Предприниматели

Важнее всего – вера в себя и в собственные силы.

Энне Бурда

Великая вдова. Николь Клико

Николь родилась в богатой семье реймского мэра и текстильного промышленника мсье Понсардена 16 декабря 1777 года. Девочка получила отличное по тем временам образование дома.

В 21 год Николь вышла замуж за Франсуа Клико, владельца успешного винодельного бизнеса, который умер в 1805 г., оставив молодой вдове солидное наследство: фамильный замок, гектары виноградников и бизнес. Вероятно, между супругами были хорошие отношения, поскольку Франсуа с удовольствием открывал жене тонкости производства шипучего вина. Похоронив мужа, мадам Клико, ни секунды не колеблясь, взяла бизнес в свои не по-женски крепкие руки. В начале XIX в., когда уделом женщины считалась семья, французы решили, что Николь Клико сошла с ума, но бизнес-леди не интересовали чужие мнения – ей хватало своих забот.

Бизнес-леди окружила себя штатом преданных помощников, готовых работать в режиме нон-стоп, и сама не расслаблялась ни на секунду, лично контролируя каждый этап производства. Ее интересовали все детали – температура и освещение в подвалах, состав почвы виноградников, форма бутылок.

Бизнес не шел гладко. Периодически возникали проблемы: то Наполеон напал на Российскую империю, и Николь чуть было не лишилась любимых клиентов, то на виноградниках обнаружили вредительницу филлоксеру, то вмешивались конкуренты. Проблемы только раззадоривали Николь и заставляли искать новые пути развития бизнеса. Ради спасения своего дела она готова была на самые отчаянные поступки, например, однажды ей пришлось продать свои семейные драгоценности.

Клико успешно покорила рынок Российской империи. Держать в подвале годовой запас «Вдовы Клико» считалось правилом хорошего тона для любой состоятельной семьи. Даже когда началась война с Наполеоном, поставки шампанского не прекращались, хотя доставка и осуществлялась в крайне сложных условиях. И война не могла помешать планам несокрушимой мадам. Надо сказать, что ее бесшабашность окупалась – дела Николь Клико шли в гору.

Николь оказалась не только прекрасным предпринимателем, но и талантливым изобретателем. В то время все шампанское было мутным из-за осадка. Клико изобрела технологию ремюажа. Бутылки с шампанским устанавливали горлышком вниз под наклоном в специальные отверстия на столе. Ежедневно каждую бутылку слегка поворачивали, чтобы осадок перемещался на пробку, не оставаясь ни на стенках бутылки, ни в вине. Бутылку, в горлышке которой накопился осадок, замораживали и откупоривали. Осадок вылетал, а в бутылку доливалось вино. Благодаря этой технологии шампанское мадам Клико становилось прозрачным.

Однажды Клико зашла в винную лавку и не сразу заметила на полках свои бутылки с вином. После этого все спиртное от мадам Клико выпускалось с фирменной ярко-желтой этикеткой, которая сразу бросалась в глаза.

Эмблему дома Клико мадам сочинила в память о своем первом морском путешествии в Россию: якорь, на фоне которого соединялись первые буквы фамилий ее семьи и семьи супруга.

Клико была потрясающим менеджером. В погоне за результатом она никогда не забывала о людях, щедро поощряя их. Отличившихся сотрудников награждали премиями. Также мадам Клико называла подвалы для хранения шампанского в честь самых трудолюбивых работников своей компании. Отправляя подчиненных в командировку, она обязательно снабжала их алкоголем самого высшего качества и книгами. Например, ее любимый управляющий Луи Бонэ перед одним из путешествий получил 18 бутылок красного вина, 5 бутылок отменного коньяка и 6 томов «Дон Кихота».

Николь Клико прожила долгую жизнь – 89 лет. До самой смерти она продолжала руководить своим бизнесом. Своим преемником она избрала… самого достойного, по ее мнению, подчиненного, решительно отбросив кандидатуры своих многочисленных родственников.

И сегодня империя мадам Клико, несмотря на немыслимую конкуренцию, продолжает процветать.

Во Франции госпожу Клико называют Великой Дамой, поэтому знаменитый брют ее компании называется именно «Grande Dame», а на его этикетке красуется портрет Николь. Выдержка этого брюта должна быть не менее 10 лет, в течение которых процесс переворачивания бутылок и извлечения осадка до сих пор проводится вручную – как дань уважения таланту и изобретательности Николь Клико.

Миллионерша из трущоб. Си Джей Уокер

История первой миллионерши начинается грустно. Сара Бридлав родилась в многодетной семье рабов, однако благодаря принятой незадолго до этого Прокламации об освобождении рабов, она была свободной. Об образовании девочка и не мечтала, поскольку в семь лет осталась сиротой и переехала жить в семью старшей сестры, где превратилась в прислугу. В 14 лет она сбежала от сестры и вышла замуж, в 17 лет родила дочь А’Лелию, а в 20 стала вдовой.

Идея заниматься развитием линии товаров для волос возникла у Сары не на пустом месте. После непростых испытаний, выпавших на ее долю, у нее начались проблемы с волосами (возможно, сказалось влияние вредных веществ, с которыми Саре приходилось иметь дело, когда она работала в прачечной). Кроме того, три ее брата были парикмахерами, одно время она жила у них, и вполне возможно, что именно благодаря им была знакома с проблемными волосами чернокожего населения. Так или иначе, Сара начала экспериментировать с аптечными препаратами. Ей удалось разработать косметические средства, которые сделали ее волосы роскошными. До Сары никому в голову не приходило разработать косметику именно для чернокожих. Изготовленные ею средства оказались эффективными, и ее слава начала расти. Все больше и больше людей обращались к бывшей прачке за помощью.

Сара Бридлав переехала в Колорадо и во второй раз вышла замуж – за афроамериканца Чарльза Уокера, который был сотрудником сети по распространению газет. Сара взяла фамилию мужа и стала Си Джей Уокер. Ее муж был не понаслышке знаком с сетевым маркетингом, и Сара применила этот метод к своему бизнесу. У нее появилось свое предприятие под названием Madame C. J. Walker Manufacturing Company, и вместе с мужем она создала сеть по продаже своих косметических средств через агентов.

Сара путешествовала по стране с лекциями о культуре ухода за волосами, а также предлагала чернокожим женщинам организовать свой бизнес, став агентами по продаже ее косметики. Мадам Уокер старалась внушить афроамериканкам мысль, что они должны ухаживать за собой. Она призывала их идти в бизнес и зарабатывать нормальные деньги, а не убиваться, работая прачками, уборщицами и сельхозрабочими.

У агентов Сары была специальная униформа – белая рубашка, черная юбка, а за спиной – черный ранец. Агенты Уокер предлагали бальзам и масло для волос, средство от псориаза, декоративную косметику именно для темной кожи, а также металлические гребешки, которые надо было нагреть перед расчесыванием, чтобы выпрямить волосы. Прямые волосы, как у белых женщин, были в то время очень модными.

Бизнес Сары развивался стремительными темпами. Она открыла школу по уходу за волосами, построила фабрику для производства косметики. В 1917 г. у нее в штате было 20 тыс. сотрудниц.

Дабы вдохновить своих работников, Си Джей Уокер специально демонстрировала высокий уровень жизни. Она купила огромную 20-комнатную виллу, где были золотое пианино и орган, посещала самые дорогие рестораны и клубы, обвешивалась драгоценностями, одевалась по последней моде, водила автомобиль.

Сара не забыла о своем тяжелом детстве и занималась благотворительностью. Она помогала школам и приютам для чернокожих, содержала школы для афроамериканских девушек, финансировала борьбу с линчеванием, оставила свой дом в Гарлеме Национальной ассоциации прогресса цветного населения, а две трети всего капитала пожертвовала на благотворительность.

Сара Бридлав умерла в 51 год от инсульта. Бизнес мадам Уокер продолжила ее дочь А’Лелия, которая, однако, не смогла справиться с ударом Великой депрессии в 1929 году. Торговая марка погибла, но вдохновляющая легенда о «миллионерше из трущоб» продолжает жить.

Женщина-смерч. Элена Рубинштейн

Хая Рубинштейн родилась 25 декабря 1872 г. в Кракове в многодетной семье еврея-предпринимателя. Отец мечтал, чтобы трудолюбивая и умная Хая унаследовала его бизнес. За властный и напористый характер девочку прозвали в семье ястребком. Неожиданно для всех она отказалась учиться. Отец решил наказать своевольную дочь и выдать ее в 18 лет замуж. Хая сбежала из дома в Австралию, где жил ее дядя-фермер. На корабле она зарегистрировалась как Элена Рубинштейн, и имя Хая было забыто навсегда. В Австралию Элена везла с собой среди скудных пожитков 12 баночек чудодейственного крема. Ее мама с детства внушала дочерям, что красота позволяет женщинам самим определять свою судьбу.

Первые месяцы в Австралии были невеселыми для девушки. Элена не покладая рук работала официанткой и откладывала каждую копейку. Австралийский жаркий климат был беспощаден к коже. Крем же, который Элена привезла из дома, сохранял кожу белоснежной. Австралийки заинтересовались, как Элена сохраняет свою красоту, и выход из бедственного положения вскоре был найден. Девушка срочно заказала в Польше новую партию крема, одолжила денег и открыла в Мельбурне салон красоты. Там можно было не только приобрести чудодейственный крем, защищающий от солнца, но и получить консультацию по уходу за кожей. В 20 лет Элена Рубинштейн уже была богатой женщиной.

Элена выписала к себе автора крема и вместе с ним создала новую серию косметики. Недаром ее называют родоначальницей современной косметологии. Ей приписывают изобретение крема с витаминами, средства для глубокого очищения кожи, футлярчика для туши и водостойкой туши.

Создавая свое королевство красоты, Элена и не думала о личной жизни. В 30 лет ей сделал предложение руки, сердца и совместного ведения бизнеса привлекательный путешественник и литератор Эдвард Титус. Девушка была не готова к такому повороту и сбежала покорять Европу, а заодно спряталась от жениха. Впрочем, Эдвард нашел ее и там, и тогда-то Элена неожиданно дала согласие на брак.

Лондон и Париж были покорены Эленой без боя. В столицах раньше не было салонов красоты, а новость о великолепных кремах Рубинштейн распространялась очень быстро.

В 1911 г. в предместье Парижа была открыта фабрика, которая производила эксклюзивные фирменные упаковки и удивительные флаконы (их эскизы разрабатывал сам Сальвадор Дали).

Бизнес Элены разрастался, но она стремилась все контролировать сама.

Подчиненные боялись Рубинштейн за ее бескомпромиссность и деспотизм. Ее девиз «Или по-моему, или никак» не оставлял выбора. Также Элена умела считать каждую копейку, понятие «оставить на чай» было ей незнакомо: она всегда торговалась до последнего и никогда не ела в ресторанах, считая это напрасной тратой денег. Персоналу ее салонов приходилось нелегко – их часто штрафовали и пытались урезать зарплату. За глаза ее называли женщиной-смерчем.

Единственное, что Элена покупала, не экономя, – произведения искусства. На нее работали консультанты, помогавшие находить и приобретать антиквариат.

Кстати, Элена и сама любила позировать художникам. В ее доме хранилась коллекция из 27 ее портретов, авторами которых были лучшие живописцы – Кристиан Берар, Сальвадор Дали, Грэхем Сазерленд.

Во время Первой мировой войны Элена с семьей сбежала в Америку. Американки поразили Рубинштейн ужасной некачественной пудрой, которой обильно посыпали себя. Ее «Дворец Косметики» в Нью-Йорке стал открытием для американок. Вскоре салоны мадам Элены были открыты во всех крупных городах США.

В Америке Элена ввела очередное ноу-хау – «день красоты». За внушительную сумму клиентка целый день проводила в салоне красоты, где ею занимались профессиональные косметологи, диетологи, массажисты, визажисты и тренеры.

На мужа у Элены не было времени. Каким образом она умудрилась родить от него двух сыновей, непонятно. Титус начал ей изменять и вскоре потребовал развода. Спустя восемь лет после развода Элена Рубинштейн вышла замуж вторично. Ее избранником стал принц Арчил Гоурелли-Чокония, который был моложе ее на 23 года. В брачном контракте указывалось, что, если Элена переживет супруга, все его состояние перейдет к ней. Хотя все смеялись над этим пунктом, но Элена оказалась в выигрыше. Она пережила своего мужа.

После смерти Арчила Элена с головой ушла в работу, весьма преуспев в этом: когда 1 апреля 1965 г. она умерла от инсульта, ее империя оценивалась в 100 млн долларов.

В 1988 г. торговая марка Helena Rubinshtein (сокращенно – HR) вошла в состав LOreal, одной из самых популярных косметических компаний в мире.

Империя красоты Эсте Лаудер

Жозефина Эстер Мензер родилась 1 июля 1908 г. в Нью-Йорке в многодетной семье бедных иммигрантов. Хотя девочка мечтала стать актрисой, ей приходилось параллельно с учебой в школе вместе с братьями и сестрами трудиться в магазине отца. Большая семья едва сводила концы с концами.

Судьбу будущей королевы красоты определил случай. В Нью-Йорк переехал ее дядя Джон Шоц, химик по профессии. Он зарабатывал на жизнь тем, что производил кремы для женщин и продавал их. Эстер часами просиживала в лаборатории Шоца, наблюдая за процессом создания кремов и бальзамов. Джон делился с племянницей тайнами своего ремесла и учил ее правильно ухаживать за лицом. Этот бизнес настолько увлек девушку, что после окончания школы она занялась распространением дядиной косметики. Девушка душой и сердцем любила свою продукцию, к тому же она умела продавать, поэтому не удивительно, что кремы разлетались.

Загрузка...