Жили были четыре брата – Иван, Василий, Мирослав да Савелий. Красавцы, как на подбор! Силушкой их судьба не обидела, красотой – не обделила.... Всё у них было хорошо. У каждого – свой дом был да жена – красавица. Всё вроде бы хорошо. И дом есть, и достаток в нём. Да только вот лада в семьях уже давно не было. Ранее было как? Приходят они с работы домой, а дома – тишь да благодать – жены красивые, да приветливые, заботливые, да рукодельные. Пирогами каждый день их потчевали, да лаской одаривать не забывали. А в последнее время как будто подменили их. Бранятся, да ругаются. Прям напасть какая-то. Может, подменили их? Аль порчу кто наслал?
Надоел мужикам раздор в семьях и решили они поехать в город. К ведунье. Слух по земле русской шёл, что всяк, кто к ней приедет, любой ответ на любой вопрос получить сможет. Вот и поехали они за ответом к ней. Один вопрос на четверых был: "Куда мир, да лад из их семей ушли?"
Вот рано утречком положили они в телегу мешок пшеницы, запрягли лошадей, да и поехали. На восьмой день приехали они в город – к ведунье.
Вошли к ней в горницу. Шапки сняли, да поклонились до земли низехонько. А, вставши, мешок пшеницы посередь комнаты поставили.
Не стала ведунья спрашивать у них, что их волнует. Лишь сказала им тихим голосом:
– Ответ на свой вопрос вы услышите через три месяца. А сейчас ступайте. Да возьмите с собой по зёрнышку заговорённому. – Сказала она так, да четыре зёрнышка из мешка, что они ей принесли, достала. Дунула на каждое зернышко, что-то неведомым языком ему нашептала… – Как домой воротитесь, так пусть каждый свое зёрнышко посадит. А через три месяца жду вас с колосками. В каждом колоске одно зёрнышко будет волшебным. Вот оно-то мне и расскажет – как вы за ним ухаживали, да как о нем заботились.
Что поведает мне зернышко, с тем домой и воротитесь.
Скажет "забота" – вернётесь в семью к заботливой жене,
Скажет "ласка" – вернётесь домой к ласковой жене,
Скажет "нежность" – и будет вам нежность,
Скажет "тепло" – и тепло к вам вернётся.
Долго сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Приехали мужики домой. Каждый свое зёрнышко посадил и сразу ухаживать за ним стал. Уж мужики и поливают его, и лелеют. Днём от солнышка знойного укрывают, чтобы не напекло. А грянет гром – укрывают от дождика, чтобы не залило. До смешного дошло – ночью ему сказки читают, да к звездам любоваться выносят. Уж очень им лад и любовь в семью вернуть хотелось.
А через три месяца мужики колоски срезали, аккуратно и заботливо в тряпичку замотали, сели в телегу, да к ведунье опять поехали.
Вот вошли они к ней в горницу. Поклонились. Каждый свою тряпичку нежно развязал и колосок трясущимися от волнения руками на стол положил.
Взяла она с каждого колоска по одному зёрнышку, положила их на тарелку волшебную, да заговор произнесла. Засияли тут зёрна светом невиданным. От каждого лучи вширь да ввысь расходятся, а на них всё–всё видно, как на ладони – что у каждого мужика дома в течении этих трех месяцев было:
– кто как зёрнышко поливал, а жена его на коромысле тяжёлые вёдра с водой домой таскала;
– кто как листики у колоска обтирал, а жена его все три месяца ласки не знала;
– кто колоску сказки всю ночь мог рассказывать, а жене, что стирала за ним, убирала за ним, готовила еду ему, и слова доброго произнести не мог;