Уже начались каникулы. Но у Сашиной мамы была отличная память, и она очень хорошо помнила, что Анна Сергеевна задала Саше прочесть целую гору книг.
«Лучше бы мама была старенькой, как прабабушка и у нее был бы склероз», – иногда даже подумывал Саша, когда мама напоминала об уроках. Но ему приходилось смиряться с тем, что мама была молодой и склерозом ни капельки не страдала. Впрочем, такая мама Саше очень даже нравилась – она не забывала о праздниках, Сашиных победах и часто-часто целовать его.
– Я – во двор! – крикнул Саша сквозь кусок булки, торчащий изо рта, уже натягивая ботинки у порога.
– Стоп! Сегодня ты еще ничего не прочел! – остановила его мама.
– После прогулки, ладно?
– Не ладно. После прогулки у тебя найдется еще много наиважнейших дел.
– Каникулы же…, – недовольно протянул мальчик, шагая в зал походкой древнего старика.
– Не дуйся. Книжку я тебе дам совсем тонкую.
Саша плюхнулся на диван и лениво посмотрел на врученную ему книжку.
– «Живая шляпа», – прочел мальчик и резко повернулся к окну.
– Мяч! Пинай мяч мне! – Кричал за окном Пашка.
– Не отвлекайся! – Одернула Сашу мама.
И Саша начал читать. Он читал громко и четко, проговаривая каждый слог.
– А давайте – в прятки! – послышался со двора голос заводилы Петьки.
Саша нетерпеливо заерзал, но продолжил читать.
– Не, давайте лучше – в хоккей! – крикнул Алешка. – У меня есть шайба и клюшки.
Саша заерзал пуще прежнего.
– А я есть хочу, – пожаловался толстенький Тимка.
– А ты не лопнешь? – засмеялись ребята.
– Бегемот! верни шайбу! – закричал Мишка Ваське Бегемотикову.
– «Он только фыркал и жмурился», – протараторил Саша, захлопнул книжку и стрелой помчался на улицу.
– Какая муха его укусила? – спросила маму бабушка, чуть ли не сбитая внуком в дверях.
– Скорее, бегемот, – усмехнулась мама.
Когда Саша вернулся с прогулки, то, наконец, заметил бабушку и даже чмокнул ее в морщинистую щеку.
– Расскажи-ко мне, какую интересную книжку ты сегодня прочел, – попросила старушка, удобно устроившись в кресле.
– «Живая шляпа» называется, – уверенно проговорил Саша.
– Ну, рассказывай, рассказывай, – бабушка усадила внука рядом с собой на подлокотник.
– Ну…, – Саша потер лоб. – Там, короче, мяч сам спрыгнул со шкафа.
– Да ты что?! – удивилась бабушка.
– Ага. А потом сам как давай прыгать по комнате. И мальчики тоже там стали прыгать везде. Мяч, короче, живой какой-то был.
– Прямо-таки, живой?
– Ну, да, он даже разговаривал. «Давайте, – говорит, – в прятки играть». Мальчишки спрятались на кухне. Один там потом, домой захотел. Но не пошел.
– А почему? – поинтересовалась бабушка.
– А… – Саша снова потер лоб. – Так они же, в хоккей играть стали. У них там еще кочерга была и палка лыжная – вместо клюшек. Вот!
– А мяч, вместо шайбы, выходит?
– Ну, да! Они по мячу били-били, а он – бабах! И лопнул! а из него, вдруг, как выскочит бегемот!
– Кто-кто? – очень удивилась вошедшая в комнату мама.
– Бе-ге-мот, – уже с сомнением проговорил Саша.
– А причем же здесь шляпа? – спросила бабушка, совсем запутанная внуком.
– Какая шляпа? – переспросил Саша. Но тут же вспомнил название книги. – А…, это писатель название перепутал.
– Это ты все перепутал, – мама взъерошила сыну волосы.
– Я читал…, – пробубнил Саша, глядя на маму исподлобья.
– Читал-то ты, читал, а вот о чем думал, пока читал?
Саша потупил взгляд, сам понимая, что его рассказ получился каким-то нескладным.
– Я, знаешь ли, весь рассказ хорошо помню, потому что слушала тебя внимательно. Но, ведь, не мне его читать задавали. Вот как ты, к примеру, мог не заметить котенка?
– Я ему сегодня молока уже наливал, – сказал Саша в свое оправдание, не понимая, какое отношение их Мурзик имеет к рассказу.
– Ну, и что мне с ним делать? – спросила мама бабушку. Она-то не о Мурзике спрашивала, а о котенке из книжки. – Эх, Саша-Саша, меня ты плохо слушаешь, так хоть самого себя слушай, когда читаешь.
Саше, вдруг, стало очень стыдно. Толи перед мамой; толи перед бабушкой; толи перед котенком из книжки; толи, перед Николаем Носовым – автором той самой книжки. А может, даже, перед самим собой.
Мальчик, молча, поднялся с кресла, взял с полки книжку про живую шляпу и прочитал ее на второй раз. Причем, на этот раз, и сам внимательно слушая свое чтение.
Время от времени, Саша даже посмеивался, сравнивая свой рассказ с рассказом Николая Носова. Впрочем, и сам рассказ Носова оказался смешным. И Саша был рад, что не поленился прочесть его снова. И даже очень удивился, как это он никогда раньше не замечал, что чтение книжки может быть не менее увлекательным занятием, чем игры с мальчишками.
«А, может, стоит, начать читать книжки вместе с ребятами?» – даже подумалось Саше. – «Тогда они будут еще интересней! Ведь вместе смеяться и думать – всегда веселей!».