(1435–1488) – выдающийся итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Его настоящее имя – Андреа ди Микеле Чони.
Андреа родился во Флоренции в зажиточной семье, но когда ему исполнилось 17 лет, у него умер отец. Юноше пришлось стать главой семьи и содержать ее. Именно в это время он поступил учеником к ювелиру. Среди учителей Верроккьо называют несколько имен, и вполне возможно, что впоследствии одно из них он решил унаследовать.
Кроме ювелирных работ, юноша занимался декоративной резьбой и темперной живописью. Большинство его картин были изображениями Мадонны с младенцем.
Из первых работ Верроккьо известны надгробие Козимо Медичи и бронзовая фигура «Давид», выполненная по заказу богатейшего флорентийского семейства. (Некоторые исследователи относят «Давида» к 1473–1475 гг.) Зная скульптуру «Давид» Донателло, Верроккьо отчасти вступил в соревнование со своим легендарным предшественником. Юный победитель великана Голиафа выглядит задорным и торжествующим. Он возвышается над громадной головой врага, откровенно позируя перед восторженными зрителями. Излучающий довольство Давид явно отличается от работы Донателло, который изваял его погруженным в размышления. Ныне произведение Верроккьо находится в Национальном музее Флоренции.
К началу 1460-х гг. относится также бронзовая статуя «Путто с дельфином», созданная для фонтана виллы Медичи. Изображения путти (младенцев с крыльями, похожих на греческого Эрота или римского Купидона) были очень характерны для искусства Возрождения. Младенец Верроккьо улыбается и, стоя на одной ноге, прижимает к себе извивающегося дельфина, из пасти которого льется струя воды.
В 1463–1470 гг. Верроккьо также создавал предметы церковной утвари для флорентийских церквей и облачения для служителей, украшенные драгоценными камнями. Однако эти предметы до настоящего времени не сохранились.
Первые скульптурные работы прославили имя Верроккьо, и вскоре ему было заказано надгробие для Пьеро и Джованни Медичи. Это выдающееся произведение, в котором были использованы такие материалы, как порфир, цветной мрамор и бронза, находится в старой сакристии (помещение для предметов культа) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Удивительно точно воссозданы в бронзе листья и плоды, мощные львиные лапы и маленькие черепахи.
В 1470-х гг. мастер работал над многими надгробиями и скульптурными композициями, самая известная из которых – «Христос и апостол Фома» («Уверение Фомы») для церкви Ор Сан-Микеле. Произведение было закончено лишь в 1483 г. Необыкновенно выразительны движения и лица персонажей этой группы. Благородство черт лица Иисуса Христа подчеркивается мягкими и округлыми юношескими формами Фомы. Эта работа Верроккьо уже соответствовала классическим канонам эпохи Высокого Возрождения, однако она стала единственной из его монументальных работ, которые ему удалось закончить.
Другое его произведение – памятник кардиналу Никколо Фортегуэрри – ждала нелегкая судьба: его не удалось закончить ни самому мастеру, ни его ученику Лоренцо ди Креди, ни тем, кто пришел им на смену в XVI в.
Последние годы жизни (1479–1488) мастер посвятил в основном созданию конного памятника кондотьеру (предводителю наемной гвардии) Бартоломео Коллеони, украсившей площадь Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Памятник этот был отлит в бронзе лишь спустя два года после смерти скульптора. Привставший в стременах всадник кажется воплощением несгибаемой воли и энергии. В орлином профиле его лица, в насупленных бровях читается титаническая сила, способная сокрушить все. Это был яркий образ современника Верроккьо – человека действия, привыкшего бороться и побеждать.
В мастерской Верроккьо, которая находилась во Флоренции, в свое время работали и учились такие талантливые мастера Возрождения, как Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди, Перуджино и другие. Верроккьо создал также много живописных работ, из которых наиболее известны: «Крещение Христа», выполненное совместно с Леонардо да Винчи, «Мадонна с младенцем», «Мадонна с младенцем, св. Иоанном Крестителем и Донатом».