– Нужно срочно слепить снеговика! Он занесёт письмо Деду Морозу. Настоящему, а не этим… клоунам ряженным! – произнёс Богдан и выключил мультфильм «Снеговик-почтовик».
– Серьёзно?
Агния посмотрела на младшего брата: метр с кепкой и машинка в руке. Богдан вышел в коридор и стал собираться на улицу.
– Зачем письмо? Тебе подарков мало? На Новый год и родители подарят, и бабушки-дедушки, и друзья-знакомые.
– Ты что, не поняла? Это для Олега.
Агния вздохнула и тоже пошла одеваться. Тёплое белое пальто и непромокаемые рукавицы розового цвета. Для Олега ничего не жалко, главное, чтобы был здоров.
Со снегом ребятам повезло: нападало много. Дворники и дорожные службы не успевали убирать. А вот мороза всё ещё не было. Идеальное время для лепки. Вместе с сестрой Богдан быстро скатал красивого снеговика.
– А теперь – главное! Поможешь написать письмо?
– Конечно! Пошли домой!
Агния написала под диктовку брата:
Каждый год Дед Мороз ждёт письма от детей.
«Здравствуй, Дедушка Мороз. Пишет тебе Богдан Сыромаслов. Мне 5 лет. Я вёл весь год себя хорошо. У меня только одно желание: пусть 1 января Олег откроет глаза. Это мой брат. Ему не повезло. Олег переходил дорогу и попал под машину.
Дедушка, ты не думай, Олег очень хороший. Ему всего 7 лет, и он знает правила дорожного движения. А дядя на джипе – нет. Дедушка Мороз, я знаю, что ты существуешь. Просто приходишь к детям, у которых настоящие желания.
Это мы с Агнией слепили снеговика, который принёс для тебя письмо. Пусть Снегурочка накормит нашего почтальона мороженым.
До свидания.
Богдан Сыромаслов, 5 лет».
Богдан перевернул лист и нарисовал семью. Все держались за руки и улыбались. Агния заклеила конверт с письмом и отдала брату. Богдан выбежал на улицу, застёгивая чёрный пуховик, и вручил письмо снеговику, а потом шепнул:
У Деда Мороза есть помощники: снеговики, гномики, зверюшки и птицы.
– Не подведи! Я в тебя верю! И мороженым тебя накормят!
Агния не могла заснуть, ворочалась с одного бока на другой. Она сильно переживала из-за младшего брата. Ведь в восьмом классе все давно знают, что Деда Мороза не существует. Это сказки для маленьких. Агния тихонько поднялась и пошла на кухню, чтобы попить воды. Она знала, что завтра утром Богдан расстроится, ведь снеговик с письмом останутся на месте. Ну не бывает живых снеговиков! Не бывает Снегурочки с Дедом Морозом!
На столешнице лежал коробок спичек. Внезапно Агния поняла, что нужно сделать. Она оделась и тихонько вышла на улицу.
Разыгралась метель. Снег летел в разные стороны. Снеговик с письмом стоял на месте. Агния достала письмо и порвала на мелкие кусочки. Их она сложила в кастрюлю-шляпу и чиркнула спичкой. Огонь не получился. Чирк! Опять мимо.
– Давай же, лети к Деду Морозу, – прошептала она и спичка загорелась.
Она светила так, как будто на улице штиль. Обрывки письма исчезли за минуту. Агния разрушила снеговика, а кастрюлю с морковкой выбросила в мусорное ведро.
Утром Богдан встал раньше всех, чтобы проверить, ушёл снеговик или нет.
– Агнеша! Снеговика нет! Олег проснётся, я знаю!
Сестра притворилась спящей, а когда брат закрыл дверь, расплакалась.
Последняя неделя декабря пролетела незаметно. Утренники, новогодние спектакли, представления. Каждый день после уроков Агния ходила в больницу к Олегу. У постели брата она сидела по три часа, всё время рассказывала про школу и семью. Богдан приносил брату поделки и даже уговорил маму на маленькую ёлочку, которую наклеили на дверь.
– Олег откроет глаза и сразу её увидит, – радовался Богдан, а Агния опускала глаза, потому что Олег уже месяц в коме и вряд ли проснётся.
В новогоднюю ночь у семьи было одно большое желание на всех. А первого января вечером позвонили из больницы:
– Здравствуйте! Это квартира Сыромасловых? Олег очнулся, приезжайте!
– Мам, я всё знаю! – крикнул маленький Ярослав из коридора.
– Что ты знаешь, малыш? – Мама подняла голову от вязания.
Ярослав с папой только что пришли из детского садика. Сын срывал с себя одежду и бросал на пол.
– Деда Мороза не существует! Это всё выдумки! Вы с папой покупаете и подкладываете под ёлку подарки! – продолжил возмущаться Ярослав.
Зимой Дед Мороз и его помощники заглядывают в окна, смотрят, как себя ведут дети.
– Существует! – громко сказал папа, который уже разделся, и внимательно поглядел на сына.
Мама отложила вязание и вышла в коридор. Она опустилась на колени, посмотрела в глаза сына:
– Ярик, а кто тебе сказал, что Деда Мороза не существует?
– Ванька. – Уверенно ответил Ярослав и посмотрел на маму. – Он всё знает. И как играть на компьютере, и как три дэ ручкой работать, и как делать конфеты с мороженым, и как увидеть привидение. Он же по заброшкам лазает!
– Интересный мальчик, – улыбнулась мама. – Сынок, Дед Мороз существует. Просто он приходит только к тем, кто в него верит.
Ярослав застыл на месте и даже подумал целую минуту, засунул руки в карманы штанов и сказал:
– Я верю Ваньке и вам тоже верю. Давайте проверим. Этот Новый год проведём не дома, а, например, у деда Бориса. Посмотрим, как Дед Мороз нас найдёт.
Папа с мамой переглянулись.
– Хорошо, поедем к деду Борису в Москву. Отметим праздник на двадцать первом этаже.
Родители всё исполнили, как обещали: 31 декабря они были в Москве. Часы пробили полночь. Квартира, дом и вся столица взорвались от праздничных криков и звона бокалов, а потом и от салютов.
Ярослав надел свой любимый костюм, как у папы: строгие серые брюки, белую рубашку и бабочку. Мальчик ждал Деда Мороза. Взрослые сидели за столом и играли в «Диксит», разговаривали, а Ярослав смотрел в окно.
Тук-тук-тук! Мальчик прижался к стеклу и всмотрелся кто же это стучал: Но за окном не было никого. Только одиночные салюты украшали небо с разных сторон. Тук-тук-тук. Ярославу показалось, что мелькнуло что-то красное. Он подошёл к столу, где взрослые смотрели на странные картинки. Тук-тук-тук!
Подарки на Новый год самые нужныее, ведь это тайные желания.
– Ты слышала? – спросил Ярослав у мамы, которая громко смеялась.
– Что, Ярик? – мама положила карты на стол и повернулась к сыну.
– Кто-то стучал в окно! Но там никого нет.
Папа спрятал улыбку за оранжевыми картами, а мама ласково сказала:
– Ты уверен?
Она взяла сына за руку и подвела к окну. Там действительно никого не было. Мама открыла форточку и выглянула на улицу. В комнату ворвался холодный ветер, который принёс несколько снежинок и шум города.
– Ой, тут что-то висит! Красный мешок какой-то, – удивилась мама.
Все гости подошли к окну. Ярослав перебегал от одного края подоконника к другому, а папа подставил к батарее стул и открыл окно:
– Ничего себе! Огромный мешок! Не достать просто так.
– Дай-ка я попробую. – Дедушка Борис полностью открыл раму и втащил в квартиру красный мешок размером с Ярослава.
От мешка пахло морозом и чудесами, от него шёл пар. Дедушка развязал верёвочку: сверху лежал синий скейт, о котором так мечтал мальчик.
– Скейт! Это то, что я просил! – крикнул Ярослав, взял подарок и прижал к себе. – Он существует, – добавил мальчик уже шёпотом.
Взрослые тем временем доставали из мешка остальные подарки, охали, ахали и удивлялись, что Дед Мороз исполнил все мечты.
– Снег пошёл! – закричал Борис. Он сидел на подоконнике и смотрел в окно.
Борис любил быть на кухне, пока мама готовит. Во-первых, всегда перепадает что-то вкусненькое: то миску от крема облизать, то крошки от выпечки съесть или овощи для салата подворовать, снять первую пробу. Во-вторых, тут всегда вкусно пахло. В-третьих, он любил разговаривать с мамой и помогать ей. Но самое интересное происходило на кухне перед Новым годом. Здесь рождалась сказка, которую нельзя увидеть, а можно только ощутить на кончиках пальцев, ушей и носа.
– Угу, – поддержала разговор мама и выдавила полоску крема на торт.
– Ёлки пошли!
– Ага, – повторила мама и замерла с кондитерским мешком в руке. – Кто пошёл?
– Ёлки. Сама посмотри, вон как маршируют. – Борис показал пальцем в стекло.
Мама оставила торт и подошла к сыну, который прилип к окну. По дороге действительно маршировала многочисленная толпа игольчатых разных размеров и видов. Больше всего было ёлок и сосен, но иногда шли и лиственницы, и туи с их мягкими иголочками, и можжевельники, даже один кедр пробежал с высоко поднятыми ветками. Маленькие хвойные держались веточками за больших. Мама приоткрыла окно, и ветер принёс в комнату невероятный запах мороза вперемешку со смолой, а ещё – шелест-разговоры деревьев. Боря с мамой слышали только вой ветра, невозможно было понять, о чём они говорят.
– Мам, можно выйти на улицу? Так интересно, куда они идут, – произнёс Борис.
Мама сначала потрогала лоб себе, потом пятилетнему сыну, вздохнула и принесла им по аскорбинке.
– Температура вроде нормальная. Ёлки пошли… А что? Имеют право. Новый год же сегодня. Знаешь, сына, а пошли-ка вдвоём! Мне тоже интересно, почему ёлки из лесу в город пошли.
Боря с мамой вышли на улицу и присоединились к толпе еловых деревьев. По дороге к маршу со всех сторон добавлялись хвойные ребята и взрослые. Борька скакал с ноги на ногу и пел песню «В лесу родилась ёлочка». Рядом шла ёлочка размером с него самого. Она постоянно вертела макушкой, махала ветками, но мама Ель крепко держала дочку. Малышка отвлекалась и болталась на ветке мамы в разные стороны.
– Привет! Я Борька. – Борис дотронулся до веточки малышки-ёлочки. – А ты кто?
Малышка-зеленушка иголками зацепилась за Борьку и произнесла:
– Лель! А что ты поёшь?
– Песню про ёлочку. Давай вместе петь?
– Я слов не знаю…
– Повторяй за мной: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…»
– В лесу родилась Ёлочка, в лесу она жила, – стала петь Лель, а Борис засмеялся.
– Скажи, а куда вы все идёте?
– Слушать Старшую. Раз в году она даёт наказ всему ёлочному народу. Это так скучно, но мама меня всё равно каждый год таскает туда, – вздохнула Лель.
– Понимаю, – поддержал новую подругу Борис. – Моя мама тоже таскает меня на разные скучные мероприятия: собрания и балет. – Борька улыбнулся и продолжил петь, а Лель подпевала.
Мама Борьки тоже пела и крепко держала сына за руку. Постепенно песню подхватили остальные люди и ёлки.
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Игольчато-людская толпа пришла на площадь, посередине которой стояла нарядная Ель. Она была намного выше всех остальных деревьев и кустов. На её раскидистых лапах сидели белки, птички, а внизу у ствола собралась стая зайцев. Ель смотрела на тех, кто приходит, как бабушки смотрят на только что прибывших внуков: с любовью и немножко с опаской, ведь они ещё все неразумные дети, которых нужно оберегать и учить.
Ёлки выстроилась вокруг главной и замолчали. Игольчатые всё прибывали и прибывали, пока не заполонили всю площадь и прилегающие улицы. Все замолчали и больше не пели. Только ветерок шалил: дёргал ветки, стучал шишками.
– А что сейчас будет? – шёпотом спросил Борька Лель.
– Чш-ш! – шикнула новая знакомая. – Ель Великолепная рассказывает, как жить дальше. Она нас всех учит, делится мудростью.
Борька приготовился слушать, но Ель молчала. Он посмотрел на маму, та вертела головой и тоже ничего не понимала. Целая минута тишины показалась Борьке часом.
– Лель, а когда Старшая говорить будет?
– Тихо, мешаешь слушать!
– Так тишина же!
– Да нет. Ты что, не слышишь?
– Не-а.
– Возьми меня за веточку. Должно помочь.
Борька аккуратно дотронулся до ближайшей веточки Лели и услышал окончание речи: «Главное – помните: чудеса случаются там, где их ждут. Люди – наши друзья, хотя многие об этом забыли. С Новым годом, дорогие мои, любимые Игольчатые. Мы – семья. Помните». Голос Старшей звучал как из микрофона: чётко и громко. Речь закончилась, и ёлки стали расходиться.
– Пока, Борька! – попрощалась Лель.
– Пока, Лель! Это было изумительно! – сказал Борька. Это слово он слышал от мамы, она говорила его, когда ей что-то очень сильно нравилось.
– Изумительно, – Лель подпрыгнула и улыбнулась. – Какое интересное слово.
Борька снял свой синий шарфик и аккуратно завязал на ветку Лели.
Под Новый год случаются разные чудеса, показываются волшебные существа, всё оживает.
– Подарок для тебя. С Новым годом!
– А это тебе, – сказала Лель и протянула большую шишку.
Борька положил шишку в карман, но не отпустил её. От шишки в руке было очень приятно и щекотно.
Ёлки сначала покинули площадь, а потом и город. Борис с мамой также вернулись домой. Мама вздыхала, протирала глаза и говорила, что это невероятное приключение. Теперь у Борьки с мамой был свой секрет.
На выходные Борька с родителями поехали к бабушке в деревню. Выпало столько снега, что вместе с дедом они пошли кататься на самую большую горку. Один раз Борьке удалось закатиться в лес. Санки остановились возле небольшой ёлочки, с которой свисал синий шарф.
– Привет, Лель! – радостно закричал Борька. – Здорово, что мы снова встретились!
Маленькая ёлочка приветливо махнула лапками:
– Здравствуй, Борис! Как здорово, что мы снова встретились!
За окном ничего не было видно, потому что мороз разукрасил окна красивыми узорами. Алёнка на подоконнике читала книгу. Только у бабушки Ядвиси можно было спокойно окунуться в мир фэнтези. Алёна в третий раз перечитывала «Гарри Поттера», в этот раз в другом переводе. С собой в библиотеку она взяла и вазочку с яблоками.
– Алёнка, ты где? ― голос бабушки выдернул девочку из волшебного мира.
Алёна закрыла книгу, спрыгнула с подоконника, поправила голубое платье и нечаянно задела вазочку с яблоками. Они покатились по комнате. Одно прикатилось к бабушке Ядвисе и остановилось около ног.
– Ой, егоза! Снова ты в библиотеке читаешь и ешь. Пойдём шоколад варить для торта, мама уж коржи из духовки достала. Только яблоки убери за собой.
Бабушка подмигнула и, постукивая палкой, вышла из комнаты. Алёнка быстро собрала все яблоки и открыла дверь, но вдруг о ногу что-то ударилось. Алёна посмотрела вниз и заметила блестящее красное яблоко. Она наклонилась, чтобы поднять его, но яблоко откатилось в сторону. Алёнка снова попыталась взять его. Удивительным образом плод убежал в сторону подоконника.
– Хи-хи!
Алёнка оглянулась, но никого не увидела. Смех повторился громче, яблоко подпрыгнуло и разместилось на подоконнике.
– Это ты смеялось? ― робко спросила Алёнка и подтянула резинку на волосах, а то хвост начал сползать.
– Агась!
– Кто ты?
– Гала. Из рода волшебных яблок. А ты?
– Алёнка. Из рода девочек-читательниц. А что в тебе волшебного, кроме разговоров?
– Ну много чего. Сейчас покажу! Блюдечко голубое есть?
– Не знаю. Хотя должно быть.
– Приноси блюдечко – покажу чудес
Алёнка побежала искать блюдечко на кухне в посудном шкафу, оставив Галу на подоконнике. Алёна долго перебирала на полках узорные тарелочки, красивые расписные чашки, даже самовар вытащила. Наконец нашла то, что искала. Фарфоровое голубое блюдечко с алыми яблочками ― Алёнкина детская тарелочка. Целых три года она ела только из неё. Потом подарили набор с принцессами, а голубое блюдечко было забыто. Хорошо, что бабушка Ядвися всё хранила.
Довольная Алёнка снова прибежала в библиотеку, но Галы не было. На подоконнике сидел Костя и откусывал красное яблоко.
– Нет! ― закричала она и бросилась отбирать яблоко у старшего брата.
– Ты что, совсем с дуба рухнула? Перечитала своих книжек, козявка?
– Бе! Сам такой! Я познакомилась с говорящим яблоком Галой. Хотела она мне волшебство показать, но ты её укусил, ― протараторила Алёнка и заплакала.
Костя закашлялся и странно посмотрел на яблоко в руке. Он их ел постоянно и никогда не встречал «живых».
– Алёныч, я сюда уже с яблоком пришёл. Не реви. Давай позовём твою подружку, ― со смехом сказал Костя и обнял сестру.
– Гала! Выходи, я блюдечко принесла! – крикнула Алёнка.
Костя, в свои шестнадцать лет понимал, что никакого волшебного яблока нет, но тоже крикнул:
– Гала! Выходи, подлый трус!
– Костя!
Из-под дивана выкатилось красное яблочко и громко произнесло:
Волшебное яблочко часто встречается в сказках.
― Здеся я. Спряталась.
Костя поперхнулся и закашлялся, а Алёнка засмеялась.
– Нашлась. Я думала, тебя Костя уничтожил. Вот блюдечко.