Глава 3. Хуже быть может

Водителя Ауры, Жоакина, поселили в свободной комнате для персонала. Он разложил свои немногочисленные вещи и вышел знакомиться с другими слугами. Те не очень-то охотно его приняли. В общем-то, никто и не хотел заводить с ним дружбу: он пробудет тут от силы неделю, а потом уедет обратно.

Когда он вышел в кухню, все отнеслись к нему с холодом и безразличием, словно он был предметом декора. Он одиноко сел за стол, за что получил осуждающий взгляд от сидевшего напротив Матье, и погрузился в свои мысли.

Матье тут же переместился на другой конец стола. Там как раз сидела Кирстен, которая старательно полировала столовое серебро.

– Наши водители живут в своей хижине и никогда не сидят с нами за одним столом, – недовольно проговорил он. – А этот думает, что раз он водитель графини, то ему все дозволено: и жить во дворце, и просиживать штаны на месте мсье Вермера. Вот когда мсье Вермер придёт, живо сгонит его со своего стула!

– Чем тебе так не угодил этот испанец? – усмехнулась Кирстен, поднимая вилку на свет и проверяя, насколько хорошо она блестит. Убедившись, что блестит идеально, она отложила её в ящик и вытащила новую. – Или ты ему завидуешь?

– С чего мне ему завидовать?! – возмутился тот. – Мне просто обидно за наших.

– А с чего тебя вдруг стали волновать другие? Я работаю тут несколько недель и ни разу не заметила, чтобы ты проявил какое-то участие к чужим бедам.

– Ты меня плохо знаешь, – отрезал Матье. – Сегодня мы с Карлом сопровождали мадемуазель Мари на похороны Снежинки. Я собственноручно выкопал яму и похоронил кошку!

– Если ты этим хвастаешься, то это отвратительно, – с презрением ответила Кирстен.

– Я не хвастаюсь, – чуть обиженно ответил Матье. – Я делюсь впечатлениями.

Она знала, что Матье к ней неравнодушен, и ей стало неприятно, что он решил привлечь ее внимание таким «подвигом». Предыдущие его ухаживания не были такими отталкивающими. Кирстен понимала, что человек не может управлять своими чувствами, поэтому не избегала Матье и старалась быть ему другом. Ответить ему взаимностью она все равно не могла, ведь ее сердце было отдано Эмилю.

Матье, однако, так быстро сдаваться не собирался. Он сразу заметил, что его ухаживания Кирстен даром не нужны, и не понимал, чем ее так поразил Эмиль. В дворецком не было ничего особенного, даже обаяния. Он смотрел на людей так, точно их не существовало, и Кирстен не была исключением. Для Эмиля она была просто человеком, с которым он работает в одном дворце. Она даже не была ему другом. Вряд ли Эмиль вообще знал, как ее зовут. Это должно было ее оттолкнуть, но почему-то наоборот – притягивало. Почему? Матье не мог ответить на этот вопрос, но знал, что Кирстен никогда не сможет добиться взаимности от молодого дворецкого. Матье думал так вовсе не потому, что принижал ее. Просто он знал кое-что насчет самого Эмиля.

Дворецкому нравятся птицы, которые летают гораздо выше. Вот что он знал. Возможно, никто из слуг этого не замечал, но Матье видел чуть больше.

Кирстен, конечно, тоже о таком не догадывалась. Она слишком сильно увлеклась Эмилем и продолжала терзать себя тем, чему никогда не бывать.

Чем Эмиль ей так нравился? Да всем. Высоким ростом, кучерявыми русыми волосами, резкими, словно выбитыми из камня, чертами лица, а еще своей отчаянной смелостью. Он мог выражаться непристойными выражениями при господах, и ему за это ничего не было. Он мог говорить с хозяевами на равных, и те воспринимали это как должное. Он вообще удивительно вписывался в их общество.

– Я не хочу слушать историю про похороны, – наконец произнесла Кирстен и тяжело вздохнула. – Я уже сегодня ее слышала от мадемуазель Мари. Не хочу слушать об этом ещё и от тебя.

Весь день перед глазами Кирстен стояла кровавая картина, которую она видела утром. Каждый раз, когда девушка слышала слово «кошка» или «похороны», перед глазами возникал размозженный череп беззащитного существа. От этого образа в жилах стыла кровь, а внутри все сворачивалось в болезненный узел.

Больше они ничего друг другу не сказали. В кухню прошли дворецкий и экономка и заставили всех накрывать ужин.


***


Бильярдная была небольшой комнаткой, находящейся в глубине дворца. По центру стоял массивный дубовый стол, обтянутый зеленым сукном. На нем уже лежали треугольником белые шары с черным битком, отполированные так тщательно, что свет играл на их круглых боках яркими бликами. Длинная стойка с киями занимала почти всю стену, заставляя небольшую картину с изображением играющих в бильярд молодых людей ютиться в самом углу.

В другом конце комнаты была зона отдыха, где стоял тонконогий столик в окружении мягких кресел в стиле рококо. Там громоздился серебряный поднос со стаканами и хрустальный графин с золотистым коньяком.

После ужина Йоханн и Лука переступили порог бильярдной и первым делом плеснули себе коньяка. Они выпили его в один присест и синхронно скривились. Только после этого они вытащили по кию и принялись играть в бильярд. Играли по-дружески, не на счет, потому что ни Йоханн, ни Лука толком не знали правил. Они просто неловко били шары и обсуждали последние события, изредка прикладываясь к стаканам и загружая в рот воздушные пирожные, так вовремя принесенные Карлом.

– Не понимаю, что сегодня за день, – поделился Лука. – Словно все сговорились, чтобы сделать его как можно отвратнее.

Был уже вечер, но молодые люди до сих пор находились под сильным впечатлением от произошедших за утро событий.

– Да уж, – согласился Йоханн, загоняя шар в плетеный мешочек лузы. – Сначала упала Фел, потом погибла кошка Мари, а потом это известие о крушении «Титаника». Хуже уже и быть не может. Жаль, что приезд твоей сестры омрачился такими событиями.

– Мы сегодня с ней прогулялись по саду, и она поделилась беспокойством по поводу своего приезда. Ей кажется, что она здесь лишняя, поэтому хочет завтра уехать домой.

– Ни в коем случае, – отрезал Йоханн. – Ее ведь никто не выгоняет. Мы давно ждали ее приезда. К тому же они хорошо сегодня за ужином поболтали с Мари. Аура определенно сможет ее хоть чуточку привести в себя. Бедная сестра, она так любила свою кошку!

– Я так и не понял, как это произошло, – задумчиво сказал Лука. – Как кошка могла погибнуть между створками окна?

– Эмиль с этим разбирается. Когда я был вчера на третьем этаже, то обнаружил открытое окно. Думаю, кто-то сделал это нарочно. Еще я слышал чьи-то шаги, но никого не увидел. Может, я его спугнул, и он ушел на второй этаж, чтобы завершить начатое? Не знаю. Все это вызывает у меня беспокойство.

– Я слышал, как лакеи обсуждали одну горничную, которая заявила, будто все это дело рук призраков, – сообщил Лука, нервно усмехнувшись. – Что думаешь об этом?

– Берд, – сплюнул Йоханн. – Я не верю в призраков. Это все бредни недалеких людей. Мой рациональный мозг никогда не будет воспринимать такое всерьёз, потому что любому событию можно найти адекватное объяснение. И этому тоже найдется.

Бильярд вскоре наскучил. Они решили, что карты куда интереснее, поэтому оставили попытки сменить деятельность и поднялись в гостиную к излюбленному месту около окна. Йоханн вытащил колоду, перетасовал и раздал на «Дурака». Эта игра была очень популярна в России, и Йоханн, как страстный поклонник любых карточных игр, очень скоро ей выучился.

Через какое-то время к ним присоединилась Аура, но девушка не была знакома с «Дураком», поэтому Йоханн достал фишки, и они стали играть в покер.

– Я сейчас была у Мари, – поделилась юная графиня, притянув к себе карты. – Ей уже лучше, но она захотела побыть одна и ушла в башню с новой книгой, причем с очень грустной книгой.

– Надеюсь, она справиться с этой болью, – сказал Йоханн. – Она сильная, она должна справиться.

– А как Фелисите? – спросил Лука. – Ты с ней тоже была? Нас к ней целый день не пускали.

– Я заходила к ней. У нее сильно болит голова, поэтому она лежит в кровати и отдыхает. К ней иногда приходит ее горничная, чтобы осведомиться о здоровье. Но в целом, с ней все хорошо.

– Это радует, – сказал Йоханн. – Нет, ну надо же отцу было пустить ее на эту идиотскую охоту! Меня до сих пор из-за этого передергивает! Впредь, я надеюсь, он будет думать головой.

– Я не согласен с тобой, – ответил Лука. – Фелисите взрослая девушка, а случившееся с ней могло произойти с любым из нас.

– Я начала ездить на охоту с пятнадцати, – решила сказать Аура. – Со мной тоже приключались всякие несчастья: то ветка хлестнёт по лицу, то перестанет слушаться лошадь. Это охота, и на ней без такого не обойтись. Не делай своего отца виновным в том, в чем виноват лишь случай.

– Да сдалась нам эта охота, – кинул Йоханн. – Никогда её не любил и не полюблю.

Он продолжал злиться на всех вокруг, хотя понимал, что в падении Фелисите не виноват никто. Так ему было проще.

Они сыграли несколько партий, и во всех победителем вышел Йоханн, что было неудивительно, ведь играл он мастерски. Точнее не столько играл, сколько блефовал. Правда, Гришары не могли не отметить, что сегодня он действовал излишне жестко. Когда Лука лишился всех своих фишек, встал с кресла и сказал:

– Пойду в комнату, что-то игра сегодня не клеится.

– Давай только недолго, ждем тебя на новую партию, – сказал Йоханн.

– Я, наверное, не спущусь. Лучше лягу отдыхать, и желательно до самого утра.

– Как знаешь, – отозвался виконт. – Доброй ночи.

– Доброй ночи, братец, – подхватила Аура.

– Доброй ночи, – попрощался Лука и покинул гостиную.

– Ну а вы, графиня, будете играть ещё? – поинтересовался Йоханн, перетасовывая карты.

– На самом деле, я бы хотела осмотреть картины в вашем доме, – ответила Аура. – Брат сегодня устроил мне экскурсию по комнатам, но разглядеть все картины я не успела. Судя по всему, с моего последнего визита у вас появилось много чего нового.

– Отчего нет, – ответил Йоханн. – Буду рад вам все показать. Идемте.

Помимо карт, Йоханн горячо любил еще две вещи – картины и науку. Предложение Ауры его очень завлекло, и он загорелся энтузиазмом показать ей новые полотна, как приобретенные на аукционах, так и созданные им самим.

Йоханн кинул на стол колоду, которая тут же расползлась веером, и они с Аурой отправились блуждать по комнатам дворца.

– Вот эту я видела, – говорила Аура, проходя мимо одной из картин. – Это, кажется, портрет какого-то вашего предка?

– Верно, – отозвался Йоханн. – А рядом портрет другого нашего предка.

– Ну а вот этот пейзаж одного известного волкенбургского художника однозначно новый, – Аура указала на другую картину. – У нас в доме тоже висят некоторые его пейзажи.

– Это купил отец. Если честно, этот художник пишет весьма посредственные вещи. Его картины годятся только для украшения стен, чтобы не выглядели слишком пустыми. Не более. Давайте я вам сразу покажу полотна, купленные мной. Мне просто не терпится увидеть вашу реакцию.

– Я уже заинтригована. У вас появился какой-то очень известный художник?

– Очень известный! – воскликнул Йоханн, у него уже перехватило дыхание от нетерпения. Он был рад пообщаться с человеком, который разделял его увлечения и хоть что-то в них понимал. Никто из семьи не мог по достоинству оценить его новые приобретения.

Йоханн проводил Ауру в библиотеку, где на почетном месте рядом со шкафом с испанской литературой висела картина знаменитого мастера Диего Веласкеса.

– «Портрет Франсиско Бандреса де Абарки»3, – гордо провозгласил Йоханн, указывая на картину с изображением черноволосого мужчины с бородкой, усами и крестом рыцарского ордена Сантьяго на груди. – Не знаю, кто этот человек, но вы посмотрите, какие цвета, какая техника! Это же Веласкес!

– А вы уверены, что это Веласкес? – с сомнением спросила Аура. – Не припомню у него такой работы.

– Признаться, на аукционе не знали, кому принадлежит эта картина, – неловко сознался Йоханн. – Но все же очевидно – это Веласкес!

– Ну как знаете, – согласилась Аура.

– Вас не впечатлила картина? – спросил Йоханн, даже немного растерявшись. Реакция девушки была совсем не такая, какую он ожидал.

– Нет, почему, – поспешила ответить она. – Написано превосходно, видно, что она сделана рукой непревзойденного мастера. Но трудно поверить, что передо мной великий Веласкес, особенно если авторство этой работы достоверно не установлено.

– Я ручаюсь головой, – сказал Йоханн, и его уверенность в какой-то степени даже убедила Ауру, но все же не до конца.

– Поглядите теперь на вот эту картину, – сказал Йоханн, провожая Ауру к небольшому полотну, выполненному густыми и смелыми мазками в синих, оранжевых и изумрудных цветах. На нем было изображено пшеничное поле с провансальским кипарисом и оливковыми деревьями, над которыми закручивались в кудри густые облака. – Эту картину я приобрел в Амстердаме. Называется «Пшеничное поле с кипарисом». Художник Винсент Ван Гог.

– Я слышала о нем! – восторженно воскликнула Аура. Ее реакция на эту картину Йоханна удовлетворила. – Он некоторое время был просто одержим кипарисами! Невероятно, мне, право, очень нравится эта работа.

– Ну а дальше уже идут мои собственные произведения.

– Замечательно! Я как раз хотела спросить, создали ли вы за это время что-то еще.

– Парочку мне удалось написать, – ответил он небрежно, будто это было пустяковым делом.

На самом деле он вкладывал в свои работы всю душу и тратил все свободное (да и несвободное) время. Правда, после приезда Луки он решил сделать небольшой перерыв, поэтому к мольберту не приближался уже неделю.

Йоханн писал политиков, которые сидят за столом и двигают фигурки на карте мира. Он писал солдат в окопе, а рядом с ними изображал саму смерть, которая костлявой рукой обнимала их за плечи и готовилась забрать с собой. Наверное, он чувствовал, что мир меняется. Он знал, что скоро может разразиться война. И точно был уверен в том, что маленький Волкенбург от нее серьезно пострадает. Либо он будет сожжен дотла, либо оккупирован, либо вовсе перестанет существовать как государство и примкнет к территории Германии. Тут уж как поведут себя политики и сам король.

– Ого, – ахнула Аура, глядя на его новые картины. – Почему так жутко?

Йоханн отозвался непривычным пророческим голосом:

– Скоро это станет нашей реальностью.


***


Мари сидела в башне, забравшись с ногами на диванчик. Окно было чуть приоткрыто и впускало в комнатку свежий вечерний воздух. Сегодня слуги слишком сильно натопили в комнатах, отчего стало душно и жарко. Книга, с которой Мари проводила свой вечер, была очень грустная, и из-за этого девушка снова начала плакать.

Неожиданно в дверь постучали, и Мари лихорадочно стерла со щеки слезы. Это ничем не скрывало ее состояния, ведь скорбь из глаз стереть невозможно, и она решила – к черту! Пусть все видят ее горе, она человек и имеет на него право.

– Войдите! – крикнула она.

– Это я. – В комнату прошел Эмиль. В его руках был поднос с чайником и маленькой фарфоровой кружкой, украшенной рисунками журавлей. – Я подумал, что вам не помешает свежий чай.

Мари была удивлена таким проявлением заботы. Это было неожиданно, и она даже не знала, что сказать. Просто уставилась на него, как на восьмое чудо света, и застыла.

Эмиль прошел в комнату и поставил поднос на столик рядом с диваном, а после взглянул на Мари и заметил ее красные глаза.

– Как вы?

– Никак, – без эмоций ответила девушка.

Конечно, ей до сих пор больно. Снежинка была не просто питомцем и талисманом, она была для Мари настоящим членом семьи. Она любила ее, заботилась о ней, а в ответ получала ласку и преданность. Теперь ее любимица похоронена за оградой в сырой земле. Она больше не запрыгнет к ней на колени, не уткнется мокрым носом в ладонь и не скрасит одиночество в этих каменных стенах. От осознания этого в душе Мари появилась огромная пропасть.

– Быть может, я смогу что-то для вас седлать? – участливо предложил дворецкий.

– Ты смог что-то выяснить?

– К сожалению, нет, – вздохнул он. – Слуги говорят, что это ветер. Не знаю, насколько это вероятно, но все же я не уверен.

– Я слышала, что еще они говорят о призраках, – сухо сказала Мари.

– Не принимайте эти слова близко к сердцу, – поспешил сказать Эмиль, проклиная болтливые языки горничных. – Вы же знаете, что слуги – люди суеверные и с предрассудками.

– На самом деле я иногда задумываюсь, вдруг моя мать действительно их видит? Мы не знаем, что находится по ту сторону и что ждет после смерти. Что если мы и вправду станем призраками? Я весь день думаю об этом и никак не могу уложить в голове.

Загрузка...