(1404–1472) – итальянский архитектор, теоретик искусства и ученый эпохи Раннего Возрождения.
Родился в Генуе. Был внебрачным сыном знатного флорентийца, изгнанного из Флоренции политическими противниками. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем, после смерти отца в 1421 г., в Болонье у Франческо Филельфо и в университете. По окончании университета стал доктором канонического и гражданского права. В 1432 г. Альберти стал секретарем папской канцелярии в Риме и занимал эту должность до 1464 г.
В 1432–1434 гг. он живет в Риме, где изучает памятники античного зодчества, а также теорию живописи и картографию. В 30-х гг. он создал «Описание города Рима» и составил его первую топографическую карту. В последующие десять лет Альберти в свите Папы посещал Феррару, Болонью, долгое время жил во Флоренции, где общался с Брунеллески, Донателло и Гиберти.
И все же его главным призванием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, Альберти хотел вернуться к классическому стилю, его четким геометрическим формам, строгой планировке зданий, стенам с ордером и сдержанному оформлению. Но с другой стороны, в творчестве этого зодчего было немало необычного, обращенного в будущее.
После смерти Брунеллески в 1446 г. Альберти оказался ведущим архитектором. В палаццо Ручеллаи во Флоренции, построенном в 1446–1451 гг. Б. Росселлино по проекту Альберти, он использовал античную ордерную систему: фасад расчленен тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Общая композиция здания традиционна, зато фасадная (передняя) стена приобрела новые черты. По заказу Ручеллаи Альберти выполняет проект перестройки фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Первоначальные работы по отделке фасада были незавершены, и Альберти пришлось совмещать старые и новые элементы: в результате получилась своеобразная классическая переделка образцов проторенессансного стиля. Работы по отделке велись между 1456 и 1470 гг.
В 1447 г. Альберти по заказу Сиджизмондо Малатесты выполняет проект храма Сан Франческо в Римини. Работы по строительству, завершенные к 1468 г., осуществляет Маттео де Пасти – медальер, скульптор и художник. Собор Сан Франческо («храм Малатеста») обладает кристальной чистотой форм, снаружи облицован плитами белого мрамора, боковые фасады прорезаны глубокими полукруглыми нишами; внутри храм сверкает белоснежным мрамором.
Важным этапом в освоении античного наследия архитекторами Возрождения стали работы Альберти в Мантуе – заказанная Гонзага церковь Сан Себастьяно (ее проект был закончен в 1460 г.), и построенная в 1472–1494 гг. церковь Сайт Андреа. Постройки Альберти оформлены системой большого ордера (колонны и пилястры располагаются по всей поверхности фасада от низа до верха), которой принадлежало будущее в творчестве Микеланджело и Палладио. Альберти в своей системе пропорций следует «золотому сечению»[1] – известному с глубокой древности математическому соотношению размеров архитектурных элементов.
Альберти был исключительно разносторонним человеком, одинаково преуспевшим как в гуманитарных, так и в точных науках. Он занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его одинаково интересовала и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, составлял трактаты о выведении ценных пород лошадей, тайнах женского туалета, шифрах графологии. «Скажи мне, чего не знал этот человек?» – начертал на полях рукописи Альберти один из его современников. По многогранности деятельности и интересов Альберти – идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь с Леонардо да Винчи.
Однако прежде всего Альберти известен как выдающийся теоретик искусства и архитектуры. В своих теоретических трактатах «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (1450, опубликован в 1485) он обобщил опыт своих современников в области изучения античного наследия.