Предисловие

Некоторое время назад московские улицы украшал (или портил) билборд, рекламирующий «что-то гламурное» под берущим за душу лозунгом «Комфортно, как в раю!».

Как ни странно, в каком-то смысле можно сказать, что в раю действительно было комфортно – ведь у прародителей имелось все, что нужно, или, точнее, не было ничего, в чем бы они нуждались, то есть не было потребностей. И если комфорт понимать как отсутствие (неудовлетворенных) потребностей, то им действительно было комфортно.

Но однажды Ева, поддавшись уговорам змия (вот кто оказался первым маркетогогом!), вообразила, что у нее есть потребность. Эта потребность была мнимой, или, как говорят специалисты, воспринимаемой (percieved), но Ева этого не знала и не только сама немедленно ее удовлетворила, но и уговорила сделать это своего супруга (вот она, сила «народной молвы» и эндорсмента!).

Мы знаем, что за этим последовало. Но, помимо всех прочих неприятностей, у Адама и Евы появилась и первая реальная потребность – в одежде: они познали стыд, устыдились своей наготы и захотели ее прикрыть.

Потом появились и другие потребности. Для того чтобы в поте лица добывать хлеб, необходимы орудия труда и охоты. Детей, рождаемых в муках, нужно было кормить, пеленать, учить, лечить и т. д. и т. п.

Сначала первому мужчине понадобились соха и лук со стрелами, первой женщине – кастрюли и сковородки. К тому же кожи, которыми она прикрывала свою наготу, вскоре перестали ее устраивать, и она захотела иметь более приличный гардероб. (С тех пор дочери Евы постоянно нуждаются в платьях, украшениях, туфлях, шубках и проч. и любят повторять, что им «совершенно нечего надеть», – возможно, в память о своей праматери, которой действительно когда-то нечего было надеть.)

Так в жизни людей появились вещи.

Прародители и оглянуться не успели, как оказались окружены всевозможным барахлом.

Но это было только начало.

Прошло время, и сыновьям Адама стало мало сохи и охотничьего лука. Сегодня американский фермер пашет землю, попивая кока-колу и уставившись в монитор компьютера, который показывает ему, на какую глубину запихивать в землю семена и какие удобрения и в каком количестве закладывать! Что уж говорить об охоте, которая из способа добывания пропитания превратилась в высокотехнологичное развлечение с применением самого современного «оружия массового поражения».

Потом детям Адама и Евы понадобились корабли, поезда, автомобили, телефоны, компьютеры…

По мере того как удовлетворялись одни потребности, их общее количество не уменьшалось, а росло, причем в геометрической прогрессии. Каждая новая удовлетворенная потребность порождала десятки других.

И вот человек трудится в поте лица своего, чтобы удовлетворять увеличивающиеся потребности, а они все растут и растут. По мере прогресса труд становится все менее тяжелым и продолжительным, появляется свободное время. Но это значит, что возникают все новые потребности…

Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Солнце, небо, облака? Деревья, траву, землю? Людей, собак, кошек?

А что еще?

Дома. Автомобили. Стол. Стул. Компьютер. Собственные ботинки (туфли). Осветительные приборы, книги, чашку кофе, бутерброд.

Вы видите вещи!

Они везде и всюду. Их несметное множество. Они надеты на вас, вы держите их в руках, или передвигаетесь при их помощи, или вообще находитесь внутри них (в помещении). Таможенный классификатор товаров, в котором перечислены не вещи, а только товарные группы (так сказать, породы вещей), – увесистый и объемный том.

Некоторые вещи красивы, другие уродливы, одни функциональны, другие ни на что не годятся, просто барахло, которое дорого вам как память. Есть вещи солидные и надежные (раньше их называли «товары длительного пользования»), есть одноразовые, есть особые, неповторимые (картина великого художника или детский рисунок, подаренный маме на день рождения).

Одни вещи живут недолго, другим уготован долгий век, но не бессмертие. Где теперь чернильница-непроливайка или керосинка? Где дамские подвязки, комбинации, нейлоновые рубашки и шляпы-пирожки? А некоторые вещи не меняются вовсе, словно законсервированные. Лопата, деревянная игрушечная лошадка, совок для обуви. Книга.

О них можно мечтать, их можно презирать, их можно сделать, купить, подарить и получить в подарок, унаследовать, украсть…

Наконец, на них можно не обращать внимания. Но будь вы барахольщик или минималист, аскет или сибарит, транжира или скупердяй, принц или нищий, – все равно вы шагу без них не ступите.

Эта книга – попытка показать, как рождаются и живут вещи и какую роль они играют в нашей жизни.

Книга рассказывает о вещах, которые иногда можно назвать и с большой буквы, и предметах, без которых невозможно представить нашу нынешнюю жизнь, потому что они во многом сформировали нас с вами, то есть наш образ жизни и мысли.

В первой части («Вещи, без которых нам не жить») речь пойдет о еде и напитках, сладостях и чулках, табаке и бритве, застежке-молнии, чулках и липучках Post It. Поговорим и о вещах значительных, которые помогают нам перемещаться, побеждать пространство, менять климат (пусть не в глобальном масштабе, а в одном отдельно взятом помещении), передавать на расстояние изображение и «консервировать» музыку.

Во второй части («Вещи на все времена») не обойтись без игрушек для взрослых, например бриллантов и мехов, и детей, например конструктора Lego, а также историй про женскую косметику, магазины и мыло, монеты и таблетки.

Вспомним мы и о вещах зловредных, разрушающих наше здоровье и даже отнимающих жизнь. И о том, как вещи вмешиваются в отношения между людьми, как они пытаются влиять на нас и диктовать нам свои законы.

Разумеется, мы расскажем далеко не обо всех вещах, которые есть на свете, и не все, что можно о них рассказать. Но, возможно, прочитав эту книгу, кто-то из читателей сможет сказать вещам, отравляющим ему жизнь: «Вещь, знай свое место!» Кто-то, наоборот, научится ценить труд мастера, вложенный в скромную, но полезную вещицу или сложный механизм. А кто-то сделает вывод, что формула общества, в котором мы живем, не «товар – деньги – товар», а «потребность – удовлетворение потребности – новая потребность». Чем больше потребностей, тем больше вещей. Чем больше вещей, тем больше потребностей.

Порочный круг, вечная карусель.

Ведь если комфорт понимать не как отсутствие потребностей, а как возможность их полного удовлетворения (порождающего дурную бесконечность новых потребностей), то на московском рекламном билборде следовало бы написать «Комфортно, как в аду!».

Валерия Башкирова

Загрузка...