Первые три года после рождения куда более важны, чем думают многие. Именно в этот период закладывается основа всей последующей жизни человека. Возможно, вы удивитесь, но научные исследования говорят о том, что если у ребенка к трем годам хорошо развиты речевые навыки, то, скорее всего, в шесть лет он будет хорошо учиться. В этой книге хочу поделиться с вами научно подтвержденными знаниями и принципами, о которых сейчас говорят многие авторы. Во-первых, богатая образовательная среда в раннем возрасте – в первые три – пять лет – создает основу для дальнейших успехов в обучении. Во-вторых, лучшее, что могут делать родители для развития ребенка, – это разговаривать с ним, читать и петь ему. Более того, именно речь, которую слышит ребенок, – главный фактор его обучения в первые годы жизни.
Жители Востока выращивают китайский бамбук. Они сажают его, а затем первые четыре года просто поливают и удобряют – почти без видимых результатов. Но затем, на пятый год, продолжая получать воду и удобрения, бамбук за пять недель вырастает до 40 метров в высоту. В Азии этот процесс принято рассматривать как метафору личного роста и развития жизнестойкости. Образ растущего бамбука помогает понять, насколько важна богатая образовательная среда для маленького ребенка. Каждая книга, которую вы читаете малышу, каждая песня и каждая беседа с ним сами по себе не оказывают большого влияния, но вместе они приобретают огромную ценность. День за днем обогащая среду, в которой растет ребенок, вы создаете им наилучшие условия для старта. Теперь вы об этом знаете, и в вашем распоряжении есть сборник игр, в которые вы можете играть с детьми с рождения до трех лет.
Существуют пять областей развития, влияющих на нашу жизнь как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом: когнитивная, моторная, социально-эмоциональная, речевая и самооценка. Ниже приводится краткое описание каждой из них. Подобно тому как всем нам необходимо потреблять продукты из всех пяти пищевых групп, ребенок должен осваивать разные навыки, относящиеся ко всем пяти областям развития. Хотя современные технологии могут этому способствовать, главная роль все равно остается за играми, в которые вы играете с малышом. Каждая игра в первую очередь стимулирует развитие в каком-то одном из направлений, но будет полезна и в других.
● Когнитивное развитие: знания о мире
Ребенок познает мир с помощью пяти чувств – зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
● Моторное развитие: способность целенаправленно задействовать крупные и мелкие мышцы при движении
Крупная моторика связана с развитием всего тела. Мелкая моторика – это ловкость рук и пальцев. Превращение бессознательных крупных и мелких движений в сознательные моторные навыки служит важным этапом в развитии ребенка.
● Социально-эмоциональное развитие: обучение межличностным взаимодействиям и развитие самосознания
Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, подобно кругам на воде, расходятся от центра, которым служат отношения с родителями. Параллельно с этим возникает идея «себя». Когда родители радуются каждому шажку в развитии малыша, он ощущает полное принятие с их стороны. Вслед за этими отношениями возникают и закрепляются отношения с братьями и сестрами, бабушками и дедушками, тетями и дядями, кузенами и кузинами – семейные узы, формирующие у ребенка понятие принадлежности. И наконец, появляются отношения с близкими друзьями семьи, учителями, нянями и прочими людьми, принимающими участие в воспитании ребенка. Такие отношения крайне важны, так как формируют первую модель преданности.
Одна из важнейших функций всех этих отношений – создание безопасной обучающей среды. Люди могут различаться характером, стилем общения и интересами, но они любят ребенка. Совместно они образуют группу, которая представляет для него в безопасном виде разнообразие людей в большом мире.
● Речевое развитие: понимание услышанного и прочитанного, устная и письменная речь
Речевое развитие связано со всеми другими направлениями развития ребенка. Кроме того, оно зависит от особых занятий: чтения, пения и разговора. Чем более богат язык, которым взрослые общаются с ребенком и между собой в его присутствии, тем лучше и быстрее развивается его собственная речь.
● Самооценка: переход от самосознания к самоуважению
Развитие самооценки, так же как и развитие речи, зависит от поведения взрослых. В этом и состоит главный принцип: делайте все, чтобы ребенок ощущал себя нужным и важным. «Пожалуйста» и «спасибо» – вот слова, которые вы должны произносить как можно чаще. Первое демонстрирует уважение, а второе – признание. В сочетании с полезными и важными заданиями эти два слова образуют идеальную формулу для развития внутренних сил вашего ребенка.
Естественное продолжение этой идеи – бескорыстная любовь. Родители всегда должны окружать ею своих детей, что бы ни происходило. Вспомним одну из мантр развития: «Ваш ребенок будет относиться к себе так, как вы относитесь к нему».
Несколько слов о занятиях с ребенком
Эта книга представляет собой полноценную, тщательно разработанную программу занятий. В отличие от большинства других книг, посвященных раннему развитию, эта не просто рассказывает об играх, но еще и объясняет, чем они важны и полезны с точки зрения развития ребенка в разных направлениях. Кроме того, для каждой игры приведены ссылки на исследования, которые подтверждают ее полезность.
Книгу можно использовать как справочник, обращаясь к тому или иному разделу в зависимости от возраста, стадии развития и интересов вашего ребенка. Описанные здесь занятия, как любые игры с малышом, принесут радость вам обоим. К тому же вы можете сами видоизменять их, чтобы они еще лучше соответствовали вашим с малышом нуждам и желаниям. Основная цель этой книги – дать вам исчерпывающее руководство по развитию ребенка, поэтому в начале каждой главы вы найдете информацию о том, какие этапы развития проходит ребенок в том или ином возрасте. Приведенные сведения основаны на средних показателях, а объяснения базируются на общепринятой образовательной теории и данных научных исследований.
Естественно, технологии будут играть определенную роль в жизни вашего ребенка, но на этом раннем этапе использовать их вовсе не обязательно. И даже наоборот, сейчас для него гораздо полезнее и веселее «вживую» играть с разными предметами и с вами, чем просто реагировать на происходящее на экране. Кроме того, такие игры необходимы для полноценного развития. Программа, изложенная в этой книге, была тщательно разработана для формирования и закрепления ключевых навыков во всех областях развития, чего нельзя сказать о большинстве современных детских игр. Несомненно, ребенку необходимо осваивать и технологические достижения, но так, чтобы это не мешало ему развивать мышление, мелкую моторику, умение общаться, говорить и слушать, а также просто хорошее отношение к самому себе.
Описанные здесь занятия упорядочены согласно возрасту ребенка. В рамках каждого возрастного периода они расположены по стадиям развития. Чтобы выбрать занятия, подходящие для вашего ребенка, начните с возраста. Если ваш малыш развивается более-менее стандартно, обращайтесь прямо к соответствующей его возрасту главе. Найдите там игры, которые покажутся вам интересными и полезными, и играйте в них вместе.
Этапы развития, перечисленные в каждом из разделов, считаются общепринятыми среди специалистов по раннему развитию, но это не значит, что ребенок должен развиваться строго по графику. Поэтому совершенно нормально, если вы с малышом будете работать над достижениями, относящимися к разным возрастным группам. Каждый ребенок уникален и развивается разными темпами в разных направлениях, поэтому вы вполне можете сочетать игры из разных разделов.
Выбор занятий по этапам развития – также замечательный вариант для детей с особыми потребностями. Часто такие дети отстают от сверстников в одной или нескольких указанных выше областей развития. В этой книге вы легко найдете подходящие занятия, ориентируясь не на возраст, а на потребности малыша.
Хотя игры в этой книге собраны по возрастным группам, вы не должны думать, что играть в них нужно только в определенном возрасте. Ко многим из них можно возвращаться снова и снова, иногда что-то меняя по мере того, как растет ваш малыш. Читать книжки, петь песенки и играть в простые игры с ребенком можно и нужно на протяжении всего раннего детства. От возраста зависит лишь то, насколько активно ребенок будет участвовать в совместной игре или занятии.
Если вы хотите стимулировать развитие своего ребенка в каком-то из пяти направлений или просто повеселиться вместе с малышом, начните с игр для соответствующего возраста. Затем, если этот уровень покажется вам слишком низким или слишком высоким для вашего ребенка, обратитесь к разделу для другой возрастной группы. Вы обязательно найдете именно то, что будет занимательно и полезно для вашего ребенка. Главные цели каждого из предлагаемых занятий – игра и обучение. Эти два процесса неразрывно связаны между собой, так что с каждым игровым занятием ребенок будет делать маленький шажок к новым успехам. Постепенно у вас сложится привычный порядок игры, приносящий удовольствие вам обоим, и вы начнете замечать, как укрепляется ваша связь с малышом и развиваются ваши отношения с ним. Эти первые занятия будут приносить свои плоды еще много лет.