Современная европейская цивилизация выросла из взаимодействия многих культур. Во многом нынешняя Европа – наследница древнего, античного мира. Однако сама по себе греко-римская культура не могла породить столь грандиозное здание европейской цивилизации со всеми её великими произведениями искусства, поразительными достижениями науки и утончёнными изысками философской мысли. Для его возведения необходима была великая идея, способная спаять воедино волю и устремления многих людей, задать цель и направление движения человеческой мысли.
В Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли. Каждая религия была самобытна, но при этом ни одна из них не смогла стать объединяющим фактором для создания единой европейской цивилизации. С принятием европейскими народами христианства начался процесс общеевропейской интеграции. Христианство, таким образом, стало некой базой для объединения европейцев в одну семью. В дальнейшем, в процессе своего исторического развития оно обеспечивало целостность, всеобщность, универсальность всей европейской культуры.
При этом христианство не стремилось подавить или разрушить культуры тех стран, где оно стало господствующей религией. Формирующаяся христианская культура вбирала в себя всё самое лучшее, чистое и возвышенное, что было в этих культурах, совершенствуя и развивая достижения человеческой мысли в разных сферах общественной жизни.
Христианство не уничтожило, а вдохнуло новую жизнь в античную культуру, дало возможность раскрыть её истинный потенциал. Как закваска, положенная в тесто, преобразует и улучшает его свойства, делая хлеб красивее, вкуснее и мягче, так и христианство, заквасив собою античный мир, способствовало появлению одной из величайших мировых культур – культуры Европы.
От христианства европейская культура восприняла такое свойство, как бережное отношение к другим культурам, стремление сохранить в своих недрах все лучшие достижения человечества. «Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все „камни“, все могилы. Все они „родные“. Он воспринимает всё ценное не только умом, но и сердцем»[1].
Дальнейшее развитие европейской цивилизации во многом было определено теми идеями и ценностями, которые принесло с собой христианство. Само понятие исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени) пришло к нам от христианства.
В условиях всеобщего духовного и нравственного упадка после разрушения Римской империи христианство сумело дать человеку новую смысловую опору. Оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для Него, по словам апостола Павла, нет ни Эллина, ни Иудея, …варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос (Кол. 3:11). Именно христианство заложило основы понимания самоценности человека, человеческой жизни безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой и половой принадлежности, умственным способностям или физическим возможностям.
Идея о равенстве полов впервые исторически сформировалась в контексте христианской цивилизации. В церковном понимании, перед лицом Божиим, мужчина и женщина абсолютно равны. Со всей очевидностью это выражено в словах Священного Писания: Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). Мало того, самым прекрасным, несравнимым ни с кем человеком Церковь называет женщину – Деву Марию. Отсюда проистекают идеалы рыцарства, служения Прекрасной Даме, которые целиком выросли из христианского представления о том, что в каждой женщине мужчина может увидеть образ Пречистой Девы и послужить Ей.[2]
Европейское представление о человеке глубочайшим образом определяется христианством, так как только в этой религии в качестве высшей ценности признаётся свободная творческая личность.
Христианство «освободило человека от чар природы и дало ему независимость от природы и от самого себя, чего он никогда не смог бы достичь на пути своего естественного развития, поскольку в основе этого – то превосходство над миром, в котором пребывает сам Бог»[3].
Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, они встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью.
Христианская идея свободы в противовес идее языческого «фатума» реализовывалась в возможности преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. «Именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации. ‹…› Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни»[4].
Христианство, таким образом, заложило основы гуманизма и общеевропейской этики. Оно вернуло людям серьёзное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор. «Требование свободы совести – это дар, который христианские мученики принесли в жизнь людей. И хотя это был тот дар, от которого потом неоднократно отрекались христианские же иерархи, всё же: „Можно быть недовольным Церковью за то, что она позже стала ‹…› врагом терпимости, но не надо забывать, что она объявила её прежде всех“[5].»[6]
Христианство сформировало новые смыслы понятий природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания.
Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, её самым сокровенным внутренним переживаниям.[7] Без этого обострённого внимания человека к своей личности не было бы гуманитарных наук.
Библейские сюжеты и образы стали главными темами литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений, вплоть до сегодняшнего дня.
Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога[8]. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки.
Христос – это ось, вокруг которой вращается мир.
С Христом кончился Рим, кончилось варварство, полное бессистемных поисков, попыток и поражений человека. ‹…› Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью.
Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть Христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история Христианства.
Христианство, явившись в мире не как новая философская теория, а как новая религия, изменило весь лик земли и сделалось поворотною точкою в истории человечества.
Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как всё это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни – всё это было выращено влиянием христианства.
Европа, цивилизация европейская выросла из Христианства. Даже как спор против Церквей, как «ереси» – она выросла из него же. Высота европейской цивилизации показует, как высоко было Христианство. Воистину, не человек его основал!
Разверните всю картину развития нового общества, и вы увидите, что христианство претворяет все интересы людей в свои собственные, заменяя везде материальную потребность потребностью нравственной, возбуждая в области мысли великие прения. ‹…› В христианство и только в него вылилось всё, жизнь частная и жизнь общественная, семья и родина, наука и поэзия, разум и воображение, воспоминания и надежды, радости и горести.
Веруя, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни на минуту не можем сомневаться и в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса.
Европейская цивилизация есть продукт не только древнего, но и христианского мира, и христианство входит в неё как такой её существенный элемент, который никак из неё выкраден быть не может. Учение Христа стало отныне законом всей позднейшей жизни мира. ‹…› Поэтому христианство до нашего времени (принимаемое или отрицаемое) есть закон всего просвещенного мира – и народы, принявшие проповедь иудейских рыбаков, сделались властителями всего земного шара и вождями человечества…
Огонь христианской этики по-прежнему остаётся для нас самым верным путеводителем. Нам постоянно необходимо её вдохновение и наставление – духовное и физическое. Это важнейший вопрос будущего. Воплощение христианской этики в нашей повседневной жизни – высшее и величайшее слово, когда-либо произнесенное. Только на этом основании мы сможем сообразовать права отдельного человека и требования общества таким образом, что человечество обретёт счастье и мир.
Не будь христианства, у человечества не было бы ни замечательных творений раннехристианской и византийской архитектуры и живописи, ни прославленных произведений искусства эпохи Возрождения, ни русской иконы, ни замечательных произведений европейской и русской церковной музыки. В основе всего этого лежит не только знание своего дела создателями всего этого, но «безконечная любовь». Так возник тот особый мир, который мы сегодня называем христианским искусством и который вот уже на протяжении многих веков на своём языке, подчас более действенном, чем прямое слово, просвещает и преображает мир. Без этого искусства трудно представить жизнь современного европейского человека.
Появление христианства изменило отношение человека к миру. Христианство в целом и христианское учение много способствовало постижению сущности человека, в особенности его духовного и душевного мира. Не менее важен вклад его в познание мироздания в целом.
Утрата духовных ценностей всегда была связана с апокалиптическими настроениями, с гибелью мира, как это было накануне крушения Римской империи. Тогда христианство спасло Рим и весь мир. Появилась новая идея, новая система ценностей, которая помогла выжить разным народам.
Европейская цивилизация исторически сложилась как цивилизация христианская. Она впитала в себя идею священного, как идею высшей нравственности, совести, справедливости.
Человечество подошло к знаменательной дате. 2000 лет новой эры, христианской эры. ‹…› Получив откровение Нового Завета из уст самого Господа, трагически пережив Его позорную казнь и далеко не сразу поверив в Его Воскресение во плоти и Вознесение на небо, наиболее открытая духу нового этапа космо-социо-ургии часть средиземноморского человечества начинает строительство новой культуры. И основные этапы этого строительства во многом реализуются в эстетической сфере. Начинается оно с бескомпромиссной борьбы с разгулом чувственных наслаждений, пандемически охватившим всё население ойкумены. ‹…› Позднеантичному культу тела, телесности, вещи, искусственного предмета, приоритету чувственных наслаждений христианство противопоставило наслаждения духовные, основывающиеся на новой системе ценностей, в которой человек, в частности, занял второе место после Бога, являясь Его образом и подобием в единстве духовного и телесного начал.
Греческое просвещение и христианство лежат в основании всей европейской цивилизации.
Европа может гордиться; с тех пор как она стала христианской, она всегда в глубине души считала аристократию слабостью – чаще всего простительной. Если вы не верите, выйдите за пределы христианства в другую среду. Сравните наши сословия с индийскими кастами. Там аристократия куда ужасней – она связана с умом, с ценностью. Там верят, что один касты действительно лучше других в священном и таинственном смысле. Христиане – даже самые испорченные и тёмные – никогда не считали, что в этом, духовном смысле маркиз лучше мясника. Даже самые странные христиане не считали, что принц застрахован от преисподней.
Учение Библии настолько глубоко пронизывает жизнь нашего общества, что было бы невозможно – в буквальном смысле этого слова – вообразить, какой была бы жизнь, если бы не было этого учения. И как общество, и как отдельные личности, мы бы утратили почти все моральные ориентиры, к которым с той или иной долей решимости стремимся.
Почти все те, чья жизнь стала вкладом в общую сумму достижений, которыми гордится наш народ и всё человечество, строили дело своей жизни прежде всего на Библии.
Христианство утвердило человеческую свободу и человеческое достоинство, наименовав человека не рабом, а «сыном», научив его взывать к небесному Отцу, любить Его и очищать себя через покаяние.
Церковь действует на особом поприще, отличном от поля деятельности государства. У неё своя территория – это верующая совесть, своя политика – оборона этой совести от греховных влечений. Но, воспитывая верующего для грядущего града, она постепенно обновляет и перестраивает и град, зде пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви – таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.
Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Апостол Павел писал в Послании галатам: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного (Гал. 3:28), а в Первом послании коринфянам: …все мы одним Духом крестились и, одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих (1 Кор. 12:13–14).
Правда, всем моим умственным и духовным развитием я был приведён не только к высокой оценке традиционной христианской мысли, но и к признанию абсолютной истинности Христова откровения; и я пришёл к убеждению, что все бедствия человечества имеют своим последним источником уже давно происшедший и всё углубляющийся отрыв его от христианской традиции и что, напротив, все лучшие и высшие упования человечества, разумно осмысленные, суть лишь выражения исконных требований христианской совести.
Ведь даже представители других религий и атеисты понимают, что идеи и подвиг христианства во многом определили судьбы развития мира – и не только там, где христианство является основной религией.
Прежде всего, европейская культура – личностная культура (в этом её универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура всё равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.
Законы всех цивилизованных стран основаны на заповедях Ветхого и Нового Завета. Ни одна страна не достигнет процветания, если в основе её законов не лежат эти вечные принципы, определяющие различие между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, принципы, служащие фундаментом гражданской и религиозной свободы. Прежде всего на страницах Библии мы находим самое совершенное руководство к жизни, какое только возможно. В Ветхом Завете ещё смутно, а в Новом – предельно ясно сияет Божья любовь – основание и источник обязанностей человека по отношению к Богу, к другим людям и к собственной душе. Тот, кто в повседневной жизни следует совершенному примеру Христа, не только сам станет примером, который никто не позволит себе презирать, но и наверняка обретёт вечную жизнь.
Не думаю, что культура Европы смогла бы выжить, если бы христианская вера полностью выродилась. Я убеждён в этом не только потому что христианин, но и потому что изучал социальную биологию. Если христианство будет жить, то будет жить и вся наша культура.
Я надеюсь, что в современной Польше христианство не исчерпало себя. Напротив, мне кажется, что в этом будущее человечества, потому что только благодаря христианству мы пережили и переживаем подъём цивилизации и культуры. Технические и научные достижения современного человечества – это ведь тоже во многом продукт христианской цивилизации. Такое освобождение человека, которое даёт христианство, где человек является Божьим сыном, даёт смелость и много свежих инноваций. Это даёт смелость индивидуальному мышлению. Именно поэтому я верю, что в христианстве заключается будущее.
Христианство – религия историков. Другие религиозные системы основывали свои верования и ритуалы на мифологии, почти не подвластной человеческому времени. У христиан священными книгами являются книги исторические, а их литургии отмечают – наряду с эпизодами земной жизни Бога – события из истории Церкви и святых.
Человек и человеческое, человеческая идея и человеческий образ имеют два истока в древнем мире, вечных истока – исток библейский и исток греческий. Там вырабатывался человек и возникал из первобытного хаоса. Человек имеет прежде всего иудейско-эллинские истоки. Но окончательно раскрывается человек и духовно становится на ноги, освобождается от власти низших природных стихий лишь в христианстве, лишь через Христа и христианское откровение. В личности Христа-Богочеловека человек окончательно стал существовать. И основная идея христианства о человеке есть идея реалистическая, а не символическая…
Там, где оборвано предание Христовой Церкви, человечество быстро скатывается к животному состоянию ‹…› Вместо веры, надежды, любви современный человек поставил превыше всего «независимость», формальный принцип «свободы», забыв о том, что содержательная и действительная свобода даётся только там, где есть дары Духа Святаго.
Свидетельством Его /Иисуса Христа – прим. сост./ важности, того влияния, которое Он имел на историю, и, по всей видимости, непостижимой загадки Его бытия, стало то, что ничья другая жизнь на этой планете не породила такого огромного объема произведений среди столь многих народов, на стольких языках. И поток этих произведений не оскудевает, а напротив, набирает силу.
Христианству было суждено явить миру идеального героя, который на протяжении восемнадцати веков освещал сердца людей, наполняя их вдохновенной любовью; который сумел повлиять на все без исключения эпохи, народы, темпераменты и обстоятельства, который не только являл собой высочайший образец добродетели, но был сильнейшим стимулом к следованию ей… Простое описание трёх коротких лет его активной жизни сделало больше для возрождения и смягчения человечества, чем изыскания философов и заклинания моралистов, вместе взятые.
Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе – вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы.
Я знаю людей, и я могу сказать вам, что Иисус Христос – это не просто человек. Его нельзя сравнить ни с кем из живших на земле. Александр Македонский, Цезарь и Карл Великий, как и я, основали империи. Но на чём держались все наши подвиги? На силе. Иисус Христос основал Свою империю на любви, и в любую минуту миллионы людей готовы умереть ради Него.
Надо быть верным безсмертию, этому другому имени жизни, надо быть верным Христу! Сегодня человек живёт не в природе, а в истории, и в нынешнем понимании она основана Христом, Евангелие есть её обоснование… Века и поколения только после Христа вздохнули свободно. Только после Него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгар работ, посвящённых преодолению смерти.
Он /Иисус Христос – прим. сост./ первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения ‹…› Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, – тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим.
В то время как языческий мир созерцал свое духовное крушение в лице мнимого человекобога – кесаря, бессильно корчившего божество, отдельные философские умы и верующие души ждали воплощения божественного Слова, или явления Мессии, Сына Божия и Царя Правды. Человекобог, хотя бы в лице всемирного владыки, есть только пустой обман, богочеловек мог открыть свою действительность и в образе странствующего раввина.
Историческое существование Христа, так же как и реальность Его характера, сохранённого в Евангелиях, не подлежит серьёзным сомнениям. Выдумать его не было никакой возможности, да и некому, и этот совершенно-исторический образ есть образ совершенного человека, но человека, не говорящего: я сделался богом, а говорящего: и рождён и послан от Бога, и я до создания мира был одно с Богом. Верить этому свидетельству нас заставляет разум, ибо историческое явление Христа, как богочеловека, неразрывно связано со всем мировым процессом, и с отрицанием этого явления падает смысл и целесообразность мироздания.
Всем, у кого есть исторический глаз, слух, вкус, обоняние, осязание, бесконечно вероятнее, что такое единственное в мире явление, как Христос, было в действительности, чем то, что оно измышлено, сотворено людьми из ничего, и что неизвестные хитрецы-обманщики или обманутые дураки создали нечто, столь же действительное, но неизмеримо более новое, преобразившее духовный мир человечества сильнее, чем система Коперника.
Культура – это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается. ‹…› Так что культура – это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собою. Величайшим деятелем связи был Христос.
Главным событием всемирной истории является тот переворот, при посредстве которого благороднейшие расы человечества перешли от древних религий, известных под общим неопределенным названием языческих, к религии, основанной на идее единого Божества, Троичности, воплощения Сына Божия. Для этого обращения потребовалось около тысячелетия. Новая религия употребила только на свою организацию по меньшей мере триста лет. Но исходной точкой переворота, о котором идёт речь, послужило событие, имевшее место в царствование Августа и Тиверия. В эту эпоху жил великий человек, который своей смелой инициативой и той преданностью, какую Он сумел внушить к себе, создал и самый объект, и исходную точку будущей веры человечества.
Иисус Христос – самая выдающаяся личность всех времен. Никто другой из учителей мировых религий – еврейской, христианской, буддийской, мусульманской – не оставался в веках в качестве учителя, чьи слова до сих пор служат путеводной звездой в нашем мире. Другие учителя могут научить восточного человека, западного или араба каким-то основам, но каждое слово и поступок Иисуса обладает непреходящей ценностью для любого из нас. Он стал Светом Мира. Почему мне, еврею, не гордиться этим?
Когда В. Скотт лежал на смертном одре, то сказал сыну: «Дай мне Книгу!» – «Какую, отец?» – Умирающий приподнялся и сказал: «Дитя моё, есть только одна книга – это Библия!» – то было его последнее слово.
Есть книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга безсмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги.
Известно, что всё образование новых европейских народов и их литератур началось и развивалось под сению христианства. Священное Писание, сие живое слово живого Бога, было для них всем: и первой учебной книгой, и первым кодексом законов, и, наконец, первым источником творческого одушевления, первым образцом литературного совершенства.
Иногда всё «слово» данной культуры вмещается в одной книге. Есть культура одной книги. Христианское средневековье исходит из Библии и ею почти исчерпывается. Отсюда огромное значение «Евангелия в истории» именно как книги, как литературного факта.
Недавно я писал текст для выступления на Европейском съезде писателей на тему «О чём пишет Европа». Я сказал, что европейскую цивилизацию построили литературные герои: без Гамлета, Дон-Кихота, Гулливера её не представить. Считать Евангелие литературным текстом было бы не вполне корректно. Но лучшего литературного текста не существует. В каком-то смысле Христос был первым литературным героем для Европы, а впоследствии и для мира.