Глава 1. Карта

Вступление: Музыка 1: Флейта: «Песнь индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко»

«Не счесть сокровищ в каменных пещерах…» – напевает Маленькая аккуратная улыбчивая Старушка. Сейчас у неё в деревне гостит любимый внук, недавно приехавший из города. Интересный такой!

Большой Мальчик говорит:

– Я – большой, мне больше всех конфет надо! – и жует, жует конфеты, только фантики от них во все стороны разлетаются…

Маленькая Старушка подошла к грядке и выдернула несколько мелких сорнячков, – пусть морковка да картошка растут крепкими. А цветы – красивыми и радующими. Подошла она и к Большому Мальчику – погладила его по головушке, вихрам непослушным, в глаза заглянула. – Вкусные конфеты? – спрашивает.

– Угу – отвечает Большой Мальчик, – и продолжает жевать.

– Как ловко у тебя получается! – говорит Маленькая Старушка, – тебе наверное и в конкурсе можно участвовать, кто быстрее всех и больше всех конфет съест?

– Угу! – обрадовался Большой Мальчик. – А разве есть, – где такой конкурс?

– Да, – отвечает Маленькая Старушка, – конкурс такой в соседнем районе проводят, и он очень почётный. Кто его выигрывает, тому гора конфет в награду, – в большой вазе керамической, в форме конфеты, да ещё маленькая конфета – из чистого золота. А когда поздравляют победителя, ох, и красиво поют!

– Вот здорово! – А как в этом конкурсе поучаствовать? – спросил Большой Мальчик.

– Письмо сперва надо написать, оформить – заявку на конкурс, приглашение получить, потом свой мешок конфет набрать – свой взнос каждый участник приносит; – ну и прийти на конкурс пешком, все свои конфеты донести, а не слопать по дороге. У меня вон под тем деревом – карта зарыта, как в тот район добраться, и форма запроса, – один конкурсант лет 10 тому назад оставил, – что ж, ты вырос, может, тебе и пригодится…

– Давай, бабуль, чем копать, сразу карту посмотреть хочу!

Дала Маленькая Старушка Большому Мальчику лопату, – тот копал-копал – железную коробку выкопал, – в ней карта свернута: «Соседний район: Конфетное государство» называется, – хорошо карта сохранилась, ай, да и пахнет чем-то леденцовым и шоколадным, неужто бывает такое… Вчетверо листочек ещё сложенный – «Заявка» – написано, – «на участие в конкурсе «Поедатель конфет».

– Бабуль, карта хороша, и несложно совсем до Конфетного государства добраться. Дремучий лес пройти – так его можно по краешку обойти, потом вплавь по реке, – лодочника попрошу переправить, – тут деревня недалеко, потом – центр, где конкурсы проводят – «Конфетный город». А почему я раньше об этом городе ничего не слышал?

– Ну, не всем про него знать надобно, – только сластёнам большим рассказывают. Если соберёшься, тебе мешок конфет с собой собрать надо, только ни есть конфеты, ни отдавать их до конкурса тебе нельзя, – еще самого в конфеты превратить могут…

Большой Мальчик в это время с шумом разворачивал очередной конфетный фантик, и последних слов Маленькой Старушки не расслышал.

– Пиши заявку, её на голубятню отнесём; сообщение с Соседним районом, Конфетным государством, по давним правилам, – голубиной почтой.

Заполнил Мальчик графы: имя, год рождения, адрес, родственники, любимые конфеты…

Глава 2. На голубятне

Музыка 2: Флейта: Полёт птиц – Индейская музыка

– Бабуль, почему птичник до сих пор голубятней называют, хотя там дядь Степан и павлинов держит?

– Дорогой мой, в войну всё, что осталось от этого птичника – несколько пар голубей, с тех пор и повелось – для местных, не иначе как золотая голубятня… Это сейчас Степан размахнулся, – вот, и лебедей его сегодня покормишь листьями одуванчиков; даже перепелятник построил… А павлины что ж, смотри, к нам с трассы то и дело машины заворачивают, не ленятся люди в такую глушь заезжать – им бы красотою налюбоваться, кто и птенчиков породистых себе прикупает… Молодец Степан, порядок у него! А для нас сейчас главное, что голуби почтовые у него, хе, спортивные, – прекрасно дрессированные!

– Бабуль, а правда, что голубь 100 километров в час летать может?

– Это ты сам у Степана сейчас спросишь, вот, за оранжерею повернём, давно я к нему не захаживала…

У двухэтажного расписного-деревянного фасада птичьего двора несколько машин. С крыльца вышли незнакомцы с двумя прикрытыми тканью клетками, по размеру похожие на голубиные, может, для свадьбы, или ещё для какого праздника…

И Степан сам появился, распрощался с незнакомцами, Старушке с внуком рукой машет:

– Здравствуй, Пелагея! Как дела? Давно не виделись. Помощника мне ведёшь? Как звать-то тебя?

– Георгий, Гоша, здравствуйте, дядя Степан, а я помню, как у Вас маленьким утят в руках держал…

– Память хорошая, значит, Пелагея, у Георгия твоего, проходите, полюбуйтесь на птицу мою, чай пить будете?

– Степан, с удовольствием чай попьём, вот, пирог щавелевый тебе на пробу принесли. Да и дело к тебе есть.

– Раз дело есть, то вперёд я вам на гусельках сыграю…

– Дядь Степан, можно к лебедям? – спросил Георгий.

– Да можно, можно, только осторожно!

Гоша покормил лебедей, плавающих тут же в небольшом прудике с домиком посередине. Потом Степан усадил гостей за стол чайный на внутренней веранде, – вокруг по периметру большие павильоны с птицами, даже и клетками их не назовёшь, – просторные, с деревянными резными стенками. Сейчас приду – говорит, с гуслями…

Наигрыш на гуслях послышался, а как появился Степан, так и сказ повёл:

– Во дремучем во лесочке нашёл мастер ельничек. Ой, большая ель в нем музыкальная – как будто мастера ждала. – Говорит ему: гусли сделаешь, будешь песни петь, – как от свечечек, – будет звук-свет литься через них – миру, солнышку хвала. Мастер гусли изготовил, научился петь. Его слушают привольно птицы, люди да ручной медведь. Стали с гуслями дела делаться сноровистей. Да и птичник поднялся с песней – оборотистей. Здесь и лебеди, и гуси, и павлины – для красы. Ну, а голуби-спортсмены задирают вверх носы. Потому что больше прочих их работа ценится, – и на свадьбах, и на почтах – служат, – не безделица! Увезут такую птицу да за тридевять земель, а она сама вернётся – помнит дом родимый, дверь. Что же, гости дорогие, с чем пожаловали? Птенчиков ли вам весёлых или голубей почтовых, всё рассказывайте!

– Ай, Степан, как ладно ты выучился. Неужто сам и гусли изготовил?

– Да нет, гусли брат подарил, в тайне держал, пока учился играть, но вот, что-то получаться стало…

– Прекрасно получается!

– Благодарствую! Так с чем пожаловали то?

– С письмом в Конфетное государство!

– А, на Конкурс заявку отправить? – после задумчивого перебора струн подмигнул Степан Гоше – тоненькая заявка-то, – в капсулу войдёт? – из бокового кармана Степан положил на ладонь маленькую трубочку.

Гоша достал свою заявку из тонкой кальки, сложил её ещё, скрутил плотнее, – отдал Степану.

– Годится! Послезавтра приходите. Думаю, ответ уже прилетит. И – пьём чай ещё! За пирог отдельное спасибо!

Глава 3. Подготовка к походу

Музыка 3: Флейта: Вивальди. Щеглёнок

Через день после посещения птичника, Гоша получил приглашение из Конфетного государства участвовать в Конкурсе «Поедатель конфет», 1 июля, прибыть для регистрации рекомендовалось не позднее 30 июня. С подписью – Великий Кондитер. Приглашение небольшое, на сахарной тонкой бумаге, на которой ещё и значилось «съесть по прочтении».

Бабушка Пелагея как-то сразу посерьёзнела, из закромов стала вытаскивать кульки то с леденцами, то с карамельками, устроила несколько совместных походов с Гошей в местные продмаги – для массированной скупки нужных конфет. Гоша же хорошенько изучил Карту, несколько раз ходил к краешку Дремучего леса, – смотрел, откуда пойдет его самостоятельный маршрут; заготовил рюкзак, туристическую пенку для сна и привалов, плед, полотенце, компас, мешочки для сбора ароматных полезных трав по дороге, – так бабуля посоветовала; блокнот и карандаши для зарисовок и записей, костюм для прохождения конкурса; ножичек складной; спички; кружку и ложку металлические; и – да сопутствует Георгию удача – специальный наряд для получения Приза Конкурса, в котором Большой Мальчик даже не сомневался…

– Бабуль, а кто такой Великий Кондитер?

– Это удивительный человек, точнее, должность в Конфетном государстве, очень почётная. Великий Кондитер может, только раз взглянув на человека, к следующему дню приготовить Торт, который расскажет о всех замечательных качествах этого человека, подскажет ему, как действовать в ближайшем будущем, и конечно, будет великолепным по вкусу и виду. В ежегодном Конкурсе Великий Кондитер – самый главный судья, у него десяток учеников-помощников, и знают и умеют они много полезного и удивительного. Нам с дедом тогдашний Великий Кондитер приготовил Пирог на свадьбу, – ах, до сих пор не знаю его составляющих, вкусный и необычный: небольшой по размеру, а всех накормил, каждому какую-то тайну нашептал. Мне вот, кусок пирога поведал, что будет у меня два сына, всё так и сбылось. Ты сам всё увидишь! Помни, если получится у тебя в чём-то помочь Великому Кондитеру, или любому из его помощников; не важно, в чём… в общем, это было бы очень хорошо не только для Конкурса, но и для всей твоей жизни. Ну и осторожность нужно проявить, – иногда, если встречают Кондитеры людей, которые или совсем не любят конфет, или слишком уж нерачительно с конфетами обращаются, – могут года на три в никому ненужную конфету превратить… – жизнь в человеке тогда на три года замирает, ужасный такой урок. Но тебе не должно такое грозить, – ты у меня тот ещё любитель конфет!

Когда пришло время, собрала Пелагея сухариков на неделю, ключевой воды, да пирожков да орешков Гоше в дорогу, дня на три. Решили, пойдет Гоша вдоль леса с самого утра, и через одну или две ночевки, в зависимости от обстоятельств, выйдет к реке, а там уж на другой стороне и само Конфетное государство.

Большой Мальчик ко всему подготовился: на хитрости лесные не поддаваться да конфеты для конкурса беречь… Два мешка конфет приготовил: один для конкурса, другой в дорогу – и самому поесть, и мало ли на что пригодятся…

В ночь перед походом только уж очень необычные сны ему снятся: и что пробует он из рук Великого Кондитера какую-то медовую конфету; и что мальчишки, будто его сверстники, хотят отнять его конфеты конкурсные, а он – то прячет их, то в поле раскидывает – будто сеет; что в Конфетное государство без конфет попадает – не бывать такому! – даже проснулся Большой Мальчик от возмущения… А уже и утро раннее, пора идти.

Глава 4. Первая часть пути

Музыка 4: Флейта: Поль Мориа. Токката

Обняла Пелагея Большого Мальчика, благословила на легкую дорогу да на успех в Конкурсе, а Большой Мальчик говорит: «Бабуль, посмотри, где чашки стоят, я тебе тоже конфеток оставил, самых твоих любимых в большую чашку насыпал, – не скучай без меня». Пелагея только руками взмахнула, заулыбалась хорошо-хорошо:

– Выиграешь Конкурс обязательно! Только больше одного дня в Конфетном государстве после Конкурса не оставайся, даже если уговаривать будут, домой поспеши. Ну, с Богом!

Деревня просыпается. Петухи поют, коровы мычат, козы бекают. Да и обычные птицы вовсю заливаются. Ай, на краю деревни девчонки красивые из-за кустов выскочили, близко не подходят, да как запели:

Георгию величальная!

Нашему да Георгию доброй дороги!

Нашему да Георгию взять первый приз!

Солнышка ясного да чудес в подмогу!

Лучших попутчиков, весёлых лиц!

Нашему да Георгию травы волшебные;

Нашему да Георгию сладости звёзд,

Музыка пусть охраняет хвалебная

Силу премудрую, душевный рост!

Ай, Пелагея, организовала соседок. Спасибо всем!

Радостнее стало Георгию, – помахал певуньям руками, поклонился, руки к сердцу прижав, вышел из деревни к лесу, бодрым шагом зашагал вдоль него, пока деревня за поворотом не скрылась. Солнце сейчас навстречу, днём в спину будет, вечером за лесом скроется. Конфетное государство к северу, да только зигзагами к нему пройти безопасней, четыре языка-пальца лесных надо обойти, напротив пятого – переправа.

Заяц из-под ног выскочил, в поле помчался. Листочки земляничные попадаются да ягодки по краю, но нет, в лес не заманят. Часа два шёл Большой Мальчик, решил привал сделать. По прямой идти через лес – километров 30, в обход около 100 километров получится. В сон потянуло… Рано ещё отдыхать! – Набрал Большой Мальчик листьев срединных с нескольких кустов Иван-чая, зверобоя пучок, пригоршни соцветий тысячелистника. Опять сонливость подкрадывается! Травы луговые высокие; достаточную тень дают, – в них Гоша свой туристический коврик постелил, рядом льняное полотно – на нём травы в теньке разместил; перекусил вкусностей, решил спать, и заснул мгновенно.

Видит во сне город каменный – в белых стенах весь, с изразцами яркими диковинными. В город народ стекается, – кто прилетает на небольших частных самолётах, кто на коврах-самолётах, кто на машинах, велосипедах, мопедах, мотоциклах, автобусах, а кто-то на лодочках да катерах, а большинство – пешком! И почему-то к тем, кто пешком или с реки, – больше почёта: их гусляры приветствуют, а девушки в кокошниках в каких-то списках отмечают, водицей поят, пояса выдают. Видит Георгий и себя: будто поднимается наверх от реки в числе человек 20ти попутчиков, у девицы водицу пьёт, пояс участника соревнований повязывает, в ворота города заходит, а там белая дымка, не видно более ничего. Кто-то за плечо его трогает. Просыпайся! – говорит.

Проснулся Большой Мальчик, – рядом мальчик лет семи, смеётся, – говорит, ты что на моём лугу посреди бела дня спишь? Сейчас небо нахмурится, тучу пришлёт тебя сполоснуть, травы свои сушеные прячь, – вон, под дубом можно дождь переждать. – Действительно, тёмная туча размером с дирижабль с востока приближается быстро, – будто кто управляет ею, – под нею потоки серебряного дождя, прямо на Большого Мальчика летит. Быстро Гоша собрался, в несколько прыжков под дубом оказался, и малец семилетний тут же. Туча накрыла место, где только что сладко спалось Большому Мальчику, покружилась немного над лесом, – но дуб ни единой капли дождя вниз не пропустил, – и ушла куда-то дальше над Дремучим лесом.

– Спасибо! Меня Георгием звать, а тебя как? И что значит, что луг твой? Конфетами тебя угостить можно?

Волна прошла по лицу мальца, – и вот уж вместо него столетний старик стоит перед Гошей, но тоже в белых одеждах, и тоже смеётся:

– Конфетки люблю! Я Конфетный Полевик, на конфеты мяту выращиваю в полях, – есть у тебя мятные конфеты? – немного есть? – ну так их-то мне и отсыпь пригоршню!

Пока Гоша вынимал из резервного мешка мятные конфеты и пересыпал их в тут же подставленный карман Полевика, две другие на землю упали, – только Гоша хотел их поднять, Полевичок воскликнул: – Стой! Стой! Здесь нельзя конфеты забирать, только давать можно! Смотри, вот их уже не по одной, а по сотне стало, сейчас за ними прилетят. Мгновенно прилетевшие две стайки скворцов разобрали все размножившиеся конфеты дочиста, и улетели, будто ни их не было, ни конфет.

– Полевичок, надо мне выйти из леса, наказ я получил в него не заходить.

– Хм, Георгий, тут всякое может происходить, но ежели у тебя помыслы чистые да конфеты имеются, люб ты будешь Дремучестям, может ещё и поможет в твоих делах кто… Кстати, пока ты спал, тебе сон-дрёма снились?

– Да, про Белый город, похожий на Конфетное государство, – может такое быть?

– А ты зарисовал, что увидел?

– Да нет ещё, не успел.

– Так рисуй скорей, записывай! А то улетучится все, – какой тогда из тебя ловец сновидений? Я понадоблюсь, кликнешь трижды. – Исчез Полевик.

– Спасибо, Полевик, выйду я сейчас из леса, запишу; спасибо и Дубу за защиту (листва Дерева тут же зашелестела приветливо в ответ), – Гоша поспешил выйти из Леса к луговым травам, прошел немного вперёд, где дождя от тучи-дирижабля не было.

И начал дневниковые записи:

28.06

6:00 Деревня Окунёво. Величальная

9:00 Первый привал. Сбор трав: Иван-чай, зверобой, тысячелистник.

Сон: Белый город, пояс пешим участникам Конкурсов

12:00 Конфетный Полевик любит мятные конфеты. Дождевая туча-дирижабль. Дуб.

Из двух упавших конфет – получилось две сотни, всё растащили скворцы.

13:00 снова в путь.

Перекусил Большой Мальчик ещё разок, перепроверил все вещи, – да, все на месте; и – дальше вдоль Дремучего леса пошёл.

Глава 5. Качели Великаньи

Музыка 5: Флейта: Сергей Рахманинов. Вокализ

«Карта Дремучего леса похожа на руку с пятью пальцами. Четыре пальца справа обойти, и пятый большой укажет на место переправы. Палец-мизинец пройден. Теперь идти напрямик через поле или ближе к лесу держаться? Напрямик пойду! Полевик, не дай заснуть!» – Большой Мальчик чуть убыстрил ход. – «Клубничка полевая. Полевик, спасибо, но сейчас её есть не буду! Душистые травы… Сколько же травы! – почему сено здесь не заготавливают? Может, заготавливают, но позже? Ай, трава выше моего роста!» – неожиданно, земля повела ниже, а высокие травы загородили обзор следующего языка леса, на который ориентировался Гоша. – «Военная воронка!» – Гоша почти пробежал её, земля повела наверх, снова виден лес, уфф! – Странно, от леса стали слышны наигрыши на баяне и – кто-то ему подпевает? – на звук идти веселее. – Пока Большой Мальчик приближался к лесу, стал различать девчоночьи голоса:

У Великана есть высокие качели;

Он может быстро перекинуть за грань леса!

Куда весёлые жар-птицы полетели,

Бежим туда! – там сказочна Принцесса.

Цветы растут вокруг неё волшебны,

Горят-искрятся камни-самоцветы.

Она споёт – построит мост небесный:

С него видны домов, садов букеты.

И звёзды ближе, можно петь им песни! –

Привет от солнца – что его чудесней?

Большой Мальчик подошёл ближе – на краю леса огромный дуб; к его горизонтальной ветви привязаны длиннющие качели; на них качаются, то смеются, то поют две девчонки, похожие на сестёр. Рядом какой-то взрослый, одет как бывший военный, с баяном.

– Здравствуйте, хорошей погоды! – сказал Георгий.

– Здравствуй, малец, куда путь держишь? – ответствовал военный.

– В Конфетный город, на Сладкий конкурс, – правильно иду?

– Конкурсант, конкурсант, угости конфетками! – запели девчонки, но с качелей не слезли.

– Да, можно вдоль леса до реки, а можно и через лес, – через лес, боишься что ли идти? – хмыкнул военный.

– Через лес бабушка не велела, сказала ещё трав в поле насобирать; конфетками могу угостить, какие любите?

Что тут началось! Из леса набежали дети, маленькие, средние, двадцать, тридцать детей, все кричат, ручонками машут – и нам конфет, и нам! – несколько детей на ближайшие деревья полезли, но что интересно, – за линию леса никто не выходит.

– Это Ваши все? – спросил Георгий военного.

– Наши любители конфет, – полмешка разве найдется у тебя? – смотрит военный на Гошу, а глаза у него глубокие-глубокие, и с искорками будто.

– А найдётся! Дядь, как звать-то тебя? Меня Георгием зовут, тебе конфеты передам, ты уж сам наверно знаешь, как тут распределить. – Гоша взял один из свободных ещё мешочков, что для трав были назначены, несколько видов конфет из дорожного запаса стал перекладывать – чего вам больше – карамелек или леденцов? – спрашивает. Нам карамелек! – сказали одни детки. А мы леденцы больше любим! – добавили другие. Одна девочка, что постарше, всё-таки спрыгнула с качелей, подошла поближе, – говорит, а что ещё у тебя есть?

– Мармеладные ещё конфеты есть, – добавить? – Да, да, – ответила девочка, и закружилась красиво.

Загрузка...