Эта книга посвящена нескольким вопросам:
■ что требуется для того, чтобы стать великолепным презентером;
■ сколько усилий придется приложить для этого;
■ почему искусство публичных выступлений имеет такое большое значение сегодня. Никогда еще умение быть хорошим презентером не было так важно, как сейчас, – оно может изменить вашу карьеру.
В информационной экономике способность четко отражать факты и приводить убедительные аргументы может оказаться самым ценным навыком.
Неумелая презентация сродни мошенничеству.
Быть великолепным презентером нелегко. Быть великолепным вообще, в принципе, нелегко. Для этого необходимы определенный талант, огромное желание стать лучше, набор практических инструментов, большая практика, долгие часы упорного труда и самодисциплина. Превращение из обычного презентера в великолепного – нелегкая работа.
Книга обеспечит вас базовыми знаниями, даст важные подсказки, да и просто вдохновит на дальнейшие свершения. Все, что требуется от вас, – просто прочесть ее и применить полученные советы на практике, и тогда я гарантирую вам, что буквально за несколько месяцев вы станете хорошим (если не великолепным) презентером. Однако все это осуществимо только при условии, что вы не станете завышать свои способности, честно определите свое положение в рейтинге презентеров, будете готовы к тому, чтобы тратить на достижение желаемого результата бесконечные часы практики, а также выполнять домашнее задание, необходимое для повышения своей позиции в рейтинге. А мы поможем вам успокоиться, отдохнуть от непрерывной гонки за совершенством и понять, что в любой момент вы можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку.
Меня всегда поражали компании и руководители, которые считали умение преподносить информацию чуть ли не врожденной способностью, чем-то наподобие навыков ходьбы, бега или плавания. Плавание? Да возьмите любого человека, бросьте его на глубину и наблюдайте за тем, как он будет выплывать… вернее, тонуть. Так вот, так же как вы учитесь плаванию, вы учитесь умению преподносить информацию. Конечно же, есть люди, будто созданные для того, чтобы успешно справляться с этой задачей, – и они не видят никакой проблемы в том, чтобы стоять перед большой группой людей и говорить. Даже если вы принадлежите к числу этих немногочисленных счастливчиков, вам все равно стоит прочесть эту книгу – да хотя бы потому, что вы сможете подняться на ступень выше, стать великолепным презентером и первоклассным оратором.
А теперь вернемся к примеру с плаванием. Так вот, большинство людей начнут отчаянно молотить руками, глотать воду, синеть, паниковать и, в итоге, тонуть.
Все, что вам нужно сделать, – это просто зайти в комнату совещаний и заорать: «ПРЕЗЕНТАЦИЯ!» – да так, чтобы добрая половина людей в ней вздрогнула.
Как-то я тренировал одного человека. Так вот ему было тяжело вспомнить даже свое собственное имя и должность, когда я просил его выйти на середину комнаты, в которой не было ни единой души, кроме меня. Я даже замечал легкую дрожь в его ногах. Для него это выступление-пытка было хуже внезапной и неожиданной смерти.
Итак, я выделил две основные проблемы, которые мешают успешному проведению великолепной или даже самой обычной презентации.
■ Нервы. Это очень плохо. Они – причина того, что я называю «паникующим тонущим».
■ Отсутствие знаний о том, что и как делать. Это довольно распространенная категория людей, я называю их «непловцами».
Роб Харпер, тренер по плаванию, рассказал мне о третьей категории пловцов – он назвал их «немыми тонущими». Такие люди бесшумно идут ко дну, захлебываясь водой.
Кстати, презентеров, относящихся к этой категории, тоже немало.
И все-таки так ли важно уметь правильно преподносить информацию? Вот как бывший президент компании «Rentokil» ответил на слова обозревателей, которые довольно критично отозвались о его недавней презентации: «Мне платят за то, что я президент компании, а не актер». Некоторое время спустя такая реакция привела его к увольнению.
Ежедневно мы сталкиваемся с множеством действительно хороших презентаций, созданных руками дикторов и ведущих ток-шоу. Эти презентации – своеобразный стандарт качества.
Отныне нервозность стала неприемлемой, а молчание – недопустимым. Выражаясь юридическим термином, мы не должны быть «свидетелями, не заслуживающими доверия».
Так называемая «открытость» современной жизни, в которой менеджерам и управляющим компаниями приходится отвечать на все больше и больше вопросов, подразумевает способность выдерживать любые сложности, свободно говорить практически на любую тему и (что важнее!) способность защитить свою компанию словом – и это самое меньшее, чего мы ожидаем от работников.
В реальной жизни хорошо составленная и проведенная презентация имеет большое значение. Инвесторы уделяют огромное внимание той уверенности, с которой руководитель говорит о своей компании и будущих планах на ее счет. А как иначе они смогут понять реальные перспективы? Если глава фирмы не уверен в том, что происходит внутри компании, если кажется, что он врет, – тогда какого черта инвесторы должны подвергать свои драгоценные субсидии риску, да еще и под свою ответственность? Ведущий аналитик хочет видеть правду в глазах главы компании. Другими словами – великолепную презентацию.
Все сказанное выше довольно четко отображает противоречивую природу отношений между аналитиком и руководителем. Я очень надеюсь, что первому не хотелось застрелить второго, последовав примеру генерала Кастера: «Подожди, пока они не подойдут слишком близко, а затем стреляй».[1] Никола Хорлик из «Balliol College» произнесла однажды подобную фразу – она также хотела бы заглянуть в глаза глав компании, чтобы понять, насколько они честны с ней. А Джереми Паксмен, наоборот, не намерен вглядываться в очи политиков – он исходит из утверждения, что «этот ублюдок лжет мне – и мне решать, в чем именно».
И если презентации сегодня имеют сомнительную репутацию, то лишь благодаря таким людям, как Алистер Кемпбелл и Филип Гоулд, архитекторам из «New Labour». Они изобрели агрессивный способ подачи информации, приводящий всех в замешательство и заставляющий усомниться в том, где правда, а где ложь. Именно из-за такого подхода к презентациям мы априори считаем всех политиков лжецами.
Давайте закроем тему мутного и лживого мира политиков и перейдем к более приятному вопросу, а именно – к небольшому списку того, что «должен знать каждый», желающий стать успешным в этой жизни.
Вот этот перечень.
■ Вы умеете читать?
■ Вы умеете писать?
■ Вы умеете считать?
■ Вы умеете думать?
■ Вы можете выполнять простые задания поэтапно?
■ Вы можете делать то, что вам говорят?
■ Вы можете выступать на публике?
Сегодня искусству выступать на публике учат во многих школах и наравне с обычными дисциплинами.
Как жаль, что мы, «непловцы», учились совсем в другое время.
В любой компании, на любой должности и на любой ступени карьерной лестницы всегда существует необходимость создавать презентации. Это может быть и обычная благодарственная речь (небольшая презентация), и описание деятельности вашего отдела постороннему человеку (ага, это тоже презентация), и рассказ о новой маркетинговой кампании, в котором задействованы видео– и аудиопособия (а вот это уже большая презентация).
Отнеситесь к книге, которую вы держите в своих руках сейчас, как к страховому полису (хотя позже вы поймете, что она намного полезнее). Купите ее и прочтите – и когда вас попросят провести презентацию, вы будете во всеоружии (при условии соблюдения правил, описанных в книге). Если вы стремитесь к тому, чтобы стать человеком, которого постоянно просят проводить презентации, поскольку знают – это его конек, и называют «великолепным презентером», то вам просто необходимо прочесть, запомнить, усвоить и применить на практике все то, что написано дальше.
Я понимаю, что одну и ту же информацию можно преподнести совершенно по-разному. И я не отношу себя к числу людей, которые любят отдавать четкие указания, как в кулинарной книге: «Нарежьте филе камбалы на небольшие кусочки и обваляйте в муке…» Подождите! Нарежьте филе? А как вы это сделаете?
Мы начнем ваше обучение с самого начала, с азов, и будем двигаться постепенно, шаг за шагом. Если вы уже знакомы с базовыми понятиями, то можете перепрыгнуть на другой уровень, повыше.
Удачи! И помните, что вы уже сделали первый шаг навстречу званию «великолепный презентер». Вы читаете сейчас строчки из самой современной, практичной и простой для понимания книги из серии «как», которая посвящена данной тематике.