1918 год

19 ноября (2 декабря) 1917 года Г. М. Семенов на станции Берёзовка (в районе Верхнеудинска) поднял мятеж и попытался захватить город, но под натиском революционных войск бежал в Маньчжурию. Сформировав в полосе отчуждения КВЖД Особый Маньчжурский отряд (около 500 человек), в январе 1918 года семёновцы вторглись в Восточное Забайкалье и захватили Даурию11.


Весной 1918 года в Иркутске состоялся съезд военнопленных социал-демократов интернационалистов. Перед съездом среди военнопленных проводилась агитационная работа. Собрания военнопленных прошли 18 марта в лагере у станции Берёзовка, под Верхнеудинском (500 человек) и 19 марта в артиллерийском парке около Верхнеудинска (до 100 человек). На каждом митинге говорились речи как на немецком, так и на венгерском языках.

Не знающие одного из этих языков вынуждены были выслушивать непонятные им речи и терпеливо ждать, когда очередь дойдет до оратора, говорящего на родном для них наречии. Это обстоятельство излишне затягивало собрания и утомляло слушателей12.


Во вторник 19 марта 1918 года устроен был второй митинг военнопленных, находящихся в казармах артиллерийского парка; собралось более 100 человек – лагерь этот небольшой.

Выступали тов. Боград, тов. Б. – польский социал-демократ из Германии, говоривший по-немецки, и тов. Н., говоривший по-венгерски.

И на этом собрании, как и на ряде предыдущих, особенно отзывчивыми являлись товарищи венгерцы.

Тов. Боград остановился в заключительной речи на тех эксцессах и всякого рода нежелательных явлениях, которые пятнают светлый лик русской революции.

Враги русской революции, указывая со злорадством на эти темные её стороны, хотят отпугнуть наших западноевропейских братьев от революции вообще.

Товарищ указал, что все эти промахи, ошибки, злоупотребления и пр. являются наследием прежнего деспотического строя. В них выявляется наше прошлое, но отнюдь не будущее русской революции.

Всякая революция сопровождается таким временным расстройством и хаосом13.


Старший лейтенант И. Швейцер, вернувшийся из плена, 9 мая 1918 года в городе Сегед показал следующее: В Берёзовке (Забайкалье) также имеется один интернациональный социалистический комитет военнопленных, руководителями которого являются следующие военнопленные:

австриец Новотный (кажется, Карл), сын австрийского депутата,

австриец Рейзнер, будапештский слесарь,

венгр Миграи,

венгр Перреи.


Примерно 10% военнопленных являются членами интернациональной социал-демократической партии. По некоторым оценкам, до конца марта 1918 года в Красную гвардию вступило приблизительно 60 000 австро-венгерских военнопленных. Среди них было очень много венгров…

Среди рядовых военнопленных распространены слухи, что монархия (австро-венгерская) боится большевистских идей и поэтому все военнопленные останутся в России и их не будут обменивать14.


15 мая 1918 года в газету «Szocialis Forradalom» было отправлено письмо Комитета интернационалистов-военнопленных ст. Берёзовка.

В письме сообщается, что в Берёзовке находится всего несколько военных лиц: один военный комиссар – выходец из гражданских, а также несколько писарей и хозяйственников. Численность военнопленных составляет приблизительно 1600 офицеров и около 4500 человек рядового состава. Общественная жизнь в лагере началась в декабре 1917 года. Несколько венгерских и два-три австрийских товарища взяли руководство в свои руки и, преодолев огромные трудности, получили разрешение на подъём флага международной социал-демократической партии военнопленных. Подъём флага вызвал огромный переполох и неразбериху среди офицеров. Они запретили рядовым посещать собрания, названные ими сборищами национальных предателей.

7 января 1918 года в театре (вероятно, гарнизонный театр, в советское время Гарклуб) прошло собрание военнопленных, организованное оргкомитетом военнопленных социал-демократов.

В феврале 1918 года вернулся 1-й Верхнеудинский казачий полк. Командир полка навестил руководителей партии и удивился, что военнопленные офицеры в Берёзовке всё ещё расхаживают в полной военной форме, в воротниках с золотыми звёздочками. Этого, так сказать, в России нет. Командир полка предложил обыскать офицерский лагерь с целью найти уличающие их документы и спрятанное оружие. В результате обыска были конфискованы многочисленные документы и несколько револьверов. Тогда же прибывшая из Берёзовки и Верхнеудинска банда разбойников, состоявшая из дезертиров-казаков и освобождённых уголовников, ворвалась в лагерь офицеров и учинила грабеж. (т. е. внутри лагеря был отдельный офицерский лагерь.)

Вскоре начался набор в ряды Красной Армии. 250 членов Комитета интернационалистов-военнопленных вступили в её ряды. В марте 1918 года из Троицкосавска, которому угрожали отряды атамана Семёнова, прибыло в Берёзовку около 600 офицеров (военнопленных). В это же время подняли флаг в соседнем маленьком Верхнеудинском лагере, где руководство в свои руки взяли офицеры. Военнопленные турецкие офицеры интересовались социализмом15.


Введение карточной системы на хлеб использовалось, как повод для свержения Советской власти в Верхнеудиснке 5 мая 1918 года. Городской совет просил помощи, и отделение охраны (лагеря военнопленных в Нижней Берёзовке) организации (РСДРП) отправилось в город с 200 винтовками и 3 пулеметами. Охрана открыла огонь. На стороне контрреволюции оказалось 6 убитых и много раненых, со стороны охраны один легко раненный. Отделение охраны организовало патрулирование города. Было конфисковано 500 винтовок, несколько сот пистолетов и сабель.

Об этом сообщала газета «Vildqforradalom», №4, 31 мая 1918 года. На венгерском языке издавалось две газеты: «Vildqforradalom» в Иркутске, вторая «Szocialis Forradalom» – в Москве.


Численность отряда по охране лагеря составляла 203 человека с 2 пулемётами. Отряд состоит из кавалерийского, пехотного и пулеметного отделений. Ожидаются пушки. По ночам ходят пешие и конные патрули. Подходы к лагерю укреплены. Отряд по охране лагеря создавался для предотвращения опасности нападения Семёнова.

Интернациональные отряды Красной Армии формировались, в основном, за счёт охраны лагерей, которая состояла из наиболее сознательных и сочувствующих Советской власти военнопленных. До 7 мая 1918 года в Красную Армию вступило 153 человека из Берёзовского лагеря. 7 мая 1918 года в лагере состоялось собрание, на котором проводилась агитация в пользу Красной Армии. На этом собрании вступило (в Красную Армию?) еще 60 человек16.


Июль 1918 года. Бои под Култуком.

Для защиты от белочехов, наступающих из Иркутска на Верхнеудинск, под Култуком были построены оборонительные сооружения. Строили их бывшие военнопленные берёзовского и читинского лагерей. Руководили работами инженеры – бывшие военнопленные.

Белочехам удалось обойти эти укрепления. Половина бывших военнопленных попала в плен к белочехам. Остальные отступили на новые позиции. 16 июля читинские рабочие и бывшие военнопленные интернационалисты отбили атаку авангарда белочехов. 17 июля прибыл сводный полк Красной армии и отряд интернационалистов из Читы17.


7 августа в 4 верстах от станции Мурино неприятелем был обстрелян и разбит санитарный поезд Красной армии и интернационалистов.

В ночь с 6 на 7 августа 1918 года несколько отрядов интернационалистов в районе станции Мысовая, преследуя неприятеля, продвинулись на 20 вёрст и пропустили фланговый удар неприятельского отряда численностью 400 человек. В результате этого удара интернационалисты были разбиты18.


16 августа 1918 года ЦИК Советов всей Сибири (Центросибирь) эвакуировался из Верхнеудинска в Читу.


16 – 19 августа 1918 года. Отряды Красной армии разбиты. Путь на Верхнеудинск открыт. В ночь на 20 августа 1918 года. Красная армия оставила Верхнеудинск.


Командующий Восточным фронтом полковник Гайда писал в оперативной сводке из Верхнеудинска 20 августа 1918 года в 21 час. 45 мин.

Наши войска с боем с остатками противника заняли Верхнеудинск. Мосты все в целости, неприятель разгромлен совершенно, преследование остатков продолжается, добыча, находящаяся в складах, огромная. К нам в плен попало много комиссаров и большевистских воинских начальников. Под Верхнеудинском был разбит китайский батальон, около 600 чел. (Вероятно, имеется ввиду бой у ст. Дивизионная. Численность китайского батальона, вероятно, сильно преувеличена.) Неприятеля преследуем на всех направлениях, пленных уже несколько тысяч. До сих пор не могут определить наши потери, но как в русских, так и в чешских частях потери не превышают 120 чел. Завтра в Верхнеудинске будут похороны подполковника Ушакова. В честь павших чехо-словаков и русских на похоронах будет присутствовать большая часть моих войск19.

3 сентября 1918 года. Чехами захвачены: Сретенск, Кяхта и Троцкосавск20.

Загрузка...