В троллейбусе № 10 было как всегда народу битком. Люди были раздражены. Ясное дело, понедельник, день тяжелый. На заднем сиденье, расслабившись, сидел высокий парень, широко расставив ноги в узких джинсах. Он лениво поглядывал то на часы, то в окно. Он опаздывал, но, похоже, что ему было все равно. На желтом кожаном портфеле шариковой ручкой было нарисовано «ЛЕХА».
«Подумаешь, 15 минут, ничего страшного, другие и больше опаздывают», – спокойно думал он.
В троллейбусе было не продохнуть. Люди толкались, огрызались, протискивались. Бабушки ехали на рынок с большими котомками. Некоторые красноречиво поглядывали на него, не осмеливаясь напрямую попросить его уступить им место, но он сделал вид, что ничего не замечает.
«Еще чего, толкаться», думал он, оправдывая себя, но внутри ему было как-то неловко.
Наконец, кондуктор объявил: «Остановка: «школа № 23»».
Парень облегченно вздохнул, выпрыгнул из троллейбуса, на ходу случайно наступил кому-то на ногу, и помчался в класс. Завернув за ларек, стоящий прямо здесь на остановке, он заметил, что шнурок на его ноге развязался. Он остановился и присел на корточки, чтобы его завязать. Когда он поднял голову, ему показалось…, как будто какие-то странные тени промелькнули перед ним на асфальте. Ему даже представилось, что они скачут, как лягушки, вокруг его ног. Не придав этому значения, он тряхнул головой, и побежал дальше, поглядывая на часы. Теперь он опаздывал на 19 минут.
Конечно же, школьный двор был уже пуст. Окна его класса выходили прямо к входу в здание. Вероятно, он бежал довольно громко, поскольку учительница посмотрела в открытое окно, находящееся прямо рядом с учительским столом, и покачала головой.
Через минуту, постучавшись, он вошел в класс. По классу прошел смешок, а учительница пристально смотрела на него. Всем своим видом она говорила: «Ох, Верзилов, когда же ты перестанешь опаздывать?»
– Что ж, Алексей, проходи, коль пришел, – с вздохом сказала она, и что-то отметила у себя в журнале.
С одной стороны, ему было немного стыдно, но с другой стороны, как всегда, он был в центре внимания, а это, что ни говорите, было приятно.
Он сел на свое место, достал учебник и раскрыл тетрадь. На странице с последним домашним заданием красовалась большая двойка. На какое-то время Лешка задержал на ней взгляд, а затем перевернул страницу, и застыл от изумления. В углу страницы небрежно, но четко была нарисована большая зеленая жаба, с отвратительными бородавками и желтыми злыми глазами.
«Это еще что такое? – подумал он. – Что-то я не помню, чтобы я здесь такое рисовал».
Он перевернул тетрадь, чтобы посмотреть на обложку. Все было нормально; тетрадь по литературе, с его именем, подписанная его размашистым почерком. Он снова перевернул тетрадь на нужную страницу, и… даже ойкнул от неожиданности. На странице ничего не было!
Леха перевернул на страницу назад с последним домашним заданием…, двойка была на месте. Он снова перевернул страницу…, потом еще одну. Никакого рисунка. Он пролистал все страницы до конца тетради, потом еще раз. Никакой жабы!
«Что за ерунда! Не приснилось же мне это», – с волнением подумал он.
Алексей со страхом оглянулся вокруг, и столкнулся взглядом с одноклассником, Витькой. Судя по всему, вид у него был сильно озадаченный, потому что во взгляде у Виктора был вопрос.
«Это уже слишком, – подумал Лешка, – не хватало только, чтобы кто-то подумал, что я ненормальный. Наверное, я не выспался».
Сделав вид, что ничего не произошло, он, как ни в чем не бывало, опустил голову снова в тетрадь, и… что это? То ли ему показалось, то ли на самом деле…, в том же самом углу мелькнуло уже знакомое изображение жабы.
«Да что это со мной?» – у него даже испарина на лбу выступила. Однако он заставил себя взять ручку и начать писать. Заглянув к Насте соседке по парте, отличнице, в тетрадь, которая прилежно все записывала под диктовку учителя, и больше ничего не замечала вокруг, он списал название темы и несколько пунктов урока.
Несколько раз он еще окинул украдкой взглядом класс, но, казалось, кроме Витьки, который на него больше не смотрел, никто ничего не заметил. Поскольку на странице больше ничего не появлялось, он немного успокоился.
День прошел как обычно. Сашке не особенно нравилось учиться, однако, в этот раз учеба помогла ему отвлечься и забыться. После урока физики, когда учитель показывал им крутящуюся электрическую машину, которая пускала молнии, он вообще забыл про все свои беспокойства. Теперь ему хотелось только попробовать вставить между электродами машины лист бумаги, чтобы проверить, пробьет его молния или нет. Однако учитель бумагу вставлять не стал, а просто рассказывал что-то о статическом напряжении, чего Сашка особенно не понял.
После уроков, когда они с Витькой шли домой, он уже ни о чем не беспокоился, и об утреннем разговоре не вспоминал. Виктор шел рядом, то и дело, пихая ногами попадающиеся по дороге камешки.
– Мне бы такую машину домой, я бы всем тараканам экзекуцию устроил. Классно она молнией, да? – начал разговор Сашка.
– Да, ничё так, – согласился Витька. Ему не особенно хотелось разговаривать про электрофорную машину. Почему-то утренний разговор с другом не выходил у него из головы. Виктор сам не понимал, почему рассказ друга о каком-то сне, который вначале его никак не впечатлил, теперь не дает ему покоя. Теперь одна мысль его не выходила у него из головы; почему во сне фигурировал он, и почему у него изо рта лезли какие-то там жабы?
«Что-то в этом есть. Не просто так ему это приснилось», – уже в который раз в течение дня подумал он.
Сашке, однако, совершенно не хотелось вспоминать свои утренние страхи. Единственное, что ему хотелось с утра, это поскорее забыться, чтобы неприятный вкус и образ жабы больше не приходили ему на память. После разговора с Витькой ему стало намного легче, а теперь, когда он все это забыл, ему не хотелось даже и думать о ночном переживании.
– Ты видел, как Леха себя сегодня вел? – спросил его Витька.
– Леха? А что Леха? Нет, не видел, а что?
– Ну…, он сел за стол, потом достал тетрадь, потом заглянул в нее, и повел себя так, будто там было что-то страшное. Он даже вздрогнул. Потом он еще пот со лба вытирал, и вокруг оглядывался.
– Ну, и что?
– Ну, как что? Может, ему тоже что-то приснилось?
Сашке совсем не хотелось ни о чем вспоминать. Он почувствовал, что его совершенно не тянет больше разговаривать об этом, поэтому он сказал с напускным равнодушием.
– Да, ладно тебе. Ничего особенного. Мало ли что там было. Может просто наляпал в тетради, вот и перепугался, что ему снова двойку влепят.
– Чтобы Леха насчет этого вздрагивал? На него это не похоже. Мне кажется, если у него и вся страница будет заляпана, он не заметит.
– Витька, не бери в голову. Ну, хочешь, спроси у него завтра, чего это он вздрагивает, если тебе интересно.
Тут они подошли к Сашкиному дому, и он сказал, чтобы поскорее отделаться от неприятного страха, который возник у него внутри от навязчивого напоминания Витьки:
– У меня уже все прошло, так что забудь. Что было, то было. Главное, что теперь все классно! Ну ладно, давай, пока…
Он схватил портфель под мышку и побежал напрямик через газон к своему подъезду.
Алексей пришел домой, бросил портфель в угол в коридоре, прошел в зал, сел в кресло, откинулся на спинку, и, закинув руки за голову, положил ноги на журнальный столик напротив.
Он был слегка смущен.
«Ну, парень, что-то с тобой сегодня не то. С какой это стати ты стал глюки видеть?»
Неприятные воспоминания о странных видениях навязчиво беспокоили его в течение всего дня. Он постарался прокрутить в голове последние события, пытаясь понять, что могло вызвать сегодняшние жабьи образы. Из головы не выходили скачущие тени около ларька, и злые желтые глаза в тетради.
Он встал, сходил в коридор, принес портфель и снова достал тетрадь по литературе. На странице ничего не было, кроме тех записей, которые он сделал сегодня на уроке. Он еще раз внимательно просмотрел страницу за страницей, присмотревшись внимательнее к той странице, где, как ему показалось, он увидел рисунок жабы. Никакого рисунка, а также чего-то, что могло бы навеять хотя бы что-нибудь подобное, не было.
«Странно…, но ничего нет».
В его голове снова пронеслись образы скачущих теней около ларька. Ему даже показалось, что он услышал какое-то ехидное кваканье в ушах.
«Ну, парень, ты, похоже, совсем спятил», – подумал он.
Лешка посмотрел на часы. Было 16:00.
«Боже мой, уже четыре!»
В своих размышлениях он совсем забыл про обед. В желудке было пусто… очень пусто!
«Ладно, нужно действительно пойти перекусить, и хоть развеяться немножко».
Алексей прошел на кухню, достал из холодильника кастрюлю с супом и поставил ее на газ.
Утолив голод, он почувствовал себя немного лучше.
«Ну вот, давно бы так. Может быть, в этом и вся причина? – подумал он. – Может быть, нужно было просто хорошо поесть?»
Однако это его не слишком успокоило, и он решил, что расслабляться не стоит.
Откуда-то издалека пришла мысль:
«Может быть, уроки сделать?»
Алексей даже улыбнулся этой мысли. Он не помнил, когда в последний раз делал уроки. Он не был глупым, но учиться ему не хотелось. Учеба казалась ему скучным занятием, хотя сейчас эта мысль прозвучала в его сознании вполне утешительно. Отвлечься хотя бы как-то еще от навязчивых воспоминаний, вот что ему сейчас хотелось. Он сел за стол, разложил учебники, и впервые за долгое время сел за уроки.
Калитка скрипнула, и в нее вошел невысокого роста паренек в черной куртке с накинутым на голову капюшоном. Он подошел к старой обшарпанной двери и большим ключом открыл большой ржавый замок.
Как только он миновал сени и вошел в комнату, он задернул штору, зажег свечу и стал разминать в пальцах кусок воска. Затем, как будто вспомнив о чем-то, он достал из сумки две большие черные книги и, положив их на стол, достал из сумки уже знакомую фотографию с добродушно улыбающимся парнем. Положив фотографию рядом с горящей свечей, он снова принялся разминать в руках кусок воска, иногда чуть нагревая его над пламенем свечи. Постепенно кусок воска в его руках стал приобретать очертания человеческой фигуры.
Когда фигурка была готова, паренек положил ее рядом с фотографией, открыл одну из книг, нашел нужную страницу и опустился на колени рядом со столом.
Занавески за его спиной слегка шевельнулись, но он не заметил этого. Его глаза были закрыты, а губы беззвучно шевелились, произнося какое-то заклинание.
Через некоторое время он снова открыл глаза, и заглянул в книгу. Прочитав там что-то, он снова полез в сумку.
– Проклятье! Как я мог ее забыть? – со злобой сказал он, встал, собрал все вещи в сумку, задул свечу, накинул капюшон на голову и быстро вышел, затворив дверь и повесив на нее большой замок.
Проводив своего друга задумчивым взглядом, Витька пожал плечами, и повернулся прочь, чтобы идти домой.
«Вот ведь, однако…, сначала переполошил меня всего, а теперь, видите ли, думать ему об этом не хочется».
Витька шел, размахивал портфелем, пинал попадающиеся на пути камешки, и недовольно бурчал про себя.
«С Верзилой поговорить! Легко сказать! А вдруг он разговаривать со мной не захочет? А может, захочет? Мы ведь с ним друзьями были когда-то».
Витька пнул очередной камешек, и случайно попал в зазевавшуюся кошку, переходящую дорогу. Кошка испуганно мявкнула и бросилась наутек.
«Ну, хорошо, – продолжал Витька свои рассуждения, – даже если он и захочет со мной разговаривать, что я ему скажу? Леха, привет, ты чего так испуганно в тетрадку таращился в классе? Еще подумает, что я совсем свихнулся. Может, ему просто так захотелось потаращиться, а я здесь переживаю…, и сдались мне эти жабы!»
Витька со злостью пихнул еще один камешек, но не рассчитал, и ударил носком ботинка в бордюр. Бордюр не отреагировал, отреагировал только большой палец на ноге. Он ойкнул, и несколько шагов проскакал на одной ноге.
– Вот ведь, …однако, …ну надо же! …Ух ты! …Чтоб тебя, такой сякой, …ну попадешься ты мне еще!
Виктор сам не понял, к кому он обращается. Судя по всему, он имел в виду бордюр…, или камень, неудачно попавшийся под ногу.
Тут его внимание привлекла небольшая лягушка. Она спрыгнула с газона, и поскакала через дорогу. Осенью такое случалось часто, но в этот раз Витька очень внимательно проводил взглядом это создание, пока оно не скрылось в траве на противоположной стороне дороги.
Он постоял немного, а потом решительно развернулся, и направился к Сашке.
Санек прибежал домой и, первым делом, отправился на кухню. Ему было легко и весело. Утренние страхи прошли. Теперь он был всецело поглощен мыслями об электрофорной машине. Сидя за столом и уплетая яичницу с макаронами, он мечтал о том, как он уговорит маму, и она купит ему его собственную электрофорную машину, и… чего только он не будет делать с этой машиной.
Его мечты ушли далеко, он представлял себе, что его машина будет самой мощной машиной в мире, и она будет пробивать молниями не просто лист бумаги, а целую стопку тетрадей. Как все ребята будут приходить к нему смотреть на эту диковинку, как он будет демонстрировать ее действие во дворе. Он стал представлять, как молнии, соскакивающие с электродов, по какой-то причине становятся все больше и больше. Вот они уже валят целые деревья. Сашка становится сильным и знаменитым, его все начинают называть громовержцем и… бояться, ведь он может при желании поразить кого-нибудь молнией.
Мечталось легко, и под эти мечты макароны и яичница были особенно вкусными. Вот он уже на школьной доске почета за особое изобретение сверхсильной электрофорной машины. Вот все девчонки в классе хотят с ним подружиться, и пишут ему записки. В общем, хорошо, иметь такую штуковину у себя дома.
Сашка поел, прошел к себе в комнату, сел за стол, достал учебники, тетради и стал делать уроки, весело насвистывая. Он уже сосредоточился над решением какой-то задачи, когда вдруг раздался звонок в дверь.
«Это еще кто там?»
Сашка подошел к двери и заглянул в глазок.
На пороге стоял Виктор.
«Ну, вот еще! Что ему от меня вдруг понадобилось?» – неожиданно с раздражением подумал он.
– Что-то случилось? – спросил он, открывая дверь другу.
Витька не знал, что сказать. Его просто волновало все то, что произошло сегодня утром, и он никак не мог этого себе объяснить. Он просто не мог вот так просто, пойти домой, и заняться своими обычными делами.
– Понимаешь…, я не знаю… я, почему-то не могу так… ну, …в общем, ты меня взбаламутил, а теперь отнекиваешься. Давай поговорим, что ли….
Наверное, Витька выглядел слишком растерянным, или взволнованным, но, так или иначе раздражение у Сашки мгновенно испарилось. Ему нравилась в друге его прямота и искренность. Он не умел лукавить, и говорил всегда прямо, как есть. На его лице можно было всегда прочитать, что он думает.
– Витька, да что ты? На самом деле? Ну, сон, ну приснился, ну страшный какой-то. Не воспринимать же всерьез все, что может присниться.
Витька вспомнил, что утром он реагировал примерно так же, но теперь его никак не устраивала такая точка зрения. Утром такая точка зрения не устраивала Сашку, но теперь он уже про это забыл.
– Санек, подожди, может быть, в этом серьезного и нет ничего, но мне кажется, твой сон…, ну…, в общем, он не зря. Он какой-то осмысленный, что ли. Ты разве никогда не слышал про то, что сны можно понимать. Что через них мы иногда можем даже будущее узнать. Мне кажется, у тебя именно такой сон получился.
Сашка уставился на друга с недоверием и даже, с каким-то страхом. Его совсем не устраивало, что в будущем у него будут выпрыгивать жабы изо рта.
– Да ну, брось ты, Витька. Какое будущее? Разве могут у человека звери изо рта прыгать? Даже и в будущем? Не-е-е… я в такой прогресс не верю.
– Ты меня не понял. Я хотел сказать, что у тебя сон о чем-то, наверное, рассказывает, или учит чему-то. Понимаешь? Только вот, чему? Мне кажется, к таким вещам нужно внимательно относиться. Мне мама говорила, что, если на жизнь смотреть внимательно, то она тебя может многому научить. Давай, ты мне еще раз все расскажешь, только медленнее.
– Ты же сначала слушать не хотел.
– Сначала не хотел, а теперь хочу. Хотя я не знаю, чего я хочу. Просто, хочется разобраться, вот и все.
– Хочется разобраться, хочется разобраться. Чего тут разбираться? Я же тебе уже все рассказал…, давай пройдем, что ли. Что на пороге стоять? – Сашка прошел в комнату, сел на диван, закинул ногу на ногу, и стал рассказывать, усиленно жестикулируя. Витька слушал внимательно, стараясь ничего не пропустить, совсем не так, как утром. В этот раз в рассказе друга появились некоторые детали, которых не было в первой версии.
– Эти зеленые твари выскакивали прямо на дорогу, и прыгали куда-то. Мне почему-то показалось, что они скачут прямо к Верзиле домой. Да, и еще, очень уж они как-то сильно прыгали, ну… как-то не по-жабьи. Прыжки у них были какие-то очень уж огромные. Да ну тебя, неприятно вспоминать! – Сашка посмотрел на друга с укоризной.
Однако от Витьки было не так-то просто отделаться. Александр знал, что Витька упрям, и если чего-то захочет, то обязательно добьется своего. Поэтому, встретив упрямый взгляд друга, он вздохнул, и продолжил рассказ. Закончив, он умоляюще сложил руки, и попросил:
– Витька, ну…, давай уже хватит, давай не будем об этом?
Витька задумчиво сидел на диване и внимательно смотрел на Сашку.
– Слушай, а наяву, как оно было, ты помнишь?
– Помню, конечно, так оно все и было.
– Что ты имеешь в виду, так оно все и было?
– Ну, я имею в виду, что… сначала ты так и говорил, а я тебя слушал, и кивал головой, только наяву жаб-то не было.
– Жаб не было… – задумчиво повторил Витька, как будто заново прокручивая всю ситуацию в голове. – То есть, все остальное так же, а жаб не было.
Неожиданно Витька встал, и направился к двери.
– Ну, ладно. Не было, так не было, тогда я пошел.
Сашка проводил его удивленным взглядом.
– Ну, ты что, все нормально?
– Нормально! Жаб не было, значит, все нормально. Я пошел домой, мне есть хочется.
Сашка встал, и вышел в коридор, наблюдая, как Витька зашнуровывает ботинки.
– Ты это, заходи, когда освободишься.
– Зайду, не переживай.
Витька развернулся и вышел за дверь.
Сашка еще какое-то время прислушивался к его шагам на лестнице, а затем вернулся в зал.
«Чего ему сдался мой сон? А тут еще этот, верзила, да еще и напуганный чем-то».
Он посмотрел в окно и сказал вслух:
– Так ему и надо, драться будет меньше!
Что это? Какой-то знакомый привкус во рту. Как будто…, да нет, не может быть! На языке был отчетливый болотный привкус, хотя и не сильный.
«Да ну вас всех!» – Сашка даже махнул рукой куда-то в сторону двери, отгоняя все непрошеные мысли. Он решительно развернулся, пошел в свою комнату и снова сел за уроки.