Постигнуть судьбу и подвиг князя Дмитрия Ивановича невозможно без постижения его родословной. В первую очередь в связи с тем, что судьба этого великого человека неотделима от судеб его великих предков, своим трудом и ратными подвигами создавших историю государства Российского. Род Дмитрия Ивановича происходит от великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха.
Владимир Всеволодович был назван Мономахом благодаря своей матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Начиная с XV века корона русских князей – шапка Мономаха стала служить символом монархической власти и богоизбранности правящего рода. Идея возведения родословной русских князей от рода Мономаховичей, то есть от византийских императоров, впервые прослеживается в сочинении самого Владимира Всеволодовича – «Поучении», в более развернутом виде эта идея обнаруживается в произведениях XVI века – «Сказании о князьях Владимирских» и «Книге степенной царского родословия» («Степенной книге»), составленной по приказу Ивана Грозного.
Внимание, уделенное составителем «Сказания о князьях Владимирских» царскому венцу как символу власти, далеко не случайно. Здесь прослеживается все та же аналогия ветхозаветных и новозаветных событий, которую средневековые авторы находят во всех значимых событиях действительности и отражают, вкладывая определенный символический смысл, в своих произведениях.
Так, венец Христа – символ царской власти, символ богоизбранности и легитимности власти. Именно эта идея так нужна была для проведения централизации и укрепления власти.
Роль своеобразного венца играла на Руси княжеская шапка, впоследствии названная шапкой Мономаха: «отряжает убо послы к великому князю Владимеру Всеволодичю: митрополита ефескаго Неофита от Асиа и с ним два епископа, митулинскаго и милитинского, и стратига антиохийскаго, игемона иерусалимскаго Иеустафиа, и иных своих благородных. От своеа же царскиа выа снимает животворящий крест от самого животворящаго древа, на нем же распятся владыка Христос», – читаем в «Сказании…».
Великий князь Владимир Мономах. Портрет из «Титулярника» 1672 г.
В 1097 году в Любече Владимир Мономах организует княжеский съезд, на котором закрепляется принцип – «каждый держит отчину свою». Реализацией нового принципа междукняжеских отношений стало расчленение территории Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками Ярослава. Режим Любечского съезда остался как идеальная желаемая схема в среде Мономаховичей (точнее, у Мстиславичей), которые и впредь не будут оставлять надежд возродить политическое наследие деда. Но их усилия останутся безуспешными, поскольку остальные князья будут придерживаться противоположного мнения о Киеве как общединастическом достоянии.
Попытки распространения отчины на Киев подорвали авторитет центральной власти, а незавершенность этого процесса предопределила ослабление Киева. Однако уже московские князья вновь возвратятся к идее старшинства и отчины, а вместе с ней начинают культивировать идею шапки Мономаха – обращаясь к ветхозаветным и новозаветным параллелям, с тем чтобы при помощи Ноя, Авраама и Иакова восстановить непоколебимость и легитимность власти династии Мономаховичей, что должно было способствовать возвышению статуса московских князей на новых рубежах истории.
После смерти Владимира Мономаха в 1126 году земли Киевского государства были разделены между его сыновьями в соответствии с завещанием. После смерти Владимира его сыновья повели ожесточенную борьбу за киевский стол. Междоусобная война князей послужила толчком к распаду Великой Киевской державы.
«Любое единство неизбежно относительно, поскольку оно всегда включает в себя остатки предшествующих общностей и соединяет также неоднозначные вновь возникающие тенденции и явления», – отмечал известный историк и филолог Владимир Алексеевич Мошин. За период с XI века по первую треть XIII века из состава Киевского государства выделилось 12 самостоятельных княжеств, границы которых практически совпадали с территорией бывших племенных княжений, некогда объединенных властных рукой Олега и его потомков. «Местные миры, стянутые к Киеву князьями в X в., опять потянули к своим центрам», – писал по этому поводу Василий Осипович Ключевский. Практически все эти княжества закрепились за определенной ветвью великокняжеского рода Мономаховичей, исключением стали Киевское и Переяславское княжества, а также Новгородская и Псковская земли. Несмотря на то что Киев потерял значение политического центра страны, до середины XIII века киевский стол продолжал считаться старшим в землях русских. А само понятие «отний стол», обнаруживаемое в летописях (также была употребима форма «стол отца своего и брата своего», а начиная с XII века устанавливается форма «стол отца и деда»), долгое время отождествлялось именно с киевским великокняжеским престолом и указывало на распространение принципа старшинства как основополагающего в вопросе передачи «стола».
В 1132 году скончался старший сын Владимира Мономаха – Мстислав Великий, вместе с ним в Лету кануло Киевское государство. После смерти Мстислава великокняжеский киевский престол перешел к младшему его брату Юрию.
В 1155 году князь Ростово-Суздальской земли Юрий Владимирович, прозванный в дальнейшем Долгоруким, наконец-то, после продолжительной борьбы со своими двоюродными братьями, утвердился на киевском столе. Контроль над южнорусскими городами – Вышгородом, Туровом, Пинском и Пересопницей – Юрий передал своему сыну Андрею. Но Андрею были безразличны южные города, его душа тяготела к Суздальской земле и небольшому пригороду Суздаля, Владимиру-на-Клязьме (Владимир), расположенному на левом берегу реки Клязьмы, в котором и прошло его детство.
Юрий Долгорукий. Памятник в Москве. Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектурное оформление В. С. Андреева
Князь Андрей Боголюбский. Художник В. М. Васнецов
Следующим шагом Юрия по приближению сына к великокняжескому престолу стало «посажение» Андрея в пригороде Киева Вышгороде, но Андрей не подчинился воле отца и сбежал из города в любимый Владимир, недалеко от которого в скором времени отстроил загородную резиденцию Боголюбово на месте явления ему Богородицы, где и обосновался. С большой пышностью Андрей застроил Владимир, белокаменный храм Успения, построенный в городе, своим убранством не уступал киевской Св. Софии. Столетие спустя именно в этом храме Успения все князья русские, получившие ярлык в Орде на великое княжение Владимирское, проходили процедуру интронизации (религиозный обряд посажения князя на престол). В этот храм из женского Богородичного монастыря в Вышгороде перенес Андрей киевскую реликвию – икону Богородицы, получившую название Владимирской иконы Богоматери и считавшуюся наиболее почитаемой на Руси, написанную самим евангелистом Лукой. Еще в V веке икона была привезена из Иерусалима в Константинополь, а в Киев реликвия попала в качестве дара от Константинопольского Патриарха князю Мстиславу Владимировичу, старшему брату Юрия Владимировича, и затем уже была передана им в Вышгородский монастырь.
Перенесение чудотворной иконы Богоматери из Киева, столицы Древнерусского государства, во Владимир для средневекового человека символизировало соответствующий переход статуса столицы от одного города к другому. Интересно, что в 1395 году, перед предполагаемым нашествием войск Тамерлана на Москву, икона была привезена в московский Сретенский монастырь и стала хранительницей города. Тамерлан по неизвестной причине так и не дошел до Москвы. Народная молва связывает это чудо со спасительной иконой. Меньше чем через 100 лет Москва стала сердцем христианской ойкумены и столицей великой державы, имя которой – Россия.
По странному совпадению в 1157 году, через два года после перенесения чудотворной реликвии из Вышгорода во Владимир, умирает отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий. По одной из версий, Долгорукий был отравлен боярами, не желавшими видеть князя на киевском столе.
После смерти отца наследовать великокняжеский киевский престол должен был Андрей как старший в роду. Андрей, приняв статус великого князя Киевского, предпочел Киеву Владимир, куда в спешном порядке и уехал, чем нарушил заведенный порядок, по которому князь, принявший титул великого князя Киевского, оставался княжить в столице. К тому же Андрей перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир, в свое время подобным же образом поступил и его отец, перенесший столицу княжества из Ростова в Суздаль.
«Калка». Художник П. Рыженко
Возвышение власти в христианской средневековой традиции обязательно ассоциировалось с возвышением города, а город в этом случае отождествляет собой Небесный Иерусалим. Так, например, воздвижение храма Премудрости в Киеве имело идеологическую платформу – наличие храма Св. Софии в Киеве, построенного по образцу константинопольского храма, приравнивало Святую Русь к греческой священной державе; недаром тот же Нестор сопоставляет Ярослава Мудрого с Соломоном, с именем которого связаны ветхозаветные похвалы Премудрости, а Владимира – с Константином Великим.
Таким образом, и столица Владимира – Киев равна в славе своей столице Константина – Риму, и главный храм этой столицы имеет право носить то же самое многозначительное имя, что и освященный за полтысячелетия до того главный храм Константинополя, – имя Премудрости – Софии. В своем смысловом аспекте город как таковой соотносим с просторным храмом, а храм – средоточие города, и оба – суть образы одного и того же идеала: Небесного Иерусалима. Софийский собор – часть Киева, которая по смыслу своему равна целому городу.
В данном случае Богородица – сердце храма, а храм – сердце города. Киевский храм Софии, как в свое время константинопольский храм Софии, сопоставим с иерусалимским Соломоновым храмом и обозначает – дом Христа.
Если проследить идеологию власти по источникам, обнаруживается, что корону и бармы помазанника Божьего, а также статус нового Константина в православном мире примеряли на себя посредством литературных образов все великие князья земли Русской, начиная с Владимира Крестителя.
Понимая, что в новых условиях у Киева больше нет будущего, великий князь Андрей начинает создавать новую империю, сердцем которой стал Владимир, хранитель чудотворной иконы Богоматери, подарившей городу великую судьбу. Владимир оставался столицей Владимиро-Суздальского княжества и старшим городом всех городов русских до середины XIV века.
В 1176 году великий князь Андрей был убит, по одной из версий, в результате заговора бояр, организованного его женой Улитой. В 1146 году отец Андрея Юрий Долгорукий забрал усадьбу боярина Кучки, на месте которой им в 1147 году была основана Москва, и казнил непокорного Степана Ивановича Кучку и его сыновей, не желавших добровольно отдавать усадьбу, а красавицу дочь Улиту насильно выдал замуж за своего сына Андрея. Спустя несколько лет Улита отомстила за смерть отца и братьев.
После смерти Андрея Юрьевича Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество переходит к его младшему брату Всеволоду Большое Гнездо, прозванному так за свое многочисленное потомство.
В 1212 году Всеволод умер. Владимиро-Суздальское княжество перешло к его сыну Юрию, который не смог удержать единства земли. Начиная с периода правлению Юрия Всеволождовича из состава некогда единого Владимиро-Суздальского княжества выделяются следующие самостоятельные княжения – Переяславское с Тверью и Дмитровом, Ростовское с Белоозером и Устюгом, Ярославское, Углицкое, Юрьевское и Стародубское. Процессом собирания этих княжеств, но уже вокруг нового политического центра, Москвы, и в новых, более сложных условиях займется Иван Калита и его потомки.