Все мы помним хорошо известное высказывание «Кто владеет информацией – тот владеет миром». И действительно, порой наличие определенной информации в нужный момент может сыграть значительную роль в той или иной ситуации. Если развивать эту мысль дальше, то можно предположить, что в целом избыток информации всегда лучше, чем ее недостаток. И до какой-то степени это утверждение будет верным. Однако всё сильно усложняется, когда мы начинаем брать в рассмотрение «объективную» степень достоверности поступающей к нам информации, уровень лично нашего доверия к ней, а также значимость поступающих данных конкретно для нас.
К сожалению, способность человека к усвоению информации посредством привычных нам каналов восприятия существенно ограничена, и именно поэтому, прежде чем погружаться в информационный океан, бушующий вокруг нас, необходимо учесть указанные выше критерии. Этот информационный океан является самым опасным врагом новых поколений. Если для плаванья в обычном океане нам требуются определенные физические навыки и выносливость, то океан информационный требует других умений. Нетренированный мозг и отсутствие способности к концентрации способны вмиг утопить в бурлящем потоке любого чересчур любознательного человека.
Чем же так опасен избыток информации? Попытка быть в курсе всех событий, следовать всем новым тенденциям, читать все популярные источники информации приводят к дефициту времени и потере мотивации к какому-либо реальному созиданию. Всё больше и больше людей, имеющих свободный доступ к информации, подавляющую часть своего свободного времени тратят на бесцельное ее изучение. И если раньше большая часть информации была представлена в текстовом виде, то в последние годы мы можем наблюдать существенное увеличение количества видеоконтента. К тому же растущая популярность видеоформата для передачи информации способствует формированию устойчивого убеждения, что само производство собственного видеоконтента является процессом созидательным, что далеко не всегда соответствует действительности.
С одной стороны, может показаться, что видео в определенный промежуток времени способно сообщить нашему мозгу гораздо больше информации, чем текст. И формально это так и есть. Однако если мы с вами попробуем просто слушать подавляющее количество тех видео, которые нам предлагают смотреть, то с удивлением обнаружим, что в конечном итоге большой разницы с точки зрения вычленения действительно полезной нам информации практически нет.
Считается, что видео усваивается гораздо лучше, чем обычный текст, и с этим сложно спорить, однако парадокс заключается в том, что количество действительно качественного видеоконтента, просмотр которого дает большую эффективность, чем чтение текста, стремится к нулю. Безусловно, нетренированному мозгу при отсутствии навыка концентрации гораздо проще работать с видеоконтентом. Но в итоге скорость продвижения по материалу будет существенно ниже. Самым эффективным способом усвоения информации, с нашей точки зрения, по-прежнему остаются слайды, содержащие в себе необходимую для лучшей работы мозга визуализацию (включая при необходимости короткие демонстрационные видеовставки), а также текстовый материал. Но текстового материала должно быть на порядок больше.
Видеоконтент в наше время используется в основном для маркетинговых целей, и здесь, разумеется, лучшей замены ему пока что нет. Никто не будет читать текстовую рекламу, какой бы информативной она ни была. А продавать товар, реклама которого представлена в виде хорошо смонтированного яркого ролика, содержащего, по сути, только призыв к покупке, оказалось значительно проще.
В итоге главным врагом человечества на данный момент, в каком-то смысле, является непрерывно расширяющийся океан видеоконтента. Когда мы уплываем всё дальше и дальше от берега, шансов вернуться обратно туда, где происходит настоящая созидательная деятельность, практически не остается. Пожирая всё наше свободное время, этот враг постепенно превращает нашу жизнь в сплошной просмотр огромного количества бесполезных видеофайлов.
Просмотр видео требует от нас столько же времени, сколько и его запись (без учета дублей и монтажа, разумеется). Если мы предполагаем, что в любом месте потенциально может содержаться какая-либо полезная информация, то быстрая прокрутка может обернуться потерей чего-то важного и поэтому может не сработать. К счастью, некоторые видео сейчас начинают снабжать временными метками, что позволяет гораздо быстрее найти нужный участок записи для просмотра. Поисковые системы в этом случае могут существенно облегчить обнаружение интересующей нас информации. Тем не менее такие метки требуют дополнительных временных затрат и очень часто могут снижать потенциальную привлекательность того или иного ролика, так как в этом случае поисковая система без труда сможет определить истинную полезность информации, отбрасывая рекламу и недостаточно информативный контент. Если же пытаться использовать временные метки для того, чтобы искусственно подогреть интерес к просмотру, то в долгосрочной перспективе, разумеется, это однозначно вызовет сильное отторжение со стороны зрителей.
Таким образом, если мы говорим о неразвлекательном контенте, то наиболее целесообразен отбор тех видео, которые содержат временные метки. Помимо этого, мы ждем дальнейшего развития поисковых систем. Уже и в наши дни существуют и активно используются технологии поиска конкретного фрагмента видео путем расшифровки речи звуковой дорожки видеоролика, и это тоже можно использовать при поиске необходимой информации. Но, так или иначе, большую часть нашего времени съедают, по сути, именно развлекательные видео – причем некоторые их авторы даже пытаются создать иллюзию возможной пользы от их просмотра.
Разумеется, существует немало информации, которую невозможно воспринять иначе как через просмотр видеоряда, и такой способ познания может и должен активно использоваться в повседневной жизни. Однако в этом случае может быть весьма полезно руководствоваться такими показателями, как общее количество просмотров и одобрений пользователей, не позволяя себе тратить время на то, что в итоге не заслужило доверия массовой аудитории (хотя, конечно, мы не раз убеждались, что популярность и реальная польза, к сожалению, не так часто связаны друг с другом).
Почему люди тратят так много времени на потребление видеоконтента? Основная причина – желание уйти от реальности и проживать сторонние события в качестве наблюдателя. Это желание, в свою очередь, вызвано отсутствием конкретных целей, мотивации и должного уровня концентрации. В противном случае все просмотры были бы продиктованы исключительно необходимостью и люди смотрели бы только тот контент, где есть советы/рекомендации/выводы, которые они могут использовать в реальной жизни. Однако наша повседневность, как правило, не так красива и насыщена интересными событиями, как происходящее на экране или мониторе. А привычка к концентрации на конкретных задачах вырабатывается гораздо сложнее, чем привычка бесцельно потреблять различного рода контент.
Когда мы имеем конкретную цель, то сразу обращаем внимание, что просмотр видеоконтента раздражает нас медленной скоростью передачи полезных данных. Мы всё ждем и ждем, когда же на экране уже произойдет (будет сказано или сделано) что-то действительно важное и интересное, и очень часто, в конечном итоге, бросаем это ожидание и переходим к проверенному и гораздо более быстрому способу получения нужной нам информации через чтение, продолжая по инерции в фоновом режиме «слушать» видеоролик.
Получение большего количества информации должно быть очень тесно связано с исходной постановкой цели. Только исходная цель может диктовать необходимость поиска и просмотра определенного контента. При этом концентрация на цели является мотиватором для прекращения того или иного поиска, равно как и изменения его критериев. Потребление любого контента без наличия исходной цели совершенно однозначно приведет к потере любых ориентиров и превращению жизни в вечное плаванье вдоль течений информационного океана без шансов возврата к реальности.
Переходя от видеоконтента к текстовой информации, мы также видим, что ее количество продолжает быстро увеличиваться каждый год. Возможно, этот процесс скоро начнет затухать по причине отсутствия достаточного количества пользователей, способных прочитать такие объемы или хотя бы их малую часть. Хотя, с другой стороны, текстовые материалы, конечно, уже достаточно давно читают самые различные автоматизированные системы.
Уже сегодня заметно уменьшение количества полезной информации в распространяемых текстах, всё чаще и чаще новые тексты создаются путем объединения информации из других источников. Весьма вероятно, что текста, написанного человеком, постепенно будет становиться всё меньше. Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с низким уровнем грамотности даже в уважающих себя информационных агентствах, не говоря уже о прочих производителях самой разной текстовой информации.
Тем не менее, если задуматься, мы можем прийти к пониманию, что с точки зрения текущих возможностей человеческого мозга и того времени, которым мы располагаем, именно текстовая информация по-прежнему является наиболее полезной и важной для обработки и усвоения. Приведем простой пример. Когда мы смотрим видео, то в каждый момент времени перед нашими глазами оказывается определенный снимок, на котором присутствует самая разная информация – как имеющая отношение к нашим исходным целям просмотра, так и нет. Если видео передает нам информацию о способе выращивания огурцов, например, то внешний вид огородника является абсолютно избыточным для нашего глаза, и мы получаем бесполезную в данный момент информацию, разглядывая его сапоги и куртку. Если же при чтении нам попадается текст, не имеющий отношения к целям нашего поиска, мы можем сразу его пропустить, переходя к следующему абзацу или разделу. Сочетание минимально необходимого количества текста со схематическими иллюстрациями дает нам максимальный эффект, сокращая, где это требуется, путь перевода слов в схему процесса.
Наконец, если говорить о существующих методах быстрой обработки больших объемов информации, то в отношении текста мы продвинулись гораздо дальше. Уже несколько десятилетий активно развиваются различные методики, позволяющие человеку существенно ускорять процессы работы с самыми разными текстами, тогда как видеоконтент чаще всего требует полного просмотра для вычленения необходимых данных. Разумеется, очень скоро автоматизированные системы и в домашних условиях научатся не только находить искомые слова в тексте или видео, но и полноценно анализировать информацию, формируя собственные выводы и, может быть, даже давая определенные рекомендации. Однако до этого может пройти еще как минимум 20 лет (целое поколение), поэтому у людей есть время научиться чему-то новому, чтобы не отставать от машин.
Аудиоконтент подробно обсуждать мы не станем, понимая, что его доля с точки зрения содержания полезной информации существенно ниже, а механизмы ускоренной обработки человеком не предусмотрены. Если же кому-то нравится слушать музыку или другой контент в фоновом режиме, повышая свою результативность при этом, то, наверное, можно только приветствовать данный подход.
Резюмируя, мы должны отметить, что адаптация в условиях избытка информации могла бы заключаться в выработке четких правил по работе с любыми данными. К таким правилам необходимо отнести обязательное исходное целеполагание, развитие навыков концентрации и быстрой обработки больших объемов информации. Количество развлекательного контента, вероятно, должно быть строго лимитировано и также вписываться в исходное целеполагание. В этом случае мы еще сможем какое-то время контролировать информационные потоки хотя бы в своей голове.
Ниже мы обязательно рассмотрим некоторые подходы, применимые для работы с большими объемами информации.