Егор бежал по коридору настолько быстро, насколько позволяла тяжелая броня.
– Дженни! Дженни! Где ты!?
Дверь в комнату была открыта, а стена напротив вся исщерблена дырками от впившихся в нее пуль. Клац-клац-клац! Стук бойка о пустые гильзы отстрелянных патронов донесся из комнаты.
– Дженни! Это я! Не стреляй!
Егор заглянул за дверной косяк. Дженни с мокрой головой, завернутая в одно полотенце, сидела на полу, уперевшись спиной в стену, а в вытянутой дрожащей руке, направленной на дверь, трясся револьвер. Девушка давила и давила на спуск, с перепугу не соображая, что уже отстреляла весь барабан.
– Это я! Успокойся! – Егор вошел в комнату и в два шага перемахнув ее, поднял Дженни за плечи. – Все, все! Я здесь! В кого ты стреляла?
– Паук! Там паук!!! – выкрикнула она. – Ненавижу пауков!
– Его уже нет, успокойся, – попытался вразумить девушку Егор.
– Его нет? Я схожу с ума… Как Сара! – зарыдала вдруг Дженни. – Это все капсулы, они убивают разум…
– Стой, стой! Ты все утро была в полном порядке! – остановил ее Егор. – Кто такая Сара?
– Она рисовала на стенах… Это галлюцинация… Паук не может быть размером с собаку… С крупную собаку! Я так испугалась, когда он показался в дверях! Я только вышла из душа!
– Дженни! Приди в себя! Куда он делся?
– Кажется, уполз дальше по коридору…
– Паук не может ползать, у него лапки! Он ходит! – машинально поправил ее Егор. – Закрой дверь, оденься, заряди револьвер, но лучше приготовь дробовик, поняла? И жди меня! Я проверю весь блок! Закройся и жди, хорошо?
Девушка кивнула, полотенце сползло и упало на пол, но она этого не замечала, заливаясь слезами. Егор вздохнул и вышел, закрыл за собой дверь и оглядел пол. «Галлюцинация» Дженни оставила за собой тянущийся за угол след из какой-то слизи. На стене было всего три дырки, значит, остальные три пули застряли в этом гигантском «пауке»…
Егор выставив вперед ствол дробовика, медленно пошел по коридору, приближаясь к центральному залу с кафетерием. След из слизи заворачивал к медкабинету. Сообразительное членистоногое побрело на перевязку? Егор завернул за угол и услышал какой-то тихий скрип. Или это был писк? Странный звук издавало лежащее посреди коридора существо. Егор пригляделся. Это был не паук, а насекомое, муравей, но просто огромный, не меньше метра в длину. Не удивительно, что Дженни перепугалась до смерти!
Муравей все еще поскрипывал, издавая странные звуки и шевеля усиками. Под ним растекалась лужа слизи. Насекомое подергало лапками и издохло.
– Блин! Только этого нам и не хватало! – Егор, наблюдавший за агонией, развернулся и направился обратно в комнату.
Дверь была заперта. Егор постучал кулаком по створке.
– Дженни! Открывай, это я!
Дверь слегка приоткрылась и открывшейся щели показалась голова девушки.
– А где этот…
– Сдох! Ты отлично стреляешь! – поспешил порадовать ее Егор. – Только это не паук, а муравей… был. И похоже фуражир, раз сразу в атаку не бросился, а побрел умирать за угол.
– Муравей? Такой большой? – дверь раскрылась, Дженни стояла за ней в силовой броне и с дробовиком в руках.
– Предусмотрительно! – одобрил Егор ее внешний вид. – Муравей, хочешь, пойдем, посмотришь.
– Муравьев я тоже не очень-то люблю… – поморщилась Дженни. – Пусть там лежит.
– Нет уж, надо его убрать, – покачал головой Егор. – А то гнить начнет, пахнуть будет.
– А куда здесь выбрасывали мусор? – задалась вдруг вопросом Дженни.
– В коридор выбрасывали, – пошутил Егор. – Но если задуматься, пищевые отходы можно было относить в оранжерею, а все остальное перерабатывать. Ты скажи лучше, ты, когда эти щелчки слышала, один был источник или несколько? Я все голову ломаю, откуда взялся этот муравей и сколько их всего…
– Вроде один, далеко же было… Может он сверху свалился, и из оранжереи вышел?
– Нет, наверху не было насекомых… Только у реки скорпионы. Но это же очень далеко отсюда, а здесь вокруг пустыня, – Егор вдруг вспомнил бой в пещере. – А ты же не боялась скорпионов!
– Так это же не пауки! – возразила Дженни. – Что их боятся, отстреливай клешни, да бей в голову…
– И не поспоришь, – хмыкнул Егор. – Пойду это… насекомое, засуну пока в коробку и запру в одной из комнат… Вечером отнесу в оранжерею, заодно проверю, как там наш связной наверху…
– А до вечера что будем делать? – поинтересовалась Дженни.
– Пойдем изучать «объект», там еще несколько закрытых комнат, где мы не были… Пойдешь со мной муравья паковать?
– Я здесь подожду…
Пустая коробка для трупика нашлась быстро. Егор собрал останки лопатой и запихал в упаковку, убрав ее в ближайшую комнату. Лужу на полу он оставил, само высохнет.
Дженни сидела за столом, перебирая пленки.
– Нашла что-нибудь интересное?
– Пока только разложила по порядку, надо бы все это прочесть…
– Займись после похода на объект, пойдем, заодно покажешь, в какой капсуле ты была.
Дверь в комнату снова заперли, Егор для страховки перекрыл и вход в жилой отсек. Оранжерея и так была закрыта. А на втором уровне они опустили и дверь, ведущую в жилые помещения. Лестничная клетка была полностью заблокирована.
– Я думаю, он снизу вышел, пока мы там бродили по складам, – предположил Егор. – Больше неоткуда…
– Ты же склады не открывал! – возразила Дженни.
– Там могла быть дыра в стене. А мы оставили проход на лестницу открытым. Если где-то в горе муравейник, они могли прогрызть перекрытия или от сотрясений трещины образовались. Фуражиры полезли на склад за продуктами. Тут подул свежий воздух и один из них решил выйти на новую территорию… А мы в защитных костюмах были, не увидели и не услышали…
– Как разведчик? – уточнила Дженни.
– Ну да… исследовать и сообщить своим.
– Тогда там внизу их должно быть много, – решила Дженни и поежилась. – А вдруг они все наверх полезут.
– Зачем бы им это делать? – спросил Егор. – Если только мы не перекроем воду… Точно, вот куда вода сливается, в подземные пещеры! И там должна быть эта твоя штольня и выход на поверхность! Тогда все сходится!
– Бр-р-р-р! – Дженни передернуло. – Ты хочешь пойти в гости к муравьям?
– Не сейчас! Сначала надо как-то уменьшить уровень радиации, или найти способ проскочить эту зону.
– И ты думаешь, мы что-то найдем на «объекте»?
– А больше негде! – воскликнул Егор. – Не в реакторе же они смотрителя держали. И инженерные службы все, где им еще быть, кроме как в отсеке нуждающемся в техническом обеспечении. А все остальное мы уже осмотрели…
Они вошли в переходный тамбур, не забыв закрыть за собой дверь. Егор сразу повел Дженни в зал с капсулами, но не стал заходить дальше, а повернул вдоль стены, разыскивая еще не найденный вход. Дверь нашлась почти сразу, от входа в зал ее было незаметно, так как она пряталась за выступающей из стены квадратной колонны.
Новый коридор, в котором оказались Егор и Дженни, был коротким. Слева, примерно посередине, нашлась дверь идущая на пост охраны, впереди в торце вход в помещение с агрегатами, которые Егор принял за холодильные установки. А вот по второй длинной стене было сразу несколько проходов. За одной из них стояли многочисленные стойки с электронным оборудованием и большая часть шкафов работала. В соседнем помещении было что-то похожее на зал для совещаний, большой стол, много стульев. А в ближней к залу с капсулами комнате все пространство было перегорожено невысокими тонкими стенками, в каждом закутке стоял стол, стул и настольный терминал. Тут же лежали пачки старой пожелтевшей бумаги, карандаши, высохшие ручки, различные канцелярские принадлежности, скрепки, дыроколы, папки для бумаг. А вдоль стен стояли шкафчики со множеством ячеек.
– Похоже, это и есть администрация, – констатировал Егор.
– А тут у них какая-то картотека, – выдвинула один из небольших по высоте, но длинных ящичков Дженни. – И тут тоже лежат кассеты.
– Они же работали с информацией, логично было бы хранить ее на тех носителях, которые применялись. Бумага тут есть, но производить ее негде, а кассеты можно перезаписать… – произнес Егор. – Посмотри пока, что там в картотеке, можно ли использовать, а я остальные стеллажи проверю…
Большой деревянный шкаф со дверцами из рам со стеклом сразу привлек его внимание. В нем хранилось что-то большое, свернутое в рулоны. Егор вынул из шкафа один из них и раскатал на ближайшем столе.
– Вот вы где! Дженни, мы их нашли!
– Кого?
– Синьку!
– Какую еще синьку? – Дженни оставила картотеку и подошла полюбопытствовать, что же такого отыскал Егор.
– Светокопии чертежей, они синего цвета, поэтому называются синькой. Сейчас таких уже не делают…
– А что на чертежах?
– Сейчас! – Егор вытащил сразу несколько рулонов и принялся разворачивать их один поверх другого. – Поэтажные планы, очень точные, во, схема водопровода. А это что-то странное…
Егор повертел так и сяк один из чертежей, пытаясь понять, что же он видит.
– Интересно! Пойдем-ка проверим! – он увлек Дженни за собой в коридор. – Это в соседнем зале…
Они вошли в комнату для совещаний и Егор сразу же пошел к противоположной от входа стене, как и все остальные обшитой деревянными панелями в рост человека. Егор постучал по одной из них, перешел на соседнюю, так он простучал несколько деревяшек, пока не нашел нужную.
– Это здесь!
– А что именно?
– Вход в скрытые ходы. Или в тайную комнату. Тут где-то должна быть кнопка или задвижка… – Егор нажимал на панель в разных местах, потом встал сбоку, пригляделся, разглядывая ее наискосок вдоль стены, и заметил небольшую потертость на покрывавшем поверхность лаке. – Ага, вот и кнопка!
Панель отошла одним краем вглубь стены. Егор поднажал, открывая проход.
– Заходи, чего встала? – улыбнулся он Дженни и ушел в темноту за дверью. Дженни поспешила следом.
За коротким тамбуром и еще одной прочной металлической дверью Егор увидел странную комнату. Мощные светильники под потолком были погашены, горели только две небольшие лампы-бра на стенах, создавая мягкое приглушенное освещение. Большой длинный стол посередине был заставлен в два ряда в высоту похожими на гигантские кубики мониторами, некоторые из них все еще работали. Толстые кабели от них собирались в пучок и уходили вдоль стола в канал в полу. Два терминала с клавиатурами в центре. Удобное мягкое кресло. Под столом тубы с ящиками, а в них кассеты с лентами и стопки бумаг. У стены большая двуспальная кровать, заправлена, но матрас, белье и одеяло пропылились, проросли плесенью и слежались в один неразделяемый пласт. В стене рядом с кроватью дверь, за ней туалетная комната. Рядом еще одна, небольшая кладовка со стеллажами, проржавевшим древним холодильником и электроплитой. Шкафчики для кухонной посуды. Суровая аскетичная обстановка. На голых стенах ни плаката, ни рисунков, ни фотографий. На столе кроме мониторов и терминалов ничего лишнего, ни одной вещицы или безделушки, напоминающей о владельце.
– Что это за помещение? – спросила Дженни, заходя в комнату.
– Я думаю, комната смотрителя, – ответил Егор, проходя вдоль стола и разглядывая изображения на включенных экранах. – Кажется, можно и остальные задействовать…
Егор начал нажимать кнопки под толстыми выпуклыми экранами и оба ряда мониторов зажглись, показывая неяркое серое свечение.
– Нет ничего, – прошла вдоль них и Дженни.
– Под каждым экраном есть ручка переключения, попробуй пощелкать, – посоветовал Егор и сам начал вертеть переключатели, отыскивая рабочие картинки. – Это система наблюдения, в убежище везде скрытые камеры.
Они смогли найти и подключить все мониторы. Два ряда экранов показывали жилые комнаты, темные коридоры, мастерскую на верхнем уровне, лаборатории, зал с капсулами…
– Вот отсюда он наблюдал за всеми и руководил убежищем, – произнес Егор. – Я думаю, старший персонал знал об этом, он же выходил в ту комнату для совещании.
– А жил он здесь, в изоляции от всех остальных? Взаперти? Один, без общения, без книг, без людей, только эти экраны и слежка за обитателями? – поразилась Дженни.
– Если верить схеме, то не совсем один… – ухмыльнулся Егор. – Собирай все ленты и я покажу тебе кое-что еще…
Дженни выгребла из ящиков все, что там было, до последнего листа, до последней кассеты. Сколько времени уйдет на то, чтобы разобрать все это… Но они же все равно заперты здесь, некуда спешить.
Егор подошел к глухой задней стене, подсветил фонариком и нашел тонкую трещину.
– Это здесь! – Он надавил бронированной перчаткой на бетон и большой кусок, как раз размером с дверь, отошел чуть назад, вглубь стены.
– Еще комната? – подошла к Егору Дженни.
– Нет, не комната, скрытый проход, неизвестный никому, кроме смотрителя. Он даже на чертеже не отмечен.
– А как тогда ты про него узнал?
– Не отмечен, но оставлены намеки… – пояснил, улыбнувшись, Егор. – Об этом знали один-два человека, вряд ли больше.
Он нажал еще раз и дверь вместе с куском бетонной стены повернулась, открывая проход. Сразу за выходом из комнаты узкий и высокий коридор поворачивал под прямым углом и уходил куда-то в сторону жилых помещений. Под потолком тянулись кабели и горели редкие лампы. Егор направился вперед по вымощенному каменной плиткой полу.
– Подожди! – догнала его Дженни.
– Что-то слышишь? – остановился Егор.
– Нет… – прислушалась девушка. – Вроде нет… Где-то вода капает, но очень далеко.
– Тогда идем, тебе разве не интересно, куда ведет этот ход? Представь только, ни один из обитателей убежища о нем не знал.
– Смотритель ходил по нему подглядывать за жителями?
– Я и сам не знаю, пошли, сейчас все и выясним…
Коридор тянулся и тянулся, длинный, узкий, казавшийся бесконечным. Егор топал по нему, задевая руками стены. Одна за другой проплывали над головами редкие лампы.
– Как далеко уже мы прошли? – спросила его в спину Дженни, которой это нудное путешествие уже перестало нравится.
– Мы где-то рядом с жилым блоком, идем мимо него, – остановился и обернулся к ней Егор. – Похоже, пришли…
– А что изменилось? – спросила девушка.
– Впереди лестница, спуск куда-то вниз, – объяснил Егор. – А тут в стене дверь!
Дженни подошла поближе. Действительно, в бетонную стену была вмурована обычная корабельная овальная металлическая дверь с двумя запорными рычагами сверху и снизу, покрашенная шаровой краской.
– Военные строили, – заметил Егор.
– Почему это?
– Они любят серую маскировочную краску… Войдем, поглядим, что за дверью?
– Конечно! – тут же согласилась Дженни. – Не идти же обратно по этой длинной кишке!
Егор повернул рычаги и дернул дверь на себя. Петли заскрипели, засохший от времени резиновый уплотнитель лопнул и посыпался комками на пол, но люк подался силе и открылся.
– Что-то я не поняла, куда мы пришли… – заглянула в открывшийся вход Дженни.
– Гм… это шкаф, вон комбинезон сбоку висит, – догадался Егор. – А мы внутри. Там комната, если шкаф не заперт…
Впрочем, узнать, закрыты дверцы или нет, не удалось, как только Егор взялся за ручку с внутренней стороны, она хрустнула в бронированной перчатке и обломилась, вместе с куском створки. Дверь распахнулась. Егор шагнул в помещение и Дженни выбралась из шкафа следом за ним.
– Я помню эту комнату! – с удивлением произнесла она. – Тут я нашла блокнот с паролями к терминалам…
– Так это жилище смотрителя! – с восторгом в голосе произнес Егор. – Получается, он жил тут как обычный обитатель убежища, а на работу уходил через шкаф. Хитро придумано! Надо бы его записи на пленках почитать, это должно быть очень увлекательно…