Из актуальных проблем Современности и из понимания тормозящих прогресс духовной жизни обстоятельств становятся явственными задачи, которые необходимо теперь решить.
Эти задачи уже в 1912 году видел Р. Штайнер и пророчествовал о них в Обращении «Русский народ»:
«Вопросы, которые могут идти только от Востока Европы – до сих пор их задавала мне только Русская народная душа на высших планах. Я должен был часто думать о том, что детям этой Народной души предстоит ещё немалый путь, чтобы понять свою Народную душу, чтобы понять то, о чём томится эта Народная душа, и то многое, что их – этих детей Народной души – ещё отделяет от её самой. Не бойтесь поэтому искать путь к вашей Народной душе, путь, который, если вы захотите, вы можете найти. Из своей Народной души вы отыщете те вопросы, без ответа на которые не может существовать человечество будущего… Вы должны найти душу для духа. Вы, можете сделать это, потому что Русская народная душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями грядущего. Но необходимо, чтобы вы осознавали, что душевное, которое может подняться к духу, которое должно исполнить собой дух, ставит вас перед большой опасностью потерять самих себя и увязнуть в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Потому что личное становится как раз особенно сильным, когда оно идет из душевного элемента» [9].
Задачи, которые теперь должны быть решены, следующие:
Так как человечество в современную эпоху вступило в такое состояние, когда из всякого социально налаженного организма непременно снова возникает нечто антисоциальное, то первостепенной является задача побудить к движению в направлении тех социальных целей, которые соответствуют жизненной действительности и жизненной необходимости нашей эпохи. «В социальном познании… пробиваются к тому, чтобы известные фундаментальные познания могли оказаться для сознания истинными благодаря своей внутренней природе» [4, с. 55].
Важнейшей задачей становится выявление возможности создания такого сообщества, которое может всему существующему давать направление к социально положительному. По убеждению Р. Штайнера, таким сообществом может стать «самоуправляющееся духовное звено социального организма», поэтому необходимо «Создать движущие силы для отдельного социального организма и для социального организма мира» [4, с. 204]. «… практика требует этих идеалов, что они становятся действительной практикой… когда есть достаточное число людей, которые понимают эти вещи, тогда благодаря этим людям и их действиям дело станет непосредственно практическим» [4, с. 205].
Для создания такого духовного звена социального организма, настроенного на «народную душу», «…должна актуализироваться духовная жизнь» [7, с. 99].
«Должно получить признание то, что начиная с 14—15-летнего возраста проявляется как астральное тело, – а его необходимо принимать во внимание, когда духовно-душевному ядру человека предстоит определить подобающее место в социуме. …ясно определить: этот пригоден к тому, а этот к другому» [7, с. 127].
Духовное исследование. «Духовный мир отличается от физического. И поэтому невозможно, опираясь на физическое мировоззрение и лишь абстрагируя его, обрести мировоззрение духовное, – его можно обрести только в процессе непосредственного духовного исследования» [7, с. 129].
«…необходимо… осмыслить эволюцию представления о Христе – в ходе истории человечества [7, с. 137] … «Современный человек нуждается в Христе, чтобы его всё дальше заходящий грех мог быть снова обращён к добру. И мысль снова будет исправлена тем, что он сможет связать себя с действительной реальностью, с духовной реальностью. Таким образом, именно для тех, кто прозревает тайны мироздания, имеется несомненная возможность найти место для Христа в современном процессе развития сознания. [5, с. 86].
«…необходимо, чтобы мы осознали эту потребность в пробуждении» [5, с. 129]. «…мы должны уяснить, сколь необходимо, чтобы человек проложил себе путь к избавлению от этого интеллектуального сознания и научился непосредственно видеть духовный мир. Ибо сегодняшняя эпоха – это переходное время, для достижения сознательного восприятия духовного мира [5, с. 204].
«…задача …состоит всегда в том, чтобы сделать душу крепкой и собрать её силы воедино так, чтобы человек стал способным переносить душевные переживания». [3, с. 68].
Необходимо понимание сверхчувственных миров. «… степень познания этих миров, которая необходима для жизни души, достигается пониманием. Понимания же этих миров… будет требовать всё большее и большее число людей, ибо истинное наблюдение за жизнью показывает, что с настоящего времени человеческие души вступают в такое состояние, что без понимания сверхчувственных миров они не смогут стать в необходимое отношение к жизни» [3, с. 69].
Необходимо снять завесу, преодолеть искушение. «Человек может стремиться к тому, чтобы… проникнуться силами, которые признают духовный мир и сознают себя живущими и пребывающими в нём. Но он может также… отвратиться от этих сил; он может употребить своё мышление на постижение одного только чувственного мира. Искушения пойти по этому последнему пути исходит от ариманических сил» [3, с. 108]. «…необходимо, чтобы человек в земной жизни приобрёл… знание о себе как о духовном существе» [3, с. 152]. «…образы сознания, впервые обретающего сверхчувственное переживание, „являются как бы завесой“, которую душа ставит перед сверхчувственным миром… Необходимо, чтобы ткущиеся в душе образы посредством постоянной работы над ними обрели в определённой степени духовную прозрачность» [3, с. 158].