Секторы, в свою очередь, делятся на отрасли, которыми занимаются еще более специализированные фонды. Так, к технологическому сектору относятся фонды со следующей специализацией: компьютеры, оборонная и авиакосмическая промышленность, средства связи, электроника, программное обеспечение, полупроводники, телекоммуникации. Например, управляющая компания Fidelity Investments предлагает на выбор 40 фондов, специализирующихся на различных секторах.
Еще одно направление – глобальное инвестирование. Теперь, чтобы выйти на рынок других государств или географических регионов, инвестору достаточно выбрать подходящий фонд акций. В результате инвесторы должны следить за движением рынков не только в США, но и во всем мире. Инвестирование за рубежом сопряжено с более высоким риском, чем на внутренних рынках, но вознаграждение с лихвой окупает его. С 2003 г. до конца 2007 г. рост иностранных акций превысил в два с лишним раза рост американских акций.
За эти же четыре года развивающиеся рынки выросли в четыре раза больше, чем вырос американский рынкок. Зарубежное инвестирование позволяет диверсифицировать портфель американских акций, именно поэтому финансовые консультанты рекомендуют размещать около трети портфеля за границей – для увеличения доходности и уменьшения риска.
Многие инвесторы нашли в фондах альтернативу выбору акций. Однако уровень сегментации этой индустрии требует от инвестора большей информированности и активного участия в выборе подходящего фонда. Инвесторы должны знать, что происходит в разных секторах американского рынка, а также на глобальных рынках. Широта выбора, доступная сегодня инвестору, – это палка о двух концах.
То же самое относится и к техническим достижениям последнего десятилетия. Проблема заключается в том, как выбрать и использовать доступные ресурсы. Технологии обогнали публику по способности эффективно использовать новую информацию. Именно поэтому цель данной книги – помочь рядовому инвестору быстро освоить визуальную торговлю и показать, как ее относительно простые принципы позволяют решить проблему секторного инвестирования в первую очередь через биржевые фонды.
К положительной стороне растущей специализации фондов можно отнести невиданное ранее многообразие инвестиционных инструментов. Так, инвесторы, предпочитающие определенный сектор рынка или отрасль, но не желающие заниматься отбором акций, могут теперь приобрести акции целой группы. Кроме того, секторные фонды предоставляют инвестору дополнительные возможности диверсификации основного портфеля акций и более агрессивного наращивания той или иной его части. Именно тогда ему и пригодится визуальный анализ.
Инструменты, рассматриваемые в этой книге, применимы к любому рынку или фонду в любой точке мира. Благодаря компьютеру и доступности ценовых данных, процедура мониторинга и анализа фондов чрезвычайно упростилась. Возможности персонального компьютера можно также использовать для мониторинга портфелей, тестирования на исторических данных правил покупки и продажи, сканирования графиков для поиска инвестиционных возможностей, ранжирования фондов по их результативности. Трудности освоения новых технологий и их применения к инвестированию в фонды и секторы, конечно, остаются – но остаются и плюсы. Если вы вышли на рынок – значит, вы не боитесь этих трудностей. Эта книга покажет вам, как извлечь пользу из плюсов.
Книга состоит из четырех частей. В части I объясняется, что такое визуальный анализ и как он сочетается с более традиционными формами инвестиционного анализа. Кроме того, представлено ключевое понятие рыночного тренда и показаны некоторые визуальные инструменты для его идентификации. Вы, возможно, удивитесь, узнав, насколько полезны некоторые простейшие инструменты, рассматриваемые в первой части. На протяжении всей книги особое внимание уделяется биржевым фондам. ETF чрезвычайно упростили распределение активов и процесс ротации секторов.
Часть II посвящена наиболее популярным рыночным индикаторам. Особое внимание уделено концепциям, лежащим в основе индикаторов, а также интерпретации индикаторов. Я ограничился лишь самыми полезными инструментами. Желающие глубже познать мир индикаторов могут воспользоваться ссылками на дополнительную литературу в конце книги.
Часть III знакомит с идеей взаимосвязи рынков. Это особенно важно, чтобы понять, почему инвесторам фондового рынка необходимо также следить за движением цен на сырьевые товары, цен облигаций и курса доллара. Межрыночный анализ также помогает разобраться в вопросах распределения активов и ротации секторов на фондовом рынке. Попутно вы получите представление о том, как Федеральная резервная система вырабатывает свою политику. Вы будете следить во многом за теми же объектами, что и ФРС.
В центре внимания части IV – секторный анализ. Особо отмечена роль анализа относительной силы в процессе отбора. Здесь же приведены примеры анализа глобальных рынков.
В заключении я свожу все сказанное выше вместе и еще раз напоминаю о простоте. В приложениях вы найдете рекомендации относительно того, как начать и где можно найти ценные ресурсы. Там же вы познакомитесь с некоторыми популярными методами, которые можно включить в визуальный анализ.
Говорят, что лучше один раз показать, чем тысячу раз сказать. Именно это я и пытаюсь сделать. В книге речь идет о том, как зарабатывать деньги с помощью представления рыночных картин. Все предельно просто: акция либо растет, либо падает. Если она растет и это ваша акция – прекрасно. Если она падает и это тоже ваша акция – плохо. Вы можете сколько угодно рассуждать о том, куда она должна двигаться и почему она идет совсем не туда. Вы можете говорить об инфляции, процентных ставках, прибылях и ожиданиях инвесторов. Но в конечном итоге все решает картина: растет акция или падает? Понимать причины того или иного движения интересно, но не обязательно. Когда ваша акция растет, никто не отберет у вас выигрыш, даже если вы не знаете, почему она идет вверх. А когда акция падает, знание причин не вернет потерянного. По-настоящему важна лишь картина – простая линия на графике. Секрет визуального инвестирования заключается в умении отличать то, что растет, от того, что падает. Цель данной книги – помочь вам увидеть отличия.
По мере чтения книги вы познакомитесь с рядом относительно простых визуальных инструментов, помогающих при анализе рынка и выборе момента для осуществления операций. Обратите внимание на употребление термина анализ рынка. При всей его многозначности данная книга касается главным образом визуального анализа финансовых рынков с помощью графиков цены и объема. Анализ фундаментальных показателей, таких как ожидаемая доходность и состояние экономики, помогает определить, как должна двигаться акция. Анализ же рынка показывает, как она фактически движется. Эти два подхода очень отличаются друг от друга. Использование прогнозной доходности относится в целом к фундаментальному анализу, а рыночный анализ подразумевает графический, или визуальный, анализ. Большинству инвесторов более знаком фундаментальный подход, так как они изучают его в университетах или читают о нем в прессе. Бесспорно, в конечном счете именно фундаментальные факторы определяют, в какую сторону будет двигаться акция или группа акций. Вопрос в том, как трактовать эти данные и их влияние на акции.
Дело в том, что большинство преуспевающих трейдеров и управляющих фондами применяют нечто среднее между визуальным и финансовым анализом. В последнее время наблюдается тенденция к объединению графических и фундаментальных методов. Использование межрыночного анализа, изучение рыночных связей (см. часть III) еще сильнее стирают грань между этими двумя подходами. В этой книге я просто стараюсь объяснить, в чем их различие, и помочь читателю понять, почему графический (визуальный) подход должен быть частью любого инвестиционного или торгового решения.
Визуальный анализ (также называемый графическим или техническим анализом) подразумевает изучение самого рынка. Графики цен показывают движение отдельных акций, отраслевых групп, фондовых индексов, облигаций, а также международных, товарных и валютных рынков. Можно осуществлять визуальный анализ фондов различных типов. Многих пугает термин технический анализ. В результате они отказываются от очень ценного вида анализа. Если у вас та же проблема, называйте его просто визуальным анализом, ибо это одно и то же. Словари определяют визуальный как «видимый глазом, зрительный», а технический – как «абстрактный, теоретический». Но в этом виде анализа, поверьте, нет ничего абстрактного или теоретического. Удивительно, сколько людей, чурающихся технического анализа, успешно пользуются ценовыми графиками. Они больше боятся названия, а не самого анализа. Чтобы читателям было спокойнее, я буду употреблять термины визуальный анализ, рыночный анализ и графический анализ.
Предположим, у инвестора есть средства, которые можно вложить в фондовый рынок. Первое, что нужно определить, – подходящее ли сейчас время для новых вложений в рынок. Если да, то какой сектор рынка самый подходящий. Инвестор должен изучить рынок, чтобы принять обоснованное решение. Но как выполнить эту задачу?
Можно читать газеты, изучать отчеты о прибылях и убытках, названивать брокеру, подписаться на какое-нибудь финансовое издание или зарегистрироваться на специализированном веб-сайте. Пожалуй, все эти варианты подходят, но только как часть процесса. Между тем есть более быстрый и легкий путь: не гадать, как должен двигаться рынок, а посмотреть, как он движется на самом деле. Начните с изучения трендов основных фондовых индексов. Затем посмотрите на графики различных секторов акций, чтобы понять, куда они идут. И то и другое можно выполнить в считанные минуты – достаточно взглянуть на соответствующие графики.
Графический анализ – это в некотором роде обман. В конце концов, почему акция идет вверх или вниз? Она растет потому, что у нее позитивные фундаментальные показатели, а падает из-за негативных фундаментальных показателей. По крайней мере, именно так рынок реагирует на фундаментальные показатели. Однако вспомните, сколько раз вам приходилось видеть, как акция падает после позитивной новости? Реальные новости значение имеют не всегда, важно, чего рынок ожидает и что он думает об этих новостях.
Тогда почему же графический анализ – обман? Да потому, что он представляет собой усеченную форму фундаментального анализа. Он позволяет графическому аналитику изучать акцию или промышленную группу, проделывая не все, что положено фундаментальному аналитику. Каким образом? Через оценку характера фундаментальных показателей, исходя лишь из направления ценового движения. Если рынок считает фундаментальные показатели позитивными, он награждает акцию ростом. При негативной оценке фундаментальных показателей, определяющих внутреннюю стоимость акции, рынок наказывает ее понижением. Графическому аналитику остается лишь следить, куда идет акция: вверх или вниз. Это очень похоже на обман, но на деле его нет. А есть просто смекалка.
Различие между двумя подходами проще всего уяснить через понятия спроса и предложения. Согласно простому экономическому правилу, если спрос превышает предложение – цены растут. Если же предложение превышает спрос – цены падают. Это правило распространяется и на рынки акций, облигаций, валют и товаров. Да, но как разобраться, каков спрос, а каково предложение? Ведь умение определить, что выше, – это, безусловно, ключ к предсказанию цены. Но действительно изучать с этой целью все факторы (как вместе, так и в отдельности), влияющие на спрос и предложение, – дело трудоемкое. Проще судить по сигналам самих цен. Если цена растет, то выше спрос. Если цена падает, то, похоже, выше предложение.
Прекрасный пример различия между двумя подходами я получил еще в начале своей карьеры рыночного аналитика. Однажды портфельный менеджер вызвал меня и фундаментального аналитика к себе в кабинет и дал обоим одно и то же задание: проанализировать исторические уровни цен ряда акций, которые он собирался добавить в инвестиционный портфель компании. Ему нужно было знать, на каком уровне каждая из акций становилась переоцененной и какие акции находились ближе к умеренным и более подходящим для приобретения уровням.
Вернувшись к себе, я достал каталог долгосрочных графиков с ценовыми данными по каждой из акций за несколько десятилетий. Я отметил максимумы и минимумы в прошлом и акции, которые приблизились к ним больше других. Задание было выполнено в тот же день.
Однако мой отчет пролежал в столе целых две недели – именно столько времени потребовалось на подготовку данных моему напарнику-фундаменталу. И когда оба отчета были рассмотрены, наши результаты – как это ни смешно – в целом оказались одинаковыми. Он в своем анализе учел все фундаментальные факторы, включая отношение «цена/прибыль» и тому подобное. Я же просто взглянул на графики. Мы получили одни и те же цифры, но я – за два часа, а он – за две недели. Это позволило мне сделать два вывода. Во-первых, оба подхода часто дают один и тот же результат, демонстрируя их колоссальную взаимозаменяемость. Во-вторых, графический подход гораздо оперативнее и не требует глубокого знания рассматриваемых акций.
Рынок всегда смотрит в будущее. Он – механизм, который учитывает все. Но почему рынок растет или падает, ясно не всегда. А когда причину все же удается выяснить, он нередко идет уже в обратном направлении. Именно склонностью рынков опережать фундаментальные показатели и объясняется большинство расхождений в результатах двух подходов.
Так как рынок учитывает все фундаментальные показатели, рыночный анализ является просто другой формой фундаментального анализа – более визуальной, если хотите. На вопрос, почему рынок растет, я часто отвечаю, что у него позитивные фундаментальные показатели. Бывает, я и понятия не имею, каковы они, но зато всегда уверен: повышение цены сигнализирует о бычьем взгляде рынка на фундаментальные показатели. Именно в этом сила рыночного анализа.
Это же помогает понять, почему визуальное изучение рынка – столь важная часть инвестиционного процесса. Отсюда же вытекает, что фундаментальный анализ не должен проводиться изолированно. Рыночный анализ может предупредить инвестора о переменах в соотношении спроса и предложения, что, в свою очередь, заставит его иначе оценивать фундаментальные показатели. Помимо прочего, рыночный анализ может служить мерилом или фильтром фундаментальных оценок. В любом случае, два подхода во многом дополняют друг друга.
Одна из самых сильных сторон визуального подхода к рыночному анализу – возможность следить за множеством рынков одновременно и переходить в другие инвестиционные среды. Инвестор может наблюдать за рынками по всему миру. Можно с легкостью держать в поле зрения глобальные рынки акций и облигаций, валют, секторов акций, отдельных акций, облигаций и товаров. Вдобавок принципы графического анализа применимы на любом из этих рынков даже при скудных знаниях об их фундаментальных показателях. А это далеко не мелочь, если учесть тенденцию к глобальному инвестированию и проблему обширнейшего выбора, с которой сталкивается современный индивидуальный инвестор. Но вся прелесть подхода заключается в том, что надежный анализ этих рынков можно провести, овладев буквально горсткой визуальных инструментов.
Графики работают по двум причинам. Во-первых, они показывают, как рынок оценивает стоимость данной акции. Вы, наверное, слышали выражение «не борись с тенденцией». Если вы ставите на повышение акции, а она падает, – значит, вы ошиблись в ее оценке (или, как иногда любят выразиться предсказатели, «поторопились»). Если вы играете на понижение акции, а она растет, – значит, вы снова ошиблись. Рынок дает нам ежедневный отчет. Аналитики иногда говорят, что рынок растет или падает неоправданно (обычно они утверждают это, когда сами ошиблись в прогнозе его движения). Рынок не может двигаться неоправданно – так не бывает. Рынок всегда прав. И синхронное движение с ним зависит только от нас самих. Мне за мою карьеру не раз говорили, что я был прав – но случайно. Обычно так говорил тот, кто ошибся – но справедливо. Уж лучше я случайно окажусь прав, чем справедливо ошибусь. А вы?
Вторая причина, по которой график работает, заключается в направленном движении рынков. Не верите? Тогда взгляните на график индекса Dow Jones Industrial Average (рис. 1.1). Если он не убеждает, то купите себе падающую акцию. Тогда вы сразу почувствуете нисходящий тренд. В исследовании тренда и состоит суть визуального анализа. Поэтому далее использование всех инструментов и индикаторов будет нацелено на одно: выявление тренда акции или рынка – восходящего или нисходящего. На рис. 1.2 показано, почему так важно понимать, куда все идет – вверх или вниз.
Как утверждают критики графического подхода, прошлые цены нельзя использовать для предсказания будущих, а графики работают потому, что являются «самореализующимися пророчествами». Подумайте, разумно ли первое утверждение: разве можно вообще строить прогнозы, не опираясь на прошлые данные? Разве экономическое и финансовое прогнозирование не включает в себя изучение прошлого? Задумайтесь над этим. Ведь нет такого понятия, как будущие данные. Любой человек располагает лишь историческими данными.
Если вас интересует вопрос самореализующихся пророчеств, посмотрите передачу CNBC, где спорят рыночные аналитики. Они нередко по-разному интерпретируют одни и те же данные, что бывает и при любых других методах прогнозирования. Меня часто спрашивают, почему графики работают. Но разве причина так уж важна? Разве мало того, что они действительно работают? Имейте в виду, что графики – это не что иное, как визуальная история рыночного пути акции. Фактически каждое ее движение отражается на ценовом графике. Следовательно, если эти движения можно увидеть, ими можно и воспользоваться.
В первой главе я хочу не только объяснить различия между визуальным подходом и традиционными формами финансового анализа, но и показать способы их совмещения. Рассмотрим вопрос выбора момента времени. Предположим, в результате фундаментального анализа выявлена акция, которая привлекательна для покупки. Как быть? Просто взять и купить ее? А вдруг результаты анализа правильны, но момент времени не подходит для покупки? В таких случаях и пригодится графический анализ: он подскажет, когда лучше покупать – сразу или позднее. Таким образом можно довольно легко комбинировать оба подхода.