Часть 1 Для чего?

Глава 1 Что такое виртуальное образовательное пространство, и почему его роль столь важна?

Фактор изменения культурной среды

Чтобы увидеть весь потенциал виртуальных учебных пространств и сообществ, необходимо осознать всю глубину кризиса в сегодняшнем образовании и те тенденции, которые позволят разрешить его в будущем.

В последние годы ведущие футурологи и педагоги не перестают призывать к реформированию образования в ответ на глобальные последствия широкомасштабных технологических и экономических перемен, темпы которых поистине огромны. Международный эксперт в области образования Кен Робинсон (Ken Robinson) считает, что современные системы образования нуждаются в революционных изменениях. Исторический и педагогический контекст своих утверждений он широко проиллюстрировал в анимационных презентациях TED – Ed video, Changing Education Paradigms. (Познакомиться с ними можно здесь: http://www.ted.com/talks/lang/en/ken robinson changing education paradigms.html или здесь: http://tinvurl.com/99r41uv.) Робинсон призывает начать с радикальных изменений в культуре образовательных учреждений: как в школьной «рутине» образования» так и в «естественной среде» этой рутины.

Мы предлагаем вам, по мере знакомства с книгой, подумать над тем, как образовательные сообщества могли бы через процессы обучения и познания изменить школы, как, в частности, виртуальные образовательные пространства могли бы способствовать осуществлению этих необходимых всем изменений.


Что такое образовательное пространство?

Образовательное пространство (в котором, собственно, и происходит обучение) – это общее (или коллективное) «пространство», имеющее физическую и виртуальную составляющие. Его задача – заставить учащихся выйти за пределы простого изучения, практики, коллективной работы и подняться на более высокий уровень исследования, экспериментирования, сотрудничества. Образовательное пространство – это гораздо больше, чем класс, читальный зал или веб-сайт. Образовательное пространство позволяет своим участникам самим формировать собственную среду, тем самым делая процесс обучения более эффективным. Образовательное пространство – это изменение школьной культуры, трансформация процессов обучения и познания.



Данная диаграмма иллюстрирует концептуальное строение образовательного пространства. Образовательное пространство включает в себя как физическую, так и виртуальную составляющие, где участники встречаются друг с другом для чтения, проведения исследований, проверки идей и творчески взаимодействуют, делясь приобретаемыми новыми знаниями.

Экспериментальный центр (ЭЦ) – это буквально центр совершенствования школы: физическое и виртуальное пространство, в котором администрация и преподаватели могут производить исследования, осваивая и совершенствуя новые методы преподавания. Кроме того, именно в экспериментальном центре учителя и ученики знакомятся с новыми технологиями и электронными инструментами – прежде чем те будут внедрены в учебный процесс (Koechlin, Rosenfeld, and Loertscher, 2010)


Виртуальное образовательное пространство: определение

Виртуальное образовательное пространство (ВОГТ) – движущая онлайновая сила всего образовательного пространства, цифровое сообщество, в котором участвует вся школа. Это не библиотечный веб-сайт, который в одностороннем порядке предоставляет полезную информацию. Напротив, преподаватели и учащиеся школы работают сообща, делая ВОП тем местом, где в реальном времени происходит обучение, общение и создание нового. Это интерактивное сообщество учащихся имеет в своем распоряжении такое программное обеспечение (ПО), которое позволяет вносить информацию неограниченному числу пользователей, и с помощью которого ВОП можно сделать публичным или частным, в зависимости от предпочтений школы.

В опубликованной недавно в Library Journal статье Дэвид Вайнбергер (David Weinberger) призывает библиотеки принять свою новую роль «платформы». Он считает, что они должны перестать представлять себя этаким «порталом» и стать инфраструктурой – универсальной и устойчивой. «Библиотека в качестве платформы – это в большей степени [ответ на вопрос] «как?», а не «где?», скорее «гиперссылка», а не «ящик с содержимым», скорее гул голосов, чем эпицентр деятельности» (Weinberger, 2012). Школьное виртуальное образовательное пространство обладает всеми возможностями, чтобы превратиться в «инфраструктуру», которую описывает Вайн-бергер. Таким образом школьное ВОП сможет помочь школе лучше справляться с задачами обучения и образования, позволит учителям и учащимся видеть и фиксировать результаты своего труда и вместе делать школу лучше.


Разнообразные перспективы

Виртуальные образовательные пространства не являются информационной услугой, направленной от вершины информационной пирамиды к ее основанию, а напротив, они создаются как среда для клиентов. Благодаря этой характеристике каждый человек или группа людей могут использовать пространство для своих самых разнообразных целей.

• Для школьного администратора ВОП – это база для совершенствования школы и экспериментирования.

• Для специалистов, например учителей литературы, – это место, где можно способствовать развитию читательских навыков и привычки к чтению у учащихся школы.

• Для педагога-библиотекаря и педагога-технолога – это место для коллективного обучения, центр информации и новых технологий, которые способны поднять на новый уровень качество обучения и образования.

• Для преподавателя физкультуры – это место, где можно рассказать о спортивных мероприятиях и возможностях.

• Для учащихся – это, прежде всего, место, где можно найти материал для выполнения домашних заданий, вступить в школьный клуб или кружок, найти учебный материал или пособия, приобрести знания или делиться ими со школьниками, живущими в любом уголке мира.

• Для классного руководителя – это место, где школьники приобретают опыт коллективного обучения с помощью школьных или местных специалистов. Это место встречи с экспертами, место, куда приглашают родителей для участия в школьной жизни и процессе образования.

В целом, ВОП формирует чувство принадлежности к школе и школьной жизни. Это место, где каждый стремится к совершенству и демонстрирует свои достижения.

Таким образом, эта книга посвящена не просто школьной библиотеке и ее желанию достучаться до пользователей. Она о том, как педагог-библиотекарь и педагог-технолог непрерывно формируют взаимодействующее образовательное пространство. Виртуальное образовательное пространство призвано представлять культуру школы. Оно формируется для перемен и остается в состоянии постоянного эксперимента, служа сообществу, которое коллективно представляет его.


Может быть, экскурсия для начала?

Мы говорим о новом мышлении, имея в виду не только школьные библиотеки, но и образование будущего. Знакомство с образовательными пространствами, как в их физическом воплощении, так и в виртуальной ипостаси, позволит осознать их бесконечные возможности для совершенствования школы. Джессика Хансен (.Jessica Hansen), педагог-библиотекарь, передает свое видение образовательного пространства в четырех коротких видеосюжетах:

http://www.screencast.com/users/ilvn 81/folders/Virtual%20Leami

ng%2 °Commons orTinvurl: http://tinvurl.com/8wu7p3s


Другие примеры:

Приведем всего несколько примеров того, что может происходить в виртуальных образовательных пространствах на различных уровнях:

• Весь школьный округ принимает общий базовый стандарт или какую-либо другую крупную инициативу для всех уровней системы. ВОП становится центром для формирования исследовательских коллективов, планирования, экспериментирования, обмена новостями, профессионального совершенствования, оценки достижений.

• Кафедра физической культуры проводит общешкольную кампанию по здоровому образу жизни. Через ВОП учащиеся сообщают о своей физической активности, обмениваются рецептами и советами по питанию, договариваются о спортивных мероприятиях, которые будут проходить в реальном времени.

• Педагог-библиотекарь привлекает всех учеников к участию в книжном конкурсе, объявленном в штате, используя ВОП, библиотекарь формирует грамотность через чтение; голосуя за то или иное произведение, школьники развивают критическое мышление, приобретают первые навыки исследовательской работы, общаясь с писателями и другими группами школьников штата или провинции.

• Другие специалисты школы (например, ИТ) внедряют новые инструменты Web 2.0, которые школьники и учителя смогут использовать в школьной деятельности. Эти инструменты и инструкции по их использованию публикуются в виртуальном пространстве в помощь пользователям.

• Школьники пятого класса помогают второклассникам в изучении различных видов животных и готовят их поход в зоопарк. Они используют ВОП для приобретения знаний, которые помогут их младшим товарищам как в школе, так и за ее пределами.

• Родительско-учительский комитет {parent – teacher association) реализует общешкольный проект с участием команд от каждого класса. ВОП служит центром коммуникации, в котором комитет формулирует задачи и проводит свои заседания.

• Дискуссионный клуб школы выиграл турнир! Эта победа освещается в блоге ВОП, который рассказывает о поездке на конкурс, о конкурсных заданиях, о трофеях.

• Седьмой класс собирает средства на лечение одноклассника, с которым произошел серьезный несчастный случай. Школьники проводят общешкольную кампанию, в рамках которой каждый может сделать пожертвование, связав эти пожертвования со всеми книгами, взятыми для чтения в библиотеке. Школа узнает подробности о кампании в ВОП.


Чему служит виртуальное образовательное пространство?

В недавней публикации Стив Харгадон (Steve Hargadon), директор социальных сетей Classroom 2.0 и Library 2.0, описал основные «культуры», или виды, социальной активности, стремительно развивающиеся в «глобальной паутине» (Hargadon, 2012). Проведенный им анализ позволил по-новому взглянуть на основные мотивы к использованию виртуального образовательного пространства в образовании: оно призвано помочь участникам образовательного процесса эффективно работать в рамках этих формирующихся культур. Ниже мы проиллюстрировали и кратко прокомментировали эти виды деятельности. В каких из этого множества культур сегодня действуют ученики и учителя вашей школы? С какими вы начнете в скором времени работать?



Информационная культура

Экспоненциальное распространение и развитие ресурсов Интернета приводит к появлению в «мировой паутине» все новых огромных массивов информации – как высокого качества, так и неточной и даже ненужной. Таков горизонтальный срез сетевой культуры сегодняшнего мира.

Интерактивная культура

Всемирная Сеть сегодня поддерживает проекты и движения, в которых люди коллективно решают проблемы, продвигают проекты, объединяют усилия.

Культура творчества и сотворчества

Никогда раньше не было столько возможностей для творчества, созидания, коллективного использования произведений искусства, музыки, литературы, фотографии, видео и других форм творческого самовыражения.

Вовлечение в творчество

Интересы, проекты, движения, возможности, – все это создает ту среду, в которой люди и группы могут заниматься любимым делом или хобби.

Культура обмена

Сущность творческого пространства состоит в том, что это огромное культурное поле открытых источников и доступных всем объектов и услуг по всему миру, когда знания в той или иной отрасли доступны каждому и могут быть углублены, перегруппированы, использованы.

Мобильная культура

Повсеместное распространение миллиардов смартфонов и мобильных устройств привело к появлению гигантской сети, никогда ранее не существовавшей в мире.

Социальная культура

Социальные сети Facebook и Pinterest — всего лишь два примера всемирных систем, через пространство и время связывающих друзей, коллег и родственников.

Глобальная культура

Мир сегодня больше не разделен ни временем, ни расстояниями.

«Шлейфовая» культура

Такая культура характеризуется колоколообразной кривой, большая часть составляющих ее публикаций и артефактов создана ограниченным числом издательств, новостных агентств, правительствами и иными организациями. Длинный «шлейф», тянущийся за этими произведениями, формируют индивидуальные пользователи или небольшие группы, создающие новый контент в виде книг, опубликованных собственными силами, музыкальных произведений, видеоклипов и других медиа, которые распространяются вне традиционных каналов. В прошлом году Amazon продала больше товаров, чем традиционно доминирующие издательства.

Культура реального мира

Событие виртуального пространства может не являться таковым для конкретного физического пространства. Это обусловлено доступом к технологиям и Интернету. Даже при наличии доступа к Интернету значительная часть ресурсов может быть блокирована или фильтроваться, благодаря чему сохраняется доминирующее положение традиционной культуры.


Виртуальное образовательное пространство – это среда, в которой дети младшего возраста, подростки и взрослые получают возможность исследовать все сегменты культуры в образовательной модели Харгадона. ВОП поддерживает цифровое гражданство и все формы экспериментирования. В цифровом мире каждый имеет возможность учиться, расти и развиваться.


Среда приобретения индивидуальных знаний

Несколько лет назад Лоэртшер и Кёхлин представили свою модель среды приобретения индивидуальных знаний. Возможности, включенные в данную модель, представлены в приведенных ниже иллюстрациях и комментариях к ним:

Приобретение знаний дома и в семье

Дом и семья – первое, что познает ребенок; здесь он учится совместному приобретению знаний, учится, как учатся все дети в мире, используя как формальные, так и неформальные возможности.

Приобретение знаний в эмоциональном мире

Это возможность приобрести индивидуальную и эмоциональную устойчивость. Сталкиваясь с позитивным и негативным воздействием, мы научаемся отфильтровывать худшее и взращивать в себе позитивное отношение к происходящему, выстраивая отношения с окружающими.

Приобретение знаний в реальном мире

Не нужно ограничивать свое образование тем физическим пространством, в котором мы находимся, поскольку сегодня с помощью одного клика мы получаем возможность узнать новое о любом уголке мира и по-новому взглянуть на мир. Виртуальная реальность – вот новая реальность.

Приобретение знаний в мире игры

Речь в данном случае идет не столько об играх как таковых, сколько о том, что мы используем Веб как «песочницу», строя, экспериментируя, познавая то, что может быть недоступно нам в нашем собственном физическом пространстве.



Приобретение знаний в творческом мире

Всемирная сеть предоставляет многочисленные возможности для писательства, сочинительства, моделирования, создания и демонстрации собственных фильмов, экспериментирования с огромным количеством новейших технологических средств.

Приобретение знаний в разнообразных средах

Здесь мы можем участвовать в решении задач самого различного рода, в проектах, которые влияют на разные среды, как близкие нам, так и далекие.

Приобретение знаний в учебной среде

Мы применяем приобретенные ранее цифровые знания и навыки к тому, что мы хотели бы узнать, и в рамках учебной среды закрепляем их.

Приобретение знаний в социальном мире

И, наконец, мы используем те же каналы коммуникации, что обычно используем для общения с друзьями и родными, для того, чтобы получить экспертную информацию и установить связь со специалистами и друг с другом, выстраивая таким образом наше коллективное знание.

Основная мысль!

Виртуальное образовательное пространство создает в период получения образования огромные возможности для развития навыков, компетенций, способностей и является творческой средой, в которой происходит обучение. Эта главная причина, по которой следует обеспечивать доступ к программам образовательного пространства, а не ограничивать его: возможности вместо барьеров, поощрять участие, а не просто реакцию.

Глава 2 Виртуальное образовательное пространство как средство формирования интерактивного образовательного сообщества

В первой главе на нескольких примерах мы описали рождение интерактивного виртуального пространства и попытались объяснить, что же это такое. В этой главе нам хотелось бы пойти дальше и показать, что представляет собой образовательное и учебное пространство, и как стимулировать эту культуру в школе «из стекла и камня», и в онлайновой школе.

До появления Интернета наше чувство принадлежности к сообществу формировалось обычно семьей, школой, теми организациями, членами которых мы являлись. Мы пользовались почтой для поддержания связи со знакомыми и с родными людьми, которые оказались далеко от нас. С распространением электронной почты и социальных сетей понятие сообщества и его структура изменились коренным образом. Теперь мы можем не быть знакомыми со своими соседями по физическому миру, но поддерживать тесные связи с родственниками, друзьями и группами по всему миру. Этот феномен захватывает все больше и больше людей по всему миру.


Чувство принадлежности к сообществу

Командный дух, дружеская поддержка, преданность той или иной организации – все это в тот или иной период жизни познает большинство людей. С развитием и ростом интернет-сообществ товарищеский дух и заинтересованность проявляются не в меньшей степени. В качестве примера можно привести онлайновые игры, Википедию, политические события, например «Арабскую весну», фандрайзинг в Интернет, фолксономию [присвоение тэгов] и иные многочисленные совместные созидательные проекты.

Действительно ли в учебном сообществе в школе или в онлайновой образовательной группе может возникнуть тот же дух целеустремленности и преданности? Традиционно школы формировали «школьный дух» через спортивное движение, которое объединяет не только учащихся, но и членов сообщества, и родителей учеников. Однако воспитывать дух сопричастности и гордость за свое сообщество вокруг учебных и образовательных мероприятий оказывается задачей гораздо более сложной.

Многие представители юного поколения говорят, что главное, что им не нравится в школе – это скука. Так как количество бросающих школу в средних и старших классах достаточно велико, эксперты ищут различные способы заинтересовать молодых людей. Однако в некоторых школах взрослые ощущают свою беспомощность перед лицом весьма неоднозначных культурных норм, которые начинают иногда брать верх, и пытаются восстановить приоритетность контроля перед попытками вовлечения учащихся в образовательный процесс. Также некоторым специалистам решение видится в игровых формах, привносимых в образование. Оно следует из того убеждения, что система признания/поощрения, используемая создателями игр и реализованная в каких-либо знаках отличия, сможет перенести атмосферу целеустремленности и сопричастности из игровой культуры в образовательную культуру.


Сопричастность и сообщество

Многие компетентные специалисты утверждают, что сопричастность является ключевым элементом в формировании чувства коллективизма. В доказательство приводится тот факт, что когда опыт познания связан с реальной жизнью и неким образом задевает чувства учащихся, как естественный результат, рождаются дух товарищества, сотрудничества, заинтересованность и мотивация. Секрет, как нам говорят, заключается в том, чтобы позволить учащимся участвовать в создании того самого опыта познания. Однако давление стандартов и тестов очень часто не дает двигаться в этом направлении.

Загрузка...