С большим удовольствием откликнулся на просьбу уважаемых мной издателей написать предисловие к замечательной книге Джима Коллинза. По моему мнению, ее можно смело причислить к категории читаемых за один присест, и надеюсь, что взявшие ее в руки заинтересованные читатели не пожалеют о потраченном времени.
Джим Коллинз подарил нам четыре замечательных книги, предмет и методика исследования каждой из них представляют большой интерес, но самое главное – их отличают ясность и содержательность, которые могут быть сведены к простой формуле. Я определил для себя главную идею одной из предыдущих книг – «От хорошего к великому» – в виде формулы «сначала кто, а потом что», главную идею этой книги я бы выразил библейской притчей «гордыня предшествует падению». Никакие заслуги в прошлом не гарантируют ваш успех в будущем – эта простая формула должна задавать содержание утренней молитвы любого менеджера.
Успех требует постоянной энергии лидера и его команды. Не менее важно осознавать также и риски безоглядного движения вперед. Построение системы управления рисками, постоянное их отслеживание и адекватная реакция на их возникновение – вот важная черта, присущая великим компаниям.
«Или выходите из основного бизнеса, или обновляйте его как одержимые», – считает Джим Коллинз. И действительно, если руководители перестают проявлять любопытство и стремиться к обучению – а ведь именно эти черты отличают поистине великих людей, которые независимо от достигнутого ими уровня продолжают учиться так же упорно, как и в самом начале своей карьеры, – это приводит к деградации как самих лидеров, так и их команд.
Эндрю Гроув, возглавлявший компанию Intel в самый сложный для нее период, в замечательной книге «Выживают только параноики» гениально описал свое состояние в тот период, когда эта великая компания оказалась в затруднительном положении из-за наличия ошибок в процессоре Pentium и появления на рынке модулей памяти японских конкурентов. Паранойя, о которой он говорит, не имеет никакого отношения к психиатрии, он рассказывает о подходе, который каждый менеджер должен демонстрировать по отношению к своему бизнесу, особенно в сложной ситуации.
И еще один важный урок, который можно извлечь из книги, – значение имеет не интенсивность труда, а продуктивность. Неважно, сколько времени вы тратите на работу, важно сделать именно то, что должно быть сделано в данный момент.
Новая книга Джима Коллинза дает возможность любому менеджеру и руководителю компании осознать свое место и роль в управленческой иерархии, а также оценить, насколько имеющиеся навыки соответствуют требованиям XXI века.