Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда после нескончаемых раскатов грома и сверкающих молний стало для него предвестием того, что Бог смилостивился над людьми, все неприятности позади и в будущем все будет хорошо. Вероятно, с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью.
Цвет – мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придает силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создает ощущение тепла и холода, тесноты и простора.
Человеческий глаз способен различать около 1,5 млн цветов и их оттенков, причем женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем 30-летние и люди в возрасте.
Ученые утверждают, что человек способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у человека (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в желтой он приходит в норму, а в зеленой замедляется.
Таким образом, цвет оказывает непосредственное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние каждого человека. Даже один и тот же цвет, в зависимости от продолжительности и интенсивности воздействия, может вызывать у людей как положительные, так и отрицательные эмоции.
Например, обилие активного красного в интерьере способствует повышению кровяного давления, ускорению ритма дыхания, этот цвет возбуждает и раздражает человека, причем нередко возбуждение перерастает в агрессию. В то же время небольшое количество красных аксессуаров придает силы.
Розовый цвет способствует расслаблению, созданию легкомысленного настроения.
Зеленый успокаивает, настраивает на спокойный лад, создает положительный эмоциональный настрой, снимает усталость; это цвет отдыха. Под его влиянием нормализуется кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. Однако длительное воздействие этого цвета способствует перерождению спокойствия в лень и апатию, поэтому зеленый нежелателен в интерьере рабочих кабинетов и офисов.
Синий и фиолетовый способствуют психическому расслаблению; в то же время обилие этих цветов оказывает угнетающее воздействие на психику, у человека даже может развиться депрессивное состояние. То же самое относится и к черному цвету.
В отличие от синего, фиолетового и черного, приглушенный желтый положительно влияет на умственную деятельность человека, способствует повышению жизненного тонуса и активизации работы мозга, стимулирует работу органов зрения и нервной системы.
Оранжевый – цвет радости. Он повышает настроение, создает атмосферу праздника.
Голубой цвет производит впечатление глубинности пространства и вызывает ощущение прохлады. Он обладает успокаивающим эффектом, повышает трудоспособность, позволяет сосредоточиться на главном. Этот цвет оказывает положительное воздействие на людей с повышенной нервной возбудимостью.
Серый цвет считается деловым, бесстрастным, позволяющим настроиться на рабочий лад, поэтому он будет весьма кстати в официальной обстановке офиса.
Цвет, как и музыка, нередко служит средством выражения психического состояния человека, его переживаний и тревог. Например, по тому, в какой цветовой гамме исполнено живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника: преобладание светлых, прозрачных и ярких тонов свидетельствует о том, что в период написания работы в жизни творца не было никаких проблем, что он был счастлив и радостен. Картины, написанные в приглушенных, темных или холодных тонах, – яркое свидетельство того, что художник находился в состоянии печали и безысходности. То же самое относится и к выбору человеком определенных цветовых сочетаний в одежде и интерьере квартиры.
Преобладание той или иной цветовой гаммы во всех сферах жизни личности дает основание судить о ее характере и уровне интеллекта. Чем выше уровень интеллекта, тем более тонким и сложным нюансным цветовым сочетаниям отдает предпочтение человек.
Активные, решительные личности, стремящиеся лидировать в коллективе, чаще всего выбирают для себя яркие, энергичные цвета – красный, ярко-желтый, оранжевый.
Люди уравновешенные и хладнокровные отдают предпочтение спокойным, пассивным цветам – синему, фиолетовому, зеленому.
Неуверенные в себе, мнительные и замкнутые в собственном мире люди воспользуются скорее всего серой или коричневой цветовой гаммой.
В выборе цвета особую роль играет психологический монотип личности. Так, меланхолики отдают предпочтение голубому цвету, сангвиники – желтому, холерикам ближе красный цвет, а флегматикам – зеленый.
Цветовые пристрастия людей могут меняться с течением жизни. Например, «красный» период, когда человек молод, активен, уверен в себе, стремится сделать карьеру, сменяется по достижении им определенного возраста и социального уровня «голубым», «синим» или «зеленым» периодом спокойствия. Болезни и жизненные неурядицы, как правило, сопровождаются «коричневым» или «серым» периодами. С возвращением жизни в обычное русло меняются и цветовые предпочтения: в одежде и интерьере снова начинают преобладать светлые и яркие или спокойные и глубокие тона.
В настоящее время пристрастие к тому или иному цвету может быть вызвано не столько личностным предпочтением человека, сколько тенденциями моды и представлением о благородстве стиля.
Особого разговора заслуживает соотношение цвета и времени года. Ведь каждый человек может любить тот или иной период (например, весну или лето) и негативно или спокойно относиться к другому (скажем, к зиме или осени). А поскольку каждому времени года свойственна определенная цветовая гамма, человек может испытывать приверженность к тому или иному комплексу гармоничных оттенков.
Так, для весны характерны основной желтый тон и другие теплые, приветливые, оживленные оттенки цветового спектра; для лета – основной голубой тон и сдержанные, матовые, нежные, неброские цвета; для осени – основной красный и прочие теплые, светящиеся, неяркие, землистые тона; для зимы – основной синий цвет и холодные, яркие, лучистые тона.
С давних времен коренные народы Америки и Южной Африки использовали раскраску лиц и тел для устрашения противника. Это было своеобразное письмо, адресованное ставшему на тропу войны неприятелю. Во время отправления обрядов рисунок на коже служил средством выражения радости или скорби, обиды или гнева.
Следует отметить, что передача какой-либо информации с помощью цвета и восприятие тех или иных цветовых сочетаний базируются на нескольких ассоциативных пластах:
1) общем природном;
2) культурном, соответствующем традиционным представлениям определенного народа;
3) личностном, складывающемся из индивидуальных переживаний и впечатлений.
Общие природные ассоциации одинаковы у людей, относящихся к разным народностям и расам. Так, синий воспринимается как цвет неба и воды, желтый – солнца, зеленый – травы и деревьев, красный – пламени, черный и коричневый – земли. Однако насыщенность этих цветов сильно варьируется в зависимости от климатической зоны, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на цветовые пристрастия людей, ее населяющих.
Заметим, что цветовое окружение влияет и на темперамент человека: обилие ярких красок обостряет чувства и пробуждает эмоции, а блеклые цвета, напротив, действуют успокаивающе. Не случайно на подсознательном уровне каждый из нас выбирает в жизни то, что соответствует традиционным национальным особенностям (это касается как цвета одежды, интерьера, так и выбора спутника жизни).
В настоящее время по одежде человека и его цветовым пристрастиям трудно определить, южанин он или северянин, представитель западного мира или восточного. Повышение культурного и жизненного уровня, развитие средств массовой информации, миграционные процессы сглаживают национальные особенности, тем не менее культурные традиции, во многом определяемые географическим положением страны, продолжают играть большую роль в жизненном укладе представителей различных народностей.
Долгие снежные зимы и короткое лето с преобладанием блеклых красок породили у народов северных широт стремление защитить свой дом, сделать его уютным и комфортным, которое в дальнейшем превратилось в своеобразный культ.
Представители северных народов предпочитают спокойные тона в интерьере. Здесь редко увидишь пестрые стены и элементы дизайна, обычно стены бывают окрашены в светлые тона, в интерьере отмечается обилие светлого дерева, а цвета всех остальных предметов приближены к натуральным, господствующим в природе (темный цвет хвои, серые камни и море, серо-голубое небо, нежные, лишенные яркости луговые цветы). Все отличается добротностью и удобством.
В то же время отсутствие ярких красок в ландшафте порождает желание как-то украсить, расцветить свой мир. Вероятно, этим объясняется присутствие красного цвета в белых, кремовых, приглушенно-зеленых и синих одеждах шведов и других северных народов и ярких пятен, создающих настроение праздника, в спокойном колорите интерьеров.
Англичане, также проживающие в местах со скудным на яркие краски природным ландшафтом, расцвечивают свою жизнь с помощью цветочных мотивов: яркие букеты цветов на светлых шторах как бы закрывают вечный туман и мелкий дождь за оконным стеклом, алые розы на светлой обивке создают ощущение присутствия в ухоженном цветнике.
Антиподом мрачному, холодному северу служит знойный юг, отличающийся яркой экзотичностью, живописностью и декоративностью. Слепящее солнце, синее море, белый песок пляжей соседствуют здесь с живописными скалами и бухтами, старинными минаретами и сочной зеленью садов.
Особой декоративностью отличается марокканский стиль, в котором господствуют яркие краски – различные оттенки красного (от терракотово-красного до лилово-красного и бордового). Здесь возможны самые невероятные цветовые сочетания – лиловый с зеленым и фиолетовым, синий с сиреневым и бледно-оранжевым, это поистине карнавал красок. Для марокканского стиля характерно также обилие пестрых цветных узоров.
В эпоху Средневековья в южных мусульманских странах получил широкое распространение орнамент арабеска – «музыка для глаз». Узоры, образованные переплетающимися между собой и ритмически повторяющимися стилизованными растительными орнаментами и геометрическими фигурами, выполненные в характерной для мусульманства сине-зеленой цветовой гамме, украшали стены минаретов и жилых домов. Присутствовали эти мотивы и краски и в интерьере помещений.
Цветовые предпочтения жителей государств Западной Европы во многом определялись тенденциями, господствовавшими в живописи. Этот вид изобразительного искусства родился из церковной иконописи, имеющей византийские корни. Именно поэтому условия применения тех или иных цветов в светской живописи диктовались установленными канонами, и долгое время господствующими на христианских полотнах являлись синий, золотой, белый, оранжевый и зеленый цвета.
В эпоху Возрождения используемые краски стали более яркими и сочными, причем за каждым цветом закрепилась определенная область приложения: так, плащ Богоматери расцвечивался синим, символизирующим небо, и золотым, платье – темно-красным, олицетворяющим безмерную материнскую любовь. Белоснежные одеяния Христа свидетельствовали о его безгреховности и чистоте помыслов. Фиолетовые тона – символ Страстей Господних, страданий Сына Божьего за людские грехи – вошли в христианскую живопись несколькими десятилетиями позже.